• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья по теме Актуальность использования цифровых образовательных ресурсов на уроке музыки. Из опыта работы

Статья по теме Актуальность использования цифровых образовательных ресурсов на уроке музыки. Из опыта работы

В статье рассматривается актуальность использования цифровых образовательных ресурсов на уроке музыки как условие для формирования практических навыков анализа информации и интереса к различным ее источникам, самообучения, как условие формирования опыта самоорганизации, активного участия самих школьников в процессе приобретения знаний, формирования универсальных учебных действий. В статье также  рассматриваются виды цифровых образовательных ресурсов и возможности их использования на всех этапах ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актуальность использования цифровых образовательных ресурсов на уроке музыки. Из опыта работы.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» поставлена задача обеспечения единства государственного образовательного пространства, решить которую предполагается за счет совершенствования существующих и формирования недостающих элементов информационной инфраструктуры сферы образования. Наиболее перспективными в этом качестве видятся цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), под которыми понимается доступная в цифровом виде совокупность данных, используемая в учебном процессе как единое целое.

ИКТ, ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации обучающихся.


Цифровые образовательные ресурсы представляет собой хранилище цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), предназначенных для преподавания и изучения учебных дисциплин в учреждениях общего образования. Ресурсы Коллекции могут использовать все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельной работе, методисты, разработчики учебно-методических материалов, работники органов управления образованием, родители.


Рассмотрим виды цифровых образовательных ресурсов:

  1. Электронные учебники на CD дисках

  2. Базы цифровых образовательных ресурсов в с сети Интернет (представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса)

  3. Апробированные авторские методики по использованию ЦОРов в образовательной деятельности.

  4. Список образовательных ресурсов сети Интернет (наиболее часто сайты и порталы).

Источники ЦОР

Статья по теме Актуальность использования цифровых образовательных ресурсов на уроке музыки. Из опыта работы



Использование ЦОР открывает новые перспективы для развивающего обучения, создает принципиально новые возможности для формирования учебной самостоятельности школьников. Использование ЦОР позволяет максимально активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию активности, инициативности, самостоятельности. Создает условия для формирования практических навыков анализа информации и интереса к различным ее источникам, самообучения, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации, активного участия самих школьников в процессе приобретения знаний, формирования универсальных учебных действий.

Набор цифровых образовательных ресурсов можно использовать на всех этапах обучения по предмету Музыка: при целеполаганиии (совместного, осознанного), предъявлении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков, что позволяет организовать учебный процесс на основе активного внедрения ЦОР. Многопланов спектр целей использования ЦОР и создания новых: технологичность и функциональность; комплексное воздействие на стадии презентации-восприятия; виртуальная сопричастность личностным ценностям (на основе собственных видео-фотоматериалов); воспроизводимость (банк, виртуальный каталог) и т.д. За время моей работы с ЦОР выявлена следующая закономерность: уменьшается доля индивидуальных (учителя) и выполненных по заданию учителя проектов, и увеличивается доля совместных, самостоятельных (групповых).

Цифровые образовательные ресурсы я использую как комплекс средств обучения, в которые входят:

презентации: информационные, комбинированные, текстовые, диагностические, дидактические и т.д.

видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты исполнения музыкальных произведений для создания эффекта сопричастности учащихся к созданию музыкальных образов, фрагменты народных праздников (слайд);
анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы (слайд);
синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения разных жанров и направлений; тематические рисунки, нотная графика, произведения изобразительного искусства (слайд);
дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса (слайд);
звуковые и видеофонограммы музыкальных произведений, а также песен («минусовки» и «плюсовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов. Отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения);
творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.

  1. Электронные музыкальные энциклопедии: Кирилла и Мефодия, История искусства, энциклопедия Классической музыки, энциклопедия МХК.

Это группа программ, каждая из которых уникальна сама по себе. Наиболее интересными являются «Энциклопедия классической музыки» (Интерактивный мир), «История искусства» (Кирилл и Мефодий). Эти два программных продукта вполне могут использоваться совместно, дополняя друг друга.
«Энциклопедия классической музыки» - занимательно-познавательная программа, включающая в себя словарь музыкальных терминов, биографию большого числа композиторов, информацию об исполнителях, музыкальных произведениях. Также она содержит множество музыкальных иллюстраций, аудио- и видеофрагментов, анимационные ролики, мультимедиа-экскурсию по музыке стран мира, а также интерактивную викторину, позволяющую каждому проверить свои знания. В доступной занимательной форме представлены сведения о принципе строения и звучании музыкальных инструментов.
Не менее интересна «История искусства» (Кирилл и Мефодий), которая:

  • принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения;

  • представляет ученику широкие возможности для реализации творческих способностей и эффективного усвоения изучаемого материала;

  • содержит большое количество статей об исполнителях и композиторах, словарь терминов, аудио- и видеофрагменты, иллюстрации, экскурсии по стилям и направлениям;

  • содержит диагностические интерактивные материалы, примерные темы исследовательских заданий для учащихся;

  • аудио - визуальное представление материала наряду с интерактивными формами обучения обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом, эмоциональном уровне.


Применение материалов из электронных музыкальных энциклопедий упрощает учителю подготовку к урокам, позволяет наполнить их мультимедиа-содержанием, тем самым, оптимизируя, обогащая урок музыки, повышая эффективность работы со школьниками.

В заключение хотелось бы отметить, что на наш взгляд, полноценное

внедрение ЦОР с их встраиванием в учебный процесс позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по предмету.

При этом станет возможным осуществление постоянного и многовариантного мониторинга успеваемости.



© 2010-2022