- Преподавателю
- Музыка
- Интегрированный урок по русскому языку, музыке и чтению
Интегрированный урок по русскому языку, музыке и чтению
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кучер М.Ю. |
Дата | 25.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок по русскому языку, музыке и чтению
ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Урок
Тема: Части речи в русском языке
Цель:
- научить учащихся различать самостоятельные и служебные части речи; показать, как работают служебные части речи;
развивать воображение и словарный запас учащихся;
воспитывать аккуратность, любовь к родному языку, творчество.
-развивать восприятие красоты зимней природы через знакомство с творчеством поэтов и музыкантов;
-воспитывать эстетическую культуру (любовь к родной природе, любовь к классической музыке.
- развитие умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними.
П - повышенный уровень
М - максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Орг. Момент:
Ι. Актуализация знаний.
Начинается урок он
пойдет ребятам впрок. Будем грамотно писать,на вопросы отвечать. Улыбнитесь мне и друг другу и в хорошем настроении мы начинаем наш урок.
_ Откройте тетрадь.
- Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
- Какую запись должны сделать дальше?
-
Напишите слова «Классная работа».
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставай,
Слушай, не перебивай.
Говори четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.
В стране родного языка
Не все известно нам пока,
Но путешествовать начнем
И сами до всего дойдем.
3 4
-
Минутка чистописания.
Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.
- Какой звук вы слышали чаще всего? (Звук [ з ])
- Охарактеризуйте его. (Согласный, звонкий парный)
- Какой буквой обозначается? (Буквой З)
- Пропишем заглавную и строчную букву З (Показ слайда № 1)
2. Словарная работа.
Игра «Фотоглаз»
-
Ребята, положите ручки. На экране вы видите слова. Сфотографируйте их глазками, запомните написание этих слов. Запишите слова в тетрадь через запятую.
Словарь: иней, декабрь, мороз, январь, ветер, праздник.(Слайд №2)
-
Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями, оцените работу.
-
Лексическое значение слова иней.
2. Введение в тему урока.
-
Как связаны эти слова по смыслу? (С темой «Зима») (Слайд №3 репродукция картины И.Шишкина «Зима»)
-
Составьте предложения на тему «Зима», используя эти слова.
-
Попробуйте составить распространенное предложение, используя только эти слова.
-
Почему не получилось? (Только существительные, нет других частей речи).
-
-
-
-
-
Какие части речи вы знаете?
-
Что вы о них знаете?
-
-
-
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
1 3 3
1. Работа в группах. Каждая группа получает задание: распределить слова по столбикам, составить из этих слов предложение и записать в тетрадь
Имя существительное
Название предмета
(кто?что?)
Имя прилагательное
Признак предмета
(какой? Какая? Какое? Какие?)
Глагол
Действие предмета
(что делать? Что сделать?)
1 группа: В декабре дует холодный ветер.
2 группа: На деревьях блестит белый иней.
3 группа: По небу плывут тяжёлые тучи.
4 группа: В декабре отмечают Новый год.
5 группа: За окном падает пушистый снег.
6 группа: На улице дует холодный ветер.
-
Представители от групп прочтите свои предложения и назовите слова, которые вы внесли в таблицу.
2. Формулирование темы и цели урока.
-
Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Части речи)
-
Прочитайте название раздела ( стр. 144). Что мы изучаем в этом разделе?
- Сформулируйте цель урока. (Узнать, какие бывают части речи, и научиться их определять в предложении.)
-
Какие слова вы не выписали? Можно ли их назвать словами? Можно ли к ним задать вопрос? А можно ли без них обойтись, нужны ли они в языке?
-
Что мы сейчас делали? (Поставили проблему. Предлоги с одной стороны нужны, а с другой стороны к ним нельзя задать вопрос. Надо разобраться.)
-
Ваши предложения? (Выделить такие вспомогательные слова в отдельную группу).
-
В предверии Нового года для вас приготовлен такой замечательный торт. Рассмотрим его.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Физминутка
-
Я называю слова, если это имя существительное, вы поднимаете руки вверх, имя прилагательное - руки в стороны, глагол - приседаете.
Снежинка, ледяной, воет, на, праздничный, год, зима, весёлый, радостный, и, встречать, отдыхать.
ΙII. Открытие новых знаний.
3 4Работа с определением и схемой.
стр. 146-147. (Слайд №4)
- На какие две группы разделены все слова в русском языке?
- Сколько самостоятельных частей речи вы видите?
- Какие знакомые служебные части речи вы видите, кроме предлога?
- Чем различаются самостоятельные и служебные части речи? (Нельзя задать вопрос)
- Обратите внимание у каждой части речи есть свои признаки это слои нашего торта? Какие? (Что обозначает часть речи, вопрос, грамматические признаки частей речи, роль в предложении)
- Посмотрите сколько нового и интересного мы узнаем о каждой части речи.
-
Правило стр. 148.
Вывод. В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
ΙV. Развитие умений - применение знания.
1 3 5 3 4
Наблюдение за частями речи. (Слайд № 5)
- Как вы понимаете, деление слов на части речи - это закон языка? (Все слова в русском языке относятся к какой-то группе, это обязательно должно быть в языке.)
Сегодня на уроке мы говорим о замечательном времени года - зиме и как одно и тоже явление природы изобразили поэты и музыканты.
Зимой природа так красива! Все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые снежные одежды:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
(А. С. Пушкин)
У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года». Эти концерты имеют названия: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Каждый концерт состоит из трех частей. Давайте послушаем одну из частей другого концерта - «Зима». Какая зима видится вам при звуках этой музыки? (Звучит вторая часть концерта.)
Д е т и. Красивая, сверкают снежинки.
П е д а г о г. А какая музыка по характеру?
Д е т и. Нежная, светлая.
П е д а г о г. Да. В оркестре слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне тепло, нежно, задушевно поют скрипки. (Звучит фрагмент.) У русского поэта Сергея Есенина есть стихотворение, в котором с нежностью, любовью, восхищением говорится о русской березке зимой. Когда слушаешь эту часть концерта А. Вивальди, вспоминаешь строки:
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать характер музыкальных произведений, имеющих близкие названия.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали одну из частей концерта А. Вивальди «Зима». Какая музыка по настроению? (Звучит фрагмент.)
Д е т и. Нежная, светлая, красивая, словно снежинки мелькают на солнце.
П е д а г о г. Эта музыка написана для оркестра и солирующей скрипки.
- Послушайте строки.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
-Кто автор этих великих строк? (А.А. Фет)
-
Распределите все слова на две группы: самостоятельные чисти речи и служебные части речи.
Самостоятельные части речи: колючий, светло-синий, ветви, развешан, иней, погляди, ты.
Служебные части речи: не, по, хоть.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Итог урока.
4 4
-
Какие части речи вы знаете?
-
Кто понял тему очень хорошо поднимите синие квадратики, кто еще затрудняется - розовые.
-
На следующем уроке мы продолжим работу над этой темой и подробнее поговорим о самостоятельных и служебных частях речи.
VI. Домашнее задание.
1. Правило стр. 146-147 стр. 148, упр. 4. (Слайд № 6)
2. Прийти на урок в хорошем настроении, готовыми получать новые знания!
Деятельность учеников:
-
Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.
-
Определять грамматические признаки имён существительных.
-
Определять начальную форму имени существительного.
-
Наблюдать за использованием имён существительных в речи.
9