Интегрированный урок по русскому языку, музыке и чтению

Интегрированный урок  русского языка, музыки и чтения  в 3 классе на тему: «Части речи» способствует формированию умения распознавать части речи, развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости, содействует воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности, воспитывает уважительное, бережное и заинтересованное отношение к русскому языку.          Урок направлен на формирование умения сравнивать поэтические и музыкальные произ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по русскому языку, музыке и чтению

ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Урок

Тема: Части речи в русском языке

Цель:

- научить учащихся различать самостоятельные и служебные части речи; показать, как работают служебные части речи;

развивать воображение и словарный запас учащихся;

воспитывать аккуратность, любовь к родному языку, творчество.

-развивать восприятие красоты зимней природы через знакомство с творчеством поэтов и музыкантов;

-воспитывать эстетическую культуру (любовь к родной природе, любовь к классической музыке.

- развитие умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними.

П - повышенный уровень

М - максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Орг. Момент:



Ι. Актуализация знаний.



Начинается урок он

пойдет ребятам впрок. Будем грамотно писать,на вопросы отвечать. Улыбнитесь мне и друг другу и в хорошем настроении мы начинаем наш урок.


_ Откройте тетрадь.

- Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

- Какую запись должны сделать дальше?

  • Напишите слова «Классная работа».

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставай,

Слушай, не перебивай.


Говори четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если хочешь отвечать

Надо руку поднимать.

В стране родного языка

Не все известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

3 4

  1. Минутка чистописания.

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

- Какой звук вы слышали чаще всего? (Звук [ з ])

- Охарактеризуйте его. (Согласный, звонкий парный)

- Какой буквой обозначается? (Буквой З)

- Пропишем заглавную и строчную букву З (Показ слайда № 1)

2. Словарная работа.

Игра «Фотоглаз»

  • Ребята, положите ручки. На экране вы видите слова. Сфотографируйте их глазками, запомните написание этих слов. Запишите слова в тетрадь через запятую.

Словарь: иней, декабрь, мороз, январь, ветер, праздник.(Слайд №2)

  • Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями, оцените работу.

  • Лексическое значение слова иней.

2. Введение в тему урока.

  • Как связаны эти слова по смыслу? (С темой «Зима») (Слайд №3 репродукция картины И.Шишкина «Зима»)

    • Составьте предложения на тему «Зима», используя эти слова.

    • Попробуйте составить распространенное предложение, используя только эти слова.

    • Почему не получилось? (Только существительные, нет других частей речи).

        • Какие части речи вы знаете?

        • Что вы о них знаете?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.


1 3 3

1. Работа в группах. Каждая группа получает задание: распределить слова по столбикам, составить из этих слов предложение и записать в тетрадь

Имя существительное

Название предмета

(кто?что?)

Имя прилагательное

Признак предмета

(какой? Какая? Какое? Какие?)

Глагол

Действие предмета

(что делать? Что сделать?)


1 группа: В декабре дует холодный ветер.

2 группа: На деревьях блестит белый иней.

3 группа: По небу плывут тяжёлые тучи.

4 группа: В декабре отмечают Новый год.

5 группа: За окном падает пушистый снег.

6 группа: На улице дует холодный ветер.

  • Представители от групп прочтите свои предложения и назовите слова, которые вы внесли в таблицу.

2. Формулирование темы и цели урока.

  • Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Части речи)

  • Прочитайте название раздела ( стр. 144). Что мы изучаем в этом разделе?

- Сформулируйте цель урока. (Узнать, какие бывают части речи, и научиться их определять в предложении.)

  • Какие слова вы не выписали? Можно ли их назвать словами? Можно ли к ним задать вопрос? А можно ли без них обойтись, нужны ли они в языке?

  • Что мы сейчас делали? (Поставили проблему. Предлоги с одной стороны нужны, а с другой стороны к ним нельзя задать вопрос. Надо разобраться.)

  • Ваши предложения? (Выделить такие вспомогательные слова в отдельную группу).

  • В предверии Нового года для вас приготовлен такой замечательный торт. Рассмотрим его.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Физминутка

  • Я называю слова, если это имя существительное, вы поднимаете руки вверх, имя прилагательное - руки в стороны, глагол - приседаете.

Снежинка, ледяной, воет, на, праздничный, год, зима, весёлый, радостный, и, встречать, отдыхать.

ΙII. Открытие новых знаний.

3 4Работа с определением и схемой.

стр. 146-147. (Слайд №4)

- На какие две группы разделены все слова в русском языке?

- Сколько самостоятельных частей речи вы видите?

- Какие знакомые служебные части речи вы видите, кроме предлога?

- Чем различаются самостоятельные и служебные части речи? (Нельзя задать вопрос)

- Обратите внимание у каждой части речи есть свои признаки это слои нашего торта? Какие? (Что обозначает часть речи, вопрос, грамматические признаки частей речи, роль в предложении)

- Посмотрите сколько нового и интересного мы узнаем о каждой части речи.

  1. Правило стр. 148.

Вывод. В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.


ΙV. Развитие умений - применение знания.

1 3 5 3 4

Наблюдение за частями речи. (Слайд № 5)

- Как вы понимаете, деление слов на части речи - это закон языка? (Все слова в русском языке относятся к какой-то группе, это обязательно должно быть в языке.)

Сегодня на уроке мы говорим о замечательном времени года - зиме и как одно и тоже явление природы изобразили поэты и музыканты.

Зимой природа так красива! Все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые снежные одежды:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
(А. С. Пушкин)

У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года». Эти концерты имеют названия: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Каждый концерт состоит из трех частей. Давайте послушаем одну из частей другого концерта - «Зима». Какая зима видится вам при звуках этой музыки? (Звучит вторая часть концерта.)

Д е т и. Красивая, сверкают снежинки.

П е д а г о г. А какая музыка по характеру?

Д е т и. Нежная, светлая.

П е д а г о г. Да. В оркестре слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне тепло, нежно, задушевно поют скрипки. (Звучит фрагмент.) У русского поэта Сергея Есенина есть стихотворение, в котором с нежностью, любовью, восхищением говорится о русской березке зимой. Когда слушаешь эту часть концерта А. Вивальди, вспоминаешь строки:

Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать характер музыкальных произведений, имеющих близкие названия.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали одну из частей концерта А. Вивальди «Зима». Какая музыка по настроению? (Звучит фрагмент.)

Д е т и. Нежная, светлая, красивая, словно снежинки мелькают на солнце.

П е д а г о г. Эта музыка написана для оркестра и солирующей скрипки.

- Послушайте строки.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней -

Погляди хоть ты!

-Кто автор этих великих строк? (А.А. Фет)


  • Распределите все слова на две группы: самостоятельные чисти речи и служебные части речи.

Самостоятельные части речи: колючий, светло-синий, ветви, развешан, иней, погляди, ты.

Служебные части речи: не, по, хоть.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

4 4

  • Какие части речи вы знаете?

  • Кто понял тему очень хорошо поднимите синие квадратики, кто еще затрудняется - розовые.

  • На следующем уроке мы продолжим работу над этой темой и подробнее поговорим о самостоятельных и служебных частях речи.


VI. Домашнее задание.

1. Правило стр. 146-147 стр. 148, упр. 4. (Слайд № 6)

2. Прийти на урок в хорошем настроении, готовыми получать новые знания!


Деятельность учеников:

  • Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.

  • Определять грамматические признаки имён существительных.

  • Определять начальную форму имени существительного.

  • Наблюдать за использованием имён существительных в речи.

9

© 2010-2022