Авторская программа Композиция для ДШИ, ДМШ

 Поддержка творческих способностей и  инициативы  обучающихся, развитие  оптимальной  образовательной  среды, которая  способствует  самоопределению и самореализации  личности  должно  начинаться  с  самого  начала  обучения в детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств на  основе  наблюдения, изучения психологических и музыкальных особенностей, логического мышления. Программа  по  предмету «Композиция»  рассчитана  на  весь  курс обучения  в  музыкальной  школе  или  музыкаль...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»

















КОМПОЗИЦИЯ

Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств







Сургут-2014


Автор: А.С.Мустафина - заведующая музыкально-теоретическим отделом Детской школы искусств № 2, г.Сургута, методист, преподаватель Высшей квалификационной категории теоретических дисциплин и композиции. А.С. Мустафина является лауреатом Зональных, Республиканских и Международных конкурсов, класс композиции был открыт в 1986 году и на протяжении 30 лет ученики становились победителями Городских, Зональных, Региональных, Всероссийских, Международных конкурсов.

Данная программа написана на многолетнем педагогическом опыте преподавания композиции, дополненная и переработанная в связи с введением государственных федеральных стандартов в систему дополнительного образования детей .








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание, развитие и выявление одарённых и талантливых детей сегодня является важнейшим условием формирования творческого потенциала всего нашего общества. Поддержка творческих способностей и инициативы обучающихся, развитие оптимальной образовательной среды, которая способствует самоопределению и самореализации личности должно начинаться с самого начала обучения в детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств на основе наблюдения, изучения психологических и музыкальных особенностей, логического мышления.

Программа по предмету «Композиция» рассчитана на весь курс обучения в музыкальной школе или музыкальных отделений школ искусств, поскольку предмет «композиция» является одной из наиболее ярких форм самореализации детей в процессе становления как музыканта и реально повлиять на музыкально-творческое развитие будущих любителей музыки.

Предмет композиция проводится как предмет по выбору один академический час ( 45 минут) в неделю. Срок обучения- 7-8 лет, а с 2011 года в соответствии с Федеральными государственными стандартами- 8-9 лет обучения. В старших классах (7-9 классы) желательно добавить ещё 1 час в неделю для особо одарённых, конкурсных детей и для освоения музыкальной информатики. Программа рассчитана на детей различного возраста независимо от способностей и музыкальной подготовленности и начинать занятия возможно с любого года обучения. Но значительных результатов достигают обучающиеся, которые начинают заниматься композицией с первого года обучения, т.к. обучение детей сочинять собственные произведения имеет немало трудностей как в написании нотного текста, так и в исполнительской деятельности. Например, научить любого ребёнка свободно и профессионально импровизировать как И.С.Бах почти невозможно (этот дар у музыканта есть или нет), а вот научить и показать приёмы преобразования темы возможно и обязательно, чтобы ученик мог свои знания применить в своих сочинениях. Программа по композиции отражает весь спектр работы с обучающимися: не только сочинение собственных произведений, но и изучение музыкального языка- его компоненты и основы импровизации, как один из элементов развития мелодии. Важный фактор «отбора» детей- это желание заниматься музыкой.


Основные цели программы:


  • Развитие начальных навыков в освоении приёмов композиции

  • Развитие слуха, памяти и воспитание чувства формы

  • Понимание технических и логических аспектов конструкции музыкальных произведений

  • Раскрытие творческого потенциала у детей и создание условий для реализации развития и выявление одарённых детей

  • Профессиональная направленность способных и одарённых детей

  • Расширение музыкального и художественно-литературного кругозора, формирование самостоятельности и творческой активности

Основные задачи программы:


  • Выявить детей с выраженной музыкальностью

  • Научить учеников основным приёмам сочинения, записи мелодий и освоение всех видов фактур

  • Освоение особенностей стилей композиторов- классиков и композиторов-современников

  • Воспитание художественно-эстетического вкуса

  • Знакомство с различными композиторскими школами

  • Индивидуальный подход к каждому ученику, развивая самостоятельность в выборе музыкальных средств выразительности, вырабатывая свой стиль и манеру написания собственных произведений

  • Организовать просветительскую работу с преподавателями, с родителями по вопросам взаимодействия с музыкально-одарёнными детьми и детьми, желающими заниматься композицией

Основные этапы обучения:

Занятия композицией- это творческий процесс и довольно трудно его зафиксировать и определить в конкретные рамки. Во многом зависит от уровня компетенции, творческой активности и возможностей самого преподавателя, материальной базы школы, одарённости ребёнка и наличия времени и желания для занятий (с каждым годом катастрофическая загруженность детей в общеобразовательных школах).

Поэтому для каждого ученика «свой» план творческого развития и обучения навыкам композиции. Практически невозможно распределения материала или каких-то заданий по классам, потому что заниматься композицией обучающийся музыкальной школы может начать с любого года обучения. Поэтому можно распределить весь курс обучения каждого ребёнка на четыре этапа, где главный принцип на всех этапах обучения- от простого к сложному:

На начальном этапе обучения- знакомство преподавателя с музыкальными данными ребёнка, определение- насколько сильно желание у ребёнка заниматься музыкой и его трудолюбие. Именно, здесь становится понятным насколько ученик заинтересован в занятиях композиции для расширения своих теоретических, практических знаний и повышение исполнительских данных. Не секрет, что исполнение собственных произведений- довольно трудоёмкий , но творчески интересный процесс. Этот этап может быть от одного года до двух лет.

Второй этап: освоение музыкального языка, т.е. изучение средств музыкальной выразительности и формообразующие элементы. Главная задача- умение написать мелодию с аккомпанементом, добиваться согласованию между мелодией и гармонией. Этот этап является основным критерием и показателем выявления потенциала ученика. Так как именно здесь закладывается фундамент для дальнейшей работы.

( примерный тематический план можно использовать по СПИРАЛИ , а именно использовать его на каждый год обучения, только учитывать особенности восприятия учеником материала и в зависимости от этого строить свою работу по индивидуальному «плану»: какие-то комбинировать вместе, более сложные проходить только в качестве ознакомления, а в старших классах давать более подробную информацию, усложнить практические упражнения и слуховое восприятие построить на музыкальных образцах более сложной фактуры.

Например, одну и ту же тему «Мелодия» можно показать и раскрыть на разных уровнях- знакомство с мелодией как выразителем основной идеи композитора на начальном этапе- это П. И. Чайковский, В.А.Моцарт или А.Вивальди, а позднее- Д. Шостакович, А.Шнитке, А.Шёнберг и т.п.). Самой главной задачей является - осознанное написание произведений основных жанров (марш, песня, танец) в форме периода. Остальные простые формы (2-х, 3-х частные) по мере освоения их учеником.

Третий этап: основная работа- изучение различных видов фактуры, знание видов аккомпанемента с практической стороны: умение написать произведения в жанрах- колыбельная, этюд, вальс, менуэт, мазурка пройденных формах. Знакомство с полифоническими приёмами написания инвенций, канонов, фуг. Умение «самостоятельно» написать инвенцию, фугу на собственные или заданные темы. Сочинение в крупных формах: вариации (вариационость и вариантность, мотивность и жанровость ), рондо (контраст эпизодов и повторность рефрена), 3-х частная (принцип контрастности средней части).

Четвёртый, заключительный этап: закрепление всех навыков и знакомство с современными композиторскими техниками сочинения XX и XXI веков (атональность, серийность и т.д.) Изучение элементов полифонии (развитие темы и формообразующие элементы, тональный план в фугах), если позволяет время- знакомство с инструментовкой (состав симфонического оркестра), а также изучение тембральных возможностей солирующих инструментов (скрипка, виолончель, флейта, труба, тромбон и др.- инструменты, на которых ведётся преподавание в музыкальной школе) . Замечательно, если есть возможность освоения компьютерных музыкальных нотных редакторов Finale , Sibelius.

В старших классах каждый ученик должен самостоятельно оформлять свои собственные произведения, которые в дальнейшем будут исполняться на различных выступлениях. Главное, чтобы ученик получал творческое удовлетворение от исполнения своих сочинений. В связи с тем, что любой ученик, желающий заниматься композицией может освоить все этапы обучения (эффективность разделения на четыре этапа обучение основам композиции показала практика преподавания данного предмета, но это деление условно и ребёнок, который проявляет трудолюбие и огромное желание, может продвигаться быстрее. Если ученику трудно даются какие любо задания, то спешить, торопить, подгонять его ни в коем случае нельзя. При неудачах , нельзя критиковать или отрицательно комментировать сочинённые произведения ученика. Задача преподавателя найти правильные слова, аргументы, чтобы корректно отметить «недостатки» и найти правильное решение на их исправление, а главное умение доказать предложенного решения, не загрузив ученика объёмностью и сложностью теоретических знаний, обязательно заметить достоинства музыкального сочинения, даже если это будет всего один такт.

Оценка по композиции должна быть только положительной и основана на отношении ученика к предмету, его трудолюбие и прилежание, посещаемость; способность самостоятельного осмысления и освоение как теоретического материала, так и практических заданий. Так как предмет по композиции не обязателен, поэтому авторитарность и менторский тон преподавателя на данных уроках неуместен.

Творчество нельзя точными цифрами определить и оценить. У ребёнка должно быть на уроках свободное непринуждённое настроение. Они должны усвоить, что они могут проявить своё творческое начало , своё видение мира и возможность воплотить свои мысли в музыкальные интонации, конкретную музыкальную форму. Преподаватель выступает только в роли помощника, соучастника творческого процесса.

Хорошие результаты даёт взаимопонимание между преподавателем и учениками, совместное посещение концертов живой музыки и их обсуждение, прослушивание музыки различных эпох и стилей, просмотр видеозаписей концертов великих исполнителей и ведущих оркестров.

Результатом прохождения курса композиции можно считать работу обучающихся - это исполнение своих произведений в конце учебного года на отчётном концерте по композиции (если сформирован класс композиции), выступление на академических концертах, на родительских собраниях, более продвинутые ученики участвуют на профессиональных конкурсах различных уровней «Юный композитор». В конце года ученик должен показать (камерные произведения показывают дети или преподаватели тех отделений, для которых данное произведение было написано: скрипка, флейта и т.п.) одно законченное произведение любого жанра и формы.

Требования к уровню подготовки выпускников:


  • Навыки сочинения вокальной и инструментальной мелодии

  • Знание музыкальных форм

  • Умение правильно, грамотно оформлять нотный текст (владение музыкальными нотными редакторами Finale или Sibelius)

  • Исполнительские навыки должны соответствовать уровню исполняемого произведения (если фактура сочинения сложна- умение её упростить)

Программа- это не догма и каждый ученик индивидуален, поэтому преподаватель должен вносить коррективы и гибко изменять те или иные приёмы и методы работы. Какие же положительные аспекты в том, чтобы привлекать детей к занятиям композиции?

Вот десять причин, чтобы учить детей сочинять и исполнять собственную музыку:

  1. Раннее знакомство с теоретическими знаниями, опережая программу

  2. Практическое использование знаний, понимание музыкального языка

  3. Начальные знания гармонии

  4. Знание музыкальных форм и умение анализировать произведения

  5. Развитие логического мышления

  6. Общение с великими композиторами «на равных» (надо воспитывать огромное уважение к композиторам- классикам, но не бояться учиться у них навыкам сочинения, умение разобраться: как это «делается»)

  7. Развитие слуха, памяти

  8. Преодоление психологических барьеров при исполнении своих произведений (боязни сцены) (Девиз юных композиторов: «Свои произведения исполнять плохо нельзя!», чтобы первое исполнение любого собственного произведения было эмоциональным по настроению и ярким по образности)

  9. Знакомство с другими музыкальными инструментами как с различной тембральной окраской в музыкальных произведениях ( знание тесситуры и технических возможностей солирующих инструментов)

  10. Обогащение общей музыкальной культуры и развитие хорошего музыкального вкуса

Но не всё так гладко происходит в реальной действительности на занятиях по композиции. Можно выделить три основные трудности ( в процессе обучения могут проявиться и другие проблемы) , которые встречаются почти у всех учеников:

Первое: умение правильно и грамотно записать собственное сочинение, особенно на первых двух этапах обучения. (Даже у учеников с блестящей памятью, произведение со временем исчезает… Нет записи- нет произведения. С записанным нотным текстом хорошо прорабатывать недостатки и можно наглядно показать какие музыкальные средства нужно

применить, чтобы исправить неточности, ошибки и как это лучше «сделать». В этой форме работы помощь преподавателя просто необходима!

Второе: умение сочинять за «столом» , не прибегая к инструменту, а на инструменте только проверять написанное. Этого достичь очень трудно, почти невозможно, потому что, даже у очень способных и одарённых учеников такие способности встречаются очень редко, да и нет огромного желания у самого ученика. Чаще всего дети сочиняют по принципу: играю-сочиняю, а только потом записываю. А в идеальном варианте: думаю- слышу- сочиняю-записываю- играю. Но каждый великий композитор сочинял по-своему, поэтому и ребёнку нужно давать возможность самому решать как ему лучше и легче справиться с поставленными задачами . Но этот навык очень хорошо воспитывает внутренний слух, поэтому данный метод нужно по возможности применять.

Третье: блестящее исполнение собственных произведений на сцене. Так как занимаются композицией дети по желанию с различными музыкальными способностями, не у всех блестящие исполнительские навыки, наличие артистизма и сценического мастерства. Не всегда бывает посильно исполнить собственное произведение из-за технических трудностей и, чтобы их исправить, необходимо больше времени затратить на их преодоление и исполнение сочинения в задуманном характере, художественно без «спотыканий». Так как 99% успеха (а иногда и все 100%) и «жизни» произведения у публики зависит от качественного исполнения автором собственного произведения (А.Вивальди, И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Н.Паганини, Ф.Мендельсон, Ф Лист, С.В.Рахманинов …).

Используя и обучая детей приёмам сочинения произведений, на первый взгляд, может показаться, что обучение проходит механически и мало импровизационности в методах и подходах в изучении композиционных техник. Подлинная музыка рождается воображением, вдохновением творческого ума плюс знанием музыкального языка и умением талантливо использовать нужные средства музыкальной выразительности и придать музыкальному произведению великолепную форму. Какие же формы и приёмы можно использовать при сочинении собственных произведений?


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый начальный этап обучения

Задача начального этапа обучения- увлечь ребёнка заниматься творчество, убедить его в его собственных способностях. Показать перспективы и положительные моменты занятий композицией. Самое главное- это не форсировать учебный процесс, а присматриваться к ученику, чтобы наладить творческий и личностный контакт. Именно на первом этапе нужно, чтобы ученик поверил преподавателю и поверил в свои силы. Поэтому рекомендуется сочинять не только музыку, а также стихи; очень помогают сказки, особенно сочинённые ребёнком, для раскрытия воображения. Хорошо, если собственные стишки, сказки, пьесы будут подкрепляться рисунками. Основная цель данного этапа- научить создавать и оформлять музыкальный образ, используя для этого все известные и доступные элементы музыкальной речи. Необходимо изучение основ музыкальной грамоты, теории музыки, гармонии (элементарные виды аккомпанемента) и музыкальной формы, но все формулировки должны быть на очень доступном и понятном языке в соответствии с уровнем музыкальной подготовки и способностями обучающихся.

Чтобы строить- нужно иметь строительный материал и знать как его использовать. Так, основные понятия лада, метро-ритма, регистров нужно давать как можно раньше. Чем раньше происходит освоение новых элементов музыкальной речи, тем ярче и интереснее музыкальный язык ученика, тогда раньше и чётче может проявится индивидуальный почерк ученика. Чем больше в руках ученика «инструментария» для творчества, тем процесс создания собственных произведений становится интереснее и занимательнее. Для занятий на начальном этапе обучения рекомендуется использовать следующие формы:

ИМПРОВИЗАЦИЯ. Импровизация по ритмическому рисунку, на стихотворный текст, на обобщённую тему («Весна», «Настроение», «Хороший день», «В лесу» и т.д.) Первоначальные импровизации ученика это, как правило, небольшие мотивы, которые в удачных случаях нужно пытаться довести до фраз. Начало импровизации (мотив или тему) предлагает преподаватель, ученик должен продолжить и закончить музыкальный образ. Естественно, на начальном этапе будут трудности: импровизации схожи друг с другом, «копирование» образцов преподавателя, но постепенно, по мере накопления знаний и музыкального опыта, они будут улучшаться.

Например, использовать песенки «Андрей-воробей», «Дон-дон» в качестве слов и построить импровизацию для освоения интервалов или окраску мажора и минора, для освоения регистров и метро-ритма или сочиняется мелодия на определённый музыкальный образ «Солнечный зайчик» на мажор и «Хмурое утро» на минор . Выбор тем огромен- всё зависит от задач, которые будут поставлены перед учеником и от фантазии самого ученика. Главная задача преподавателя- давать конкретную тему с конкретным заданием: как начать, что дальше делать и как закончить ( у ученика ещё нет обширного музыкального багажа, который он мог бы использовать при импровизации предложенного материала преподавателя и сочинении собственных тем).

Чем меньше у ребёнка будет «белых пятен» в заданиях, тем скорее пойдет процесс обучения. Задания должны быть просты, доступны и понятны ученику.

СОЧИНЕНИЕ. Работа с учеником над сочинением произведений можно распределить на несколько форм работы: I . Досочинение фрагментов инструментальных мелодий и вокальной музыки. В самом начале -это, буквально, дописывание нескольких нот до тоники в конце музыкальной фразы, далее- сочинение небольших мотивов, фраз, предложений с пропущенными звуками, затем сочиняется мелодия самостоятельно. Полезно давать упражнения: записать несколько вариантов второго предложения- использовать ритм первого предложения (фразы), а мелодию свою; использовать мелодию первого предложения (фразы), но с изменённым ритмом и завершение на тонике; и мелодию, и ритмический рисунок должен быть другими. Преподаватель должен следит, чтобы ученик сочинял не голые ноты, а пытался «что-то» выразить. При сочинении вторых предложений важно научить использовать различные элементы и варианты музыкального материала: повторность, секвентность, вариациозность, вариантность. Все упражнения должны быть тщательно подобраны преподавателем, учитывая способности ребёнка, степень его продвижения и усвоения учебного материала.

В самом начале знакомства с основами композиции лучше использовать знакомые песенки, мелодии для разбора композиционных элементов (метрическая пульсация, ритмический рисунок, устой, неустой, фразировка, опевание и т.п.), которые в последствии ученики будут использовать в своих упражнениях-мелодиях. Подбирать задания нужно таким образом, чтобы они были успешно выполнены всеми учениками.

Положительный результат всегда укрепляет веру детей в свои силы и со временем вырабатывается свободно самовыражение не только в сочинении собственных произведениях, но и в исполнительской деятельности обучающихся; II. Подбор гармонии (второго голоса, баса, аккордов). Начинать нужно с сочинением второго голоса с использованием терций и секст, т.к. он всегда «хорошо» и мелодично звучат.

Затем постепенно добавлять различные интервалы (обязательно обращать внимание ученика на характер и музыкальный образ своего сочинения ) и разнообразные ритмические варианты второго голоса. Упражнения на подбор баса могут быть разнообразными: от выписанных нот баса или аккордов, а ученик сам выбирает нужный вариант аккомпанемента и второй вариант, где ученик самостоятельно «ищет» подходящий вариант ( в старших классах это будут более интересные созвучия, нестандартные аккорды). Важно, чтобы ученик не боялся своего выбора, а преподаватель должен поддержать творческую инициативу ребёнка. Для того, чтобы достичь согласованности между мелодией и гармонией, рекомендуется использовать на первых порах лишь звуки сопровождающей гармонии. Очень показательно творчество Л. Бетховена, где темы сонат- это мелодия, разложенная по звукам аккордов. Например, сонаты ор.2, № 1, 2; ор.10, №1 и др. Показательная и симфония № 5 Л. Бетховена.

Начинать нужно с двухтактовых мотивов на основе одной и той же тонической гармонии, где ученик должен найти как можно больше вариантов мелодии: использовать фигурирования аккорда в различных ритмах. С самого начала все упражнения нужно выполнять в различных пройденных тональностях. Тогда ученик будет не просто знать знаки в тональности, но для него тональности будут «родными».

Далее работа идёт над двухтактовыми мотивами с двумя гармониями-T -D, T -S и постепенно довести до оборотов с кадансом; III . Формообразование- знакомить с музыкальными формами нужно с самого начала обучения ( 1 класса), начиная с песенных форм -куплет, запев , переходя на изучение формы периода. Важно, чтобы объяснение было предложено в игровой форме, показать строение периода с помощью простых схем, рисунков, на музыкальных примерах , которые доступны для понимания и восприятия ребёнка. Этот этап очень важен, так как в дальнейшем, таким же образом нужно знакомить с простыми двухчастными и трёхчастными формами.

Нельзя на данном этапе торопить ученика, очень важна роль преподавателя, который должен тщательно проработать все задания с учеником вначале в классе. Только после успешного выполнения заданий учеником, можно давать упражнения в качестве домашних заданий.

Итогом начального периода может быть умение работать с мотивами, знание фразировки, сочинений на заданный текст, ритмический рисунок, гармоническую последовательность от двух тактов до периода ( в зависимости от способностей ученика), приобретение начальных навыков сочинения собственных мелодий. Если ученик обладает особой музыкальностью и имеет ярко выраженную творческую направленность, возможно запись собственных произведений в форме периода (1 произведение на поэтический текст и инструментальное произведение ). В конце года учебные работы должны иметь законченный вид. Нужно иметь ввиду- если ученик начинает заниматься композицией в средних классах, то начальный этап он осваивает, как правило, быстрее и можно переходить к основным этапам обучения - второй и третий.

Второй и третий этапы обучения

Второй и третий этапы - самые важные в обучении навыков композиции. Все формы обучения начального этапа сохраняются, только все задания усложняются. Отличительной особенностью является наполняемость тематического материала, использование средств музыкальной выразительности. Согласно тематическому плану обращается особое внимание на развитие музыкального материала, работа над различными видами мелодики и её сочетание с гармонией.

ТЕМЫ

ВТОРОЙ ЭТАП

ТРЕТИЙ ЭТАП

МЕЛОДИЯ

Виды мелодической линии:

-как выразитель музыкальной мысли;

- аккордовая и по звукам аккордов;

- зависимая от аккомпанемента;

- на ритмической основе;

Продолжается начатая работа соединения мелодии и гармонии, расширяя до периода, используя смену лада, тональности (мажор-минор, параллельные тональности),

смена регистров

Использование в собственных мелодиях хроматические и альтерированные звуки.

Работа над основными способами варьирования:

- повторность мотива, фразы, или предложения как обязательность при сочинении произведений

- вариациозность как элемент разнообразия в развитии мелодии (использование различных интервалов, ритмическое разнообразие, смешанные фигурации)

-вариантность как трансформация темы;

Сочинение более сложной мелодической линии, с использованием отклонений и модуляций, сменой размера, регистров; применение всех видов секвенций.

Преподаватель должен обязательно следить, чтобы при сочинении мелодии ученики всегда обозначали темп и характер такими терминами как grazioso ,cantabile, vivace и т.п. Это стимулирует воображение к созданию произведений определённого характера: грациозный менуэт или шутливое скерцо, лирический ноктюрн или песня; неопределённое и неясное настроение можно определить как прелюдия.

ФАКТУРА,

АККОМПАНЕМЕНТ

Виды аккомпанемента:

-выдержанные гармонические последовательности

-аккордовая

-различные виды гармонической фигурации (апреджирование, альбертиевые басы и т.п.)

- смешанные фигурации

Те же виды аккомпанемента, но более усложнённые гармонией. Аккомпанементы определённых жанров: вальс, марш- шествие, менуэт, мазурка, прелюдия

Очень полезна такая форма работы как написание «этюдов» для знакомства с той или иной фактурой. На каждый тип фактуры ученик пишет несколько этюдов, где преподаватель должен заранее подготовить гармоническую последовательность. Функции нужно брать только те, которые хорошо усвоены учеником ранее.

ФОРМЫ

Период, простые: 2-х и 3-х частные; инвенция.

Соединение простых форм в сложные: 3-х частная, рондо, вариации, сонатины (для подвинутых учеников), фуга.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

Знакомство с жанрами:

полька, марш, колыбельная;

песня, скерцо

Знакомство с жанрами:

вальс, мазурка, менуэт;

романс, скерцо

Каждый жанр , его характерные особенности изучаются тщательно, подробно. Особое место занимают полифонические жанры: написание прелюдий, менуэтов, сарабанды, аллеманды в стиле И.С.Баха. В каких именно жанрах сочинять зависит от способностей, а главное желания ученика (если старинные танцы не вдохновляют ученика на создание собственных произведений, то можно освоить полифонические формы и жанры в виде упражнений. Главное, чтобы ученик мог использовать полифонические элементы в своих пьесах. Скерцо также представляет собой трёхчастную структуру с контрастной серединой, в дальнейшем скерцо сочиняется с модулирующей серединой, которая может представлять собой разработку.

В конце каждого года основных этапов обучения ученик представляет две пьесы (жанровые или программные, некоторые ученики исполняют инвенции на академических концертах). Исполнение произведений в таких формах как вариации или рондо только в том случае, если ученик справляется с крупными формами.

Четвёртый этап обучения

Продолжается работа над умением развивать музыкальный материал различными видами и типами, над воплощением художественного образа. Но на заключительном этапе основную работу построить так, чтобы познакомить ученика с современным музыкальным языком. Хотя на различных этапах ( слушание музыкального материала при знакомстве с различными видами мелодии) ученики уже знакомились с усложнённой мелодикой и гармонией, но задача данного этапа- внедрение новых «свежих» и не традиционных гармоний, сложной, по стилистики, мелодии (политональность, атональность, серийность) в собственные произведения. Усложняется музыкальный язык и музыкальные формы: с продвинутыми и талантливыми учениками возможно ознакомление с сонатной формой, написание вариаций, изучение основных элементов полифонии и их развития: написание самой темы, тема в уменьшении, тема в увеличении, ракохорд, противосложение, имитации, канон.

Следующий вид работы- знакомство с оркестровыми инструментами (виолончель, скрипка, флейта). В основном, уроки композиции посещают в основном ученики фортепианного отделения, поэтому знакомство с новыми музыкальными инструментами, с их техническими и художественными возможностями намного обогатит собственный композиторский «багаж». Но есть исключения, когда ученики других отделений также успешно занимались композицией и сочиняли произведения для своего инструмента (флейта, скрипка). И тогда, для этих учеников обязательно знакомство с фортепиано как можно раньше. Изучение различных инструментов влияет на профессиональный рост обучающихся и усиливает интерес ученика к учебному и творческому процессу.

Сегодня трудно себе представить жизнь без компьютера. Необходимо вначале освоить основы информатики (чаще всего все дети старшего возраста уже владеют компьютером), а затем только начать изучать музыкальную информатику: нотные редакторы Finale или Sibelius.

Область использования электронной музыки представляется на сегодняшний день перспективной.

Сам компьютер не сможет научить сочинять, но нотные редакторы существенно облегчают и заметно ускоряют работу в написании собственных сочинений, дают возможность прослушать и сделать собственные коррективы.

Итоговая аттестация: в конце курса обучения должен представить на итоговом концерте: 2 (как минимум) произведения для сольного инструмента (скрипка, фортепиано, флейта и т.п.), 1 произведение камерное или песню (романс). Всего 3-4 произведения разнохарактерных и различных жанров, сочинённых на протяжении всего курса обучения.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Данная программа «Композиция» является методическим пособием для преподавателей детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств, которые обучают детей основам сочинения. Программа написана для совместной работы ученика и преподавателя. Необходимо учитывать некоторые аспекты, которые влияют на образовательный процесс индивидуального обучения и общего музыкального развития ребёнка:

  • Уровень владения музыкальным инструментом, который осваивается по специальности (фортепиано, скрипка, баян и т.п.). Это очень важно, так как ученику нужно будет исполнять собственные произведения. Если ребёнок не обладает достаточными исполнительскими навыками, то надо подобрать ученика, который смог исполнить произведения юного композитора

  • Индивидуальные психологические особенности обучающегося, его характер, инициативность и желание заниматься сочинением музыки.

  • Добросовестность и тщательность выполнения домашних заданий, работоспособность.

  • Уровень творческого дарования и подготовленности к восприятию музыкального материала.

Учебный процесс по композиции следует построить из следующих форм работы:


  1. Сочинение произведений. Главный принцип в процессе обучения- не загружать учеников терминами и понятиями, а направить на исследовательскую творческую работу. Ребёнок должен себя почувствовать себя творцом и свободным в своём самовыражении.


  1. Импровизация. Основные формы работы над импровизацией: первое- импровизация по ритмическому рисунку или на поэтический текст; второе- импровизация на остинатную мелодическую фигурацию; третье- импровизация на заданную гармоническую последовательность; импровизация на заданный элемент музыкальной речи; четвёртое- импровизация в определённом жанре.



  1. Слушание музыки. Данная форма обязательна, так как при прослушивании произведений мирового музыкального искусства различных эпох, стилей, жанров ученик знакомится с различной композиторской техникой, средствами музыкальной выразительности, которые композитор применил в своих произведениях ( инструментовка, музыкальное развитие тем и воплощение основной мысли произведения ). Слушание музыки предполагает как видео, так и аудиозаписи. Огромное влияние оказывает на формирование хорошего вкуса, эрудированности и воспитание высоко-художественной и культурной личности- это посещение концертов классической и современной музыки, оперных или балетных спектаклей, экскурсии в художественные музеи и выставки различных направлений. Совместное выступление преподавателей, учеников в картинной галерее: например, музыка К.Дебюсси, М.Равеля на выставке картин Э.Моне, П.Ренуара, П.Гогена.

















Примерный список произведений для анализа и слушания музыки:


  1. МЕЛОДИЯ- основная музыкальная мысль

И.С.Бах. Скрипичные концерты; Итальянский концерт; «Ария»,

ХТК т.I (Прелюдии es-moll, e-moll , фуги и др.)

Л.Бетховен. «Сурок», «К Элизе», темы сонат (Соната № 19, ч.1)

А.Бородин. Квартет № 2, романсы («Спящая княжна»), опера «Князь

Игорь» (хор «Улетай на крыльях ветра»)

А.Вивальди. Скрипичные концерты; хоровая музыка

В.Гаврилин Фортепианные произведения, музыка балета «Анюта»

Й.Гайдн. Фортепианные сонаты (Соната e-moll, по выбору)

М.И.Глинка Произведения для фортепиано ( «Вальс-фантазия»,

по выбору), романсы, цикл «Прощание с Петербургом»,

фуги, «Арагонская хота», «Камаринская», музыка из

опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Садко»

К.Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»

А.Даргомыжский Романсы (по выбору: «Мне грустно», «Не скажу никому»

«Мне минуло шестнадцать лет»)

К.Дебюсси «Лунный свет», прелюдии

Д.Кабалевский Песни по выбору: «Наш край», «Школьный вальс» и др.,

Скрипичный, виолончельный концерты,

Фортепианные концерты, пьесы для фортепиано

Ф.Лист Рапсодии (по выбору), «Грёзы любви»

В.А.Моцарт Фортепианные концерты (фортепианный концерт № 21,

ч.II), симфонии по выбору (№ 40, 41), фортепианные

сонаты по выбору (лёгкая соната C-dur, соната a-moll,

соната A-dur и др.), менуэты

Ф.Мендельсон «Песни без слов» (по выбору), фортепианный концерты

№ 1,2, «Свадебный марш»

М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», «Слеза», цикл «Детская»

С.Прокофьев Симфония № 7, концерт № 1, вальс из балета

«Золушка», оперы «Война и мир», по выбору из балета

«Ромео и Джульетта», кантата «Александр Невский»:

«Мёртвое поле», «Песнь Александра Невского»


С.Рахманинов «Вокализ», романсы по выбору («Весенние воды»,

«Сирень» и др.), «Итальянская полька», фортепианные

концерты №№ 2, 3) , «Симфонические танцы», «Элегия»

А.Римский-Корсаков «Шехеразада», романсы по выбору , оперы «Снегурочка»

(«Ария Снегурочки», Песни Леля и др.), «Царская

невеста», «Золотой Петушок»

Г.Свиридов Музыка по повести А.С.Пушкина «Метель» (по выбору),

романсы (по выбору) , цикл «Пушкинский венок»

А.Хачатурян «Вальс» из музыки драмы М. Лермонтова «Маскарад»,

музыка из балета «Спартак» («Адажио» и др.),

произведения для фортепиано по выбору

«Андантино»

П.Чайковский «Детский альбом» (по выбору : «Сладкая грёза»,

«Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Полька»,

«Старинная французская песенка»), «Времена года» (по

выбору), симфония № 6 (побочная партия), полонез,

вальс, хоры, письмо Татьяны к Онегину из оперы

«Евгений Онегин» (по выбору), романсы ( по выбору:

«Средь шумного бала»), Романс, фортепианные

произведения (по выбору: «Сентиментальный вальс»),

музыка из балетов «Лебединое озеро», «Спящая

красавица». «Щелкунчик» (по выбору)

А.Шёнберг Скрипичный концерт № 1

Ф.Шопен «Мазурки», «Полонезы», «Баркаролы», «Вальсы»,

«Экспромты», фортепианные концерты №№ 1,2

Д.Шостакович Фортепианные произведения (по выбору), цикл «Танцы

кукол», отрывки из оперетт, симфонии по выбору:№№ 5,

7, 8, «1905 год», «1917 год», 15; «Романс» из к/ф «Овод»,

песня «Родина Слышит», «Песнь о лесах», концерты,

«24 прелюдии», «24 прелюдии и фуги»

И.Штраус Вальсы

Ф.Шуберт Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний

путь», «Лебединая песнь», песни («Серенада»)

Ф.Шуман Песни, романсы (по выбору), «Карнавал», «Бабочки»,

«Детские игры», «Грёзы», «Альбом для юношества»


  1. МЕЛОДИЯ, связанная с изобразительностью

Р.Вагнер «Полёт Валькирий»

А.Вивальди «Времена года»

В.Гаврилин «Перезвоны», «Одинокая гармонь», «Сон снится»

М.Глинка «Марш Черномора», «Попутная песня», «Ночной зефир»*

Э.Григ «Шествие гномов», сюита «Пер Гюнт»

С.Губайдуллина «Трубач в лесу», «Барабанщик»

А.Даргомыжский «Ночной зефир», «Мельник», «Старый капрал»,

«Титулярный советник»

К.Дебюсси Сюита «Детский уголок», «Облака»

Д.Кабалевский «Клоуны», «Ёжик»

А.Лядов «Волшебное озеро», «Кикимора», «Баба-Яга»,

«Музыкальная табакерка»

М.Мусоргский «Блоха», «Картинки с выставки», сцена коронации Бориса

из оперы «Борис Годунов»

Г.Окунев «Отзвуки Севера. Кижи»

С.Прокофьев «Сказки старой бабушки», «Мимолётности», «Детская

музыка», симфоническая сказка «Петя и Волк»,

«Сказочка», «Ледовое побоище»

М.Равель «Матушка-гусыня»

А.Римский-Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане» («Три чуда», «Полёт

шмеля»)

К.Сен-Санс «Карнавал животных»

С.Слонимский «Дюймовочка», «Марш Бармалея»

П.Чайковский «Детский альбом» («Баба-Яга», «Болезнь куклы» др.),

«Времена года» («На тройке», «Святки», «Жатва»),

симфония № 1 «Зимние грёзы»

Д.Шостакович «Три фантастических танца»

Ф.Шуберт «Лесной царь», «Форель», «Ave Maria»

Ф.Шуман «Дед Мороз», «Зима»

Р.Щедрин «Юмореска», «Тройка», «Подражая Альбенису»

*Можно сравнить мелодику и средства музыкальной выразительности романса «Ночной зефир» М.И. Глинки и романса «Ночной зефир» А.С. Даргомыжского


  1. МЕЛОДИЯ аккордового склада

Л.Бетховен Увертюра «Эгмонт», сонаты: № 10, ч.2

А.Гречанинов Прелюдия № 2, соч.37

Э.Григ Сюита «Пер Гюнт» («Смерть Озе»)

К.Дебюсси «Дельфийские танцовщицы»

С.Рахманинов «Музыкальный момент» № 3, соч.16, «Прелюдия» № 10,

соч. 32, «Прелюдия» c-moll (1, 3 разделы)

И.Стравинский Балет «Петрушка» («Русская»)

С.Танеев Вступление к кантате «Иоанн Дамаскин»

П.Чайковский «Детский альбом» («Утренняя молитва», «В церкви»,

«Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы»)

«Времена года» («Белые ночи» 1, 3 разделы)

Ф.Шопен Прелюдия c-moll, соната b-moll, траурный марш

Д.Шостакович «24 прелюдии и фуги» («Прелюдия» D-dur)

Р.Шуман «Альбом для юношества» («Хорал», «Марш солдатиков»)


  1. МЕЛОДИЯ на ритмической основе

Л.Бетховен Симфония № 5

А.Бородин Опера «Князь Игорь» (Половецкие танцы «Лезгинка»)

В.Гаврилин Балет «Анюта» («Тарантелла»)

К.Дебюсси «Токката» для фортепиано, «Детский уголок» («Доктор

градус»)

С.Прокофьев «Юмористическое скерцо»

М.Равель «Болеро»

Г.Свиридов «Время, вперёд!»

И.Стравинский Балет «Весна священная»

А.Хачатурян «Токката», «Танец с саблями» , «Лезгинка» из балета

«Гаянэ», Скрипичный концерт, ч.1, главная партия

А.Шнитке «Токката»

Д.Шостакович Квинтет , ч. 3 , скерцо; тема фашистского нашествия

Р.Щедрин «Озорные частушки» (концерт для оркестра)



  1. МЕЛОДИЯ, зависимая от аккомпанемента

Л.Бетховен Соната № 8 «Патетическая» ,ч.2 , соната № 14 «Лунная»,

ч.1

А.Бородин Романс «Для берегов отчизны дальней»

М.И.Глинка «Разлука» для фортепиано, романс «Сомнение»

Ф.Лист «Грёзы любви»

С.Рахманинов «Музыкальный момент» ор.16, № 4, «Элегия», романс

«Сирень», «Этюд-картина», соч.3, «Прелюдия» соч.32, № 12

Прелюдия ор.32, № 12

Г.Свиридов «Тройка», музыка к повести А.С.Пушкина «Метель»

А.Скрябин Этюд op.8, № 12

Ф.Шопен Прелюдия № 4, e-moll, ноктюрн № 13 (1,3 разделы),

этюд № 12 «Революционный»

Ф.Шуберт Симфония № 8, ч.1, главная партия

Р.Шуман Романс «Я не сержусь»


  1. МЕЛОДИЯ по звукам аккордов*

И.С.Бах ХТК, т.I, Прелюдии C-dur, d-moll, «Шутка» из оркестровой

сюиты, Инвенция 2-х голосная B-dur, инвенция 3-х голосная

c-moll

Л.Бетховен Сонаты: №№ 1,5, 21, 23, ч.1, соната № 14 «Лунная», ч.3

К.Дебюсси «Арабеска», «Девушка с волосами цвета льна»

В.Моцарт Ария Фигаро, «Весенняя песня»

С.Прокофьев Симфония № 7, ч.1 (основные темы), прелюдия для арфы,

«Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта»

И.Стравинский «Танец балерины» из балета «Петрушка»

*Отдельно разобрать мелодии прелюдийной фактуры и мелодии, написанные по аккордовым звукам


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КОМПОЗИЦИИ*

п/п

Наименование тем

Количество часов: 34 ч.


  1. МЕЛОДИЯ

9

1.

Мелодия- основная музыкальная мысль. Общее понятие.


2.

Вокальная и инструментальная мелодия.


3.

Метроритмическая основа мелодии


4.

Мелодия аккордового склада


5.

Интонационная основа мелодии


6.

Развитие мелодии: принцип повторности


7.

Развитие мелодии: принцип секвентности


8.

Развитие мелодии: вариациознность


9.

Развитие мелодии: вариантность



  1. ФАКТУРА И АККОМПАНЕМЕНТ

8

1.

Понятия «фактура», «аккомпанемент»


2.

Гомофонно-гармоническая фактура


3.

Полифоническая фактура: подголосочная


4.

Полифоническая фактура: контрастная


5.

Виды аккомпанемента: колыбельная, марш


6.

Виды аккомпанемента: вальс, мазурка, менуэт


7.

Виды аккомпанемента: сонатина


8.

Виды аккомпанемента: хорал, прелюдия



  1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

10

1.

Мотив, фраза, предложение


2.

Период (квадратный)


3.

Двухчастная простая (безрепризная, репризная) форма


4.

Трёхчастная простая форма


5.

Трёхчастная сложная форма


6.

Рондо (рондо-соната)


7.

Вариации: жанровые, жанровые


8.

Сонатная форма (сонатно-симфонический цикл)


9.

Полифонические формы: инвенция


10.

Полифонические формы: фуга



  1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

7

1.

Изобразительность: украшения; регистры, тембры. Основные приёмы


2.

Вокальные жанры: песня, романс, сонеты (циклы, хоры)


3.

Инструментальные жанры: марш, шествие


4.

Инструментальные жанры: менуэт, вальс, мазурка


5.

Инструментальные жанры: полька, ноктюрн


6.

Инструментальные жанры: этюд, прелюдия


7.

Инструментальные жанры: полонез


*каждый раздел плана может варьироваться или меняться в зависимости от способностей и подготовленности детей к восприятию предложенного материала; в конце года проводится отчётный концерт или выступление детей на родительском собрании.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОН ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Преподавание предмета по выбору «композиция» может осуществляться успешно при наличии учебного кабинета и его оборудовании:

- бумага нотная, писчая; канцелярские принадлежности

- нотные сборники, учебные пособия

- музыкальный инструмент «фортепиано» , столы, стулья, доска

- персональный компьютер со встроенными программами с хорошей звуковой картой

- принтер, сканер, копир

- музыкальный центр для дисков СD, видео, аудиокассет

- прикладная компьютерная программа нотного набора и вёрстки Finale или Sibelius






Рекомендуемая литература.

  1. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. - М., 1971.

  2. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977.

  3. Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. - М., 1981.

  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.

  5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение 1968.

  6. Гельфгат П., Коган В. Импровизация на фортепиано. Методическая разработка для педагогов детских музыкальных школ и детских школ искусств. Часть 1. Подготовительная группа и 1-2 классы. Изд. 2-е, доп.- Киев,1990.

  7. Евлахов О. Проблемы воспитания композитора. Л.: Советский композитор, 1963.

  8. Евлахов О. Заметки о музыкальной композиции.- Л.: Советский композитор, 1981.

  9. Злобина И., Назарук И. Раннее обучение гармонии на уроках фортепиано и сольфеджио в ДМШ. - Ростов-на-Дону, 1994.

  10. Картавцева М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. - М.: Музыка, 1978.

  11. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века.-М., 1974.

  12. Левин В.А. Воспитание творчества. - М.: Знание, 1977.

  13. Маклыгин А. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1: Элементарная гармония. Учебное пособие для педагогов музыкальных школ. - Казань, 1995.

  14. Мальцев С. Шевченко Г. Опыт обучения детей гармонии и импровизации. Выпуск 1. Методическая разработка. - Л.,1986.

  15. Родионова Т. Обучение основам композиции в классах фортепиано детских музыкальных школ//Вопросы музыкальной педагогики. Вып.4 п./ред. В. Натансона, М.,1976.

  16. Родионова Т. Учитесь импровизировать// Музыкальная жизнь 1991, № 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23

  17. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования.-М., 1986.

  18. Шатковский Г. Сочинение и импровизация мелодий. Омск, 1991.

© 2010-2022