• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья на тему ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СКЛОННЫМИ К АУТОДЕСТРУКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Статья на тему ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СКЛОННЫМИ К АУТОДЕСТРУКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СКЛОННЫМИ К АУТОДЕСТРУКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Тюрина К.С.

г. Костанай

Музыкальное образование не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением служит внеклассная работа. Она является составной частью всего учебно-воспитательного процесса, и способствует более глубокому овладению знаниями. Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала. Поэтому внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся. Чтобы привлечь учащихся к творческой внеклассной работе, необходимо обеспечить их увлекательным музыкальным материалом. Внеклассная музыкально-воспитательная работа естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения. [1] Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:

  1. Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.

  2. Разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.

  3. Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение, как учителем, так и школьниками.

  4. Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.

  5. Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.

  6. Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.

  7. Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.

Успех всей разнообразной работы по музыкальному образованию во многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. [2]

Массовые формы внеклассной работы имеют при этом огромную значимость. Различные вечера, конкурсы, олимпиады, музыкальные праздники и т. д. очень важны для развития эстетического вкуса и творческих способностей. [3]

Вечер является основным видом массовой формы внеклассной работы. При подготовке вечера в школе ведется большая и кропотливая работа по разучиванию песен, танцев, стихотворений, загадок, шуток. Готовится соответствующее оформление зала. Необходимо заранее распределить обязанности между учащимися ответственными за проведение вечера. В эти обязанности входит составление программы, подбор исполнителей, встреча гостей во время вечера, ведение художественной части, проведение викторин, организация танцев.

Желательно, чтобы на вечере все учащиеся старались принять участие. Если кто-нибудь из учащихся вдруг останется пассивным, то в виде шутки ему можно назначить «штраф» - прочитать стихотворение на музыкальную тематику, спеть любимую песню, загадать музыкальную загадку, и т. д.

Дополнительным материалом для вечеров могут служить стихотворения, материалы о праздничных датах и памятных днях, крылатые слова, биографии знаменитых композиторов.

Важно, чтобы тема вечера была интересной, актуальной, отвечала бы воспитательным задачам и культурным запросам учащихся. Музыкальный материал вечера должен быть доступен учащимся и опираться на полученные ими знания по музыке.

Чтобы программа вечера была интересной, надо чередовать художественное слово, музыку, песню и драматизацию.

Ещё одним видом внеклассной работы является конкурс. При проведении конкурсов вовлекаются даже наиболее пассивные, инертные школьники, которым предоставляется возможность разделить вместе с одноклассниками радость успеха и горечь поражения.

Кроме того, чрезвычайно актуально проводить музыкальные игры-викторины («Знаешь ли ты историю возникновения музыки?», «Знаешь ли ты музыку зарубежных стран?» и т. д.), а также игры типа «Умники и умницы». Данные игры отражают чрезвычайно важную сейчас тему - тему взаимодействия (интегрирования) различных предметов (музыка и история, музыка и литература и т. д.). [4]

Данная игра строится по аналогии с телеигрой «Умники и умницы». Задолго до проведения этого конкурса-игры организуется большая предварительная работа:

1) будущие участники заранее готовят вопросы по музыке, живописи, театральном искусстве, истории и литературе, из которых комиссия отбирает наиболее интересные;

2) болельщики готовят концертные номера для показа их в перерывах между раундами;

3) каждый класс выпускает стенгазету на музыкальную тематику;

4) участники игры готовят нагрудные значки со своим именем и фамилией;

5) заранее готовятся ордена «Шелкового умника» и призы.

Также в своей работе я использую такую форму внеклассной работы, как музыкальная олимпиада, для учащихся различной ступени обучения (младшей, средней, старшей). Я бы хотела привести пример одной такой олимпиады.

Цель: выявление уровня музыкального развития и музыкально - эстетической культуры школьников, активизация интереса учащихся к занятиям музыкой.

Количество вопросов - 6-8.

На ответ дается от 1 до 5 минут.

Возглавляет жюри учитель музыки.

Особенность школьного тура состоит в том, что он проводится в виде соревнования между классами, к которому учитель готовит детей заранее: дети получают задание выпустить стенгазету, посвященную какому-нибудь композитору, подготовить музыкальную эмблему. Учащимся рекомендуется прочитать книги о музыке, названные учителем, прослушать определенные записи. Участники (по 6 человек от класса) рассаживаются по одному за стол. Каждый из них получает пронумерованный лист бумаги. В общем списке участников олимпиады рядом с каждой фамилией проставляется номер листа. Затем этот список кладется в конверт и заклеивается. При проверке работ учитель не знает, кому она принадлежит. Так обеспечивается полная объективность оценок. Каждый вопрос повторяется дважды, после чего предлагается музыкальный материал.

Возможные вопросы: (выбрать из них 6 вопросов)

1. Назвать знакомое произведение («Лезгинка»);

2. Определить солирующий инструмент. (Концерт №1 П.И.Чайковского);

3. В какой форме написано музыкальное произведение? («Сольвейг» Э.Григ);

4. Как меняется характер и настроение музыкального произведения? («В пе-

щере горного короля» Э.Грига);

5. Среди прозвучавших фрагментов назвать какое из них принадлежит

Григу (включаются и неизвестные детям музыкальные произведения);

6. Указать главное средство музыкальной выразительности, которые

определяют характер и настроение данного произведения. (Хор «Славься»);

7. Чем отличается балет от оперы;

8. Чем отличаются друг от друга два музыкальных фрагмента

(«Вдоль по Питерской» и Ария Ивана Сусанина);

9. Назвать музыкальное произведение, которое больше всего нравится;

10. Назвать любимых певцов, вокально-инструментальный ансамбль;

11. Узнать знакомые мелодии (фрагменты из известных музыкальных

кинофильмов);

12. Музыкальная шарада:

Если ноту верно угадаешь,

К этой ноте звук согласный подберешь,

То в названии этом реку ты узнаешь,

И ее, конечно, назовешь. (ДОН)

13. Узнай музыкальное произведение по описанию (текст дается в стихотворной или прозаической форме);

14. Отгадай кроссворд:

1. Элемент гитары (струна)

2. Певческий коллектив (хор)

3. Вступление к опере, балету (увертюра)

4. Высокий женский голос (сопрано)

5. Исполнение музыки без слов (вокализ)

6. Нота (ре)

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:

4 балла - верный, но не совсем полный ответ.

5 баллов - правильный и верный ответ.

Учитывая, что одни вопросы были элементарны, другие же весьма сложные,

целесообразнее дифференцировать оценку: за ответы на простые вопросы максимальное количество баллов равно - 4, за ответы на сложные вопросы-5.

После выставления общих баллов по всем работам, вскрывается конверт со списками фамилий и номерами листов. Я считаю данную форму внеклассной работы очень интересной и познавательной. [5]

Также в работе я часто использую слово «праздник». А что же такое праздник? Праздники, как правило, являются яркими событиями в жизни школы. Это - центр формирования разнообразных эмоций и чувств ребенка. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, изобразительное искусство, художественное слово, танец. Музыка обычно ведущий компонент праздника, она соединяет все другие виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с темой торжества. В нашей школе мы часто организовываем праздники. Праздник - это не только проявление художественных способностей и творческой инициативы, но и встреча с кем-то или чем-то интересным. При организации таких праздников дети чувствуют большую ответственность и важность своей роли. А так как праздник - это синтез искусств, то в нем может участвовать любой желающий ребенок. Таким образом с помощью такого внеклассного мероприятия мы развиваем у ребенка сразу и эстетический вкус, и музыкальность и чувственность, в общем «тягу к прекрасному».

Как уже говорилось, музыкальное воспитание детей нельзя ограничивать рамками урока, поэтому, я думаю, что именно внеклассная работа формирует духовность личности, его мировоззрение, вкус, любовь к искусству. Именно она воспитывает патриотизм, нравственность и эстетику. И наша задача помочь людям войти в мир красоты, увидев душевную красоту друг друга!



© 2010-2022