- Преподавателю
- Музыка
- Статья на тему ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СКЛОННЫМИ К АУТОДЕСТРУКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Статья на тему ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СКЛОННЫМИ К АУТОДЕСТРУКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тюрина К.С. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СКЛОННЫМИ К АУТОДЕСТРУКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Тюрина К.С.
г. Костанай
Музыкальное образование не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением служит внеклассная работа. Она является составной частью всего учебно-воспитательного процесса, и способствует более глубокому овладению знаниями. Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала. Поэтому внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся. Чтобы привлечь учащихся к творческой внеклассной работе, необходимо обеспечить их увлекательным музыкальным материалом. Внеклассная музыкально-воспитательная работа естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения. [1] Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:
-
Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.
-
Разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.
-
Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение, как учителем, так и школьниками.
-
Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.
-
Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.
-
Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.
-
Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.
Успех всей разнообразной работы по музыкальному образованию во многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. [2]
Массовые формы внеклассной работы имеют при этом огромную значимость. Различные вечера, конкурсы, олимпиады, музыкальные праздники и т. д. очень важны для развития эстетического вкуса и творческих способностей. [3]
Вечер является основным видом массовой формы внеклассной работы. При подготовке вечера в школе ведется большая и кропотливая работа по разучиванию песен, танцев, стихотворений, загадок, шуток. Готовится соответствующее оформление зала. Необходимо заранее распределить обязанности между учащимися ответственными за проведение вечера. В эти обязанности входит составление программы, подбор исполнителей, встреча гостей во время вечера, ведение художественной части, проведение викторин, организация танцев.
Желательно, чтобы на вечере все учащиеся старались принять участие. Если кто-нибудь из учащихся вдруг останется пассивным, то в виде шутки ему можно назначить «штраф» - прочитать стихотворение на музыкальную тематику, спеть любимую песню, загадать музыкальную загадку, и т. д.
Дополнительным материалом для вечеров могут служить стихотворения, материалы о праздничных датах и памятных днях, крылатые слова, биографии знаменитых композиторов.
Важно, чтобы тема вечера была интересной, актуальной, отвечала бы воспитательным задачам и культурным запросам учащихся. Музыкальный материал вечера должен быть доступен учащимся и опираться на полученные ими знания по музыке.
Чтобы программа вечера была интересной, надо чередовать художественное слово, музыку, песню и драматизацию.
Ещё одним видом внеклассной работы является конкурс. При проведении конкурсов вовлекаются даже наиболее пассивные, инертные школьники, которым предоставляется возможность разделить вместе с одноклассниками радость успеха и горечь поражения.
Кроме того, чрезвычайно актуально проводить музыкальные игры-викторины («Знаешь ли ты историю возникновения музыки?», «Знаешь ли ты музыку зарубежных стран?» и т. д.), а также игры типа «Умники и умницы». Данные игры отражают чрезвычайно важную сейчас тему - тему взаимодействия (интегрирования) различных предметов (музыка и история, музыка и литература и т. д.). [4]
Данная игра строится по аналогии с телеигрой «Умники и умницы». Задолго до проведения этого конкурса-игры организуется большая предварительная работа:
1) будущие участники заранее готовят вопросы по музыке, живописи, театральном искусстве, истории и литературе, из которых комиссия отбирает наиболее интересные;
2) болельщики готовят концертные номера для показа их в перерывах между раундами;
3) каждый класс выпускает стенгазету на музыкальную тематику;
4) участники игры готовят нагрудные значки со своим именем и фамилией;
5) заранее готовятся ордена «Шелкового умника» и призы.
Также в своей работе я использую такую форму внеклассной работы, как музыкальная олимпиада, для учащихся различной ступени обучения (младшей, средней, старшей). Я бы хотела привести пример одной такой олимпиады.
Цель: выявление уровня музыкального развития и музыкально - эстетической культуры школьников, активизация интереса учащихся к занятиям музыкой.
Количество вопросов - 6-8.
На ответ дается от 1 до 5 минут.
Возглавляет жюри учитель музыки.
Особенность школьного тура состоит в том, что он проводится в виде соревнования между классами, к которому учитель готовит детей заранее: дети получают задание выпустить стенгазету, посвященную какому-нибудь композитору, подготовить музыкальную эмблему. Учащимся рекомендуется прочитать книги о музыке, названные учителем, прослушать определенные записи. Участники (по 6 человек от класса) рассаживаются по одному за стол. Каждый из них получает пронумерованный лист бумаги. В общем списке участников олимпиады рядом с каждой фамилией проставляется номер листа. Затем этот список кладется в конверт и заклеивается. При проверке работ учитель не знает, кому она принадлежит. Так обеспечивается полная объективность оценок. Каждый вопрос повторяется дважды, после чего предлагается музыкальный материал.
Возможные вопросы: (выбрать из них 6 вопросов)
1. Назвать знакомое произведение («Лезгинка»);
2. Определить солирующий инструмент. (Концерт №1 П.И.Чайковского);
3. В какой форме написано музыкальное произведение? («Сольвейг» Э.Григ);
4. Как меняется характер и настроение музыкального произведения? («В пе-
щере горного короля» Э.Грига);
5. Среди прозвучавших фрагментов назвать какое из них принадлежит
Григу (включаются и неизвестные детям музыкальные произведения);
6. Указать главное средство музыкальной выразительности, которые
определяют характер и настроение данного произведения. (Хор «Славься»);
7. Чем отличается балет от оперы;
8. Чем отличаются друг от друга два музыкальных фрагмента
(«Вдоль по Питерской» и Ария Ивана Сусанина);
9. Назвать музыкальное произведение, которое больше всего нравится;
10. Назвать любимых певцов, вокально-инструментальный ансамбль;
11. Узнать знакомые мелодии (фрагменты из известных музыкальных
кинофильмов);
12. Музыкальная шарада:
Если ноту верно угадаешь,
К этой ноте звук согласный подберешь,
То в названии этом реку ты узнаешь,
И ее, конечно, назовешь. (ДОН)
13. Узнай музыкальное произведение по описанию (текст дается в стихотворной или прозаической форме);
14. Отгадай кроссворд:
1. Элемент гитары (струна)
2. Певческий коллектив (хор)
3. Вступление к опере, балету (увертюра)
4. Высокий женский голос (сопрано)
5. Исполнение музыки без слов (вокализ)
6. Нота (ре)
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:
4 балла - верный, но не совсем полный ответ.
5 баллов - правильный и верный ответ.
Учитывая, что одни вопросы были элементарны, другие же весьма сложные,
целесообразнее дифференцировать оценку: за ответы на простые вопросы максимальное количество баллов равно - 4, за ответы на сложные вопросы-5.
После выставления общих баллов по всем работам, вскрывается конверт со списками фамилий и номерами листов. Я считаю данную форму внеклассной работы очень интересной и познавательной. [5]
Также в работе я часто использую слово «праздник». А что же такое праздник? Праздники, как правило, являются яркими событиями в жизни школы. Это - центр формирования разнообразных эмоций и чувств ребенка. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, изобразительное искусство, художественное слово, танец. Музыка обычно ведущий компонент праздника, она соединяет все другие виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с темой торжества. В нашей школе мы часто организовываем праздники. Праздник - это не только проявление художественных способностей и творческой инициативы, но и встреча с кем-то или чем-то интересным. При организации таких праздников дети чувствуют большую ответственность и важность своей роли. А так как праздник - это синтез искусств, то в нем может участвовать любой желающий ребенок. Таким образом с помощью такого внеклассного мероприятия мы развиваем у ребенка сразу и эстетический вкус, и музыкальность и чувственность, в общем «тягу к прекрасному».
Как уже говорилось, музыкальное воспитание детей нельзя ограничивать рамками урока, поэтому, я думаю, что именно внеклассная работа формирует духовность личности, его мировоззрение, вкус, любовь к искусству. Именно она воспитывает патриотизм, нравственность и эстетику. И наша задача помочь людям войти в мир красоты, увидев душевную красоту друг друга!