• Преподавателю
  • Музыка
  • Тема урока музыки: «Образы природы в творчестве музыкантов. Пейзаж в музыке». (5 класс)

Тема урока музыки: «Образы природы в творчестве музыкантов. Пейзаж в музыке». (5 класс)

  Урок  № 27 изучается в разделе "Музыка и изобразительное искусство" в конце IIIчетверти. Составлен на основании Федерального государственного стандарта основного общего образования по программе и учебнику 5 класса Т.И. Науменко, В.В.Алеев.  Цель разработки - помочь учителям музыкипостроить урок интересно, облегчить работу учителей по решению образовательных задач, направленных на осознание и понимание учащимися произведений искусства по-настоящему, то есть на восприятие их жизненного содержани...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД КАМЫШИН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ



Методическая разработка урока музыки

«Образы природы в творчестве музыкантов. Пейзаж в музыке»

для учащихся 5-го класса по программе «Музыка» Т.И.Науменко, В.В.Алеев.



Автор:

Горбатикова Марина Александровна,

учитель музыки



Камышин - 2015 год

Урок № 27(5 класс) 20.03.15.

Тема урока: «Образы природы в творчестве музыкантов. Пейзаж в музыке».

Цель урока: сформировать у учащихся понимания своеобразия изобразительных свойств музыкальной ткани.

Проблема: Может ли музыка писать пейзажи?

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: методы организации осуществления учебных действий, анализ конкретной ситуации, словесный, наглядный.

Музыкальный материал: П.Чайковский «Апрель. Подснежник» (из фортепианного цикл «Времена года»); И.Стравинский «Поцелуй земли» (из балета «Весна священная»); «Продавец зонтиков» - песня из репертуара Татьяны и Александра Соловьёвых.

Дополнительный материал: учебник «Музыка» Т.И. Науменко, В.В.Алеев - 5 класс, презентация к уроку, музыкальный видео материал.

Оборудование: компьютер, пианино, проектор.

Планируемые результаты:

Предметные: н а у ч а т с я слушать и анализировать музыкальные произведения П. Чайковского «Апрель. Подснежник» (из фортепианного цикла «Времена года»); И.Стравинского «Поцелуй земли» (из балета «Весна священная»), наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства;

получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование)

Метапредметные:

∙ познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы ,строят рассуждения;

∙ коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

∙ регулятивные - организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценивают результаты деятельности.





Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. Подготовка к изучению новой темы.

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины. Иногда, как в нашем случае, картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края и чудесные картины природы других стран.

Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы обращаем внимание в них на все, что связано с природой, мы удивляемся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе - очень близкие и родственные чувства.

Слайд 1, 2

У Э. Успенского есть стихотворение, которое поможет нам разобраться в жанрах живописи и музыки. Называется оно «О картинах».

Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная лавина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется - ПЕЙЗАЖ.

Работа с учебником (стр.138-140)

Слайд 3, 4

III. Работа по теме урока:

Само слово пейзаж - французское слово, и переводиться дословно оно как «местность», то есть иными словами пейзаж - это описание природы.

Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства, описывая природу, делает это своим языком. Живопись рисует образ природы красками, музыка - звуком, литература - словом.

Итак, скажите, какие бывают пейзажи? (Литературный, живописный и музыкальный)

Слайд 5

Мы с вами выяснили, что в музыке тоже есть пейзажи. Музыкальный пейзаж - это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. Для нас это новое определение. Запишем его: Музыкальный пейзаж - это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.

Музыка владеет своеобразными художественными средствами (красками) - тембровыми, регистровыми, ладовыми, ритмическими, динамическими, с помощью которых изображает всю нашу жизнь.

Есть великое множество музыкальных произведений, написанных самыми разными композиторами разных эпох и разных стран. Произведений, которые были сочинены с расчетом на то, что их будут не только слушать, но и смотреть, чтобы перед вашими глазами проплыли картины пробуждения природы. Посмотрим, что же композитор имел в виду, создавая это произведение.

Опрос учеников о творчестве П.И. Чайковского и о фортепианном цикле «Времена года» (проверка домашнего задания).

Слайд 6,7,8

Когда Петр Ильич жил в Подмосковье, и мог наслаждаться в подмосковных лесах этим чудом природы, подснежником.

Эпиграфом к музыкальной пьесе «Подснежник» Чайковский выбрал строки поэта 19 века Аполлона Майкова:

Голубенький, чистый подснежник цветок,
А подле сквозистой - последний снежок.
Последние слезы о горе былом. И первые грезы о счастье ином.

Давайте прослушаем фортепианную пьесу «Апрель» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Слайд 9

Слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года» «Подснежник». Анализ. (Какими средствами музыкальной выразительности композитор передаёт свои чувства?)

Музыкальная пьеса Чайковского «Подснежник» наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Образ ранней весны, первого весеннего цветка связан с пробуждением сил человека после долгого зимнего сумрака морозов и вьюг - к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо из-под снега становиться символом стремления к жизни, к свежим чувствам. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания:

«...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!».

Скажите, что мы услышали в музыке Чайковского? (Пробуждение природы, композитор любуется распустившимся подснежником.)

Можно ли назвать это произведение живописным?

(Да, ведь музыка рисует нам пробуждение природы после долгой зимы, из - под снега распускается подснежник).

Что или картину чего изобразил Чайковский в пьесе «Подснежник»?

(Картину весенней природы).

Слайд 10

Музыкальная видео физминутка под клип Движение-жизнь.

Слайд 11,12

Если музыка Чайковского выражает общее настроение весенней радости, то в творчестве композитора И. Стравинского,в его произведении «Поцелуй земли» из вступления к балету «Весна священная» можно встретить более точный образ природы.

Начальная тема - наигрыш, исполняемая фаготом, напоминает строение стебелька, устремленного вверх. Подобно тому, как стебель растения обрастает листьями, мелодия «обрастает» новыми подголосками. Наигрыши свирели пастуха постепенно превращается в густую музыкальную ткань, в которой мы слышим пение птиц. Давайте послушаем.

Слайд 13

Слушание И. Стравинский «Весна священная».

Назовите свои впечатления от прослушанного произведения?

(Зрительный образ нарисовал нам, медленное пробуждение природы. Она как будто не хочет просыпаться. Но постепенно, пригревает весеннее солнце, и распускается и расцветает все вокруг, навстречу новому дню, новой жизни).

IV. Вокально-хоровая работа:

В продолжение весенней темы, мы споём песню, непосредственно связанную с некоторыми весенними сюрпризами природы.

Закрепление работы над песней «Продавец зонтиков».

V. Итог урока.

Давайте ответим на несколько вопросов. Каким представляется апрель в пьесе Чайковского из цикла «Времена года»?

(Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций).

Какие чувства оставила у тебя эта музыка?

(В ней передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания).

Что использовал композитор, чтобы раскрыть образ природы в музыке?

(Лад, который выражает настроение, потому что природа влияет на эмоциональное состояние человека. Это доказывает нам, что живопись музыкальна).

В чем созвучие произведений Чайковского «Апрель» и «Поцелуй земли» И. Стравинского?

(Оба композитора нарисовали пробуждение весеннее природы, передали ее красоту и восхищение).

Почему искусства взаимосвязаны?

(Они рассказывают о жизни, выражают чувства, мысли и настроения людей, дополняют друг друга, украшают нашу жизнь.)

Можно ли считать, что пейзаж в искусстве - это точная копия картины художника?

(Нет. Природа в искусстве одухотворена, она печальна и радостна, задумчивая или величава; она такова, какой видит его человек).

Произведения, каких искусств отражали тему нашего урока? Почему они перекликаются?

( Литературы, музыки и живописи. Композиторы, художники, поэты независимо друг от друга своими выразительными и изобразительными средствами передали пробуждение природы, любовь к родной земле, описание природы).

Слайд 15

И в заключении я напомню, что пейзаж - жанр не только изобразительного искусства, но и музыкального, это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные композиции художников и музыкантов. И я надеюсь, что музыка, которая всегда с нами будет помогать нам, видеть красоту, творить добро, становиться умнее и лучше.

VI. Домашнее задание:

Мальчики: тв-во К.Дебюсси;

Девочки: сообщение на тему «Импрессионизм».



© 2010-2022