Конспект урока Музыкальные образы в творчестве Л. В. Бетховена

Урок музыки в 7 классе по теме: "Музыкальные образы в творчестве Л. В. Бетховена"  Цель урока:  создать условия для обеспечения образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных средствами художественно-эстетической деятельности.  –              Задачи: 1.     Создать условия для организации художественно-эстетической деятельности учащихся через:   2. Развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения на основе восприятия и анализа музыкальных обр...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 7 классе по теме: "Музыкальные образы в творчестве Л. В. Бетховена"

Конспект урока Музыкальные образы в творчестве Л. В. Бетховена

Цель урока: создать условия для обеспечения образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных средствами художественно-эстетической деятельности. -

Задачи:

1. Создать условия для организации художественно-эстетической деятельности учащихся через:

- восприятие и его выражение средствами музыкального и изобразительного искусства, художественный анализ и исполнение музыкальных произведений;

- расширение представлений о музыкальных средствах выразительности во время знакомства с музыкальными произведениями Л. В. Бетховена и В.И. Петрушина.

2. Развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

3. Воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства.

4. Воспитание потребности в общении с музыкой Л. В. Бетховена для дальнейшего духовно-нравственного развития.

Виды деятельности на уроке:

1. Слушание музыки

2. Художественный анализ музыкального произведения (если раньше от учащихся требовался лишь анализ формы произведения, то сейчас, в рамках реализации идей ФГОС наибольшее значение приобретает худ.анализ (вербальное объяснение своих переживаний, смыслов путем рассуждений, затем - художественное прозрение), умение раскрывать художественное содержание музыкального произведения, его связи с жизнью.

3. Выражение муз.образа средствами изобразительного искусства.

4. Исполнение муз.произведения с использованием приёмов работы для формирования внутреннего музыкального слуха, осмысленной передачи чувств и эмоций, возникающих у учащихся.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная деятельность, межгрупповое общение.

Музыкальное приветствие:

У: Здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуйте, учитель, здравствуйте гости!

- Сегодня на уроке мы продолжим познавать смысл понятия музыкального образа его разновидности. Вы уже знаете, что музыкальный образ - одно из центральных понятий в музыкальном искусстве. Объясните, пожалуйста, как вы понимаете значение этого выражения - музыкальный образ?

………………

Да, действительно, музыкальным образом называют любое явление, творчески воссозданное в музыкальном произведении. А какие образы может изображать музыка? Приведите, пожалуйста, примеры, из тех муз.произведений, которые вам знакомы (песни, которые вы пели или музыку, которую слушали на уроках или дома).

Р. …….

 Вы привели такие разные примеры. Как вы думаете, почему муз.образы разнообразны?

……………………………………….

 Да, действительно, жизнь наша разнообразна, значит и образы, отображающие жизнь разнообразны. Скажите, а где зарождается муз.образ?

………………………………..

 Да, действительно, в сознании композитора под воздействием творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Любой человек, обладающий простым физическим слухом может определить, где звучит музыка, а где просто шум. Но услышать в звуках музыки отражение серьезных, глубоких переживаний дано не каждому. Сегодня мы попытаемся это услышать, почувствовать и понять…

ВКЛЮЧИТЬ ЭКРАН

- Для того, чтобы обозначить тему сегодняшнего урока, послушайте, пожалуйста, только начало одного муз.произведения и скажите, может быть, вы его где-то слышали ли вы его или знаете, кто является его автором.

CЛАЙД 1 Звучит начало 5-й симфонии Л. В. Бетховена.

……………

 Молодцы! Это действительно Бетховен. CЛАЙД 2 Может быть вы что-то знаете о его жизни или творчестве?

…………….

 Теперь мы можем озвучить тему нашего урока. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня?

 Тема нашего урока: «Музыкальные образы в творчестве Л. В. Бетховена». СЛАЙД 3 Ребята, подумайте, что бы вы могли сегодня узнать, что понять, чему научиться, зная тему нашего урока? СЛАЙД 4

узнать, какие муз.образы создавал этот композитор

понять, как он их создавал

научиться отличать один образ от другого

 Произведение, которое сейчас мы будем слушать, достаточно известно. Это 5-я симфония (мы прослушаем фрагмент 1-й части). Ребята, во время слушания музыки постарайтесь понять: какое состояние, какие чувства хочет вам передать его автор. Но только постарайтесь слушать сердцем.

СЛАЙД 5 Звучит фрагмент 5-й симфонии Л. В. Бетховена

 Итак, расскажите мне, пожалуйста, какие чувства вы испытали, слушая эту музыку? Что вы в ней услышали?

………….

 Как вы думаете, воплощение какого образа мы сейчас слышали в музыке?

Драматического.

 Конечно, ведь драма - тяжелое событие, переживание, какая-то конфликтная ситуация.

Ребята, вы знаете, эта музыка, её героический образ помогал многим людям во время ВОВ, например СЛАЙД 6 Юлиусу Фучику, чешскому писателю и журналисту, которого казнили фашисты в Берлине. За несколько месяцев до казни он написал в застенках своё последнее произведение, которое называлось «Репортаж с петлёй на шее». В этой книге мы можем прочитать о том, что заключённые перестукивались тем самым мотивом из 5 симф. Бетховена, про который он сам сказал: «Так судьба стучится в дверь». «Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне….

А за несколько дней до казни он написал своим родным такие слова: «…верьте мне, то, что произошло, ничуть не лишило меня радости, она живёт во мне и ежедневно проявляется мотивом из Бетховена».

Ребята, как вы думаете, чем помогала музыка 5-й симфонии Бетховена Ю.Фучику и его соратникам антифашистам?

………………………

 Ребята, сейчас нет войны, но как вы думаете, эта музыка может помочь нам, людям, живущим сейчас, вам лично в чём-то?

……….

 СЛАЙД 7 Да, действительно, Б. стремился к тому, чтобы его музыка помогала людям быть сильными, мужественными, способными преодолевать любые жизненные невзгоды.Одно из его изречений говорит именно об этом: «Судьба, я схвачу тебя за глотку, тебе не удасться меня задушить». А какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы явить этот образ?

……………….. СЛАЙД 8

 Ребята, давайте сейчас создадим группы по 3-4 человека и выберем старших, которые бы направляли работу группы. После повторного прослушивания каждая группа должна дать характеристику какому-то одному средству выразительности (озвучиваю средства).

СЛАЙД 9 Дети работают в группах, устно дают характеристику средствам выраз-ти.

Ритм Волнение, трудности….Решимость, сила духа …

 Ребята, давайте мы с вами попробуем простучать тот ритмический оборот, который постоянно повторяется в этой симфонии. …

Давайте попробуем изменить ритм, что получится.

Мелодия - какая? (наиграть). Взволнованная, интонация «плача». Мелодия идёт вниз.

 Ребята, а давайте споём на слог лё тот отрезок мелодии, который постоянно повторяется в симфонии.

В музыке это навывается лейтмотивом СЛАЙД 10

Лейтмотив (нем. - главный, ведущий мотив) - краткий муз.ыкальный оборот или ритмическая фигура, неоднократно повторяющаяся муз. произведении и характеризующая определённое лицо, явление или эмоцию. Какую эмоцию выражает этот лейтмотив?

Р: …

Тембр (какой?) яркий. …..СЛАЙД 11

Изменится ли образ, если бы мы заменили звучание целого оркестра на какой-то один инструмент, например, флейту или скрипку?…..

Динамика. Наводящие вопросы: ……..А если бы было наоборот?

-сначала медленный, потом быстрее. Благодаря ему, получился какой образ?

Р: Тревожный.

У: А если бы был медленный? Какой бы образ получился? (Наиграть).

Р: Грусный, печальный…

Лад - минор (сыграть в мажоре). Какой образ получился?

 Р., вспомните, какие ещё из изученных произведений построены на образном развитии драматического характера?

Р: «Погоня», «Я - фронт»…….

 А сейчас прозвучит одно из ранних произведений Бетховена - соната для скрипки и фортепиано. СЛАЙД 12

Соната (итал. sonare - звучать) - жанр инструментальной музыки, который предназначен для камерного состава инструментов, как правило, соло или дуэта.

Давайте представим себя группой художников и отобразим музык.образ в цвете, СЛАЙД 13 используя ту палитру цветов, которая отразит ваши ощущения от прослушанной музыки. Старайтесь прочувствовать музыку вместе, чтобы получился единый образ, отражённый в цвете и линиях. Только…музыкант играет сердцем, и вы слушайте сердцем

ВЫКЛЮЧИТЬ ЭКРАН

СЛАЙД 14 Звучит "Весенняя соната"

Выполнение групповой творческой работы.

 Пожалуйста, капитаны команд, выходите сюда с вашими худ.образами. Кто из вас хочет высказаться по поводу выбора цвета и его связи с музыкальным образом, который вы услышали?

Анализ представленных работ.

 Так увидели, ощутили, почувствовали музыку вы. А теперь сравните свое видение, чувство со вторым названием произведения: «Весенняя соната». Правильно! Красота, изящество, жизнерадостный характер - вот что характеризует эту сонату. О своих произведениях, рисующих образ природы Бетховен когда - то написал, что это "…более выражение чувств, чем живопись". И вы сейчас выразили те чувства, которые испытали, слушая эту музыку. Спасибо.

Дети садятся.

ВКЛ.ЭКРАН

 Как мы может назвать тот образ, который несёт в себе эта соната?

Р: Лирический

 Слово лирика происходит от слова "лира" СЛАЙД 15 - это древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях.

В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса - только его личное восприятие различных явлений. СЛАЙД 16

Вот главные свойства лирики:

 чувство

 настроение

 отсутствие действия

ВЫКЛ.ЭКРАН

- Всем известно, Бетховен был глухим, но писал музыку. Хотя если поговорить с врачами, когда человек глохнет, он забывает земные звуки, у него лишь звон и шум в ушах. Правда, глухим он стал не сразу. Проблемы со слухом у композитора появились в 28 лет. "День и ночь у меня беспрерывный шум и гудение в ушах" - писал в те годы Бетховен. Обращения к врачам не приносили облегчения. Глухота делалась очевидной. Но ужас от прогрессирующей глухоты сменило счастье от встречи с юной аристократкой Джульеттой Гвиччарди. Тогда ей не было и семнадцати, но жизнелюбие и очарование молодой девушки покорили тридцатилетнего композитора. Джульетта дала ему понять, что разделяет его чувства. Но в начале июня к Людвигу пришло письмо, (зажечь свечи), откоторого исходил запах фиалок, но оно содержало слова, означавшие крушение всех надежд. Глаза глохнущего музыканта пробегали по строчкам и наполнялись слезами. Джульетта предпочла ему бездарного композитора графа Галленберга. Людвиг долго бродил по лесу, не возвращаясь домой. Ни одной жалобы никто не услышал от него, все было сказано музыкой. Я рассказала историю создания поистине шедевра музыкального фортепианного искусства - сонаты, которую после его смерти назовут "Лунной". Во время слушания этого произв.подумайте, какое состояние, какие чувства хотел выразить этой музыкой композитор..

Исполнение «Лунной сонаты»

- Ребята, у вас на партах лежат полоски бумаги, напишите, пожалуйста, по 1-2 слова, отражающие то, что, по вашему мнению, хотел выразить этой музыкой композитор.. Работаем в группах.

Учитель вывешивает на доску слова, подобранные учащимися.

 Я думаю, вы очень тонко почувствовали то, что хотел выразить музыкой композитор. Как вы думаете, какой образ эта музыка несёт в себе?

Р: Лирический, но какой-то другой…..

 (рисует фиг.скобку и пишет лирический) Ведь лирика - монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях. Правдива ли эта музыка? Искренняя ли? Как вы думаете, над чем, нам, людям, помогает это муз. произведение задуматься?

.............

 Подумайте, как тонок и нежен внутренний мир человека, как его легко ранить, уязвить иногда на долгие годы. Чем его можно поранить?

………

 Да, действительно, часто мы не задумываемся, что можем нанести душевную рану человеку, часто думаем только о себе. Мы должны научиться понимать других людей.

Одно из известных изречений Бетховена звучит так: «Всякая музыка, идущая от сердца, должна дойти до сердца», как вы понимаете это выражение?

……….

Cыграть ноту ми. Попросить её услышать внутр.слухом, а потом исполнить, затем наполнить светом и любовью. На партах вы видите текст песни «А после меня?», которую написал наш современник Валентин Иванович Петрушин. Послушайте её и мысленно пойте 1 к.со мной, а начиная со 2 подпевайте мне.

А теперь постарайтесь наполнить звук теплом и любовью (разный показ на припеве).

Рефлексия:

 Итак, давайте посмотрим, получили ли вы ответы на те вопросы, которые ставили перед собой вначале урока?

Вы хотели узнать, какие муз.образы создавал этот композитор

понять, как он их создавал? Какими выразительными средствами можно добиться создания муз.образа - перечислить

Чему вы научились? Отличать один образ от другого - примеры - глав.свойства лирики.

Ребята, домашнее задание для вас будет таким: составить муз.кроссворд, используя муз.термины, к которым мы обращались сеодня на уроке - лирический, драматический, свойства лирики - чувство, настроение, ритм, лад, тембр, мелодия, динамика, темп, соната

Вывод: (делается учителем) Ну, что ж, я надеюсь, что музыка Л.В. Бетховена, которая изливалась из его сердца, дошла и до наших сердец сегодня, спустя 200 лет. И если мы станем чуточку добрее, внимательнее, сострадательнее друг к другу, то можно считать, что наш урок не прошёл зря. Спасибо вам за работу на уроке. Всего доброго!


© 2010-2022