Календарно-тематическое планирование по музыке 5-9 классов

Раздел Музыка
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ уро-ка

Тема и тип урока

Кол-во часов

Элементы основного и дополнительного содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Музыка и литература

1

Что роднит музыку с литературой.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Связь музыки и литературы

Слушание: М. Глинка Жаворонок. П. И. Чайковский "Симфония № 4" финал.
Исполнение:Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьева "Моя Россия"

Знать:

- что роднит музыку с литературой;

- о том, что литература даёт жизнь огромной области музыкального искусства.

Уметь выявлять связи музыки и литературы

Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.

Закрепление полученных знаний



2-4

Вокальная музыка

Расширение и углубление знаний

3

1 урок. Песня-самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня - душа народа. Как сложили песню?
2 урок. Жанры казачьих песен
3 урок. Романс - лирическое стихотворение, положенное на музыку.

Слушание:
1 урок. С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром № 3. С. Рахманинов. "Вокализ". Ц. Кюи, А. Плещеев "Осень". П. И. Чайковский, А. Плещеев "Осень".
2 урок. Казачьи песни.
3 урок. Музыкальные интерпретации стихотворения "Из Гете" М. Ю. Лермонтова А. Варламова и А. Рубинштейна.
Исполнение:Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьева "Моя Россия"

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной.

Уметь:

- называть основные жанры русских народных песен;

- определять значение песни в жизни общества;

- отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни

Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.

Запись названий известных народных песен, любимых в семье



5-6

Фольклор в музыке русских композиторов

Сообщение и усвоение новых знаний

2

Связь музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников

Слушание:
1 урок. А. Лядов "Стучит, гремит Кикимора"
2 урок. Н. В. Римский-Корсаков "Шахерезада"
Исполнение:
Музыка Е. Крылатова, Слова Ю. Энтина "Мы маленькие дети"

Знать понятие программная музыка

Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.

Рисунок народной сказки «Кикимора», запомнившегося больше всего. Сочинение небольшой сказки в восточном стиле.



7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Расширение и углубление знаний

1

Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие.

Слушание:
С. В. Рахманинов "Вокализ", Г. Свиридов "Романс", П.И. Чайковский "Мелодия". Ф. Мендельсон "Песня венецианского гондольера", Ф. Шуберт "Баркарола"
Исполнение: "Мы маленькие дети"

Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка.

Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки

Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.

Закрепление полученных знаний



8-9

Вторая жизнь песни

Расширение и углубление знаний

2

Отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связь между композиторским и народным искусством.

Слушание:
1 урок. П.И. Чайковский "Камаринская", "В церкви", С.В. Рахманинов "Светлый праздник". Народная украинская песня "Веснянка", П.И. Чайковский "Концерт для ф-но с оркестром № 1" финал.
2 урок. П.И. Чайковский "Симфония № 4" финал, Э. Григ "Песня Сольвейг" в джазовой обработке.
Исполнение: С. Ранда "Листопад"

Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества

Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Устный и письменный контроль, исполнительский контроль. Хоровое пение

Закрепление полученных знаний



10

«Всю жизнь несу родину в душе…»

Расширение и углубление знаний

1

Колокольный звон в музыке. Звучащие картины

Слушание.
1. Колокольные звоны.
2. В. Гаврилин "Перезвоны"
Картины: П. джогин "На Валааме", И. Левитан "Над вечным покоем", Б. Кустодиев "Осенний сельский праздник.
Исполнение: С. Ранда "Листопад"

Знать значение колокольного звона в жизни человека.

Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи

Интонационно-образный анализ музыкального и художественного материала. Хоровое пение. Беседа по теме занятия

Подбор произведений. Близких по настроению музыке и картины



11-13

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Расширение и углубление знаний

3

1 урок. Поэзия, связанная с творчеством Фредерика Шопена
2 урок. Музыка Моцарта в сказке "Тайна запечного сверчка" и маленькой трагедии "Моцарт и Сальери"

Слушание.
1 урок. Ф. Шопен Прелюдия № 7, ПРелюдия № 20, "Вальс",Этюд № 12
2 урок.В.А. Моцарт "Симфония № 40", канон "Слава солнцу, слава миру"
Исполнение.Исполнение: С. Ранда "Листопад"

Знать:

- что благодаря музыке появились многие произведения литературы;

- основные события из жизни и творчества композиторов

Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений. Хоровое пение

Закрепление полученных знаний



14

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Расширение и углубление знаний

1

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств а опере. Литературное произведение в основе оперы.

Слушание. М. Глинка. Опера "Иван Сусанин":
1. Хор "Родина моя"
2. "Мазурка" из 2 действия.
3. Хор "Славься"
Исполнение: Слова: Л. Дербенева, Музыка: Е. Крылатова. "Три белых коня"

Знать:

- историю развития оперного искусства;

- понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы.

Уметь приводить примеры к понятиям

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль

Закрепление полученных знаний



15

Опера-былина Н. Римского-Корсакова «Садко»

Расширение и углубление знаний

1

Синтез искусств в оперном жанре. Знакомство с оперой "Садко" Н. Римского-Корсакова

Слушание. Н. Римский-Корсаков. Опера "Садко":
1. Вступление.
2. "Ой,ты темная дубравушка"
3. Вокализ Морской царевны
4. Ария Садко "Заиграйте мои гусельки"
Исполнение: Слова: Л. Дербенева, Музыка: Е. Крылатова. "Три белых коня"
5. Колыбельная Волховы

Знать сюжет (либретто) оперы «Садко»

Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности

Интонационно-образный анализ фрагментов оперы

Закрепление полученных знаний



16

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Расширение и углубление знаний

1

История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. Литературное произведение в основе балета.

Слушание. П.И.Чайковский. Балет "Щелкунчик". Фрагменты.
Исполнение: Слова: Л. Дербенева, Музыка: Е. Крылатова. "Три белых коня"

Знать:

- историю развития балетного искусства;

- понятия: балет, солист-танцор, кордебалет.

Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности

Устный контроль.

Интонационно-образный анализ фрагментов балета

Закрепление полученных знаний



17

Музыка в театре, кино, на телевидении

Сообщение и усвоение новых знаний

1

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, нателевидении

Примеры песен из кинофильмов, мультфильмов, музыки телепередач
Исполнение: Слова: Л. Дербенева, Музыка: Е. Крылатова. "Три белых коня"

Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства

Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия.

Закрепление полученных знаний



18

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл Расширение и углубление знаний

1

Расширение представление о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы. Наиболее известные мюзиклы.

Э. Ллойд Уэббер. "Кошки"

Знать:

- историю возникновения мюзикла;

- чем мюзикл отличается от оперы

Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов

Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки

Закрепление полученных знаний



Музыка и изобразительное искусство

19

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний

1

Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствам музыкальной выразительности и изобразительногоискусства

Слушание: Н. А. Римскмий-Корсаков "Шехерезада"
Картины, изображающие музыкантов и музыкальные инструменты
Исполнение: «Эх, дороги…» Музыка: А. Новиков, слова: Л. Ошанин,

Знать, что роднит музыку с изобразительным искусством.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение.

Закрепление полученных знаний



20

«Небесное и земное» в звуках и красках Расширение и углубление знаний

1

Отношение композиторов и художников к духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства

Слушание.
1. Знаменный распев.
2. "Богородице, дево, радуйся" из "Всенощного бдения" П.И. Чайковского
3. Г. Свиридов Хор "Любовь святая"
4. Ф. Шуберт "Аве Мария"
5. И.С. Бах "Аве Мария"
Исполнение: «Эх, дороги…» Музыка: А. Новиков, слова: Л. Ошанин,

Знать, в чём выражается общность языка различных видов искусства.

Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах


Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль.

Закрепление полученных знаний



21

«Звать через прошлое к настоящему» Расширение и углубление знаний

1

Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства

С. Прокофьев. Кантата "Александр Невский":
1. Хор "Вставайте, люди русские"
2. Музыкальная картина "После побоища"
3. "Мертвое поле"
4. Въезд Александра Невского во Псков
Исполнение: «Эх, дороги…» Музыка: А. Новиков, слова: Л. Ошанин,

Уметь:

- выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах;

- определять на слух основные части кантаты

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль.

Закрепление полученных знаний



22-23

Музыкальная живопись и живописная музыка Расширение и углубление знаний

2

Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

Слушание
1 урок. М. Глинка "Жаворонок", С. Рахманинов "Островок", "Весенние воды"
2 урок. Ф. Шуберт "Форель" и "Фореллен-квинтет", С Рахманинов Прелюдиясоль мажор и соль-диез минор.
Анализ картин
В. Борисов-Мусатов "Водоем", А. Саврасов "Весенний вечер", П. Филонов "Формула весны", И. Левитан "Весна. Большая вода"
Исполнение: Слова и музыка Любаша "Разукрасим все планеты"

Уметь:

- выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи;

- анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Слушание музыки. Рассматривание картин. Интонационно-образный анализ музыки.

Закрепление полученных знаний



24

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве Расширение и углубление знаний

1

В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений С. Рахманинова, В. Кикты

Слушание. С. Рахманинов "Светлый праздник". Пасхальный тропарь "Христос воскресе". В. Кикта "Фрески Софии Киевской"
Просмотр Собор святой Софии в Новгороде.
Исполнение "Пасхальный тропарь"

Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль.

Закрепление полученных знаний



25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве Расширение и углубление знаний

1

1 урок. Выразительные возможности скрипки, её создатели и исполнители. Музыка и живопись.
2 урок. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве

Слушание.
1 урок.И. С. Бах "Чакона", П. И. Чайковский "Мелодия", А. Шнитке "Concerto grosso", 2. урок. Н. Паганини "Каприс № 24"
Исполнение "Разукрасим все планеты"

Знать об истории создания скрипки, её мастерах-изготовителях и исполнителях.

Уметь:

- сопоставлять скрипичную музыку с живописью;

- анализировать, сравнивать произведения

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение.

Закрепление полученных знаний



26

Волшебная палочка дирижёра Расширение и углубление знаний

1

Симфонический оркестр. Значение дирижёра в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижёры мира

Слушание. Л. Бетховен "Симфония № 3" 2 часть.
Исполнение: "ТЫ ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ" Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Иванов

Знать:

- понятия: оркестр, дирижёр;

Уметь называть имена известных дирижёров

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение.

Закрепление полученных знаний. Поиск ключевых слов и выражений об особом значении дирижера



27

Образы борьбы и победы в искусстве

Сообщение и усвоение новых знаний

1

Жизнь и творчество Л. Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором

Слушание. Л. Бетховен "Симфония № 5"
Исполнение: "ТЫ ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ" Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Иванов

Уметь:

- делать предположение о том, что предстоит услышать (образный строй);

- проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение.

Закрепление полученных знаний



28

Застывшая музыка Сообщение и усвоение новых знаний

1

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура - застывшая музыка.

Слушание. Органная музыка, православные песнопения
Исполнение: "ТЫ ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ" Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Иванов

Знать:

- отличия католической и православной музыкальной культуры;

- понятие а капелла

Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры

Слушание музыки. Рассматривание картин. Интонационно-образный анализ музыки.

Закрепление полученных знаний



29

Полифония в музыке и живописи Сообщение и усвоение новых знаний

1

Продолжение знакомства с творчеством И.С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха - орган

Слушание. И. С. Бах. Токката и фуга. Прелюдия и фуга № 1.
Исполнение. Слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова. "Крылатые качели"

Знать:

- понятия: орган, полифония, фуга;

- основные события из жизни и творчества И.С. Баха

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение.

Закрепление полученных знаний



30

Музыка на мольберте Сообщение и усвоение новых знаний

1

Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. Чюрлёниса. Расширение представлений о взаимосвязи музыки, изобразительного искусства и литературы

Слушание М. Чюрленис. Прелюдия ми-минор, симфоническая поэма "Море"
Исполнение. Слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова. "Крылатые качели"

Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Рассматривание картин

Закрепление полученных знаний



31

Импрессионизм в музыке и живописи Сообщение и усвоение новых знаний

1

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи

Слушание. К. Дебюсси "Диалог ветра с морем", "Лунный свет", "Кукольный кэк-куок"
Исполнение. Слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова. "Крылатые качели"

Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение.

Закрепление полученных знаний



32

«О подвигах, о доблести, о славе…» Сообщение и усвоение новых знаний

1

Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием

Слушание. Д. Кабалевский "Реквием".
Исполнение. "Дети войны"

Знать понятие реквием.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение.

Закрепление полученных знаний



33

«В каждой мимолётности вижу я миры…» Сообщение и усвоение новых знаний

1

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Своеобразие их творчества

Слушание. С. Прокофьев "Мимолетности", М. П. Мусоргский "Картинки с выставки"

Знать понятие интерпретация.

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.

Закрепление полученных знаний



34

Мир композитора

Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт

1

Обобщение представлений о взаимодействии музыки. Литературы и изобразительного искусств. Их стилевое сходство и различие

Музыка по выбору учащихся

Знать, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих трёх искусств.

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение.





© 2010-2022