Плен-конспект урока по музыке на тему Патриотизм в музыке (3 класс)

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 3 классе 3 четверть

Тема: Патриотизм в русской музыке

Цель: познакомить учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств.

Задачи:

•показать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию образа защитника Отечества;

•осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи;

•закрепить понятия: симфония, кантата;

•развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;

•формировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;

•совершенствовать вокально-хоровые навыки;

•развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

•воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть её защитником.

Оборудование: сборники песен, репродукции картин, портреты композиторов, аудиозапись С.С. Прокофьев кантата « Александр Невский», словарь настроений и чувств, магнитофон, компьютер, презентация.

Организация урока: вход в класс под песню о России, музыкальное приветствие.

Эпиграф.

Нету счастья выше, нету чести выше,

Чем любимой Родине служить!

А.С. Ерикеев (слайд №1)


Ход урока

Вход в класс под музыку о России.

Вступительное слово учителя. Слайд 1

О музыке какой страны пойдёт речь на уроке?

Кто такой патриот?

Можете ли вы назвать себя патриотами?

По ходу урока давайте сами попробуем сформулировать тему урока.

Интервью - «рассказ гостю из другой страны о музыке России»

Чем интересна музыка России?

Что ней особенного?

Какая она бывает?

О чём рассказывает?

Слайд №2- Гимн России

Слайд №3

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «Русь».

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.

Слайд №4 -Васнецов «Богатыри»

Слайд №5 - Былины

Слайд №6 -Солдаты

Слайд №7 - Текст песни

Песня «Солдатушки, бравы ребятушки»- исполнение

Слайд №8 - преображенский полк

Русский народ, композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства (слайд №3). Почему? Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на наших уроках, посвященных теме защитников Родины.

Презентация «Образ защитника Отечества в искусстве».

Задания по группам

  • 1 группа - Былины о русских богатырях (слайд № 4, 5) - «Про Добрыню»

  • 2 группа -Русские народные патриотические песни (слайд №6.7,8) - «Солдатушки, бравы ребятушки»- исполнение

Инструменты военного оркестра - слайд №9

  • 1 группа - тарелки, фагот, туба

  • 2 группа - труба, саксофон, валторна

Слайд № 10 - военные оркестры

Песни о полководцах и русских воинах (слайд № 11) - «Учил Суворов»- портрет Суворова. Исполнение.

1 группа - Исторические песни - «Бородино» - портрет Кутузова

(слайд 13,14.)

2 группа - Казачьи песни (слайд №15)

Как бы ни сложна была судьба героев-защитников земли русской, они старались не унывать и поднимали настроение весёлой плясовой или игровой песней, которые часто звучали на русских праздниках. Вот и скоро русский народ будет отмечать один из самых больших и весёлых праздников (Пасха).

Игра «Золотые ворота»

Русские композиторы в своем творчестве неоднократно обращались к теме защитника Родины.

Первая русская опера М.И.Глинки (слайд №17) «Иван Сусанин» - это пример преданности своей Родине, воспевание героизма и мужества простого русского человека.

А под звуки хора «Славься!» из оперы Глинки «Иван Сусанин» на параде Победы 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г.Жуков.

А фрагмент из этого музыкального произведения постоянно звучал в годы Великой Отечественной войны как призыв к борьбе, к защите нашей Родины.

Новый материал

4. Анализ музыкального произведения С.С.Прокофьева. Сопоставление его с картиной П. Корина «Александр Невский».

Какому русскому герою и его подвигам посвящено это произведение?

Слайд № 18

Посмотрите на репродукции картин разных художников «Александр Невский»

Вопросы и задания:

Задание по группам

1 группа - выбрать из предложенных характеристик те, которые подходят к этой музыке

1Каков характер музыки? Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? (Мужественная, маршевая, призывная. Музыка выражает непобедимую мощь и суровое величие. Мужские и женские голоса звучат в унисон, что характерно для эпического повествования).

2 группа

2. Какие краски использовал художник? (Суровые, мрачные т.к. время было суровое).

3. Соответствует ли характер музыки с изображенным образом на картине?

4. Почему, глядя на картину, можно сказать, что Александр Невский-русский воин? (Пейзаж с русскими церквями, боевое русское знамя).

5. Что вы знаете об Александре Невском? Почему его так называют?

Проверка домашнего задания - сообщения об А. Невском.

Князь Александр Ярославович - один из почитаемых и любимых в народе героев-защитников земли Русской, полководец. Он одержал победу со своей дружиной над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя-Александр Невский. А еще он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли. Это было в XIII веке.

За эту победу церковь причислила Александра Ярославича к лику святых и стали называть его А. Невским. Был учреждён орден А. Невского им и по сей день награждают русских солдат. Солдат, которые любят и защищают свою родину. В них воспитано особенное чувство - патриотизм.

Как же мы назовём тему нашего урока?

Проблемный вопрос:

Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?

Воспевая русскую богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и его славное героическое будущее. Изображая историческое прошлое, заимствовав сюжеты из истории, сами произведения, всем своим духом будят в нашем воображении события 20 века. Песня-хор «Вставайте, люди русские!» постоянно звучала в годы Великой Отечественной войны.

? А как вы думаете, нужны ли нам сейчас русские песни, русская музыка?

? Создаются ли в наше время песни о России? Почему?

7. Исполнение песни «Дети России» -слайд №19

И в наше время есть герои: совсем еще юные и многое повидавшие. Есть прекрасные слова «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат».

В заключение нашей встречи мне хочется пожелать стать вам такими же доблестными, сильными, смелыми, преданными Родине защитниками своего Отечества, о которых вы узнали на уроке.

Домашнее задание: Дома постарайтесь найти пословицы, поговорки, стихи о смелости и храбрости русских людей.

Рефлексия

Слайд № 20

Мы прошли столетия с Россией

От сохи до звездного крыла,

И взгляни - все то же небо синее

И над Волгой та же тень орла

И еще немало будет пройдено

Коль зовут в грядущее пути,

Но святей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

С ним живет и умирает с ним.

Все пройдет, а Родина -

Останется,

Если мы то чувство сохраним.

В.Фирсова «Чувство родины»

© 2010-2022