Преодоление технических трудностей на баяне

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования МОУДО "ЖДШИ" Управления культуры Администрации г.Железногорска























МЕТОДЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

"Преодоление техническая трудностей на баяне"

для преподавателей ДШИ













Автор: Толмачёва Э.В.

г.Железногорск 2012 г.

Преодоление техническая трудностей на баяне

Оглавление


1. Понятие термина техники. Посадка.

2. Значение гамм и этюдов в развитии технической оснащённости учащегося.

3. Развитие начальных технических навыков в классе баяна.

4 Заключение.

Цели: развитие технической оснащённости учащихся.

Задачи:

- развитие игрового аппарата;

- методы и условия формирования технических навыков

- приёмы работы над различными видами техники

1

Каждое произведение искусства является воплощением творческого замысла, богатой фантазии художника. В процессе реализации своего замысла автор мобилизует всю творческую волю, всё умение, и чем выше талант и мастерство художника, тем более впечатляющим и значительным предстаёт конечный результат. Не является исключением и музыкально-исполнительское искусство. Но в отличии, скажем, от художника-живописца, который фиксирует свой замысел на полотне и не нуждается в посреднике между собой и зрителем, музыкант-исполнитель интерпретирует замысел композитора. Говоря об этом, мы в первую очередь подразумеваем технику артиста, при помощи которой он воплощает своё звуковое представление музыкального произведения, своё видение (слышание) художественного образа.

В процессе обучения игре на баяне перед педагогом музыкальной школы, наряду с общими воспитательными и музыкально-художественными задачами стоят задачи развития технических навыков учащихся.

Техника, в широком смысле этого слова, это материальная сторона исполнительского искусства, важное средство передачи художественного содержания произведения. В узком смысле, техника - это предельная точность и быстрота пальцевых движений. Двигательно-игровые навыки (взаимодействие всех частей рук, координация движений), умение свободно использовать звуковые и технические возможности баяна приобретаются и отрабатываются на материале упражнений, гамм, арпеджио, этюдов. Несомненно, развитие техники в значительной мере зависит от природных данных ученика. Но и дети со средними данными при условии правильно организованной работы и целеустремленности могут достичь высоких результатов.

Работа с учащимися начинается с важных моментов для любого музыканта: правильной посадки, постановки рук, положения инструмента. В отличие от скрипачей, вокалистов, которые тратят много лет на постановку рук, голосового аппарата, баянисты занимаются этим вопросом сравнительно мало. Но правильная постановка игрового аппарата на начальном этапе обучения очень важна, ведь от неё зависит возможность выразить в исполнении художественный замысел.

Постановка баяниста состоит из трёх компонентов: посадки, постановки инструмента, положения рук. При работе над посадкой следует учесть и характер исполняемого произведения, и психологические особенности, а также анатомо-физиологические данные музыканта, особенно ученика (рост, длина и строение рук, ног, корпуса). Правильная посадка такова, что корпус тела устойчив, не стесняет движения рук, определяет собранность музыканта, создает эмоциональную настроенность. Правильной считается та посадка, которая удобна и создает максимальную свободу действий исполнителя, устойчивость инструмента. У баяниста три опорные точки: опора на стул и опора ногами на пол. Ноги для удобства опоры должны быть расставлены. Однако следует учесть ещё одну точку опоры - в пояснице. Именно это придает лёгкость и свободу движениям туловища и рук.

«Нижняя часть правого полукорпуса находится на правом бедре», - так говорится во многих школах. Но, как отмечает Ф. Липс, это неверно, ведь на практике в бедро упирается гриф. Именно в таком положении баян приобретает устойчивость при игре на сжим. Конечно, рациональная установка инструмента ещё не все, но баянист и инструмент должны быть единым художественным организмом.

Освоение инструмента и совершенствование игровых навыков невозможно без изучения и исполнения упражнений, гамм, арпеджио.

Конечно, развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика. Но и учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства при условии правильно организованной, систематической работы над различными видами инструктивного материала: гаммами, арпеджио и аккордами, упражнениями и этюдами.

Значение гамм и этюдов в развитии технической оснащённости учащегося.


Гаммы, арпеджио, аккорды являются основными техническими формулами. Систематическая и последовательная работа над этим материалом - необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений. Успешная работа над гаммами, арпеджио и аккордами помогает преодолеть многие технические трудности:

- позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;

- создаёт мелкую и свободную пальцевую беглость;

- способствует координации движений обеих рук;

- плавности ведения меха и смены направления его движения;

- помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов разнообразными приёмами звукоизвлечения.

Кроме того, игра гамм, арпеджио и аккордов способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у учеников чувство лада и метроритма. Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если учащиеся при каждом проигрывании гаммы или арпеджио решают определённую музыкальную задачу, контролируют слухом характер звучания, соблюдают динамические оттенки, штрихи, ритм. Играть гаммы, арпеджио и аккорды нужно в определённом размере, выдерживая длительности. Изучение гаммы предваряется упражнениями. К числу наиболее распространённых упражнений относятся такие, в которых вычленяются и по нескольку раз повторяются отрезки гамм. Для правильной постановки пальцев левой руки полезно поиграть гамму «кусочками» по 2, 3 звука. Гаммы обычно начинают изучать тогда, когда закреплена постановка руки, кисти, пальцев. Начинают играть в медленном темпе с ровным количеством длительностей на каждое движение меха. Чтобы приучить ребёнка к ритмичной игре, можно использовать метроном. Арпеджио - разложенные аккорды. Также желательно начинать разучивать с упражнений. На клавиатуру нужно стараться не смотреть для того, чтобы развивалась осязательная ориентация.

Работа над упражнениями, гаммами, этюдами является процессом художественным. Успех здесь зависит от выбора правильного метода работы. Игра гамм, упражнений, арпеджио бесполезна без связи с конкретными звуковыми задачами. Успешное техническое развитие происходит лишь в том случае, если при каждом проигрывании учащимся решается определённая музыкальная задача, контролируется слухом характер звучания, соблюдаются динамические оттенки, ритм, штрихи. В течение всего периода обучения следует уделять следующим психологическим факторам: вниманию, воображению, сознанию, эмоциям, развивать их. Необходимо научить ребёнка самостоятельно выявлять трудности, ставить перед собой цели. В гаммах обязательно должны присутствовать штриховые, ритмические, динамические варианты для привлечения большего интереса учащегося. В процессе повторения определённых технических формул развиваются необходимые для автоматизма, точности, уверенности исполнительские движения.

Основная работа музыканта - работа над музыкальным произведением, раскрытием его художественного замысла. Но для этого иметь необходимые технические навыки. Надо ли баянисту, развивая технику, прибегать к специальным упражнениям?

Современная музыкальная педагогика рассматривает упражнения как важное и эффективное средство для технического развития ученика. Большинство упражнений основано на многократных повторениях какого-либо пассажа. Из таких простейших элементов состоят и гаммы, арпеджио.

О необходимости упражнений следует сказать, что любая деятельность человека связана с упражнениями, будь это спортсмен, ученый и т.п. В процессе изучения гамм и упражнений музыкант овладевает ритмом, динамическими оттенками, различными штрихами. При разучивании упражнений, гамм, арпеджио необходимо ставить перед собой разнообразные задачи: на ведение меха, штрихи, динамические оттенки, ритм, темп. Это поможет играть осмысленно, творчески, избегая механическую и бездумную игру. Следует приучать ученика к сознательной игре, понимая поставленную цель, слушать свою игру, оценивать свои действия.

Упражнения, построенные на элементах технически трудных мест разучиваемого произведения, являются хорошим средством преодоления технических трудностей в произведении. Домашнюю работу следует начинать именно с упражнений и гамм. Начиная с пьес, в целях «экономии» нескольких минут, ученик теряет часы, т. к. мышцы не «разогреты», пальцы малоподвижны, и чтобы добиться нужного результата, требуется много времени. Для освоения трудных мест ученику необходимо давать специальные упражнения, связанные с музыкально-исполнительскими задачами, возникающими при разучивании произведения. В этом случае у упражнения есть конкретная, связанная с музыкой цель, направленная не только на физическую сторону движения.

Необходимо подбирать каждому ученику упражнения в зависимости от возникающих технических трудностей. Эти упражнения, наряду с обязательными упражнениями для всех, составляют индивидуальный комплекс.

Ещё один важный пункт в техническом развитии инструменталиста - систематическое изучение этюдов, которые играют большую роль в развитии техники. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типичных исполнительских трудностей и что они сочетают специально технические задачи с задачами музыкальными. Тем самым использование этюдов создаёт предпосылки для плодотворной работы над техникой. Включение того или иного этюда в учебную программу должно быть обусловлено двумя задачами:

- освоением и развитием определённого вида техники;

- подготовкой ребёнка к преодолению конкретных технических трудностей в художественном произведении.

В первом случае преследуется цель разностороннего развития ученика. В его программу последовательно включаются этюды на различные виды техники, причём каждый этюд должен быть несколько выше возможностей учащегося, тем самым обеспечивается его постоянный технический рост. Во втором случае этюды - это пьесы, объединяющие технические задачи с исполнительскими трудностями, задачами музыкальной выразительности. Поэтому выбираются такие этюды, которые содержат тот вид техники и те элементы движения, которые встречаются в произведении, а также близки по характеру музыки. Если работа над этюдами ведётся в определённой последовательности, то это позволяет закрепить приобретаемые на упражнениях навыки, сделать их использование естественным и органичным, т.е. технически развить ученика.

Ученик должен знать, что беглость в исполнении этюда не цель, а средство для достижения выразительности исполнения. Любой этюд, пусть небольшой и простой по тексту, должен содержать художественный смысл. Технические трудности тоже нуждаются во внимании. Поэтому наряду с разбором нотного текста нужно выявить особенности фактуры, технические трудности, определить пути их преодоления.

Начинающим следует давать этюды на какой-то один вид техники, но и не следует загружать его этюдами только на один вид техники. Предпочтительнее чередовать этюды на различные виды техники, что способствует успешному развитию ученика. Следует обратить внимание на этюды Н.Чайкина, А.Холминова, К.Мяскова, В.Галкина, А.Сударикова, А.Онегина и др. композиторов, т. к. они написаны с учётом технических возможностей нашего инструмента и обладают качествами художественного музыкального произведения. Часто в баянной педагогике прибегают к скрипичным и фортепианным этюдам (их переложениям для баяна). Однако не всегда их замысел способствует выработке необходимых навыков, т. к. они призваны развивать технику, прежде всего, у скрипачей и пианистов. Поэтому педагог должен чётко представлять себе задачу, которую поставит перед учеником, при выборе этюда. Работа над этюдом строится включает следующие этапы:

1. Изучить построение этюда и определить техническую задачу, чтобы иметь ясное представление об объёмах и характере предстоящей работы. Детально разобрать текст, установить аппликатуру;

2. Приступить к разучиванию этюда, по частям отрабатывать наиболее трудные места. Эта работа должна начинаться с упражнений, содержащих характерные элементы трудных мест.

3. В этюдах, написанных для развития правой руки, обратить внимание на исполнение аккомпанемента левой рукой и наоборот;

4. Одновременно с усвоением текста этюда следить за выполнением фразировки, акцентов, динамики, определить границы движения меха;

5. Играть этюд надо в различных темпах, не привыкая к какому- либо одному. Начинать с медленного темпа, постоянно возвращаясь к нему в процессе работы;

6. Заучивание текста наизусть должно происходить в ходе усвоения его технических и художественных особенностей.

Этюдный материал подбирается на учебное полугодие по строго продуманному плану, рассчитанному на индивидуальное техническое развитие каждого ученика. Нужно отдавать предпочтение тем этюдам, которые будут полезны ученику и связаны с музыкальными произведениями, запланированными на полугодие. Ежедневная работа над этюдами - это не самоцель, а средство для овладения различными исполнительскими навыками игры на баяне, применение этих навыков в пьесах для наиболее полного раскрытия музыкально-художественного образа.

Развитие начальных технических навыков в классе баяна.

Вся техника баяниста или аккордеониста может быть подразделена на мелкую (пальцевую) и крупную, а также на технику игры мехом и технику звукоизвлечения, то есть, в сущности, всё, чем занимается учащийся, начиная с прикосновения к клавише, есть техника. К мелкой технике относятся различные гаммаобразные и арпеджированные пассажи, мелизмы, пальцевые репетиции, двойные ноты. К крупной - пальцевые тремоло, октавы, аккорды, скачки, кистевая техника.

Физическую категорию сложности представляет игра аккордами. Игра аккордами осуществляется с помощью кистевых движений. Пальцы нужно готовить к взятию аккорда заранее, как бы в воздухе. Начинать работу нужно осторожно в умеренном темпе с упражнений. Самое удобное исполнение аккордов в быстром темпе - это исполнение кистью с небольшим участием всей руки. При игре аккордами не следует поднимать высоко пальцы над клавиатурой, они должны быть в собранном состоянии. В процессе исполнения аккордовой последовательности необходимо:

- одновременно снять пальцы с предыдущего аккорда, не оставляя случайных призвуков;

- .подготовить положение пальцев для последующего взятия аккорда;

- сделать соответствующее перемещение кисти;

- путём одновременного нажатия пальцев на клавиши взять новый аккорд.

Аккорды рекомендуется начинать играть со 2-го класса.

СПОСОБЫ ИСПОЛНЕНИЯ ГАММ И АРПЕДЖИО. ПЕРВЫЙ КЛАСС

Гаммы: штрихи - легато, нон легато, стаккато. Длительности: четвертные, восьмые, четверть с точкой - восьмая, восьмая - две шестнадцатые и т.д.

ВТОРОЙ КЛАСС

Гамму можно играть разными штрихами, в различных метроритмических комбинациях. Длинное арпеджио, два варианта исполнения:

1.перенос руки;

2.подкладывание 1-го пальца, перенос кисти.

Опорные звуки нужно выделить в арпеджио более сильным акцентом и активным движением пальца. Арпеджио можно использовать разными штрихами и разными ритмическими рисунками. Исполнение арпеджио обеими руками нецелесообразно, так как басовые звуки левой клавиатуры ограничены одной октавой и, следовательно, движение пальцев левой руки по трём клавишам без перемещения не ведёт к выработке какого- либо полезного навыка, а лишь затрудняет движение правой рукой.

В работе над развитием техники ученика большую роль играют упражнения, применяющиеся для выработки различных навыков: взаимодействия, независимости, беглости пальцев, быстрого перемещения кисти посредством движения запястья и т.д. Г.Нейгауз, рассматривая упражнения «как некий полуфабрикат», писал, что все упражнения вообще необходимы для выработки контакта между пальцами и клавишами. При работе над упражнениями очень важно, чтобы ученик ясно понимал цель упражнений и ту пользу, какую они могут принести, чтобы он мог максимально сосредоточиться на выполнении требуемой задачи и следил за качеством игры. В. Сафонов писал: «Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука. Упражнение важно играть с напором и даже с некоторым спортивным увлечением. И наоборот, небрежная игра без должного контроля за качеством выполнения и без определённых звуковых целей дезорганизует ученика, вредно отражаясь на исполнении разучиваемых произведений».

Выученные упражнения необходимо использовать как тренировочный материал, закрепляя его в памяти и в физических ощущениях, и одновременно приступать к новым упражнениям. Работа над упражнениями начинается уже в первые месяцы обучения на инструменте, когда закреплена постановка кисти, руки, пальцев. Для начинающих очень полезны упражнения в исполнении различных последовательностей в пределах позиции руки (после того, как ребёнок овладел штрихом легато). Начинать следует с наиболее простых упражнений. Упражнения следует использовать не только в начале обучения, но и в средних и старших классах. При этом необходимо всё время варьировать упражнения и добиваться лучшего качества исполнения, большей ровности, чёткости, увеличения темпа.

При игре упражнений мех должен быть напряжённый, дыхание берётся на каждую фигуру, пульсация - чёткая, рука - свободная, работаем с клавиатурой (т.е. пальцы не поднимаются высоко над клавиатурой). На клавиши нажимаем не глубоко. Самостоятельность пальцев хорошо достигается при игре упражнений терциями, секстами, упражнениями на двухголосие. Их следует разучивать в медленном темпе, высоко поднимая пальцы, уже на первом году обучения.

Репетиция - быстрое, многократное извлечение одного и того же звука чередующимися пальцами. Репетиция выполняется обычно двумя сильными пальцами. Необходимо также играть и другими пальцами, что способствует достижению чёткости в звучании и более свободному исполнению. Репетиция исполняется при помощи лёгких кистевых движений на первую ноту.

Тремоло бывает 2-х видов:

- тремоло на клавиатуре;

- тремоло мехом.

Тремоло на клавиатуре - быстрое и многократное чередование двух не соседних звуков или двух созвучий (интервалов, аккордов или отдельного звука и созвучия): Тремоло мехом - быстрое повторение одного и того же звука или созвучия путём смены движения левой части инструмента. При этом пальцы, нажимающие клавиши, с клавиатуры не снимаются. При игре тремоло мехом существуют 3 точки опоры: большой палец на планке, ремень на левой клавиатуре, предплечье.

Наряду с правой рукой, необходимо так же тренировать и левую руку. И в этой работе, прежде всего, необходимо решать задачу равномерного развития всех играющих пальцев. Хорошим средством преодоления технических трудностей в произведении являются упражнения, построенные на элементах технически трудных мест разучиваемого произведения. Такие упражнения могут подбираться или сочиняться самими учащимися и состоять из наиболее сложного оборота, какого - либо пассажа или включать 2-3 элемента следующие в произведении друг за другом.

Необходима каждодневная кропотливая работа над технически трудными местами. Если встречаются привычные элементы техники - репетиции, гамма - и арпеджиобразные пассажи, то они, как правило, не требуют особых временных затрат. Но очень часто встречаются и непривычные фигурации, требующие специальных, дополнительных усилий для их освоения. Здесь важно найти свой метод - кратчайший путь для достижения нужного результата. К сожалению, далеко не всегда педагоги помогают ученикам в поисках необходимого метода. В итоге иной учащийся часами работает над одним пассажем, безумно гоняет его в быстром темпе, а качества всё нет. В технически трудных местах всегда важно осознать: что именно не получается? В таких, например, случаях известный пианист А.Корто советовал: «Вместо многократного повторения текста выявлять трудные элементы и на их основе создавать упражнения». При работе над технически сложными местами особая роль должна отводиться проигрыванию в медленных темпах. Такие занятия полезны для выработки автоматизированных движений пальцев.

Однако механическое отстукивание каждой ноты пассажа в медленном темпе вряд ли принесёт ощутимую пользу. Ритмическая сторона, фразировка, нюансировка обязательно должны соответствовать исполняемому произведению, как в быстром, так и в медленном темпе. При этом в замедленном темпе нельзя мыслить отдельными нотами: каждый тон должен соотноситься с предыдущим и последующим звуком. Главную функцию выполняют активные пальцы, а не кисть. Для более прочного закрепления трудной фигурации полезно поиграть её различными фигурами, в том числе пунктирными. При такой игре каждый палец поочерёдно как бы фиксируется на нужной клавише.

В репертуаре баянистов и аккордеонистов всегда найдутся произведения, где один и тот же вид техники применяется продолжительное время. Даже владея достаточно хорошо нужным техническим приёмом, бывает физически трудно выдержать пьесу до конца. Здесь, кроме выносливости, требуется умение снять напряжение во время исполнения. Этому умению расслабляться надо учиться. У каждого исполнителя в произведении должны быть намечены такие точки, когда нужно на короткий миг моментально расслабиться. Таковыми могут быть конец и начало фразы или мотива, смена меха, смена динамики - во всех подобного рода случаях можно слегка встряхнуть кистью или предплечьем. Помогает также небольшая смена положения рук, корпуса и т.п.

Одним из самых распространённых видов техники баянистов и аккордеонистов является мелкая техника. В большинстве своём исполнители пользуются штрихом стаккато. Но этот штрих не всегда достаточно полно отражает образную сферу произведения. Штрих стаккато очень эффективен в мелкой технике. Он исполняется молниеносным пальцевым ударом без лишних движений. Если требуется острый, чёткий, упругий штрих, то пальцы следует слегка подогнуть, округлить, работать они будут в этом случае как «молоточки». Когда мы добиваемся лёгкости штриха стаккато в мелкой технике, то может возникнуть тенденция к поверхностной игре. Этого следует избегать. Любой вид техники привлекателен именно тогда, когда он использован виртуозно. «Играть быстро » и «играть виртуозно» - не одно и то же. Главное их отличие в том, что виртуозная игра - целенаправленное устремление каждого, даже самого малого технического фрагмента к своей логической точке.

Исходя из замысла композитора, исполнитель будет пользоваться различными техническими ресурсами. Для думающего, пытливого ученика полезно сначала проанализировать мысленно, а затем и на практике сопоставить следующее: особенности динамики в клавесинных пьесах Куперена, Рамо, Скарлатти и органных прелюдиях и фугах Баха. Регистровку в органных, клавесинных пьесах и в обработках народных песен. В произведениях разных стилей будет различен и сам характер туше. И оттачивать свою технику исполнитель должен не в отрыве от музыкального содержания, а имея перед собой это содержание как конкретную цель. «Для меня существует только одна - единственная действительная техника: та, которая полностью поставлена на службу музыке» - говорил один из прогрессивных музыкантов современности П. Казальс.

Для музыканта важно правильно уяснить роль техники в создании художественного образа. Техника ни в коей мере не должна стать самоцелью. Техника - это средство для создания музыкально-художественного образа. Значит, в конечном счёте, главное не пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но именно для этого и необходимо владеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной передачи музыкального содержания. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что роль и значение техники исполнителя трудно переоценить. Если музыкант прекрасно осознаёт первичную задачу своего исполнительского искусства (создание художественного образа конкретного произведения), то ему должно быть понятно и то, какой титанический труд требуется для достижения нужного звукового образа. Речь в данном случае идёт не о трудностях непосредственного воплощения, а о той громадной целенаправленной технической работе, которая предшествует конечному результату - публичному выступлению. Ученик-музыкант должен осознавать задачу своей деятельности. Прежде всего, это создание художественного образа музыкального произведения посредством своего инструмента - баяна.

Список литературы:

Акимов Ю. Т. Школа игры на баяне. - М. : Советский композитор, 1989.

Липс Ф. Р. Искусство игры на баяне. - М. : Музыка, 2004.

Судариков А. Ф. 16 уроков баяниста (аккордеониста). - М. : Композитор, 2003.

Судариков А. Ф. Школа беглости. - М. : Композитор, 2001.

Гинзбург Л. «О работе над музыкальным произведением». М.- 1981г.

Гвоздев В. «Работа баяниста над развитием техники».М. - 1987г.

Демченко А. «Технические упражнения для баяна». М.- 1967г.

Завьялов В. «Баян и вопросы педагогики». «Искусство». - 1992г, переизд.

Липс Ф «Искусство игры на баяне». М.- 1997г.


© 2010-2022