• Преподавателю
  • Музыка
  • Влияние казахского кюя и казахской народной песни на творчество композиторов Казахстана

Влияние казахского кюя и казахской народной песни на творчество композиторов Казахстана

Раздел Музыка
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЛИЯНИЕ КАЗАХСКОГО КЮЯ И КАЗАХСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ НА ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ КАЗАХСТАНА

План

1 Истоки народно-инструментальной и песенной культуры казахского народа.

2 Основоположники профессиональной музыки в Казахстане.

3 Общие важные моменты, закономерности.













Истоки народно-инструментальной и песенной культуры казахского народа уходит в глубину веков. В те далёкие времена инструментальные, вокальные сочинения назывались кюями. Уже тогда кюи были связаны с жизненными событиями и выражали все думы и чаяния.

Казахский кюй - инструментальная пьеса для домбры - удивительное явление в народном творчестве. Прежде всего многие кюи программные. Сотни легенд, сказаний, былин переложены казахскими народными композиторами на музыку, что в свою очередь говорит о замечательной музыкальности казахского народа. Кюй развивается на протяжении веков, будучи неразрывно связанным с жизнью казахского народа.

Исполняемый на двухструнном инструменте, кюй очаровывал, призывал, страдал, радовался и смеялся. В легендах казахского народа часто говорится о действенной силе музыки. Музыка говорила иногда ярче, чем слово. Есть много легенд о воздействии музыки на человека на общество на разнообразные конфликтные ситуации. Кочевой образ жизни рождал особое отношение к восприятию всего окружающего. Долгое вынужденное одиночество рождало чувство слияния с природой с животным миром будоражило фантазию порождало постоянные импульсы к творчеству. В целях продолжения традиции народной музыки композиторы и исполнители Казахстана обращаются к замечательным образцам кюев и песен, обогащают музыкальные «алмазные россыпи» новыми фактурными, гармоническими и полифоническими приемами, творчески воплощая в своих сочинениях и транскрипциях живые неисчерпаемые драгоценности.

Домбра - инструмент двухструнный, диатонический, настраивается в кварту или в квинту. Звук его не очень громкий, но в силу особых акустических предпосылок домбра звучит иногда как оркестр. Звучание домбры очень своеобразно и передать его, допустим, на фортепиано чрезвычайно сложно. И вот перед композитором, создающим произведение, продолжающее традиции кюев встает проблема инструментального соответствия. Буквальное подражание, как всякое подражание, не интересно. Надо находить новые приемы: фактурные, гармонические, метроритмические. Существенную роль в выявлении содержания и выявления особенностей исполняемой музыки уделяется техническим элементам. Они должны быть отлично выполнены. Плохое техническое оформление, не отвечающее раскрытию содержания делает музыку формальной и не способствует реализации её идейного и эмоционального содержания. В процессе работы над кюями и песнями, включенными в музыку отдельных анализируемых сочинений, рекомендуется ряд различных видов упражнения. Изучая нотный текст, вникайте в характер музыки и разберитесь в стиле сочинения. Первоочередная задача в верной интерпретации вытекает из точного чтения текста.

Один из основоположников профессиональной музыки в Казахстане композитор Евгений Григорьевич Брусиловский, наряду с основной работой в области оперного и симфонического жанров, автор большого числа фортепианные сочинений: фортепианные обработки кюев (10 пьес) -1933-34гг; «Экспромт» -1939г; «Патетический монолог», «Юмореска», «Токката» - 1946г; Концерт для фортепиано с оркестром - 1947г; цикл

полифонических детских пьес; 10 инвенций; «15 пьес» сборник детских пьес *-1952г; в 60-х годах - ряд виртуозных пьес: «Взлет», «Солнечный день», «Сонет»; цикл «25 танцев» - изданы в 1970-71гг. под названием «Хореографический сборник» - две тетради. Большой знаток народного творчества, Е.Г.Брусиловский использует кюи или сочиняет свои оригинальные мелодии, близкие народным. Кюи послужили для композитора источникам, содержащим неисчерпаемые тематические и художественные ресурсы. В народных музыкальных драмах «Кыз - Жiбек", "Ер-Таргын" Брусиловский использовал кюи "Балбраун", "Айжан-кыз", "Былкылдак", "Кенес-кюй", "Байжума"

Токката. Первым оригинальным произведением, в котором Брусиловский претворил некоторые закономерности казахской народной музыки, явилась "Токката". Здесь композитор продолжил поиски национального стиля, начатые Затаевичем. Форма пьесы ярко индивидуальна. Брусиловский впервые попытался осуществить синтез - сочетание черт кюя и сонаты, используя расположенность домбровых пьес к сонатно-симфоническому развитию. Развитие в пьесе осуществляется кюевыми средствами: крепкая сцепленность тем при постоянном интонационном обновлении - отсюда непрерывность движения. Репризность также играет большую роль во внутреннем строении, что указывает на танцевальный характер музыки. Первоначальное название "Токкаты" - "Танец радости в форме кюя", написан Брусиловским специально для танцевального номера Шары.

Фактура "Токкаты" полнокровная, оркестрового звучания. В ней Брусиловский продолжил поиски фактуры нового типа, связанной с народным инструментальным творчеством. В главной и 1-ой побочной темах он в правой руке употребляет фактуру, имитирующую домбровое двухголосие. Усиливают национальный колорит звучания гармоническая структура аккордов, основанная на квартах и квинтах. В этой пьесе композитор нашел и попытался претворить некоторые закономерности казахского народного инструментального творчества, это воплощение основного принципа развития кюевых пьес: непрерывность движения при постоянном интонационном обновлении.

Следующим произведением Брусиловского, связанным с национальной тематикой, стал цикл фортепианных пьес «25 танцев» сюда вошли обработки казахских народных песен, кюев, напевов, танцев, пьесы, написанные в начале 60-х годов.

Обработки кюев, которые вошли в данный сборник: «Айжан-кыз", "Таттенбет", "Былкылдак", а также - "Топан" и "Байжума". Если "Топан", "Байжума" и "Айжан кыз" претерпели незначительные изменения редакторского характера, то обработка "Былкылдак" - это новый концертный вариант кюя. Здесь Брусиловский не ограничивается только мелодическим материалом, а значительно расширяет размеры танца. Дополнительно дает небольшое вступление. Это показ основного ритмического ядра, который типичен для вступительных разделов в домбровых пьесах- "кайырма". Увеличение масштабов формы, плотная аккордовая фактура, размашистый шаг аккомпанемента, обилие акцентных средств и широкий диапазон динамики- придают ему черты праздничности, широкого веселья.

Пять Казахских танцев из I части хореографического сборника.

В основе крайних частей первого танца до мажор - известная казахская песня «Сармойын», которую Брусиловский ранее применил в IV акте оперы «Кыз Жибек» (песня Бекежана). Средняя часть танца -оригинальная мелодия композитора в духе казахских народных песен с типичным двухголосным домбровым аккомпанементом. Во втором танце ля минор автор вообще не цитирует народных тем, но имитируя звук домбры, создает оригинальный фортепианный кюй.

Третий танец ми мажор Би-кюй взят из записей Б.Г.Ерзаковича, это свободная обработка народного материала. Четвертый танец до минор написан на основе известного кюя Даулеткерея «Топан» (кличка беркута). Взят из сборника А.В.Затаевича «500 песен». Кюй был записан у кюйши Махамбета Букейханова. Это произведение со сложной смысловой нагрузкой, о котором выдающийся Казахский композитор и музыковед академик А.К.Жубанов писал: «В этом кюе своеобразно отражено движение времени, стремление угнетенного сознания к свободе и счастью». Пятый танец соль мажор-имитация кюев Курмангазы, таких как «Серпер» и «Адай», отличающихся ярким динамическим развитием. Национальный характер музыки танцев подчеркивается всем комплексом выразительных средств. Гармонический язык и фортепианная фактура вытекают из народных особенностей музыки, учтены особенности звучания народных инструментов.

Произведение А.Жубанова «Кызыл кайын" - (Красная береза) является частью танцевального цикла "8 казахских танцев". Кроме названия композитор использовал и мелодический материал кюя Курмангазы. Кюй «Кызыл кайын» - часть известного триптиха Курмангазы, повествующего о истории побега из тюрьмы. Триптих состоит из кюев «Турмеден кашкан» - «Побег из тюрьмы», «Ксен ашкан" - освобождение от цепей и "Кызыл кайын" -Красная береза. Это кюй о березе»,-говорит Курмангазы, -приютившей меня среди своих ветвей и укрывшей от погони. Это кюй о родной степи, о славных джигитах моего народа, раскрывших мне свои объятия и спасших меня от черной смерти" При сравнении кюя и танца обнаруживается много общих черт -танцевальность, квартоквинтовая интервалика кюя фактурно подчеркивается и в танце. "Кызыл-кайын" А.Жубанова- яркое художественное доказательство внутреннего родства двух начал-народного и профессионального.

Пьеса для ансамбля скрипачей Газизы Жубановой "Счастливая юность" богата музыкальными образами, динамической устремленностью, ликующей энергией. Основой главной партии "Счастливой юности" является кюй Дины Нурпеисовой (1861-1955) "Асем Коныр", посвященный внучке Коныр. Пьеса "Счастливая юность" написана в трехчастной форме, внутри отчетливо ощущаются черты национальных способов предподписания тем, наиболее характерных для кюя.

"Сюита-кюй" в четырех частях для струнного квартета была написана С.И.Шабельским в 1953 году. В первой и четвертой части композитор мастерски применил характерные фактурные приемы домбрового звучания и достоверно передал национальный и стилевой колорит двух кюев Курмангазы.

Первая часть сюиты основана на кюе "Ой бай балам". Исследователи творчества Курмангазы относят создание этого кюя к 1857 году, считая его одним из вариантов кюя "Кайран шешем", мелодия которого воссоздает черты любимого образа матери кюйши Алки, образа, окутанного нежной грустью, мягкой сердечностью. Спокойный ритм, темповая сдержанность способствуют созданию интимно-лирического настроения. Четвертая часть «Сюиты-кюя» построена на мелодии бодрого и жизнерадостного кюя Курмангазы. «Балбраун» один из подлинных шедевров творческого мастерства великого кюйши.

«Балбраун» использован в различных сочинениях композиторов Казахстана. Он звучит в IV акте оперы Брусиловского «Ер Таргын», во второй части его симфонии-сюиты «Сары арка». Очень образно характеризует кюй «Балбраун» академик А.К.Жубанов: Курмангазы создал «Балбраун» в танцевальном ритме, и весь от начала до конца, он представляет собою радостно-взволнованное движение, напоминающее о праздничных играх. «Музыка «Балбрауна» очень активна, стремительна, задорна.

Кюй Курмангазы «Кобiк шашкан" пользуется большой популярностью у исполнителей и слушателей. Суровость мелодии с трагедийными интонациями, богатые выразительные средства, широкая напевность, стройность и законченность формы вдохновили композиторов и исполнителей на создание ряда сочинений. Е.Г.Брусиловский написал на мелодическом материале этого кюя вторую часть "Сюиты на казахские темы" для струнного квартета, С.С.Туликов обработал кюй для фортепиано, Г.А.Жубанова для хоровой капеллы. "Кобiк шашкан" в записи Л.Хамиди является также музыкальной основой Каприса №4 для скрипки соло И.Б.Когана. История сочинения кюя "Кобiк шашкан" Курмангазы связана с посещением великого кюйши казахов рода Адай. Здесь жил талантливый акын Кашаган Куржиманов. Кашаган создатель глубоко драматических сочинений. Одно из них - поэма, повествующая о стихийном бедствии, постигшем прибрежные аулы Каспия во время ураганного шторма. На основе этой поэмы Курмангазы сочинил кюй «Кобик шащкан". Глубокие мысли и чувства передаются композитором в широком живописном полотне. Образы глубоко драматичны, на них печать затаенной скорби по поводу величественной и мрачной, суровой и безжалостной, строгой и жестокой трагедии. Спокойная, неторопливая тема Каприса № 10 И.Б.Когана основана на казахской мелодии "Кара Нарша". Она включена в сборник "500 песен казахского народа" и была записана А.В.Затаевичем у Ахмета Утебаева. Каприс "Кара Нарша" написан И.Б.Коганом в стиле Паганини. Создание каприса на казахскую тему, в котором использованы сложные приемы прославленного скрипача Паганини, соответствовало общему росту скрипичного исполнительского искусства в Казахстане и насущной потребностью в педагогическом и исполнительском репертуаре на народную тематику. Из пьес малой формы «Импровизация» для скрипки соло И.Б.Когана на материале казахской народной песни «Бiр бала" подкупает лирической проникновенностью, основанной на эмоциональной пульсации, мелодических оборотах. Её музыкально-поэтические образы ярко, правдиво и рельефно отражают черты национального характера казахской музыки. С незапамятных времен казахские народные песни переходят из уст в уста, от одного поколения к другому. Постепенно в слова и музыку песни вносятся некоторые изменения, добавления, рождаются разные варианты и даже названия. Такие изменения наблюдаются и в песне "Бip бала" (А.В.Затаевич «Буранбел», «Кугэй-ай»).

Общие важные моменты, закономерности. Система музыкальных средств, при работе с народным материалом должна строится на единой основе -интонационной природе народных кюев. Образный строй произведения-первоисточника требует бережного отношения. Композиторы в полной мере руководствовались именно таким отношением: чувством меры, логикой, вкусом, интуицией. Композитор должен всегда иметь в виду, что интонационная основа кюя неразрывно связана с его исполнительской природой, природой инструмента. Авторы стремились к достижению метроритмического единства с первоисточниками, но в новом фактурно-расширенном качестве. Вольно, или невольно, композитор при выборе гармонических средств, должен исходить из особенностей ладовой организации кюя, его природы и акустических особенностей домбры. Изучение этих произведений поможет исполнителем постичь дух Казахской народной музыки и многое почерпнуть из них для своего художественного развития.



© 2010-2022