Урок музыки на тему Образное содержание музыки

Тема: Образное содержание музыки.Художественное название урока:«Творенья гения бессмертны, В них образ Родины живет»…Тип урока: углубление и закрепление знаний.Жанр: урок-портрет, урок-размышление.                                                                                                          
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7-й класс

1-й семестр

Урок №15

Тема: Образное содержание музыки.

Художественное название урока: «Творенья гения бессмертны,

В них образ Родины живет»

Тип урока: углубление и закрепление знаний.

Жанр: урок-портрет, урок-размышление.

Музыкальный материал.

1. Ф. Шопен. Полонез №3 ля-мажор.

2. Ф. Шопен. Вальс си-бемоль минор.

3. Ф. Шопен. Мазурка №20 ре-бемоль мажор.

4. Ф. Шопен. «Революционный» этюд №12 до-минор, фрагмент.

5. Ф. Шопен. Вальс-минутка, ре-бемоль мажор.

6. Ф. Шопен. Вальс №7 до-диез минор.

7. Муз. Ф. Шопен, сл. С. Витвицкого «Желание».

8. Польская народная песня «Висла».

9. М. Рыльский. «Сердце Шопена».

10. Л. Озеров. «Вальс».

11. И. Залетаева. «Слушая Шопена».

12. В. Боков. «Сердце Шопена».

13. Э. Делакруа. Портрет Шопена. «Свобода на баррикадах».

14. П.А. Федотов. «Портрет Н.П. Жданович за фортепиано».

Задачи:

образовательная:

познакомить учащихся с творчеством польского композитора XIX века Фри­дериком Шопеном, представителем мирового культурного наследия. Дать об­щее представление об образном содержании произведений мастера фортепи­ан­ной музыки;

воспитательная (нравственная):

исходя из образного содержания фортепианных произведений Ф. Шопена, опираясь на эмоциональное восприятие содержания урока, выяснить, какую общечеловеческую задачу несет в себе его творчество. Попытаться высказать свое собственное отношение к творчеству великого композитора и виртуоза;

развивающая:

в ходе ролевой игры развивать творческие и коммуникативные навыки, актер­ское мастерство, формировать у учеников культуру речи; развивать навыки в практической художественно-творческой деятельности учащихся.

Оборудование:

1) аудиозаписи с музыкальными примерами урока;

2) словарь эстетических эмоций;

3) схема анализа музыкального произведения;

4) портрет композитора Фридерика Шопена;

5) материал с литературными примерами (М. Рыльский. «Сердце Шо­пена». В. Боковов. «Сердце Шопена». Л. Озеров. «Вальс». И. Залетаева. «Сердце Шопена»);

6) репродукции картин Эжен Делакруа. Портрет Шопена, «Свобода на баррикадах». П.А. Федотов. «Портрет Н.П. Жданович за фортепиано»;

7) набор образовательной игры;

8) понятийный словарь: вальс, Фридерик Шопен.

Подготовка к уроку.

1. Предыдущее задание: подготовиться к уроку-портрету, уроку-размыш­лению, в ходе которого нам необходимо раскрыть:

- понятия: вальс, Фридерик Шопен;

- основные даты жизнедеятельности композитора;

- Фридерик Шопен - глубоко национальный художник;

- образное содержание фортепианной музыки (вальс);

- поэтические посвящения гению польского народа (М. Рыльский, В. Боков, Л. Озеров, И. Залетаева);

- высказывания представителей науки и искусства о мастере фортепианной музыки (В. Стасов, А.Г. Рубинштейн, Р. Шуман, Б. Асафьев).

2. Разбить класс на группы (пять групп по пять человек).

3. Постановка и разъяснение заданий каждой группе.

4. Каждая группа составляет программу действий: организует порядок работы, её выполнение, определяет конечный результат работы групп.

5. Руководитель (учитель или ученик) оценивает работу групп.

«Родина - не клочок земли, не любимый пейзаж. Это образ мыслей, идеалы, поня­тие справедливости и долга - всё, что тебе дорого на Земле».

Р. Гамзатов

План урока.

Вступительная часть, актуализация опорных знаний.

1. Организационный момент.

- вход в класс (звучит Ф. Шопен. Прелюдия ми-минор);

- музыкальный сигнал;

- приветствие.

2. Вступительное слово учителя (направление сюжета урока).

Этот урок посвящается великому гению польского народа, композитору и виртуозу Фридерику Шопену. В ходе урока постараемся создать портрет твор­ческой личности эпохи романтизма.

В своих рассуждениях отразить образное содержание музыкальных про­изведений композитора, выразить свое отношение к шопеновской романти­че­ской экспрессии.

Исполним польскую народную песню «Висла», Макина Анжела испол­нит «Желание». Муз. Ф. Шопена, сл. С. Витвицкого.

Основная часть, новый материал.

1. Руководители групп подготовили информацию по темам:

1-я группа - «Искусствоведы» (основные даты жизнедеятельности компози­тора);

2-я группа - «Фридерик Шопен» (Ф. Шопен - глубоко национальный компози­тор, сочинение «Во имя любви» Бирюк Светланы - ученицы 7-а класса);

3-я группа - «Музыковеды» (образное содержание фортепианной музыки (вальс);

4-я группа - «Литераторы» (поэтические посвящения гению польского народа (на примере творчества М. Рыльского, В. Бокова, Л. Озерова, И. Залетаевой);

5-я группа - «Представители науки и искусства» (высказывания представителей науки и искусства о мастере фортепианной музыки (А. Рубинштейн, В. Стасов, Р. Шуман, Б. Асафьев)).

2. Исполнение польской народной песни «Висла». (Беседа с учащимися).

3. Ф. Шопен. Исполнение песни «Желание». (Беседа с учащимися).

Закрепляют учебный материал с использованием образовательной игры.

Учащиеся выполняют творческое задание (сочинение рассказа-размыш­ления «Образ Родины в творчестве Ф. Шопена»).

3. Заключение.

Завершается урок подведением итога урока-портрета (Учащиеся выхо­дят из класса. Звучит Ф. Шопен. Вальс № 7 до-диез минор).

Ход урока.

(Звучит Ф. Шопен. Прелюдия ми-минор).

Начало XXI века. 2014 год - 204 года со дня рождения великого польского композитора Фридерика Шопена.

Обращаемся к эпиграфу урока.

«Родина - не клочок земли, не любимый пейзаж. Это образ мыслей, идеалы, поня­тие справедливости и долга - всё, что тебе дорого на Земле».

Р. Гамзатов

Фридерик Шопен - с этим именем связана эпоха в развитии мирового ис­кусства - искусства наивысшего вдохновения, чуткого сердца и мужественной души. Во имя торжества добра, человечности на земле Фридерик Шопен пред­стает перед нами как герой, как светоч борьбы за свободу и счастье своего на­рода. Шопен - глубоко на­циональный художник. Пылкой любовью к Родине пронизаны все произведе­ния гениального композитора, с глубоким чувством пат­риотизма, неподдельной любовью к своему народу, желанием пожертвовать собой ради свободной, не­зависимой жизни на земле Польши.

С творчеством выдающегося польского композитора XIX века мы зна­комы с юных лет, удивительный мир чувств в произведениях Ф. Шопена не раз приводил нас в трепетное волнение. Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами прочувствовали какую общечеловеческую задачу несет в себе его творчество, выска­зали свое отношение к мастерству великого творца в небольших рассказах-со­чинениях «Образ Родины в творчестве Ф. Шопена».

Как сложилась его жизнь? Чем она была наполнена? Утонченная, впечат­лительная натура, творческая личность эпохи романтизма, об этом нам расска­жут «Искусствоведы».

«Искусствоведы».

(Урок музыки на тему Образное содержание музыкиЗвучит Ф. Шопен. Ноктюрн си-мажор).

Гениальный композитор родился в мазовец­кой деревушке Желязова Воля, недалеко от Вар­шавы. Согласно записи в реестре местного костела он появился на свет 22 февраля 1810 г., и уже в се­ми­летнем возрасте было опубли­ковано первое сочи­нение композитора - полонез. Столичная пресса не замед­лила с гордостью объявить юного сочинителя гением. В восемь лет состоялось первое публичное Э. Делакруа. Портрет Шопена.

выступление юного гения.

С 11 лет Фридерик начал брать уроки композиции в недавно открывшейся в Варшаве Главной школе музыки. В шестнадцать приступил к занятиям под руководством Ю. Эльснера. Спустя три года, когда он закан­чивал обучение, в экзаменационном листке появилась пометка: «Фридерик Шопен - музыкальный гений». К тому времени он уже написал два концерта для фортепиано с оркестром, которые знакомы сейчас каждому любителю му­зыки.

В 1830 году Шопен уехал в концертную поездку за границу. Он и не по­дозревал, что ему больше не доведется увидеть горячо любимую Польшу, что ему останется только вспоминать, бесконечно тосковать о ней и воспевать ее в музыке. Во время его отсутствия в Варшаве вспыхнуло восстание. Тревожные мысли о родине не оставляли Шопена. Вести из Варшавы не радовали. Гнету­щую атмосферу политического безвременья воссоздает в своих стихах поль­ский поэт Адам Мицкевич:

...Там в горьком трауре мои собратья,

И воздух тяжелеет от проклятья,

В ту сферу страшную лететь боится

И буревестник - грозовая птица...

Зимой 1830 ­­­­­­- 1831 годов Шопен выступил с концертами в Вене, а затем отправился в Париж, где прожил вторую половину своей жизни, редко покидая город. В один год с Шопеном в Париж прибыл Мицкевич. Дом поэта был ме­стом постоянных встреч польских эмигрантов. В кругу друзей и соотечествен­ников поэт нередко читал свои творения. Героические поэмы «Пан Тадеуш», «Конрад Валленрод» и «Дзяды» производили на Шопена огромное впечатле­ние.

Как некогда в детстве, прекрасные произведения Мицкевича побуждали Шопена к импровизациям на мелодии польских песен. Его игра глубоко волно­вала собиравшихся у Мицкевича соотечественников и самого поэта. «Их слезы, вызванные моей музыкой, разве не лучшая награда для национального худож­ника?» - говорил Шопен.

В Париже Шопен подружился с крупнейшими музыкантами - Листом, Берлиозом и Беллини. Благодаря знакомству с ними Шопен был принят в луч­ших домах города. Он много работал, завоевал признание своими произведе­ниями и необыкновенно поэтичной игрой на фортепиано.

В 1831 г. Шопен приезжает в Париж. Французская столица стала для него второй родиной, но так и не дала счастья. Париж той эпохи был подлинным центром интеллектуальной и художественной жизни всей Европы. В литера­турных и светских салонах блистали поистине выдающиеся творческие лично­сти: писатели Опоре де Бальзак, Виктор Гюго, Стендаль и Жорж Санд, поэты Альфред де Мюссе, Альфред де Випьи и Генрих Гейне, композиторы Гектор Берлиоз, Феликс Мендельсон и Джоакино Россини, виртуозы Николо Паганини и Ференц Лист, а также целая плеяда талантливых художников во главе с Эженом Делакруа.

В двадцатипятилетнем возрасте через известного немецкого композитора и своего сверстника Ф. Мендельсона Шопен знакомится с выдающимся твор­цом романтической музыки Робертом Шуманом. Восторженные рецензии Шу­мана на произведения Шопена прославили имя польского композитора в Гер­мании. Вариацию на тему Моцарта немецкий композитор приветствовал сло­вами: «Снимите шляпы, господа. Перед вами новый гений».

В октябре 1836 г. Шопен знакомится в доме Листа с эксцентричной писа­тельницей Жорж Санд (настоящее имя Аврора Дюдеван), которая стала ему верной спутницей и на притяжении девяти лет вдохновляла его творческую деятельность.

Подлинным триумфом деятельности композитора стал концерт, состояв­шийся 26 апреля 1841 г. Великолепные рецензии, огромные денежные сборы... Однако Шопен выступил перед публикой еще только раз...

Учитель.

Представить себе Шопена без Польши невозможно, как невозможно представить польскую культуру без Ф. Шопена!

Интересно, как могла бы произойти встреча польского композитора в XXI веке с представителями юного поколения? Что бы его заинтересовало? Ка­кие вопросы его волновали?

Творчеством польского композитора увлекаются многие ребята. Очень любит фортепианную музыку Ф. Шопена Бирюк Светлана. Сколько поэзии, страсти, размаха, какое богатство образов! Свои мысли и чувства о националь­ном художнике она выразила в сочинении-рассказе, который так и назвала «Во имя любви». Об удивительной романтической встрече, которая произошла с ней и Ф. Шопеном, она нам сейчас расскажет.

«Фридерик Шопен».

(Звучит Ф. Шопен. Вальс ля-минор).

Шопен - глубоко национальный художник, он очень близок мне по духу. Польский композитор любил свой народ. Разлученный на всю жизнь с родиной, он оставался всегда польским композитором, в своих произведениях воспевал горячо любимую Польшу.

Я живу в Украине, мне дорога моя Родина, я люблю свой народ, своих родных и друзей. Мне хочется быть полезной своему отечеству. И также как Фридерик Шопен до последнего биения отдать свое сердце моему народу. Знаете, мне сегодня приснился удивительный сон! Я видела Шопена! Мы были в Париже, гуляли с ним по парку, побывали на балу. Как прекрасно было в зале, где состоялся бал. Бал открывал полонез. Полонез - это название торжествен­ного старинного польского танца-шествия. Но а танцевальную музыку также легко понимать, как и песенную, может быть даже еще легче. Услышал знако­мый размер, ритм, умеешь танцевать - вот и все, что нужно.

«Урок музыки на тему Образное содержание музыкиЭнергичные ритмы полонезов Шопена заставляют трепетать самых бес­чувственных и безучастных. Здесь собраны наиболее благородные, исконные чувства древней Польши… Перед нашим умственным взором в полонезах как бы встают образы древних поляков, какими рисуют их летописи: крепкого сло­жения, ясного ума, необузданной храбрости». А полонезами эти сочинения на­зываются потому, что они действительно написаны в ритме полонеза. Послу­шайте, пожалуйста, один из них.

(Ф. Шопен. Полонез №3 ля-мажор).

Задание.

Слушая музыку, попытайтесь выразить чув­ства, которые наполняют вашу душу. Что вы чув­ствуете, слушая ее?

(После услышанного музыкального произведения учащиеся делятся своими впечатлениями).

Что же произошло дальше… Мы кружились в ритме вальса. Изящные дамы, галантные кавалеры во фраках. Вальс, пожалуй, больше всего напоми­нает музыку, написанную для танцев. Поэтическая, одухотворенная музыка, рисует яркие и пленительные образы милой Польши.

(Звучит Ф. Шопен. Вальс си-бемоль минор).

Задание.

Постарайтесь выразить чувства, которые передает музыка вальса.

(После услышанного музыкального произведения учащиеся делятся своими впечатлениями).

ЯУрок музыки на тему Образное содержание музыки продолжу свой рассказ. Фридерик поведал мне о том, как он тоскует по своей Родине.

Ф. Шопен.

- Как я тоскую по своей Родине, по лю­бимой Польше. Все мои мысли, чувства там, далеко-далеко, в кругу моих друзей, вместе со своей семьей. А знаете? - спросил он, - какую музыку играют у нас в Польше на деревенских праздниках, конечно же, мазурку. Мазурка - самый любимый танец в Польше. Есть мазурки быстрые, живые, даже чуть грубоватые, они на­поминают народ­ные танцы. Есть изящные, грациозные, есть медленные, груст­ные, порой даже трагически мрачные мазурки-поэмы. В мазурках я изливаю тоску по родной Польше, свою боль и тревогу за судьбу родной страны. По­слушайте одну из них.

(Звучит Ф. Шопен. Мазурка №20 ре-бемоль мажор).

Задание.

Постарайтесь выразить чувства, которые передает музыка мазурки.

(После услышанного музыкального произведения учащиеся делятся своими впечатлениями).

Но вот наступило утро. И все, что произошло со мной во сне, осталось лишь прекрасным воспоминанием о незабываемой встрече с великим польским композитором XIX века Фридериком Шопеном, поэтической и вдохновенной силе его музыки.

Учитель.

Имя Шопена, как никакого иного композитора, ассоциируется с одним инструментом - фортепиано. Фортепиано с его поэтической окраской было единственным инструментом, который отвечал творческим стремлениям Фри­дерика Шопена.

«Урок музыки на тему Образное содержание музыкиМузыковеды».

Г

П.А. Федотов «Портрет Н.П. Жданович за фортепиано»ениальный дар передавать музыкальной гармонией тончайшие оттенки настроения ставит Шопена на первое место среди всех композиторов, писав­ших для фортепиано. Вы­дающийся пианист, Шопен создал собственный стиль фортепианной музыки, обогатив ее внутрен­ним со­держанием. Фортепиано у него зазвучало с не­слы­ханным ранее богатством тончайших оттенков, с чу­дес­ной виртуозностью, которая всегда была для него средством выразить то, что переполняло его душу.

(Демонстрируется репродукция картины П.А. Федотов. «Портрет Н.П. Жданович за фортепиано»).

Гениальный музыкант, отдавший почти все свое творче­ское вдохновение фортепиано, создал за свою недолгую жизнь бесцен­ные музыкальные сокро­вища: мазурки, полонезы, вальсы, прелюдии, нок­тюрны, экспромты, скерцо, сонаты, баллады, концерты. Каждое произведение поэта фортепианной музыки несет в себе выражение чувств человека-патриота, передает его отно­шение к жизни. Патриотические и революционные мотивы творчества Ф. Шо­пена во­площались в музыкальных образах как недостижимая романтическая мечта.

(Урок музыки на тему Образное содержание музыкиДемонстрируется репродукция картины Э. Делакруа «Свобода на бар­рикадах» и звучит фрагмент Ф. Шопен. «Революционный» этюд №12 до-ми­нор).

Учитель.

Задание.

Что вы слышите в этой музыке? Что вы чувствуете, слушая ее? Какой об­раз создан композитором Ф. Шопе­ном в «Революционном этюде» и ху­дожни­ком в картине «Свобода на бар­рикадах»?

(После услышанного музыкального произведения учащиеся делятся своими впечатлениями).

Обращаемся к вальсу Шопена, который представляет собой сольную фортепианную пьесу, предназначенную для концертного исполнения. Его вальсы привлекают поэтичностью и мелодическим богатством. Музыкальное содержание его значительно глубже, нежели традиционный танцевальный об­раз. Семнадцать бесценных «жемчужин» шопеновского гения, поэтические за­рисовки разнообразного жизненного содержания.

Сейчас прозвучит Вальс-минутка и Вальс №7 Ф. Шо­пена, попыта­емся выразить чувства, которые передает музыка вальса.

(Звучит Ф. Шопен. Вальс-минутка, ре-бемоль мажор).

Задание.

Какой образ создан композитором Ф. Шопен в «Вальсе-минутке»?

(После услышанного музыкального произведения учащиеся делятся своими впечатлениями).

«Музыковеды».

В двадцать пять лет Ф. Шопен посетил Дрезден, где влюбился в шестна­дцатилетнюю Марию Водзиньскую, с которой решил вступить в брак, но этим планам не дали свершиться родители Марии и вскоре роман угас. Нежный, светлый, наполненный печалью Вальс №7 до-диез минор один из самых популярных вальсов Ф. Шопена.

Вальс.

ЕУрок музыки на тему Образное содержание музыкищё звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

ВУрок музыки на тему Образное содержание музыки сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

Лев Озеров.

(Звучит Ф. Шопен. Вальс №7 до-диез минор).

Учитель.

Задание.

Какие чувства наполняют вашу душу? Какой образ создан композитором в этом произведении?

(После услышанного музыкального произведения учащиеся делятся своими впечатлениями).

Восхищаясь музыкой Ф. Шопена, русский композитор А.К. Глазунов сделал оркестровую обработку его пьес. Так на свет появилась сюита «Шопе­ниана». А хореограф Михаил Фокин в начале XX столетия создал постановку, где выразил свое восхищение красотой и эмоциональностью эпохи романтизма. Благодаря мастерству балетмейстера чарующая музыка Шопена становится зримой.

Глубоко ценят и любят музыкальные произведения Великого польского творца в нашей стране. Композиторы, писатели, художники обращались в своем творчестве к мастеру фортепианной музыки Ф. Шопену.

«Литераторы».

Максим Рыльский - поэт, классик украинской поэзии XX века, в своих поэтических строках так выразил свои чувства к Ф. Шопену.

(Звучит Ф. Шопен. Ноктюрн до-диез минор).

Сердце Шопена.

Стоит в Варшаве церковь. Там стена

Скрывает человечества святыню -

Шопена сердце. Тишина полна

Биеньем сердца этого доныне.

Навеки нам остались, не на миг

Узорные сплетенья нотных знаков…

Когда касался клавиш Фредерик

То сам Мицкевич, сам Мицкевич плакал.

И если долг последний воздаём

Мы самым близким, милым, - неизменно

Нас осеняет траурным крылом,

Летя сквозь медь оркестра, марш Шопена.

В Париже, на Мальорке голубой

Он жил одной великою мечтою,

И ветер Польши - пленной, но живой -

Взмывал над каждою его строкою.

Мазурки, полонезы… в них звучит

Народа голос, властный над творцами.

И из стены церковной говорит

Шопена сердце с нашими сердцами.

Максим Рыльский.

Поэтическое посвящение Ирины Залетаевой «Слушая Шопена»

Вечерний полумрак по комнатам разлился.
И в мягких тапках ночь бродила по коврам.
Божественно легко волшебный звук струился,
Свободу подарив восторженным слезам.

Играл "Шопена" сын на стареньком рояле.
Мелодия любви рождалась и плыла.
И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.
И чувственная грусть - как хрупких два крыла.

Звучал ноктюрн светло, негромко и печально,
Нежнейшей пеленой окутав все вокруг.
Царили в звуках тех торжественность и тайна,
Манило колдовство нездешних, тонких рук.

А где-то далеко, совсем в ином пространстве,
Остались суета, страдания и боль…
И по коврам пушистым в дивном, нежном танце
Мы закружились вдруг с кудесницей-судьбой.

И замер грешный мир в безмолвном восхищеньи!
И ангелы с небес спустились, чуть дыша!
И благостного вновь достигнув озаренья,
В нирвану погрузилась грешница-душа.

Забилась страстно ночь в томительном оргазме
И в упоеньи сладким соком излилась!
Остановилось время, и холодный разум
Как будто потерял на миг над нами власть.

В проникновенных строках стихотворения В. Бокова «Сердце Шопена» мы слышим мольбу поэта о воскрешении души композитора.


Сердце Шопена в костеле Святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Сердце Шопена в фашистские, черные дни

Черным погромщикам и палачам не досталось.

Около предков и около близкой родни

Сердце Шопена с корнями деревьев срасталось.

Как ты не лопнуло, сердце

Шопена? Ответь!

Как твой народ уцелел в этой схватке неравной?

Вместе с Варшавой родной ты могло бы сгореть,

Остановили б тебя огнестрельные раны!

Ты уцелело!

Ты бьешься в груди варшавян,

В траурном марше

И в трепетном пламени воска.

Сердце Шопена - ты воин, герой, ветеран.

Сердце Шопена - ты музыки польское войско.

Сердце Шопена, тебе я усердно молюсь

Возле свечей, отдающих пыланию тело.

Если позволишь, я всей своей кровью вольюсь,

Донором буду твоим,-

Только ты продолжай свое дело!

Сердце композитора было увезено на родину, где оно покоится в стене варшавского костела св. Креста, вблизи которого он жил в юности.

Учитель.

Попробуем интерактивным приемом «Микрофон» озвучить высказыва­ния известных людей о мастере фортепианной музыки Ф. Шопене.

«Представители науки и искусства».

Русский критик В. Стасов о музыке Шопена писал: «Могучая нота поль­ской национальности, ненасытная, пристрастная принадлежность своей отчизне никогда не угасали в нем и провели величавую, глубокую черту в его произве­дениях».

«Тут вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувства, культ красоты в людях и человечность, рыцарский гордый характер страны, ее мыслей и песни…», - так определяет суть музыки Шопена Академик Асафьев.

«Снимите шляпы господа, перед вами новый гений», - восклицал немец­кий композитор Роберт Шуман.

«Трагическое, героическое, драматическое, задушевное, простое и сер­дечное, мечтательное, блистательное, великое - все возможные проявления ха­рактера человека воплощаются в его произведения», - так писал о музыке Ф. Шопена А.Г. Рубинштейн.

Учитель.

Польский композитор Ф. Шопен очень любил польские народные песни, «Когда ему случалось услышать песенку или звуки скрипки из крестьянской хаты или корчмы, Фридерик, став где-нибудь под окном, казалось, всем своим существом погружался в народную мелодию, упивался ее ритмикой и трудно было оторвать его от этих музыкальных наблюдений».

(Исполнение польской народной песни «Висла». Беседа с учащимися).

Ф. Шопеном написано семнадцать песен, среди них наиболее известные «Желание» на слова Витвицкого и «Моя любимая» на стихи А. Мицкевича.

Макина Анжела исполнит песню Ф. Шопена «Желание».

(Беседа с учащимися).

Закрепляем материал урока-портрета с использованием образовательной игры «Лото».

Игровой материал.

Поле с ответами.

Ноктюрн

Полонез

Фридерик Шопен

Прелюдия

Вальс

Роберт Шуман

Баллада

Соната

Мазурка

Фортепиано

Художественный образ

Адам Мицкевич

Задание для учащихся

1. Жанр музыкального произведения для одного или нескольких инструментов, представляет собой 3- или 4- частное музыкальное сочинение, построенное на развитии и противопоставлении двух тем, обычно составляющих контраст.

2. Жанр музыкального или литературного произведения, повествующий о на­родных преданиях, героических подвигах, давно минувших событиях, иногда фантастического характера.

3. Торжественный, старинный польский танец-шествие.

4. Танец австрийского происхождения в трехдольном метре, парный, круговой, исполняется в медленном или быстром темпе.

5. Клавишный, ударно-струнный музыкальный инструмент.

6. Лирическая пьеса с напевной широкой мелодией, «ночная песня».

7. Излюбленный польский танец, название произошло из Мазовии - одной из польских областей. Веселая, задорная, резко акцентированная мелодия в трех­дольном размере.

8. Польский поэт XIX века, автор героических поэм «Пан Тадеуш», «Конрад Валленрод», «Дзяды».

9. Польский композитор XIX века, автор Вальса №7.

10. Вступление к музыкальному произведению; небольшое музыкальное само­стоятельное произведение.

11. Отражение окружающей нас жизни в конкретно-чувственной форме.

12. Немецкий композитор XIX века, автор слов «Снимите шляпы господа, пе­ред вами новый гений».

Учитель.

В своих произведениях Ф. Шопен воспевал Родину. Раздумья о судьбе польского народа, вера в его будущее воплощены в его бессмертных творениях.

Шопен болел страданиями своего отечества, болел разлукой с родными и друзьями, болел тоской по родной земле и свое искреннее, глубокое чувство высказывал в дивных поэтических звуках своих творений. Мне очень хочется, чтобы вы искренне высказали свое отношение к творчеству Великого поль­ского композитора и виртуоза Фридерика Шопена в небольших рассказах-раз­мышлениях. «Образ Родины в творчестве Ф. Шопена».

(Во время написания рассказа-размышления звучит Ф. Шопен. Прелюдия ми-минор).

Примеры рассказов-размышлений.

Фридерик Шопен - Великий польский композитор. Его произведения слушают люди разных стран, различных национальностей. Шопен - был пат­риотом своей страны. Когда я пошла в музыкальную школу, я впервые услы­шала фортепианные произведения Фридерика Шопена. Это была невероятно красивая и захватывающая музыка. Она лилась как прекрасная река в свежем зеленом и чистом лесу. Когда я слушаю творения национального художника Фридерика Шопена, у меня замирает сердце, как будто я попала в волшебный мир, где нет злобы, вражды, страха и боли. Я считаю что Фридерик Шопен яв­ляется самым великолепным поэтом фортепианной музыки. Мне очень нра­вится этот замечательный композитор. Композитор, который творит и душой и телом. Человек-патриот, который до последнего вздоха был отдан своей горячо любимой Польше.

Сеидшаева Файзе.

Фридерик Шопен - ярчайший представитель мирового культурного на­следия. Его музыкальные произведения известны всему миру. Ими восхища­лись 200 лет назад и 100 лет назад, а современные музыкальные критики счи­тают его фортепианные произведения гениальными.

Находясь далеко от Родины, композитор тосковал по своим друзьям и близким. Большую часть жизни Фридерик прожил в Париже, где у него были друзья, но тоскуя по отчизне, всю свою душевную боль он выражал в музыке.

В произведениях Шопена ярко выражена тоска по родным местам. Его музыка льется как утренний холодный ручей, который переливается в лучах солнца. Его музыка завораживает своей волшебной силой, ее хочется слушать и слушать, вновь и вновь. Но познать глубоко одинокую душу композитора не­возможно, ее можно только прочувствовать…

Малиновская Кристина.

Я считаю, что у Шопена неземная божественная музыка, в которую он вложил всю свою душу. Шопен был поэтом фортепианной музыки, он раскрыл ее новые грани, создав свой собственный стиль. Все мысли и чувства компози­тор доверял только своему фортепиано. Он был патриотом своей Родины и всю тоску и боль олицетворял в музыке. В своей музыке Шопен обращался к поль­скому народу. Патриотические мотивы в творчестве Фридерика Шопена во­площались в музыкальных образах фортепианных произведений. Я восхища­юсь его музыкой. Слушая ее, мир наполняется жизненной силой, любовью и верой в прекрасное. Талантлив тот человек, который творит душой.

Андикаловская Катя.

Фридерик Шопен - выдающийся польский композитор, один из самых лучших в мире. В музыку он вложил всю свою душу. Музыка была смыслом всей его жизни, его самой большой любовью, она наполнена преданностью Ро­дине, своему народу. С его музыкой мы знакомы с самого детства. На уроках музыки мы слушали его незабываемые вальсы, полонезы, мазурки, восхищаясь его талантом. Шопен был ярчайшим представителем эпохи романтизма. Обре­ченный жить на чужбине, он создавал произведения, в которых выражал тоску по родной польской земле, друзьям и близким. Его произведения бессмертны. Я испытываю чувство гордости за Польшу, которая подарила миру гения фор­тепианной музыки.

Амосова Соня

Вывод

Своими рассказами-сочинениями вы еще раз доказали, что музыка, создан­ная польским композитором Ф. Шопеном, вызывает переживания за судьбу Польши многих людей, и именно в этом заключается огромная сила шопенов­ского гения.

Заканчивается наша встреча. Самым важным в создании нашего урока было желание и стремление каждого из вас донести частичку своей души, выра­зить отношение к гению польского народа и его необыкновенной музыки. Все, с чем вы сегодня нас познакомили, отвечало эпиграфу нашей встречи.

«Творенья гения бессмертны,

В них образ родины живет».

Я знаю, с каким желанием, с каким трепетом вы готовились к нашей твор­ческой встрече. Как вы волновались, все ли вы сделали для того, чтобы полу­чился портрет творческой личности эпохи романтизма. Я считаю, что вы мо­лодцы и все у вас получилось! Его музыка живет в сердцах миллионов людей, она радует нас своим необыкновенным откровением. Полные глубокого ли­ризма произведения Ф. Шопена наполняют нашу душу светом, необыкновен­ной любовью и преданностью к польскому народу. Пройдет еще 200 лет, но любовь к гению польского народа не угаснет, она останется навсегда в сердцах и душах миллионов людей, влюбленных в музыку гениального композитора.

Мне бы очень хотелось, чтобы один из телеканалов подготовил к выходу телепроект «Ге­ний польского народа», посвященный 205-летию Великого польского композитора и виртуоза Фридерика Шопена. В телепроекте участвуют лучшие пианисты, исполняющие музыкальные произведения Фридерика Шопена, учи­теля, преподаватели, воспитатели, принимавшие участие в международном конкурсе учебно-методических разработок по теме «Детям о Шопене».

(Учащиеся выхо­дят из класса. Звучит Ф. Шопен. Вальс №7 до-диез ми­нор).


© 2010-2022