Романтические образы в музыке Ф. Шопена

: Романтические образы в творчестве Ф.Шопена   Эпиграф (художественно-педагогическая идея):   Мечтатель пылкий, благородный Властитель фортепьянных сцен Поэт мелодии народной – Всё это…. (Фредерик Шопен)                                                   Цель урока: познакомить учащихся с основными чертами художественного направления «романтизм», воздействовать на чувства и эмоции детей через восприятие  музыкальных образов  вальсов Ф.Шопена Воспитательные:                       1.     Воспитан...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«МБОУ Лицей №1 имени А.П.Гужвина г.Камызяк»


Конспект урока №5 по музыке


7 класс - 2 четверть «Музыкальный образ»


Тема урока: « Романтические образы в творчестве Ф.Шопена»










Подготовила:

учитель музыки

Сандакова С.С.



Камызяк 2014

Тема урока: Романтические образы в творчестве Ф.Шопена

Эпиграф (художественно-педагогическая идея):


Мечтатель пылкий, благородный

Властитель фортепьянных сцен

Поэт мелодии народной -

Всё это…. (Фредерик Шопен)

Цель урока: познакомить учащихся с основными чертами художественного направления «романтизм», воздействовать на чувства и эмоции детей через восприятие музыкальных образов вальсов Ф.Шопена

Воспитательные:

1. Воспитание культуры слушания и культуры исполнения музыкальных произведений, воспитание любви к музыкальному искусству и потребности общения с ним.

Обучающие:

2. Формирование у учащихся представления об эпохе романтизма в искусстве, закрепление имеющихся знаний о музыке польского композитора Фредерика Шопена.

Развивающие:

Развитие восприятия, внимания, мышления, познавательного интереса, навыков коллективного исполнения музыкальных произведений.

Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ на примере вальсов Ф.Шопена.

Форма и тип урока: Комбинированный урок по сообщению нового учебного материала

Оборудование: - компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано

Презентация для сопровождения урока музыки

Методы музыкального образования, используемые на уроке:

Музыкальные:

-метод эмоциональной драматургии;

-метод наблюдения за музыкой;

-метод сопереживания;

-метод размышления о музыке

Общепедагогические:

-по источнику знаний: практический, наглядно-слуховой, словесный;

-по назначению: приобретение знаний, формирование умений и навыков, приобретение знаний, закрепление приобретенных знаний, проверка знаний, умений, навыков;

-по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, игровой;

-по дидактическим целям: методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

План урока:

Действие

Предположительный

результат

Время

Используемое оборудование

Д 1. Организация начала урока.

Р 1. Совместная с детьми постановка цели и задач: общее понимание цели.

2 мин.

Учебная доска

Д 2 Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Р 2. Актуализация прежних знаний.

Работа в командах.

4 мин.

Д 3

Этап усвоения новых знаний

Р 3. Выявление дефицитов в знаниях учащихся.

Мотивация детей на учебную деятельность.

7 мин.

Презентация

Д 4 Этап проверки понимания учащимися нового материала

Р 4. Слушание музыкальных произведений , анализ произведений, работа с таблицей.

12мин.

Презентация .Компьютер, диски

Д 5 Пение

Р 5.Выбор музыкального произведения, прослушивание, вокально-хоровая работа.

9мин.

Компьютер, колонки, микрофон , фортепиано

Д 6 Рефлексия и итог урока

Р 6. Обобщение , оценка учащихся

5 мин.

Д 7 -этап инструктажа по выполнению домашнего задания

1 мин.

Список используемой литературы :

1. Аурбах Л. «Рассказы о вальсе» Музыкальная энциклопедия. М.: «Просвещение» , 2001г.

2.Аксенова М.Д.«Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство Ч-3. «Аванта+» , 2001г.

3. Кабалевский Д.Б .Музыка. Программа общеобразовательных учреждений 1-8 класс.М.:«Просвещение», 2007.

4. Самин Д.К «100 великих композиторов». «Вече»,1999г.

5.Хрестоматия музыкального материала для учителя 8 класс

( автор программы.Кабалевский Д.Б. ), М: «Просвещение» , 2000г.

Используемые материалы и Интернет- ресурсы

1. Вальс Шопена...". photoawards.ru/users/40521

2. Вальсы Шопена над Брестом interfax.by/article/54253

3. Вальс Шопена. blogs.mail.ru/mail/ekaterina_alt.90/tag/Стихи о жизни.

4. Мария Лукачева-Вальсы Шопена. en...

5. Шедевры классики - Шопен Вальс 10. blogs.mail.ru/mail/graphinya59/440522692F013914.html

6. Шопен - Вальс № 6, № 7 - musicostrov.ru

Ход урока:

1.Организационный этап.( музыкальное приветствие )

Учитель - Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал:

«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель - Мы с вами уже знаем о том, что «музыка - это сама жизнь». Частички человеческой жизни благодаря мастерству великих композиторов превращаются в музыкальные образы. Это может быть добрый, ласковый образ колыбельной песни, образ мужественной борьбы, образ, воплощающий тревогу…

Послушайте стихотворение английского поэта Джона Китса и скажите, как вы его понимаете?

О, как люблю я в ясный летний час,

Когда заката золото струится

И облаков сребристых вереница

Обласкана зефирами, - хоть раз

Уйти от тягот, что терзают нас,

На миг от неотступных дум забыться

И с просветленною душой укрыться

В заглохшей чаще, радующей глаз.

(Учащиеся делятся своими впечатлениями)

Учитель - Сейчас я раздам задания командам, прочитав которые вы должны будете решить о каком композиторе идет речь. Прошу командира прочитать текст и обсудить решение с командой. Затем прочитать текст всему классу и объявить вашу версию. Правильный ответ 1 балл.

Задание для 1 команды: определить из текста, о каком композиторе идет речь.

Его творчество почти целиком является пианистическим. Хотя редкий композиторский дар мог бы сделать его замечательным симфонистом, его деликатная, замкнутая натура довольствовалась рамками камерного жанра - если не считать, конечно, двух его замечательных фортепианных концертов.

В полонезах, балладах композитор рассказывает о своей стране, о красотах её пейзажей. Вместе с тем он исключительно самобытен.

Задание для 2 команды: определить из текста, о каком композиторе идет речь.

Уже в детские годы мальчик проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого "Полонеза" - написала газета, - ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей.

Задание для 3 команды: определить из текста, о каком композиторе идет речь.

Это необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем лучшие симфонические произведения. Этот композитор - «певец и душа фортепиано». Он прожил короткую, но яркую жизнь, осветив гением своего творчества всю будущую судьбу фортепиано. Его родная сестра Людвика выполнила его последнюю волю: отвезла на родину его сердце, которое и поныне покоится в Варшавской церкви Святого Креста. Поляки испытывают гордость за своего соотечественника. Через каждые 5 лет в Варшаве проходит международный конкурс, названный его именем, где участники демонстрируют игру, мастерство, соревнуясь в исполнении его музыкальных произведений.

Учитель - о каком композиторе идет речь? Кто узнал?

Учащиеся - это польский композитор - Ф.Шопен

Учитель - Как называется художественное направление:

1 команда

Направление в искусстве нач.18 - конца 19 века, возникшее сначала в литературе, затем в музыке?

2 команда

В каком направлении искусства произведения пронизаны яркой эмоциональностью и лиризмом, а авторы стремятся передать все богатство внутреннего мира человека ?

3 команда

В каком направлении искусства главным героем является сильная яркая личность, упорно стремящаяся к своей цели, победе?

Дети: Романтизм.

Учитель как называют композиторов этого направления?

Дети - композиторы - романтики.

Учитель - Композиторами - романтиками называют Паганини, Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Листа, Верди, Брамса, многих других композитов, и, конечно же, Фредерика Шопена, польского композитора, с музыкой которого нам предстоит сегодня встретиться.

Сформулируйте тему нашего урока, исходя из образов направления и композитора, которого вы назвали.

Дети - тема нашего урока сегодня:

Романтические образы в творчестве Ф.Шопена

3.Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Джон Китс - поэт-романтик, яркий представитель эпохи романтизма, художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX века.

«Романтизм» - слово французское. Оно ведет родословную от испанского «романсе» (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), и от английского «романтик» (романтический), означавшего «странное», «живописное», «фантастическое».

Новый стиль в искусстве пришел на смену старому. Романтизм сменил классицизм и коснулся всех видов искусства. Это направление имело свои, совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже и в их образе жизни.

Поэты, художники, композиторы собираются вместе, читают свои новые литературные произведения, обсуждают все новости искусства, участвуют в художественных дискуссиях, музицируют. Такое творческое общение между людьми разных искусств приводит к обновлению форм и выразительных средств музыкального искусства.

Романтические образы в музыке Ф.ШопенаБольшой интерес у композиторов того времени вызывают такие жанры, как песня, песня без слов, танец, ноктюрн, баллада, романс.

Здесь в зале сам Шопен,

И сладок песен плен

И чутко ловит слух

Музыки длинный звук.

Рояль, как белый дух,

Мелодия плывет,

То радость в сердце льет,

То светится печалью.

Мелодия плывет…

И легкий вальс цветет -

То плачет, то смеется,

То к небу вознесется,

То эхом отзовется -

Любви воспоминанье

И гения дыханье.

4.Слушание (звучит «Вальс №6»)

Учитель - Почему этот вальс называют вальсом - минуткой?

- Какое настроение передает музыка?

- Как она построена?

- Каков музыкальный образ?

(дети отвечают)

Учитель - Легкость, танцевальность, хрупкость, пластичность - выразительная сторона музыки. Волчок, юла - изобразительный момент, он придает музыке веселое, радостное, шутливое настроение.

Учитель - Попробуем испытать это на себе.

(звучит «Вальс №7» си-минор)

Учитель: Какая частица жизни заключена в этом произведении?

- Каково его построение?

Учитель - Произведение строится не обычно. В центре - светлый, мажорный эпизод. До и после него - одна и та же мелодия вальса, т.е. можно представить музыкальную форму таким образом: А B А. Всего частей - 3, но это пример двухчастной формы с повторением 1 части. Однако, после звучания каждой из трех частей, следует небольшое добавление, так называемое «послесловие». Оно очень быстрое, изящное, полетное. Оно объединяет все части в единое целое. Создаётся впечатление, что вальс представляет единый музыкальный образ, поворачивающийся к нам своими разными гранями. Какой это образ?

Дети - Лирический, то печальный, то светлый, но, при этом, нежный и полётный.

Дети (читает ученик )


Еще звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве

Учитель - Кого можно представить, слушая это произведение ?

Дети - Человека - мечтателя, человека - романтика.

Учитель - Это мужской или женский образ?

Дети - Скорее, женский.

Учитель - Интересно то, что биографы Шопена склонны считать, что каждый из его вальсов - это либо жанровая зарисовка, либо чей-то портрет. Многие считают, что именно этот вальс - портрет полячки Марии Водзиньской. Композитор был влюблен в нее. Она прекрасно знала литературу, владела несколькими иностранными языками, писала стихи, хорошо пела.

4.Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Два вальса - два образа. Давайте, сравним их. Для того, чтобы правильно выполнить эту работу, мы еще раз послушаем эти произведения, и только после этого приступим к самостоятельной работе.

Задание 1 команде: Перед вами слова, которые нужно распределить в 2 столбика так, чтобы они смогли охарактеризовать эти музыкальные образы.

Словарь эстетических эмоций

Радостно. Мягко. Весело. Звонко. Взволнованно Ласково. Игриво. Трогательно. Задорно .Ярко. Поэтично. Порывисто. Нежно. Задушевно. Шутливо. Спокойно. Светло. Безмятежно. Таинственно

Задание 2 команде: Выбрать цветовую гамму, созвучную характеру вальса.

Задание 3 команде: Выбрать образ, соответствующий характеру вальса и дать объяснение, какой вальс создан на родной земле, а какой - в разлуке от неё:

Не смотря на 3-частное построение, создается единый музыкальный образ - образ молодости и изящества. Женский радостный образ. Вальс №6 «Минутка» - стремительный, легкий, светлый, выражает радость и восторг.

« …Композитор много и охотно играет для нее (…) Момент расставания (…) был очень трогательным (…) Мария взяла из букета розу и протянула её Ф.Шопену. Глубоко взволнованный, он сел за рояль и сымпровизировал вальс (…) Целый год продолжалась переписка. Письма Марии к Шопену становились все более сдержанными, затем их отношения и совсем прекратились (…) К этому времени относится, вероятно, сочинение Шопеном знаменитого, Седьмого вальса. Может … - это горестное прощание с ней.» (Из книги Л. Аурбаха «Рассказы о вальсе») Вальс №7

(Повторное слушание «Вальса №6» и фрагмента «Вальса №7» Ф.Шопена)

1.Ф.Шопен «Вальс №6»

2.Ф.Шопен «Вальс №7»

Учитель - C музыкальным романтизмом можно встретиться не только в инструментальной музыке XIX века. Романтические образы присутствуют и в вокальной музыке. Их можно встретить и в музыке нашего времени. Ярким примером может быть песня А .Н.Пахмутовой «Звездопад», с которой мы знакомились на прошлом уроке. Давайте вспомним ее.

5.Пение:

Учитель - Обратите внимание на слова:

На небосклоне привычных квартир

Пусть загорится звезда Альтаир!

Как вы поняли их смысл?

(Ответы детей: Альтаир - самая большая звезда в созвездии Орла)

Чем отличается характер 3 и 4 куплетов от первых двух?

(Вокально-хоровая работа над песней)

-обратить внимание на дыхание; на ритмический рисунок; на чистоту интонирования.

-добиваться характерного исполнения

-исполнение по рядам

6. Рефлексия. Итог

Музыка Шопена - великое искусство, оно существует, живет и, можно сказать, развивается. Оно врастает в жизнь народа и открывает все новые богатства. Шопен стал основполонижком польской классической музыки, созданной на основе наподных песен и танцев. Музыка Шопена была признана гениальной еще при жизни, ее любят и понимают и в наши дни.

Его музыка живет вместе с нами. Она - лучезарный мост, связывающий Польшу с миром. Она украшение этого мира и сокровище, которое освещает нам этот мир - мир чудесный, радостный и неповторимый.

Учитель - Каким вы представляете себе человека - романтика?

-Что слушали на уроке?

- С каким композитором вы познакомились?

-Прочитайте высказывания о Шопене и его музыке.

Мечтатель пылкий, благородный

Властитель фортепьянных сцен

Поэт мелодии народной -

Всё это Фредерик Шопен.

- Какие произведения Ф.Шопена вам известны?

- Что такое романтизм?

- Что такое Шопениана?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

Оценки за урок ______________

7.Д/З- Нарисуйте словесный и художественный портрет человека - романтика или образ понравившегося вальса Шопена.

Спасибо за урок! До свидания!

Шопениа́на (- балет Михаила Фокина, поставленный на фортепианные произведенияФредерика Шопена, оркестрованные А. К. Глазуновым и М. Келлером, затем С. И. Танеевым, А. К. Лядовым,Н. Н. Черепниным и Гершвиным.

Премьера состоялась 10 февраля 1907 года на благотворительном представлении вМариинском театре и была посвящена памяти Фредерика Шопена. Костюмы изготовили по эскизам Л.Бакста.

Романтический лирический бессюжетный балет отличался безукоризненным вкусом Фокина. Одна поза плавным балансе́ переливалась в другую, словно рисуя идеальную картину единого завораживающего действа.

Первая редакция. Сюита «Шопениана», памяти Ф. Шопена (спектакль 10 февраля 1907 года) состояла из пяти фортепианных пьес Шопена, оркестрованных А. К. Глазуновым.

Вторая редакция спектакля: «Романтические грёзы», из восьми пьес.

Для увертюры Фокин выбрал полонез Ля мажор, на последних тактах которого плавно скользящий занавес открывал перед восхищёнными взорами публики застывшую балетную картину. С первыми аккордами ноктюрна кордебалет раскрывался, словно бутон розы: балерины мягко опускались в плие́, и солист выходил на середину сцены.

В таком варианте спектакль был показан на благотворительном вечере в Мариинском театре 8 марта 1907 года, под названием «Балет под музыку Шопена».


О Шопене и его произведениях:

Команда №1


  • Шопену шёл всего 21-й год, когда Роберт Шуман сказал: «Я низко склоняю голову перед таким гением, перед таким полётом, перед таким мастерством».

  • "Шапка долой господа, перед вами гений" Р.Шуман.

  • Каждая нота у Шопена - чистое золото. (А.Г. Рубинштейн)

Команда№2

  • В творчестве Шопена вся Польша: её драма народная, её быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный, гордый характер страны, её думы и песни… (Б.В.Асафьев)

  • «Варшавянин по происхождению, сердцем - поляк, а по таланту - гражданин мира» Цыприан Норвид

  • «Там сердце мое, где моя родина» Ф.Шопен.

Команда№3


  • «Шопен в музыке - это то же, что и Пушкин в поэзии…» Л.Н.Толстой

  • "Шопен - это бард, рапсод, дух, душа фортепиано" А.Рубинштейн.

  • "Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине" Ф. Лист.





© 2010-2022