«Применение компактных инструментов на начальном этапе обучения»

Обучение детей игре на духовых инструментах в раннем возрасте начинается обычно с блок-флейт. Это помогает им освоить приемы вдоха-выдоха, атаки звука, соединения нот, работы пальцев, но не позволяет  заняться постановкой правильного исполнительского дыхания.  Блок-флейта дает возможность легкого звукообразования, без явного сопротивления вдуваемой воздушной струи.  Чтобы миновать этот этап в обучении ведущие фирмы, изготавливающие духовые инструменты, (в нашем случае гобои) стали выпускать лине...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Применение компактных инструментов

на начальном этапе обучения»

Сафронов Е.И.

Используя тот богатейший опыт, который накопили педагоги нашей советской школы и, ставший доступным материал западных и американских школ, мы имеем все возможности для подготовки музыкантов-гобоистов на высоком профессиональном уровне, востребованных в ведущих музыкальных коллективах страны и за рубежом. Но в этом вопросе одной методики обучения недостаточно. Необходимы качественные инструменты и внимательное отслеживание всех тех новшеств, которые появляются у различных ведущих фирм, изготавливающих гобои. Здесь мы и подходим к краеугольному камню - хорошей материальной базе. Приобретение собственных музыкальных инструментов, как оказалось - непростая задача. Оставшиеся в наследство от советских времён пластиковые гобои ленинградского производства не давали никаких возможностей студентам освоить выбранную специальность на уровне, достаточном для дальнейшего устройства на работу по специальности.

Сейчас благосостояние граждан многократно возросло и выросли возможности приобретения инструментов, благодаря развитию современных информационных технологий. Нам стали доступны инструменты азиатских, американских и европейских производителей. Это даёт возможность конкурировать нашим выпускникам уже и на международном уровне.

Хотелось бы подробней остановиться на инструментах отдельных фирм и возможностях, которые открывают они. Если инструменты ленинградского производства изготавливались из пластика сомнительного состава и имели немецкую конструкцию, что ограничивало исполнителей как в звуковом, так и в техническом плане, то современные производители гобоев используют в их производстве и современные композитные материалы, что снижает их себестоимость, а это немаловажно для студентов.

Современные компьютерные технологии, помогающие точно рассчитать размеры и расстояния отверстий и правильность конического сверления ствола инструмента, новшества, вводимые в механику гобоев, позволяют теперь и простым исполнителям справляться со сложнейшими партиями, что ранее было доступно лишь небольшому ряду гобоистов-виртуозов.

Обучение детей игре на духовых инструментах в раннем возрасте начинается обычно с блок-флейт. Это помогает им освоить приемы вдоха-выдоха, атаки звука, соединения нот, работы пальцев, но не позволяет заняться постановкой правильного исполнительского дыхания. Блок-флейта дает возможность легкого звукообразования, без явного сопротивления вдуваемой воздушной струи. Чтобы миновать этот этап в обучении ведущие фирмы, изготавливающие духовые инструменты, (в нашем случае гобои) стали выпускать линейки компактных инструментов, на которых смогут обучаться дети с дошкольного возраста.

Эти компактные ученические модели можно разделить на несколько категорий. В зависимости от того в каком возрасте учащийся начинает заниматься на гобое возможны несколько вариантов выбора подходящего инструмента.

  1. Это для самых маленьких исполнителей, которые минуя блок-флейту способны обучаться на гобое. Различные фирмы предлагают и различные решения:

  2. Фирма FOSSATI под маркой TIERY выпускает инструменты, имеющие всего несколько клапанов, корпус которых изготовлен из высококачественного пластика, дающего очень сходные с древесиной характеристики тембра. Инструмент имеет всего несколько металлических клапанов. Эти два фактора позволяют сделать инструмент не намного тяжелее альтовых блок-флейт. И его стоимость привлекает очень многих родителей, которые хотели бы обучать своих детей (от 6 до 10 лет) игре на гобое, но не могут в силу обстоятельств позволить себе более дорогой инструмент. Данная модель, из-за своего небольшого веса, позволяет ребёнку осваивать правильную постановку, без зажима правой руки. Легко тембрящий от небольшого по силе дыхания ствол инструмента (толщина и качество пластика даёт возможностьт этого добиться) позволяет с самого начала обращать внимание ученика на качественные характеристики звука.

Tiery D

«Применение компактных инструментов на начальном этапе обучения»

Хорошее предложение есть и у немецкой фирмы Oscar Adler & Co. Modell 100 (oboe for children) хоть и изготавливается из дерева и имеет намного больше клапанов но не на много тяжелее предыдущей французской модели.


Oscar Adler & Co. Modell 100 (oboe for children)

«Применение компактных инструментов на начальном этапе обучения»

Для учащихся физически развитых и способных без зажима правой руки удерживать инструмент (это возраст от 10 до 14 лет) на начальном этапе предлагаются модели с более массивным корпусом, что соответствует их силе выдоха и большим количеством клапанов, что в свою очередь делает инструмент более тяжёлым.



Yamaha 241

«Применение компактных инструментов на начальном этапе обучения»


Oscar Adler & Co. Modell 1000

«Применение компактных инструментов на начальном этапе обучения»

Buffet-crampon Modell BC 4011

Кроме


«Применение компактных инструментов на начальном этапе обучения»

Помимо инструментов фирмы выпускают и различные приспособления, которые также помогают в обучении.

Для более комфортной игры учащемуся иногда помогают подвески.

Neck strap:

«Применение компактных инструментов на начальном этапе обучения»«Применение компактных инструментов на начальном этапе обучения»Но они же и ограничивают свободу действий, что очень часто приводит к поломке трости. Гобойные трости (звукообразователи), в отличии от саксофоновых и кларнетовых, не имеют защитных колпачков, а стоят намного дороже. Чтобы облегчить нагрузку на большой палец правой руки и не пользоваться подвеской в последнее время стали делать подставки под кисть правой руки, как у фаготистов.

Freewing:

«Применение компактных инструментов на начальном этапе обучения»«Применение компактных инструментов на начальном этапе обучения»

Это новшество хоть и добавляет гобою громоздкости, но позволяет более удобно держать инструмент. Некоторые профессиональные исполнители также пользуются этим новшеством. Однако широкого распространения среди них оно не нашло.

Работа со звуком на начальном этапе имеет первостепенное значение. Не очень-то приятно слушать скрежетания, «киксы» и сипы начинающих духовиков окружающим. Поэтому для облегчения в работе над этим параметром предлагаются следующие решения:

  1. Трости изготавливаются на штифтах, имеющих пробковую основу, а это звукопоглощающий материал. Для взрослых исполнителей с поставленным дыханием проблем это не вызывает, а для начинающих гобоистов это лишняя трата сил для придания звуку более качественных характеристик. Для решения этой проблемы появились новые цельнометаллические штифты с конической и цилиндрической основой. Вибрация, которую создают пластинки, сразу передаются на корпус инструмента.

«Применение компактных инструментов на начальном этапе обучения»«Применение компактных инструментов на начальном этапе обучения»

Но у этих штифтов есть и свои небольшие недостатки. При высокой температуре воздуха повышается и строй инструмента. В таких случаях гобоисты выдвигают трости на несколько миллиметров, приводя строй к нормальному значению. Но уплотнительные резиновые кольца не могут достаточно цепко удерживать цельнометаллические штифты в новом выдвинутом положении и они возвращаются в прежнее с последующим повышением строя.

Ещё одно решение этой проблемы даёт металлический звуковой мостик.

LefreQue - Sound Bridge

«Применение компактных инструментов на начальном этапе обучения»

Касаясь одним концом нитяной обмотки камышовых пластинок металлическая пластина передаёт вибрацию на ствол инструмента. Все эти небольшие модернизации, помогающие улучшить качество звука, экономят большое количество времени, которое можно использовать не на скучную, однообразную отработку различных приёмов игры, а на работу над художественной, музыкальной стороной произведений.

Все эти новшества помогают в обучении и студентам. Но для них выдвигаются и новые требования во владении инструментом. Задачи, которые перед ними стоят уже невозможно решить на гобоях предназначенных для начального этапа обучения. На этом этапе необходимы и более совершенные инструменты.





© 2010-2022