Рабочая программа по музыке (5 класс)

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













































1. Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1.Нормативная основа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 г. «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»,

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067от 19.12.2012 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.

  • Программа ориентирована на достижение целей, определенных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.) с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. 90, [6] с.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

- Искусство. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2012г.

- Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко,В.В. Алеев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005г.

-Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев - М.: Дрофа, 2010.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы - становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих задач:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля - пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- развивать интеллектуальный потенциал;

- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

- в формировании основ художественного мышления;

- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

Обучение музыкальному искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков. Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельности.

В учебном процессе формирование указанных деятельностей происходит при изучении любой темы, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.

Познавательная деятельность дает возможность самостоятельно и мотивированно организовать свою деятельность, помогают исследовать несложные реальные связи. Создавать собственных произведения, идеальных и реальных моделей объектов, реализация оригинального замысла с использованием разнообразных художественных средств и мультимедийных технологий с умением импровизировать.

Информационно-коммуникативные дает возможность извлечь необходимую информацию их разных источников, умело развернуть и обосновать суждения, определения, приводить доказательства.

Рефлексивная деятельность дает понятие ценности образования как средства развития культуры личности. Помогает объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнение других при определении собственной позиции и самооценке, уметь соотносить свои усилия с полученными результатами своей деятельности.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:

- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);

- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

- знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;

- умение действовать по заданному алгоритму;

- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.

Познавательные УУД:

- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное и второстепенное в тексте;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- умение договариваться, находить общее решение;

- умение «слышать другого»;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.

2.Общая характеристика учебного предмета в учебном плане

Музыка в основной общеобразовательной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.

Актуальность программы в том, что она направлена на формирование музыкальной культуры учащихся, как части культуры духовной, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия музыки и искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

Новизна данной рабочей программы определяется тем, что в неё вводится тема «Искусство исполнительской интерпретации в музыке» (2 часа), где учащиеся знакомятся с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей, а также с элементарными приёмами создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создают свои первые творческие работы с применением ИК технологий. Помимо этого тема «Подводим итоги» объединена с темой «Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства».

Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся.

Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки.

Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способность оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Изучение предмета Музыка способствует развитию художественно-образного восприятия мира, понимания его ценности для эмоционального, эстетического развития человека. В процессе его изучения развивается эстетическая культура обучающегося, способность средствами танца, пения и др. понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности.

Наряду с предметными универсальными действиями, необходимыми для осуществления музыкальной деятельности, в процессе изучения этого предмета формируются метапредметные универсальные действия, среди которых особое место занимают сравнение и анализ, классификация и оценка.

Курс «Музыка» направлен на приобщение обучающихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства, на развитие художественных способностей и художественного вкуса, на формирование навыков и способов художественной деятельности.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод сравнения (впервые).

Содержание образовательной программы " Музыка" базируется на нравственно- эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства( фольклор, духовная музыка," золотой фонд" классической музыки, современная музыка)и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Сказки тысячи и одна ночи» и другие),

- изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи - пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (Древняя Русь, Новгород Великий, эпоха Просвещения);

- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),

- географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).

3.Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане.

Настоящая программа « Музыка. 5 класс» составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в основной школе выделяется 35 часов в год - в 5 классе (1 час в неделю, 35 учебные недели).


4.Содержание программы

Основная содержательная линия в 5 классе - «Музыка как вид искусства» - реализуется в главной теме года «Музыка и другие виды искусства», которая, в свою очередь, раскрывается в двух крупных разделах - «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж в музыке и др.). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь».

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников расширяется. Разные искусства воспринимаются пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры.


  1. Музыка рассказывает обо всём (1 час)

Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства». Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Слушание фрагмента из концерта для ф-но с оркестром №3 С. Рахманинова. Разучивание песни И. Хрисаниди «Родина». Письмо Богине Музыке.

  1. Древний союз (3 часа)

Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир - не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны - тема едина. Слушание музыки К. Дебюсси «Снег танцует», П. Чайковский «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь», Р. Шуман «Первая утрата», М. Таривердиев «Маленький принц». Разучивание песен П. Аедоницкого «Красно солнышко», Г. Струве «Музыка». Иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве»

Зрительный ряд: А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский «Чёрное море», Леонардо да Винчи «Джоконда», Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого», И. Репин «Портрет А.Г. Рубинштейна», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», И. Бродский «Опавшие листья».

  1. Слово и музыка (3 часа)

Слово и музыка - два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М. Глинка «Я помню чудное мгновенье», Ф. Шуберт «В путь», В. Моцарт симфония №40 I часть, П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, М. Мусоргский «Кот Матрос». Разучивание песен С. Старобинского «Песенка о словах», А. Куклина «Песенка о песенке». Сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор). Решение кроссворда.

Зрительный ряд: Ян Вермеер «Художник в мастерской», В. Серов «Портрет Ф.И. Шаляпина», В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»

  1. Песня (4 часа)

Песня - верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира. Слушание музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Разучивание песен Ю. Тугаринова «Если другом стала песня», А. Александрова «Уж ты зимушка-зима». Дневник музыкальных наблюдений стр. 8.

Зрительный ряд: И. Шишкин «Среди долины ровныя», В. Поленов «Монастырь над рекой», И. Левитан «Вечерний звон».

  1. Романс (2 часа)

Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Внимание и любовь к окружающему миру - главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества. Слушание музыки: М. Глинка «Жаворонок», С. Рахманинов «Ночь печальна», Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней». Разучивание: М. Глинка «Жаворонок».

Зрительный ряд: И. Левитан «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь «Февральская лазурь».

  1. Хоровая музыка (2 часа)

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания. Слушание музыки: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Разучивание песен: канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».

Зрительный ряд: К. Юон «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин «Преображённый Китеж».

7. Урок контроля знаний и умений (1 час)

Итоговое тестирование. Дневник музыкальных наблюдений .

8.Опера (2 часа)

Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера - синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Слушание музыки: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Разучивание: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды». Иллюстрации декораций.

Зрительный ряд: А. Головин «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков «Сады Черномора»; А. Васнецов «Берендеевка», «Снегурочка». Дневник музыкальных наблюдений стр. 11.

9. Балет (2 часа)

Единство музыки и танца. Балет - результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. «Русские сезоны» в Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Слушание музыки: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Разучивание песен: Е. Адлер «Песня менуэта». Костюмы балетных персонажей.

Зрительный ряд: С. Сорин «Тамара Карсавина в «Шопениане»», Б. Кустодиев «Масленица», «Ярмарка», А. Бенуа «Петербургские балаганы».

  1. Музыка звучит в литературе (2 часа)

Музыкальность слова. Многообразие музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Античность. Миф об Орфее. Слушание музыки: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Разучивание песен: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер».

  1. Образы живописи в музыке (2 часа)

Живописность искусства. Музыка - сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание музыки: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т), М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание песен: Г. Струве «Весёлое эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?»

Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах», К. Моне «Стог сена в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть».

  1. Музыкальный портрет (1 час)

Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. Слушание музыки: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Разучивание песен: Г. Гладков «Песня о картинах». Иллюстрации к прослушанным произведениям.

Зрительный ряд: Н. Репин «Протодьякон».

13. Урок контроля знаний и умений 1ч.

Итоговое тестирование. Дневник музыкальных наблюдений .

14. Пейзаж в музыке (2 часа)

Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа - прекрасный образец для творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир. Слушание музыки: П. Чайковский «Апрель. Подснежник», И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная», М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака». Разучивание песен: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей». Иллюстрации к прослушанным произведениям.

Зрительный ряд: В. Борисов-Мусатов «Весна», Н. Рерих «Поцелуй земли», К. Моне «Река в Аржантае», «Впечатление»; П. Сезанн «Гора Святой Виктории».

15. Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)

Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки», А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т), М. Мусоргский «Богатырские ворота». Разучивание песен: С. Никитин «Сказка по лесу идёт», Былина о Добрыне Никитиче. Иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки.

Зрительный ряд: Б. Анисфельд Три эскиза костюмов к опере «Садко». А. Головин «Кащеево царство»; Л. Бакст два эскиза костюмов Жар-птицы, В. Васнецов «Богатыри»; И. Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

16. Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа)

Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия». Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Слушание музыки: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т). Разучивание песен: В. Синенко «Птица-музыка».

Зрительный ряд: Караваджо «Люнист», А. Аппиани «Парнас», Т. Ромбо «Песня», Э. Дега «Оркестр оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены».

17. Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства» (1 час)

Итоговое тестирование. Дневник музыкальных наблюдений.

18.Урок-концерт (1 час)

Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.

5.Учебно-тематический план предмета «Музыка» 5 класс

Тема первого полугодия - «Музыка и литература» (17 ч):

1 четверть - 9 часов;

2 четверть - 8 часов;

Тема второго полугодия - «Музыка и изобразительное искусство» (18 ч):

3 четверть - 10 часов;

4 четверть - 8часов.



Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Реферат

презентация

Кроссворд

викторина

АПИ

тест

1

Музыка рассказывает обо всём

1

1

2

Древний союз

3

1

1

1

«Музыка и литература»

3

Слово и музыка

3

1

1

1

4

Песня

4

1

1

5

Романс

2

1

1

1

6

Хоровая музыка

2

1

1

7

Урок-обобщение

1

1

1

8

Опера

2

1

1

1

9

Балет

2

1

1

1

10

Музыка звучит в литературе

2

1

1

«Музыка и изобразительное искусство»

11

Образы живописи в музыке

2

1

1

12

Музыкальный портрет

1

1

1

13

Урок-обобщение

1

1

1

14

Пейзаж в музыке

2

1

1

1

15

«Музыкальная живопись» сказок и былин

3

1

1

16

Музыка в произведениях изобразительного искусства

2

1

1

1

17

Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства»

1

1

1

18

Урок-концерт

1

1

Всего часов

35

9

11

17

4









6.Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 5 классе



Календарно-тематическое планирование уроков музыки 5 класс



п/п






Дата



Тема урока

Тип урока

Элемент содержания


Планируемые результаты

КОД

Предметные результаты


Личностные и

метапредметные результаты


Вид


Форма

Научится

Получит

возможность

научиться





Музыка рассказывает обо всём 1ч.

1


Музыка расска-зывает обо всём.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: С. Рахманинов Концерт для ф-но с оркестром №3 I ч. (фр-т).

Пение: И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев «Гвоздь и подкова».

понимать и осозна-вать место и роль

муз-го искусства в

жизни человека и общества

познавать мир через музыкальные формы

и образы.

уметь проявлять на-

выки вокально-хоро-

вой работы.

РУУД: осознавать этапы организации учебной работы.

ЛУУД: развивать эстети-ческие чувства как регу-ляторов морального по-ведения.


ТК

УО

ХП

СЛ


Древний союз 3ч.

2


Истоки.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: К. Дебюсси «Снег танцует»; П.Чай-ковский «Баркарола». Пение: П. Аедоницкий «Красно солнышко».

работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы; выявлять общность жизнен-ных истоков и искусств.

координировать свою деятельность с дея-тельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

ПУУД: представлять

место и роль музыкально-

го искусства в жизни человека и общества.

ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоциионально нрав-ственную отзывчивость.

РУУД: использовать речевые средства и сред-ства информационно-коммуникативных техно-логий для решения ком-муникативных и позна-вательных задач.


ТК

УО

ХП

СЛ


3


Искусство открывает мир.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.


Слушание: М.Таривердиев «Маленький принц».

Пение: Г. Струве «Музыка». Творческое задание: стихотворение о музыке.

передать главное из прочитанного и про-слушанного текста.

работать со схемой - планом.



наблюдать бытование музыки и понимать её значение в жизни людей.

уметь передавать свои муз. впечатления в устной форме

ТК

УО

ХП

СЛ


4


Искусства различны, тема едина.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: П. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»; Р. Шуман «Первая утрата». Пение: Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой».

Творческое задание: Составь вариант урока-концерта «Природа в искусстве».

передать главное из прочитанного и прослушанного текста.

работать со словарём.


уметь находить ас-социативные связи между художествен-ными образами музы-ки литературы и жи-вописи. уметь участ-вовать в коллективной исполнительской деятельности.


ТмК

УО

ХП

АПИ

Слово и музыка 3ч.

5


Два великих начала искусства.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: М. Глинка «Я помню чудное мгновенье»; Ф. Шуберт «В путь».

Пение: С. Старобинский «Песенка о словах».

строить сообщения в устной форме.

анализировать изуча

емые объекты с вы-делением существен-ных признаков.


выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведенииями других видов ис-кусства. размышлять о муз. произведении, высказывать сужде-ния об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

ЛУУД: развивать эстетические чувства как регуляторов морального поведения.

ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале.

РУУД: формирование мотивации к труду и работе на результат.




ТК

УО

ХП

АПИ


6


«Стань музыкою, слово».

Комплексное применение знаний и способов деятельности.


Слушание: В. Моцарт Симфония №40 I ч.(фр-т); П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром IIIч.(фр-т).Пение: Амери-канская н.п. «Весёлый мельник»;укр.н.п.«Веснянка».Творческое задание: вокальная импровизация.

формулировать соб-ственную точку зре-ния по отношению к изучаемым произве-дениям.

понимать взаимодей-ствие муз. и литера туры на основе осознания специфики языка каждого из них.

ТК

УО

ХП

АПИ

7


Музыка «дружит» не только с поэзией.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: М. Мусорг-ский «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская».

Пение: А. Куклин «Песенка о песенке».

работать с текстом учебника, выделять главное, высказы-вать собственную точку зрения.


уметь высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения

ТмК

УО

ХП

АПИ

В


Песня 4ч.

8


Песня - верный спутник человека.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: В. Баснер «С чего начинается Родина?».

Пение: Ю. Тугаринов «Если другом стала песня».

работать с текстом учебника, выделять главное, высказы-вать собственную точку зрения.

уважать культуру дру-

гого народа, осозна-

вать ценность муз.

культуры разных наро-дов.


ПУУД: определять поня-тия, обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на тек-стовом материале.


КУУД: адекватно вос-принимать и передавать информацию в заданном формате. Строить моно-логическое высказы-вание, владеть диалогической формой коммуни-кации.


ЛУУД: формировать основы для принятия культурных традиций своей страны.

ТК

УО

ХП

В

9


Проверка и оценка знаний и способов деятельности по темам: «Древний союз», «Слово и музыка».


Слушание: пройденные произведения за четверть. Пение: по выбору учащихся.

контролировать и оценивать свою деятельность.

уметь различать прос-тые и сложные жанры вокальной,инструмен-тальной, сценической

музыки.находить жанровые параллели между муз. и др. видами искусств.

Итог.

Т

ХП

СЛ

10


Мир русской песни.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: р.н.п. «Среди долины ровнaя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон».

Пение: А. Александров «Уж ты зимушка-зима».

анализировать текст, делать выводы.


формировать собст-венную точку зрения по отношению к изу-чаемым произведе-ниям искусства.

ТК

УО

ХП

АПИ

11


Песни народов мира.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Пение: п.н.п. «Висла»; вокализ на тему «Песни без слов» №14.

вносить необходи-мые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

осознавать ценность муз. культуры разных народов. Уважать культуру других народов.

ТмК

УО

ХП

В

Романс 2ч.

12


Романса трепетные звуки.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: М. Глинка «Жаворонок».

Пение: М. Глинка «Жаворонок».

при работе с текстом

выделять основные мысли и воспроизво-

дить их.

формировать собст-венную точку зрения по отношению к изу-чаемым произведе-ниям искусства.

РУУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и познавательного характера.

КУУД: определять об-щую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.


ТК

УО

ХП

В

13


Мир человеческих чувств.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: С. Рахманинов «Ночь печальна»; Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней».

Пение: М. Глинка «Жаворонок».

различать чувства, настроения, состо-

яния, выраженные в музыке.

наблюдать бытование музыки и понимать её значение в жизни людей

ТК

УО

ХП

АПИ

Хоровая музыка 2ч.

14


Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град».

Пение: Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно».

слушать собеседника и излагать своё мне-ние; адекватно вос-принимать предло-жения и оценку учи-теля, товарищей.

уметь размышлять о знакомом муз. произ-ведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплоще-ния.

ЛУУД: развивать эстетические чувства как регуляторов морального поведения.

РУУД: формирование мотивации к труду и работе на результат.

ПУУД: обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале.






ТК

УО

ХП

АПИ

15


Что может изображать хоровая музыка.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина».

Пение: М. Славкин «Снег»; венгерская н.п. «Много песен мы поём».

отвечать на вопросы, высказывать собствен-

ную точку зрения.

работать с текстом учебника, отвечать на вопросы, выделять главное.

применять выразитель-

ные средства в твор-

ческой и исполнитель-

ской деятельности на музыкальном матери-

але

ТК

УО

ХП

В

Урок контроля знаний и умений 1ч.

16


Проверка и оценка знаний и способов деятельности по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка».

Слушание: повторение пройденного материала за полугодие. Пение: по выбору учащихся.

готовить сообщения и проекты по выб-ранным темам.

вносить необходи-мые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.


уметь различать прос-тые и сложные жанры вокальной, инстру-ментальной музыки.

находить жанровые параллели между муз. и др. видами искусств.

РУУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.


Итог.

Тест

ХП

СЛ

Опера 2ч.

17


Самый значительный жанр вокальной музыки.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила».

Пение: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя».

анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зре-ния.

формулировать своё отношение к изуча-емому произведению.

развитие общих муз. способностей образ-ного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого вообра-жения.

ПУУД: уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

РУУД: определять об-щие цели и пути её до-стижения, уметь дого-вориться о распределе-нии ролей в совместной деятельности

ЛУУД: развивать эстетические чувства как регуляторов морального по-ведения.


ТК

УО

ХП

АПИ

18


Из чего состоит опера.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка»; «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Пение: С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды».

определять и пра-вильно употреблять

в речи изученные понятия.

формирования пот-ребности в общении с муз. для дальнейшего духовно- нравствен-ного развития.

ТмК

В

ХП

АПИ

определять в речи изученные понятия.

учитывать другое мне-

ние и позицию, стре-

миться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Балет 2ч.




5б определять в речи изученные понятия.

19


Единство музыки и танца.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. Пение: Е. Адлер «Песня менуэта».

грамотно формули-ровать вопросы.

самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.



выявлять общее и особенное между про-слушанным произве-дением и произведе-ниями других видов искусства.


КУУД: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


ТК

УО

ХП

АПИ

20


«Русские сезоны» в Париже.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик».

Пение: П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

5а работать с текстом учебника, выделять главное.

слушать и исправлять свою речь.

формулировать своё отношение к изуча-емому произведению.

различать чувства, настроения, состоя-ния, выраженные в музыке.

РУУД: использовать речевые средства и средства информационно- коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

ТмК

УО

ХП

АПИ

Музыка звучит в литературе 2 ч.


21


Музыкальность слова.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Пение: М. Яковлев «Зимний вечер».

при освоении содер-жания составлять опорный конспект.


Воспринимать музы-кальную интонацию, эмоционально откли-каться на содержание услышанного произ-ведения.

ЛУУД: развивать эстетические чувства как регуляторов морального поведения.

РУУД: формирование мотивации к труду и работе на результат.





ТК

УО

ХП

АПИ

22


Музыкальные сюжеты в литературе.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика».

Пение: М. Яковлев «Зимний вечер»;

определять взаимо-

связь и логическую последовательность мыслей.

уметь применять вы-разительные средства в творческой и испол-нительской деятель-ности на музыкальном материале.

ТК

УО

ХП

АПИ

Образы живописи в музыке 2 ч.



23


Живописность искусства.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо «Эхо».

Пение: Г. Струве «Весёлое эхо».

строить сообщения в устной и письменной форме. анализировать изучаемые объекты с выделением существенных приз-наков.

сформировать пони-мание своеобразие изобразительных свойств музыкальной ткани.

Импровизировать по заданным параметрам

ЛУУД: воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.



ТК

УО

ХП

АПИ

24


«Музыка - сестра живописи».

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный».

Пение: Е. Поплянова «Как поёшь?»

строить логическое рассуждение, вклю-чающее установле-ние причинно- след-ственных связей.

уметь выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.


РУУД: формирование мотивации к труду и работе на результат.


ТК

УО

ХП

АПИ

Музыкальный портрет 1 ч.


25


Может ли музыка выразить характер человека?

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки».


формулировать соб-ственную точку зре-

ния по отношению к изучаемым произведе-ниям

наблюдать бытование музыки и понимать её значение в жизни людей. Уметь проявлять навыки вокально-

хоровой деятельности.

КУУД: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


ТК

УО

ХП

АПИ

Урок контроля знаний и умений 1ч.

26


Проверка и оценка знаний и способов деятельности по темам: «Опера», «Балет», «Музыка звучитв в литерату-ре», «Образы живо-писи в музыке», «Музыкальный портрет».

Слушание: повторение пройденного материала за четверть. Пение: по выбору учащихся.


при контроле своей

работы уметь обра-щаться к различным источникам инфор-мации. контролиро-

вать и оценивать свою деятельность.

уметь различать простые и сложные жанры вокальной, инстру-ментальной, сценической музыки. находить жанровые параллели между муз. и др. видами искусств.

РУУД: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.


Итог.

Тест

ХП

СЛ

Пейзаж в музыке 2 ч.



27


Образы природы в творчестве музыкантов.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: П. Чайковский «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная».

Пение: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей».

при освоении содержания текста

составлять простой и сложный план.

уметь воспринимать музыкальную интона-цию, эмоционально откликаться на содер-жание услышанного произведения.

ЛУУД: формирование художественного вкуса

как способности чувст-вовать и воспринимать муз. искусство во всем многообразии его видов и жанров.

ПУУД: обобщать сведе-ния, делать выводы, про-водить сравнения на текстовом материале.

РУУД: формирование мотивации к труду и работе на результат.



ТК

УО

АПИ

ХП

28


«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака».

Пение: Р.н.п. «Ты река ли моя».

Осуществлять за-пись выборочной ин-формации по задан-ной теме.

понимать своеобразие изобразительных свойств музыкальной ткани. импровизи-ровать по заданным параметрам

ТмК

УО

ХП

СЛ

передавать главное из прочитанного и прослушанного текста.


Музыкальная живопись сказок и былин 3 ч.

29


Волшебная красочность музыкальных сказок.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слушание: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик».

Пение: С. Никитин «Сказка по лесу идёт».

определять и пра-вильно употреблять

в речи изученные понятия.

уметь творчески ин-терпретировать содер-жание муз. произве-дения в пении. разви-вать умения и навыки муз. эстетического самообразования.

ПУУД: обобщать сведе-ния, делать выводы, про-водить сравнения на тек-стовом материале.

РУУД: определять наи-более эффективные спо-собы достижения резуль-тата, вносить соответ-ствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок.

ЛУУД: развивать эсте-тические чувства как регуляторов морального поведения.


ТК

СлР

ХП

АПИ

30


Сказочные герои в музыке.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: И.Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Пение: А. Зацепин «Волшебник».

описывать и характеризовать музыкальные образы.

наблюдать бытование музыки и понимать её значение в жизни людей.

уметь выделять средства муз. выразительности.

ТК

УО

ХП

АПИ

31


Тема богатырей в музыке.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Слушание: А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т); М. Мусоргский «Богатырские ворота».

Пение: Былина о Добрыне Никитиче.

описывать и характе-ризовать музыкаль-ные образы. адекват-но воспринимать предложения и оцен-ку учителя, товари-щей

понимать взаимодей-ствие муз. с изобра-зительным искусст-вом на основе осозна-ния специфики языка каждого из них.

ТмК

УО

ХП

АПИ

Музыка в произведениях изобразительного искусства 2 ч.

32


«Хорошая живо-пись - это музыка, это мелодия».

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.


Пение: В. Синенко «Птица-музыка».

при освоении содер-жания составлять

сложный план.давать оценку и анализиро-

вать ответ.


научить находить общее и различное между музыкой и жи-вописью. находить ассоциативные связи

между муз. и изобра-зительным искусст-вом.

ПУУД: уметь познавать

мир через музыкальные

формы и образы.

КУУД: учитывать другое мнение и позицию, стре-миться к координации различных позиций в сотрудничестве.

РУУД: формирование мотивации к труду и работе на результат.






ТК

АПИ

33


«Хорошая живо-пись - это музыка, это мелодия».

Комплексное применение знаний и способов деятельности.


Слушание: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т).

Пение: В. Синенко «Птица-музыка».

анализировать и ре-цензировать ответы учащихся по опре-деленному плану.

формировать собст-венную точку зрения по отношению к изу-чаемым произведе-ниям искусства.

ТК

УО

ХП

АПИ

Урок контроля знаний и умений по теме года «Музыка и другие виды искусства» 1 ч.


34


Проверка и оценка знаний и способов деятельности

по теме года: «Музыка и другие виды искусства».


Итоговое тестирование, музыкальная викторина. Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся

участвовать в дис-путах: слушать собе-седника и излагать своё мнение.

уметь различать про-стые и сложные жан-ры вокальной, инстру-ментальной, сцени-ческой музыки.

находить жанровые параллели между муз. и др. видами искусств.

РУУД: осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результа-тов деятельности.

КУУД: адекватно вос-принимать и передавать информацию в заданном формате.

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.

ЛУУД: формирование художественного вкуса

как способности чувст-вовать и воспринимать муз. искусство во всем многообразии его видов и жанров.

Итог.

Т

ХП

СЛ

35



Урок - концерт.

Знакомство с творчеством вы-дающихся россий-ских и зарубеж-ных исполните-лей: Ф.Шаляпина, Э. Карузо, М.Кал-ласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, М Растроповича.


Пение: Б. Окуджава «Пожелание друзьям».

определять и правил-но употреблять в ре-чи изученные поня-тия.

оценивать качество воплощения избран-

ной интерпретации в своём исполнении.

формулировать своё отношение к изуча-емому произведению.

уметь творчески интерпретировать содержание муз. произведения в пении.

ТмК

УО

СР

Типы уроков

  1. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

  2. Комплексное применение знаний и способов деятельности.

  3. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

  4. Проверка и оценка знаний и способов деятельности.

  5. Коррекция знаний и способов деятельности.

Контроль осуществляется в следующих видах:

В- входной,

ТК- текущий,

ТмК -тематический,

И- итоговый.

Формы контроля:

СР- Самостоятельная работа;

УО- Устный опрос;

ПО- Письменный опрос;

СР- Словарная работа;

ВзО- Взаимоопрос;

Т- Тест;

В - Викторины;

ПР- Практическая работа;

К - Кроссворд;

Т - Тест;

ТР- Творческая работа;

П- Проект;

ПРУ- Презентация работ учащихся;

Сб - Сообщение;

АПИ- Анализ произведений искусств.



7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета.

Стандарты второго поколения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. - (Стандарты второго поколения).

Методические пособия для учителя

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [текст] / Э.Б. Абдкллин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.

3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. - Мн.: Юнипресс, 2006.

6. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

7. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие [текст] / Т.А. Затямина. - М.: Глобус, 2007.

8. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

9. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков [текст]/ Т.А. Курушина. - Волгоград: Учитель, 2009.

9. Музыка. Большой энциклопедический словарь[текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

10. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст] / сост. О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2012.

11. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект [текст]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

12. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания [текст] / Е.А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2006.

13. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [текст] / Г.М. Цыпин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

14. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [текст] / Л.В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Дополнительная литература для учащихся

1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.

2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.

3. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.

4. Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [текст] / И.Ю. Куберский, Минина Е.В. . - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

5. Могилевская, С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра [текст] / художник Н. Мищенко. - М.: Дет. лит., 1981.

5. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

6. Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.

7. Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.

8. Саймон Генри, У. Сто великих опер и их сюжеты [текст] / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

9. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. - М.: Вече, 1999.

10. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. - СПб: Композитор, 1997.

Интернет-ресурсы

1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. ru.wikipedia.org/wiki

2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. viki.rdf.ru/cat/musika/

3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс].school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

4. Классическая музыка [электронный ресурс]. classic.chubrik.ru

5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. music-dic.ru

6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. academic.ru/cjntents.nsf/dic_music

7. Погружение в классику [электронный ресурс]. intoclassics.net/news/1-0-1

8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. music.edu.ru/

9.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html

Медиаресурсы

1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.

2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».

3. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.

4. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.

5. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

7. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

8. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

9. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

10. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

11. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

12. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

13. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

14. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.

Материально-техническое обеспечение рабочей программы

Наглядно-печатные пособия

1.Комплект портретов композиторов.

2.Комплект наглядно-демонстрационных карт с изображением музыкальных инструментов

Технические средства обучения

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- DVD;

- музыкальный центр.


8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащийся научится:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:

- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

- в формировании основ художественного мышления;

- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

Требования к результатам освоения учащимися программы по музыке для 5 класса

Компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения данной программы.

Личностные результаты:

- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, энтической. региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций.



Выпускники 5 класса

Должны знать:

Должны уметь:

  • о роли музыки в семье искусств, о ее влиянии на другие искусства;

  • о взаимосвязи музыки и речи;

  • понятия «вокализ», «инструментальная песня»;

  • жанр кантаты, особенности ее строения, исполнения;

  • жанр оперы и балета, историю рождения и создания этих жанров; известных композиторов, королей этих жанров;

  • о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений;

  • о значении музыки в поэзии, прозе и кинофильмах;

  • о связи музыки и живописи через образное восприятие жизни;

  • об особенностях импрессионизма;

  • о взаимосвязи искусств.

  • определять песенные жанры: вокализ, инструментальную песню, кантату;

  • вдумчиво вслушиваться в музыкальное произведение;

  • уметь анализировать их содержание и средства выразительности на интонационной основе;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение;

  • выразительно исполнять музыку;

  • владеть двухголосным пением;

  • выразительно и эмоционально двигаться под музыку, реагировать на смену характера музыкального произведения, импровизировать под музыку;

  • владеть приемами свободного дирижирования.


Урок музыки как урок искусства - основная форма учебно-воспитательного процесса, стержнем которого является полноценная художественная деятельность детей в любой форме приобщения к искусству и где отношения «учитель-ученик» основываются на сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве. Личностно-ориентированный подход к ребенку проявляется в формировании его положительной мотивации к занятиям музыкой как искусством, созданием ситуаций успеха. Существуют также разнообразные «жанры» уроков музыки - урок - размышление, урок - репортаж, урок - конференция, урок - круглый стол и другие.

Говоря о приемах музыкального обучения, необходимо подчеркнуть то, что основным приёмом изучения программы «Музыка» и способом практического освоения её материала в основной школе является урок-практикум. Такой урок позволяет сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным. Посредством него развиваются творческие способности, мышление, речь, воображение, музыкальные способности, осваиваются диалоговые формы общения с музыкой.

Формы занятий с учащимися сочетают групповую и индивидуальную работу, теоретико-практическую подачу материала, диалоговый стиль обучения, концертную деятельность.

В процессе преподавания предмета используются ТСО, видео-аудио-материалы, репродукции художественных произведений, фотографии, творческие работы детей (рисунки.)

Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания школьников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на формирование основ музыкальной культуры.

Метод драматургии урока музыки как урока искусства;

Метод создания «композиций» в форме диалога, раскрывающего содержание музыкального произведения (объединение разных форм общения с музыкой при исполнении одного произведения);

Метод создания художественного контекста. Направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её связей, понять сходство и отличие от других искусств;

Метод перспективы и ретроспективы в обучении («забегания вперед» и «возвращения к пройденному» у Д. Б. Кабалевского). Установление связей предусматривается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями;

Метод размышления о музыке. Направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей (выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения ученикам);

Метод интонационного постижения музыки (переинтонирования). Направлен на раскрытие учащимися сущностных основ музыкального искусства, раскрывает специфику жизни музыкальной интонации во времени. Самое главное - через собственно музыкальную интонацию внимание учащихся направляется на постижение человека в музыке, его чувств, мыслей, эстетических идеалов, духовных ценностей;

Метод моделирования художественно-творческого процесса. Направлен на развитие способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации. Школьники постигают смысл произведения как свой собственный, ставя себя в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника;

Метод музыкальных обобщений. Направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, воплощенных в тематизме программы; на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.


В процессе обучения учащихся музыке используются следующие педагогические технологии:

- информационно-коммуникативные;

- здоровьесберегающие;

- компьютерные;

- технологии личностно-ориентированного образования;

- игровые.

Формы (приемы) контроля:

  • наблюдение;

  • фронтальный устный опрос;

  • тест;

  • урок-концерт;

  • игровые формы;

  • самостоятельная работа;

  • творческая работа.




























Оценка достижения планируемых результатов освоения программы.

Тест по музыке для 5 класса.


I. Выбери подходящие характеристики для песни и романса:

а) отличается простотой ____________________;

б) развитый, утончённый жанр ______________________;

в) связь с народным творчеством не очевидна _________________________;

г) связь с народным творчеством выступает явно ________________________;

д) характер мелодии обобщённый _________________________;

е) характер мелодии личный, индивидуальный ______________________;

ж) используется куплетная форма ______________________;

з) часто встречается трёхчастная форма ____________________;

и) инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в создании образа очень важна _____________________;

к) аккомпанемент придаёт звучанию большую полноту, вносит новые выразительные оттенки ____________________;

л) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения.

II. Определи, какое музыкальное произведение звучит:

а) польская народная песня «Висла»;

б) Г. Малер. «Похвала знатока»;

в) русская народная песня «Ах ты, степь широкая»;

г) Ф. Мендельсон. Песня без слов №14.


Тест 2

1. То, что присутствует во всех видах искусства, является их главной мыслью, идеей:

а) жанр;

б) тема;

в) соната;

г) песня.

2. Какие два великих начала, две стихии искусства на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют:

а) слово и песня;

б) живопись и музыка;

в) слово и музыка;

г) песня и романс.

3. Гений Ф. Шуберта открыл в его стихотворениях столько нежности и трагичности, что циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» стали подлинными вершинами вокальной музыки:

а) А. Пушкин;

б) Н. Кукольник;

в) И. Бунин;

г) В. Мюллер.

4. Основой какого музыкального произведения стала народная песня - веснянка «Выйди, выйди, Иванко»:

а) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1;

б) В. Моцарт. Симфония №40;

в) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

г) Р. Шуман. «Первая утрата».

5. У какого вида искусства музыка училась во все времена?

а) поэзия;

б) живопись;

в) театр;

г) архитектура.

6. Определи, какое музыкальное произведение звучит:

а) В. Моцарт. Симфония №40;

б) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

в) Р. Шуман. «Первая утрата».

г) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1.


Примерные вопросы тестирования для итогового контроля

1. Какие два великих начала, две стихии искусства на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют:

а) слово и песня;

б) живопись и музыка;

в) слово и музыка;

г) песня и романс.

2. То, что присутствует во всех видах искусства, является их главной мыслью, идеей:

а) жанр;

б) тема;

в) соната;

г) песня.

3. Основой какого музыкального произведения стала народная песня - веснянка «Выйди, выйди, Иванко»: а) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1;

б) В. Моцарт. Симфония №40;

в) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

г) Р. Шуман. «Первая утрата».

4. Этот жанр вокальной музыки является верным спутником человека всю его жизнь:

а) этюд;

б) романс;

в) соната;

г) песня.

5. Какая из ниже перечисленных песен является польской народной песней:

а) «Ах ты, степь широкая»;

б) «Висла»;

в) «Похвала знатока»;

г) «Вечерний звон».

6. Какой приём использует Малер в песне «Похвала знатока» для большей убедительности образа?

а) секвенция;

б) имитация;

в) звукоподражание;

г) вариация.

7. Кто из композиторов создал фортепианный цикл «Песни без слов»?

а) Л. Бетховен;

б) И. Бах;

в) В. Моцарт;

г) Ф. Мендельсон.

8. Этот жанр один из самых тонких, поэтических - относится к жанрам вокальной миниатюры, обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением:

а) этюд;

б) романс;

в) соната;

г) песня.

9. В какой форме чаще всего пишутся романсы?

а) куплетная форма;

б) рондо;

в) трёхчастная форма;

г) вариации.

10. В какой форме чаще всего пишутся песни?

а) куплетная форма;

б) рондо;

в) трёхчастная форма;

г) вариации.

11. Кто из композиторов написал романс «Ночь печальна»?

а) М. Глинка;

б) С. Рахманинов;

в) А. Бородин;

г) П. Чайковский.

12. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?

а) П. Чайковский «Отче наш»;

б) М. Глинка «Жаворонок»;

в) р.н.п. «Есть на Волге утёс»;

г) р.н.п. «Вечерний звон».



Примерная тематика рефератов творческих работ:

  • Творчество Г. Свиридова

  • Творчество А. Бородина

  • Оперное творчество Римского-Корсакова

  • Творчество И. Стравинского

  • Творчество Ф. Шуберта



11


© 2010-2022