• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект урока по музыке на тему: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых. .. (Образ матери в звуках и красках). »

Конспект урока по музыке на тему: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых. .. (Образ матери в звуках и красках). »

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

а

Конспект урока по музыке на тему:«Есть сила благодатная в созвучье слов живых... (Образ матери в звуках и красках).»Конспект урока по музыке на тему:«Есть сила благодатная в созвучье слов живых... (Образ матери в звуках и красках).»Конспект урока по музыке на тему:«Есть сила благодатная в созвучье слов живых... (Образ матери в звуках и красках).»Конспект урока по музыке на тему:«Есть сила благодатная в созвучье слов живых... (Образ матери в звуках и красках).»Конспект урока по музыке на тему:«Есть сила благодатная в созвучье слов живых... (Образ матери в звуках и красках).»Конспект урока по музыке на тему:«Есть сила благодатная в созвучье слов живых... (Образ матери в звуках и красках).»





УРОК ПО МУЗЫКЕ

в «5» классе с применением ИКТ.





Тема урока: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых…

Образ матери в звуках и красках».



















Провела урок учитель музыки

лицея-интерната №6 ОАО «РЖД»

Шурина И.Г.





Саратов 2015.

Цель урока:

- выявление многосторонних связей между музыкальным и изобразительным искусством;

Задачи:

- раскрыть отношение композиторов и художников к духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства;

- развивать интонационно-слуховой опыт учащихся на примере произведений разных эпох, национальных и индивидуальных стилей;

- воспитывать духовную культуру, эмоционально-ценностное отношение к музыке, музыкальный вкус учащихся;

- развивать вокальные и творческие способности детей.

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Методы:

- словесный (беседа, диалог);

- наглядный (сравнение, сопоставление);

- эмоциональной драматургии урока

- интонационно-слуховой анализ произведений;

Оборудование:

- фортепиано, ноты,

- музыкальный центр, аудиозаписи для музыкального ряда,

- мультимедийный проектор, презентация.





Ход урока

Организационный момент.

Учитель: сегодня мы продолжаем тему II полугодия «Музыка и изобразительное искусство». И постараемся ответить на вопросы «Можем ли мы увидеть музыку и можем ли мы услышать живопись?» И в качестве музыкального эпиграфа исполним песню Я.Дубравина «Я хочу увидеть музыку».

Исполнение песни «Я хочу увидеть музыку»

Работа с учебником. стр.88

- О ком пойдет речь на уроке? (О матери)

_ Как вы думаете, в искусстве рассматривается конкретный человек или его собирательный образ? (образ)

- Из текста видно, какие виды искусства мы будем затрагивать? (музыку, литературу, живопись)

- А теперь дайте сформулируем тему урока… Ваши темы созвучны моей.

Слайд 1. (тема урока)

Литературный эпиграф: Я верю, что женщина - чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если "любимая" - слово святое,

То трижды священное - "женщина - мать!"

Л. Рогожников

Тема, которую мы рассматриваем сегодня, затрагивала сердца многих композиторов, художников и литераторов разных эпох и стран.

Образ Богородицы отражается в духовном русском и западноевропейском искусстве с давних времен.

- Какое искусство мы называем духовным?

Духовное искусство обращается к возвышенному, небесному миру.

- Какие произведения мы относим к духовному изобразительному искусству? (иконы, фрески)

- какие жанры духовной музыки вы знаете? (песнопения)

Созерцание икон, слушание песнопений вызывает у нас мысли о прекрасном и вечном.

Икона по-гречески - образ.

- Какие образы изображаются на иконе? (Святые, Богоматерь, Иисус Христос)

Задача иконы - показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека Христа).

Она писалась на доске по определённым правилам (канонам) и воплощала веру в милосердие, любовь, победу добра и справедливости. Икона сопровождала русского человека в доме, храме, дороге и ратных делах, т.к. она считалась защитницей, заступницей.

Посмотрите репродукции икон.

Слайд 2, 3 (репродукции икон)

Перед вами икона Казанской Богоматери- чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской православной церкви.

Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери -

икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; почитается чудотворной. По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом.

Образ Матери - Богородицы воспевался многими русскими композиторами послушайте одно из них.

Слайд 4 (портрет П.И.Чайковского)

Слушание музыки в жанре молитвы П.И.Чайковского «Богородице Дево, радуйся»

(богослужение идет на церковно-славянском языке. Боже, Дево, Отче - звательный падеж данного языка)

  • Созвучны ли эти произведения?

  • Какие чувства вызывают у вас произведения? (радость и печаль, мудрость и любовь)

  • как вы думаете, а это икона или живописное полотно, картина?

Слайд 5 (Сикстинская мадонна)

Действительно это алтарная картина (алтарь - возвышенный жертвенник , главная часть храма, где проходят Богослужения). Она была написана великим итальянским художником XVI века Рафаэлем Санти в 1512 году как алтарный образ для капеллы (тип католического храма - часовня) монастыря Святого Сикста в Пьяченце и размещалась над алтарем.

- Что изображено на картине? (в центре Дева Мария с младенцем на руках, слева - Папа Римский Сикст II, справа - святая Варвара, внизу картины - шаловливые херувимы с недетской задумчивостью смотрят на небо.) Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение

Картина называется «Сикстинская мадонна». Сейчас она находится в Германии, в Дрезденской галерее и известна всему миру. Образ Святой Марии отразился в творчестве многих зарубежных композиторов

Слайд 6 (Портреты композиторов)

Слушание вокальных сочинений, И.С. Баха и Ф. Шуберта «Аве Мария»

- Какие чувства передаёт музыка?

- Прочитаем, как об этой картине писал А.Толстой (учебник стр.86.)

- Что сближает художественные образы этих произведений с картиной «Сикстинская Мадонна»

_ А как вы думаете популярно ли это сочинение сегодня?

Видео концерта в Германии: Бах, Гуно «Аве, Мария» в исполнении джазового американского певца Бобби Макферрина.

Сегодня мы много говорили об образе матери в духовном искусстве, а в повседневной, светской жизни музыканты и художники посвящают свои произведения образу матери ?

Слайд 7 (А.А. Дайнека «Мама» русский живописец 20 века)

Мы много на мероприятиях поем о мамах, но сегодня мне хочется, чтобы мы закончили урок песней «МАМА» В. Гаврилина.

Слайд 8 ( В.Гаврилин «Мама»)

Подведем итог урока в виде кластера:

Образ матери

Музыка изобразительное искусство литература

Богородице Дево, радуйся А.Толстой «Мадонна Рафаэля»

Аве Мария Икона Богоматерь Владимирская

Мама Сикстинская Мадонна

Д.З.: Закончить кластер дома.





© 2010-2022