• Преподавателю
  • Музыка
  • КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМОРАЗВИТИИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМОРАЗВИТИИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

Преобразования, происходящие в системе образования Республики Казахстан, влияют на характер профессиональной деятельности педагога музыкального образования. Социально-экономические изменения общества в целом, рыночный и конкурентный характер отношений образовательных учреждений, усиление гуманитаризации системы образования актуализируют инновационную деятельность учителей, способствующую эффективному разрешению возникающих проблем. В «Стратегии развития Казахстана до 2030 года» отмечено, что ведущим фактором экономического и социального прорыва в грядущий век являются « сами люди, их воля, энергия, настойчивость, знания», а основным принципом развития общества в 21 веке станет конкурентоспособность нации, определяемая  в первую очередь уровнем образованности. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики в стране является конструирование инновационно-адаптивной,  компетентностной и проф... В эпоху кардинальных  изменений государственной образовательной политики концертмейстер не может стоять на месте, не совершенствуя себя, своё мастерство. Современный концертмейстер должен стремиться  к творческому, креативному подходу к овладению знаниями, умениями и навыками.  Новые достижения в системе музыкального образовании Республики Казахстан  происходят именно благодаря инновационной деятельности концертмейстера, а инновационно работающие детские музыкальные школы, школы искусств, колледжи и университеты опережают своим развитием ряд других элементов системы науки и образования, благодаря имеющимся у них преимуществам. Многие  психологи – ученые, в том числе В.Н.Дружинин, использует понятие креативность в качестве синонима понятию «творческие способности» {1}. Креативность (от лат.созидание)-общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, рассматривается как относительно независимый фактор.  Говоря о креативности, необходимо указать на составляющие этого явления: целенаправленность, связанная с организацией переживаемого опыта и дающая возможность изменять среду; рефлексивность, позволяющая формировать самосознание, самооценку, планировать и анализировать события. Наше время, это время обширного использования информационных технологий, пронизывающих все сферы человеческой жизни, завоёвывающих и сферу музыкального образования. Значительную помощь в различных вопросах деятельности педагогов-музыкантов оказывают ресурсы сети Интернет: это и тестовые системы, и музыкальные обучающие системы, энциклопедии, музыкальные редакторы [3]. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Microsoft Power Point (программа создания презентаци... Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе  должны определять требования к психологической атмосфере занятий, методам обучения и самое главное – к характеру работы учителя над самим собой. Концертмейстера, работающие с учащимися, используют развитие креативности как принцип обучения: стимулируют сложные познавательные процессы, больше способствуют самостоятельной работе учащегося, ориентируются на творчество, а также поощряют учащихся к принятию каких-либо важных, ответственных решений.  Настоящее время - это время перемен, это время, когда обществу нужны люди способные к активной творческой деятельности, многогранные,  способные нестандартно, творчески  мыслить. Окружающий нас мир очень изменчив, и это должно побуждать педагогов  измениться, идти в ногу со временем, быть креативными. Как следствие  возрастает необходимость  поиска  средств, позволяющих её  развивать – способность, которой, хоть  и в разной  степени  обладает  каждый  человек. Для реализации современных социальных ожиданий необходим  человек творческого типа. Сложность современной социальной жизни, значительное возрастание объемов информации, а также быстрое её устарение, требует иных качественных способностей и навыков мышления, другой парадигмы знания - креативной. Поэтому проблема развития креативности учителя, реализации его творческого потенциала так же является сейчас одной из главных задач педагогики.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Креативность как основополагающий фактор успешности профессиональной деятельности преподавателя фортепиано.

Преобразования, происходящие в системе образования Республики Казахстан, влияют на характер профессиональной деятельности педагога музыкального образования. Социально-экономические изменения общества в целом, рыночный и конкурентный характер отношений образовательных учреждений, усиление гуманитаризации системы образования актуализируют инновационную деятельность учителей, способствующую эффективному разрешению возникающих проблем.

В «Стратегии развития Казахстана до 2030 года» отмечено, что ведущим фактором экономического и социального прорыва в грядущий век являются « сами люди, их воля, энергия, настойчивость, знания», а основным принципом развития общества в 21 веке станет конкурентоспособность нации, определяемая в первую очередь уровнем образованности. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики в стране является конструирование инновационно-адаптивной, компетентностной и профессионально-ориентированной системы образования, нацеленной на развитие детей, как бесценного достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала государства, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, и культуре.

В эпоху кардинальных изменений государственной образовательной политики педагог не может стоять на месте, не совершенствуя себя, своё мастерство. Современный педагог должен стремиться к творческому, креативному подходу к овладению знаниями, умениями и навыками. Обращение педагога, в частности музыканта, к новым инновационным, креативным моделям преподавания, не только помогает совершенствовать своё педагогическое мастерство, но и даёт возможность применять полученные знания в процессе своей работы с детьми.

Новые достижения в системе музыкального образовании Республики Казахстан происходят именно благодаря инновационной деятельности педагогов, а инновационно работающие детские музыкальные школы, школы искусств, колледжи и университеты опережают своим развитием ряд других элементов системы науки и образования, благодаря имеющимся у них преимуществам.

Исследование проблемы творческих возможностей личности уже давно находится в центре внимания и определяет научные интересы таких известных психологов и педагогов, как Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, В.А.Брушлинский, А.М.Матюшкин, Л.С.Выготский, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер и др.

Решение задач поставленных перед преподавателем фортепиано невозможно без формирования креативности как общей способности учащегося к творческой деятельности.

Многие психологи - ученые, в том числе В.Н.Дружинин, использует понятие креативность в качестве синонима понятию «творческие способности» {1}. Креативность (от лат.созидание)-общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, рассматривается как относительно независимый фактор. Детская креативность занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Но в условиях школьного обучения, где деятельность ребенка строго регламентирована, креативность начинает блокироваться. Поэтому развитие креативного начала на уроках фортепиано приобретает особую значимость. Дети очень открыты, эмоциональны, способны бесконечно удивляться, стремятся к открытию, свободно фантазируют, легко и гибко меняют свои идеи. Важно не пропустить момент, поддержать творческое начало в ребенке, развить его и активно использовать это на уроках.

Говоря о креативности, необходимо указать на составляющие этого явления: целенаправленность, связанная с организацией переживаемого опыта и дающая возможность изменять среду; рефлексивность, позволяющая формировать самосознание, самооценку, планировать и анализировать события.

Работая с учащимися на уроках фортепиано, необходимо помнить, что именно педагог является ведущим фактором обучения. Педагог организует, направляет и мотивирует деятельность ученика (выбирает произведения для достижения в процессе его изучения определённой цели; объясняет методы и способы работы). Педагог определяет задачи, исходя из уровня готовности ребенка, контролирует усвоение знаний( видит все пробелы и знает как их исправить) и приобретение умений учащимися, определяет цели обучения и воспитания. Педагог должен вводить в план работы сочинения, наиболее полно раскрывающие все лучшие задатки учащегося.

Обучение игре на фортепиано является важнейшим разделом эстетического воспитания. Цель и задача музыкальных занятий заключается в том, что бы привить детям интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации, жанрах, музыкальных формах, способствовать формированию у учащихся художественного вкуса и эстетической потребности. Музыкально-эстетическое воспитание у учащихся требует определенной системы у учителя (от «простого к сложному»), соответствующего подбора учебного материала и специальных упражнений.

Именно в процессе обучения на уроках фортепиано происходит развитие художественное восприятия, которое является базисным в развитии творческого потенциала и эстетического отношение к миру.

Педагог должен поддерживать и организовывать развитие креативности учащегося в процессе обучения, тем самым создавая условия для актуализации его творческого потенциала.

При решении проблем развития музыкально - творческого потенциала учащихся необходимо учитывать:

- общие тенденции развития музыкальных способностей;

- каждая способность (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, музыкальное воображение) - это сложное образование, состоящее из множества взаимодействующих компонентов, в том числе моментов общей одарённости и личных качеств.

Существенную роль в успешности работы с учащимися играет креативность педагога, его умение заниматься. Многие педагоги допускают ошибку, считая, что креативность - это удел избранных. Это не так, в той или иной степени она доступна всем педагогам.

Подъёмное, творческое состояние педагога на уроке говорит о высшей степени увлечения процессом работы и максимальной концентрации на нём внимания. В процессе подобной работы у педагога происходит острое осознание всех достоинств и недостатков исполняемого учащимся произведения, а также понимание путей для достижения цели.

Педагог может и должен вызывать у учащегося постоянный интерес к занятиям. Занятия, проводимые в классе фортепиано, ведутся индивидуально, поэтому успешность урока во многом зависит от настроя педагога, его креативности, способности в любой ситуации всё изменить и пойти по другому пути в поисках решения нужных задач.

В современной методике используют множество приёмов объясняющих нотную грамоту. Что использовать каждый педагог решает для себя сам, но необходимо помнить, что система нотной записи слишком сложна для юного пианиста, поэтому необходимо постепенно, поэтапно вводить новые термины и понятия, не спугнув интерес ребёнка. Педагог должен быть креативен при подборе нотных сборников для начинающих. К сожалению, иногда у учащихся пропадает интерес к занятиям на фортепиано, одной из причин может являться ограниченность имеющихся у педагога пособий. Устаревшие сборники не интересны современным детям, они не являются актуальными, материал, предлагаемый в них не всегда может соответствовать запрашиваемым потребностям учащихся. В этих условиях резко возрастает роль творческой активности педагога, его методических и репертуарных поисков. В настоящее время в свет вышли ряд пособий для начинающих. Сборники составлены как на основе традиционно используемых в педагогической практике произведений композиторов-классиков и обработок народных песен, так и с использованием новых, нигде не изданных ранее произведений. Сборники яркие, красочные, с картинками и стихами. Всё это особо способствует развитию образного мышления учащегося.

Составление индивидуальных планов также является частью творческого процесса. Необходимо включать в процесс работы как произведения разных эпох, стилей, жанров, так и различных национальных школ. Особое внимание необходимо уделить национальным произведениям, которые привлекают своей образностью, свежестью мелодики и ритма. Изучая произведения казахстанских композиторов учащиеся знакомятся с особенностями казахской народной музыки, звучанием национальных инструментов, знакомство с которыми способствует интенсивному развитию образного мышления учащихся.

Большое значение в процессе работы играет характер взаимодействия педагога с учащимся. Общение, наиболее полно способствующее наилучшему развитию креативности, должно носить характер помощи, поддержки, не директивности. Доказано, что творческие проявления чаще обнаруживают учащиеся, воспитывающиеся у педагога с демократическим стилем общения. При подобном стиле педагогической деятельности учащийся рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает ребёнка к принятию решений, учитывает его мнение, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.

В процессе педагогической деятельности на уроках фортепиано между педагогом и ребенком возникает особая атмосфера, в котором участники нащупывают свой собственный взгляд на мир. Задача педагогической деятельности в контексте диалога культур ребенка и педагога двояка: с одной стороны педагог должен укреплять, развивать свойственные ребенку способы мышления, позицию, картину видения исполняемых произведений; с другой стороны необходимо помочь организовать взаимодействие с иной культурой (взрослого человека).

Педагог должен постоянно развивать свой творческий потенциал, искать новые пути, методы обучения, привносить в процесс обучения творческие элементы, а также активно вовлекать учащегося в творчество. Маленький пианист легко включается в любую игру, одушевляет (и иллюстрирует это на инструменте) любые предметы и образы. Сочиняя стихи, сказки и истории к мелодиям, произведениям слушая музыку и изображая её на листе бумаги, педагог развивает в первую очередь образно-музыкальное мышление, эмоциональную сферу. Без этого человек не может состояться, как творческая личность. Очень важно, особенно на начальном этапе обучения, чтобы маленький пианист ощущал постоянную радость от занятий, эмоциональную включенность в живой процесс созидания.

В период начального обучения особо важен фактор накопления музыкальных впечатлений. Поэтому прежде, чем педагог посадит ребёнка за фортепиано, он должен сформировать и обогащать его музыкально-слуховые представления. Ошибку допускает тот педагог, который стремится быстрее посадить ребёнка за инструмент, лишая его развитию внутреннего ощущения музыки. Педагог должен стремиться «погрузить» ребёнка в мир музыки, в мир звуковых красок, «заразить» ею, приучая учащегося не просто слушать музыку, а чувствовать её, говорить о ней и изображать её. Здесь как нигде понадобится мастерство педагога уметь заинтересовать ребёнка, ярко, красочно приглашая пойти за собой в мир музыки. Педагог должен помочь учащемуся попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации. Желание и умение творить, которые педагог прививает своему ученику, скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка. К методам развития творческих способностей юных пианистов может относиться и сочинение подголосков, и варьирование напева, и сочинение мелодии на понравившийся текст; и сочинение сопровождения к данной мелодии. К этой группе методов относятся также и досочинение музыки, досочинение ритмического рисунка; редактирование нотного текста и т.д. На уроках фортепиано вполне осуществимо использование некоторых приемов импровизации: например, вариантные упражнения - ритмические видоизменения, смещения акцентов, варианты артикуляции, динамики, фактуры. Именно многочисленные вариационные комбинации одной и той же мелодии могут послужить толчком к развитию музыкального мышления, творческой инициативы.

Подобные задания позволяют учащемуся познать на опыте, как создается музыка, как формируется музыкальная мысль. Ученик должен сначала научиться воспринимать образную или теоретическую информацию, затем осознавать полученные новые сведения на доступном для него уровне. Применение полученной информации в новых условиях уже можно назвать выполнением творческого задания, так как ученику необходимо владеть целой системой знаний и умений. Свободное оперирование музыкальным материалом, например, создание собственного варианта ритмического или мелодического рисунка, уже может быть признаком творческого мышления.

Задача педагога в организации творческой деятельности заключается в поддержке стремления ученика найти решение самостоятельно. Поэтому особенно важно организовать произвольное, творческое музицирование, которое может пробудить внутренние силы ученика и доставить ему удовольствие. Можно сказать, что именно воспитание самостоятельности мышления и является главной целью всех творческих заданий. Эта цель является вполне осуществимой задачей. Однако для этого нужно создавать специальные условия, в которых учебная деятельность станет активной, а мышление с репродуктивного уровня поднимется на творческий уровень.

"Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей" - К.Орф. [2]

Следует отметить, что ещё одним фактором, стимулирующим развитие креативности у учащихся, является совместная организация вечеров фортепианной музыки, тематических классных часов. Многие дети с радостью присоединяются к написанию к ним сценарии, выступают в роли ведущих. Необходимо стремиться включать детей, обладающих даже самыми слабыми творческими способностями, в музыкальные сказки и представления. Это, несомненно, обогатит творческую, артистическую и исполнительскую копилку учеников.

Иногда учащиеся, не обладающие ярко выраженными музыкальными данными, наиболее ярко раскрывают свою творческую сторону, знакомясь с разными формами музицирования. Этот вход в мир слышимой (а не только разбираемой по нотам) музыки, даёт возможность воспринимать окружающий мир как поле деятельности для творчества.

Детям очень нравится играть в ансамбле. Полезно применять в своей работе разные виды ансамблевого музыцирования: игра на 1 рояле в 4 руки, на двух роялях в 4, 6 и даже 8 рук. Особо интересна и полезна для пианиста работа в оркестре. Этот вид деятельности решает многие психологические проблемы в общении: застенчивый ребёнок чувствует себя в центре жизни, а энергичный проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение. Формируется эмоциональная сфера ребёнка. Он творит ради радости, которая способствует приобретении веры в себя, воспитывает творческую личность.

Наше время, это время обширного использования информационных технологий, пронизывающих все сферы человеческой жизни, завоёвывающих и сферу музыкального образования. Значительную помощь в различных вопросах деятельности педагогов-музыкантов оказывают ресурсы сети Интернет: это и тестовые системы, и музыкальные обучающие системы, энциклопедии, музыкальные редакторы [3]. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Microsoft Power Point (программа создания презентаций). Она широко используется и в учебной, и во внеклассной работе. Создание музыкальных презентаций способствует развитию инициативы и самостоятельности ученика.

Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе должны определять требования к психологической атмосфере занятий, методам обучения и самое главное - к характеру работы учителя над самим собой.

Для более успешного протекания такого взаимодействия, необходима определенная смена или актуализация ценностных ориентаций педагога, освоение им дополнительных технологий, позволяющих выстраивать отношения на основе равноправного диалога в различных сферах межличностного общения, развитие собственной способности к нестандартным решениям и творческому характеру деятельности.

Преподаватели фортепиано, работающие с учащимися, используют развитие креативности как принцип обучения: стимулируют сложные познавательные процессы, больше способствуют самостоятельной работе учащегося, ориентируются на творчество, а также поощряют учащихся к принятию каких-либо важных, ответственных решений.

Настоящее время - это время перемен, это время, когда обществу нужны люди способные к активной творческой деятельности, многогранные, способные нестандартно, творчески мыслить. Окружающий нас мир очень изменчив, и это должно побуждать педагогов измениться, идти в ногу со временем, быть креативными. Как следствие возрастает необходимость поиска средств, позволяющих её развивать - способность, которой, хоть и в разной степени обладает каждый человек.

Для реализации современных социальных ожиданий необходим человек творческого типа. Сложность современной социальной жизни, значительное возрастание объемов информации, а также быстрое её устарение, требует иных качественных способностей и навыков мышления, другой парадигмы знания - креативной. Поэтому проблема развития креативности учителя, реализации его творческого потенциала так же является сейчас одной из главных задач педагогики.

Список использованной литературы:

  1. Дружинин В.Н. «Психологическая диагностика способностей. Теоретические основы. Ч. 1 Саратов, 1990»

  2. Карл Орф "Шульверк. Музыка для детей".

  3. Лифановский Б. Интернет для музыканта. - М.: Издательский дом «Классика», 2006. - 213 с.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС.

  2. Асафьев Б. В. О музыкально- творческих навыках у детей.//Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.

  3. Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики 20 века //Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974.

  4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

  5. БочкарёвЛ. Л. Психология музыкальной деятельности. -М.: ИПРАН, 1997.

  6. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - Просвещение, 1968.

  7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: педагогика, 1991.

  8. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.: № В Магистр,1993.

© 2010-2022