Рабочая программа по музыке 6-7 класс

Особенности содержания курса «Музыка» в основной школе обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики.Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта. Содержание изучения музыки представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.
Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 им.А.Н.Сабурова


Рассмотрено

на ШМО

Протокол №от «___»__________ 20__ г.

Руководитель ШМО:

________________ ()

подпись (И.О.Фамилия)

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы №6:

______________ В.П.Карпов

Приказ № от 20 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по УВР:

________________ Е.А.Русских

«28» августа 2014г.

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета школы

Протокол №1 от «28» августа 2014г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по музыке 6-7 класс

СОСТАВИТЕЛЬ: Иванов Н.В.

Учитель музыки









г. Можга

2015 -2016 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Вклад предмета «Музыка» в достижение целей основного общего образования

Примерная программа по музыке составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа является базовой, т. е. определяет содержание учебного курса «Музыка» для основной школы, которое должно быть представлено в любой рабочей программе.

В примерной программе дано распределение учебных часов по разделам учебных курсов. Она предусматривает возможности для изменения последовательности изучения содержания, расширения его объема (детализации) при разработке рабочих программ, которые могут использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации.
Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ, она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определение последовательности и времени его изучения, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Особенности содержания курса «Музыка» в основной школе обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта. Содержание изучения музыки представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

В основной школе происходит становление и развитие динамической системы ценностных ориентаций и мотиваций. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.

Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственных творческих инициатив в мире музыки.


Основные содержательные линии

Основными содержательными линиями при изучении курса «Музыка» являются:

  • музыка как вид искусства;

  • средства музыкальной выразительности;

  • образ и драматургия в музыке;

  • народное музыкальное творчество;

  • особенности музыки различных эпох;

  • отечественная музыкальная культура XIX в.;

  • стилевое многообразие музыки ХХ столетия;

  • взаимосвязь классической и современной музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира.

Основными видами учебной деятельности школьников являются:

  • слушание музыки,

  • пение,

  • инструментальное музицирование,

  • музыкально-пластическое движение,

  • драматизация музыкальных произведений.

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

• развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

• развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
Личностное, коммуникативное, социальное развитие учащихся определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности.
Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.


Место предмета в учебном плане

Настоящая программа «Музыка 6-7 класс » составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 6-7 классах 34 часов в год (1час в неделю). Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы - посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки; в школе - кружками (например, сольного и хорового пения, инструментального музицирования, электронного музыкального творчества), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями. А также участием в Международных, Всероссийских, Региональных, городских олимпиадах, фестивалях, конкурсах, научно-практических конференциях.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении музыке должна быть направлена на достижение учащимися следующих результатов обучения:

• в ценностно-ориентационной сфере:

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

• в трудовой сфере:

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:

- умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметныерезультаты изучения музыки в основной школе:

• активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
• умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

• умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;

• формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.

В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность научиться:

•в познавательной сфере:

- представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества
- наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа, музыкального произведения;
- различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
- различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
- описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;
- классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
- структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки;

• в ценностно-ориентационной сфере:

- представлять систему общечеловеческих ценностей;

- осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;

- уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях;

• в коммуникативной сфере:

- использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства;

• в эстетической сфере:

- развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;

- стремиться к самостоятельному общению с высоко-художественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой музыкальной культуры, расширять свой эстетический кругозор;

- понимать условность языка различных видов музыкального искусства;

- определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
- реализовывать свой творческий потенциал, осуществ-лять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;

• в трудовой сфере:

- применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.

Основными содержательными линиями при изучении курса «Музыка» являются: музыка как вид искусства; средства музыкальной выразительности; образ и драматургия в музыке; народное музыкальное творчество; особенности музыки различных эпох; отечественная музыкальная культура XIX в.; стилевое многообразие музыки ХХ столетия; взаимосвязь классической и современной музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира.

Основными видами учебной деятельности школьников являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.

Результаты изучения предмета «Музыка»

Музыка как вид искусства

Выпускник научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическиммузицированием.

Выпускник получит возможность научиться:

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Музыка в современном мире: традиции и инновации

Выпускник научится:

• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

Углубление содержания в программе для основной школы повлекло и более дифференцированный подход в применении метода междисциплинарных взаимодействий. Если в программе для начальной школы преимущественно затрагивался аспект, связанный с воплощением единой темы в различных видах, то сейчас, помимо него, углубляются аспекты образных соответствий, а также соответствий на уровне средств художественной.

Кроме того, подробное освещение в программе получают и другие проявления взаимодействий, связанные:

  • с созданием произведений в одном виде искусства, вдохновленных произведениями других искусств;

  • с очевидным влиянием искусств друг на друга (явления музыкальности поэзии и живописи; изобразительности музыки и поэзии).

Если применение междисциплинарного метода направлено на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, а также с другими предметами художественной и познавательной деятельности, то освещение собственно музыкальных процессов и явлении выражается с помощью стилевого подхода.

Данная стилевая типология находит применение в данной программе. Она реализуется не на уровне специальных тем, а органично вплетается в тематическое содержание курса. Например, «стиль времени» наглядно проявляет себя при интерпретации сложных и противоречивых процессов, характеризующих музыкальное искусство XX века (7 класс. Раздел «О современности в музыке»); «индивидуальный стиль» окрашивает темы, посвященные творчеству В. А. Моцарта и П. Чайковского (6 класс. Темы «Мелодией одной звучат печаль и радость», «Мелодия «угадывает» нас самих»); наконец, «стиль элемента произведения» выявляет художественную специфику важнейших средств музыкальной выразительности - ритма, мелодии, гармонии, фактуры, тембров, динамики.Ярким примером «ритмического стиля» может служить фрагмент «Танец с саблями» из балета А. Хачатуряна «Гаянэ» (6 класс.Тема «Диалог метра и ритма»).

Обозначив составляющие уровни стилевой системы, применяемой в программе, необходимо обратить внимание на то, что все эти уровни объединяет одно важнейшее свойство стиля. Оно заключается в выявлении характерно-типологических особенностей, присущих произведениям искусства, - независимо от того, задействуется ли «стиль времени» или «стиль элемента произведения».

Широкая познавательная панорама, отличающая системный подход и наглядно воплощенная в содержательной концепции курса «Музыка», позволяет выявить внутри настоящей программы (макросистемы) ее этапные уровни (подсистемы).

Подсистемы, соответствующие годам обучения в основной школе, получают отражение в содержании каждой из тем года:

6 класс - «В чем сила музыки»;

7 класс - « Содержание и форма в музыке»;

Каждая из вышеназванных тем обладает самостоятельностью и внутренней законченностью; одновременно с этим все темы выступают как звенья единой содержательной концепции.

Содержание 6 класса отражает проблему художественного воздействия музыки (тема года «В чем сила музыки»).

В отличие от предыдущего класса, представляющего попытку построения стройной картины содружества искусств, программа 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров.

В какой музыке господствует мелодия? В чем смысл музыкальной гармонии? Мир какой образности заключает в себе полифоническая музыка? Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике? Все эти и другие вопросы, отраженные в программе для 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, ее смысла, тайны воздействия на человека.

В содержании 7 класса актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке («Традиция и современность в музыке» тема года). Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух- и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах - опере, симфонии? Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения. Что такое музыка старая и новая? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы для 7 класса.

Во второй части программы 7 класса тема обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. Вторая часть посвящена выявлению сущности истины и красоты, миру человеческих чувств, определения современности в музыке. Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений

Программное содержание, художественный материал, разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности.

6 класс (34часа)


Тема раздела, количество часов

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Элементы

содержания

Характеристика

учебной

деятельности

Вид контроля, измерителя

Корректи

ровка

Тема года «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?»

«ТЫСЯЧА МИРОВ» МУЗЫКИ (9ч)

1

«Музыка души»

1

Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспектыэмоционального воздействия музыки на человека.Художественныйматериал:ПоэзияЕ. Винокуров.Есть внутренняя музыка души... ЖивописьИ. Левитан. Вечер. Золотой плес;Г,Сорока. Вид на плотину. МузыкаЕ. Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание).Песенный репертуар:М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение)

Выявлять возможности

эмоционального воздействиямузыки на человека. Осознавать и рассказывать о влияния музыки на человека.

Входной

Беседа

пение

2

Наш вечный спутник

1

Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материальногои духовного в жизни человека).Музыкальный материал:И. Брамс. Симфония № 3. III часть.

Фрагмент (слушание)

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Слушание

Беседа

3

Искусство и фантазия

1

Реальность и фантазия в жизни человека.Претворение творческого воображенияв произведениях искусства (на примереВальса-фантазии М. Глинки).Музыкальный материал:М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент(слушание);Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение);А. Рыбников, стихи И. Кохановского.Ты мне веришь? (пение)

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.Осознавать интонационно-образные, жанровые основы музыки как вида искусства.Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

4

Искусство память человечества

1

Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времен.Легенда о Лете и Мнемозине.Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры.

Художественный материал:Живопись и архитектураРафаэль. Парнас. Аполлон и музы. Фрагмент «Группа муз»;Храм Афины Афеи на Эгине;Э. Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж;Ш. Э. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю- О. Роншан. М у з ы к аМ. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»

(слушание).Песенный репертуар:С. Соснин, стихи Я. Серпина. Победа! (пение)

Осознавать значение искусства в жизни современного человека.Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве.Наблюдать за развитием одногообраза в музыке.Анализировать приемы развитияодного образа в музыкальном произведении.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

5

Какой бывает музыкальная композиция

1

Характер всеобщего воздействия музыки(на примере второй части Симфонии № 7Л. Бетховена и Антракта к III действиюиз оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Симфония № 7. III часть.Фрагмент (слушание);Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы«Лоэнгрин» (слушание);А. Калныньш, стихи В. Пурвса. Музыка

(пение)

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыкина человека.Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.Выявлять круг музыкальныхобразов в различных музыкальных

произведениях.Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального

содержания.Сотрудничать в процессе коллективного обсуждения проблемныхвопросов, учитывать мнения своихтоварищей.

Слушание

Музыкально-творческоезадании беседа

пение

6

Волшебная сила музыки

1

Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Многоплановость художественных смысловв музыке оркестрового ноктюрна «Сирены»К. Дебюсси.Музыкальный материал:К. Дебюси. Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание)

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальныепроизведения с позиции правды и красоты.

Воспринимать и сопоставлятьхудожественно-образное содержание музыкальных произведений(правдивое - ложное, красивое -уродливое).Исследовать значение литературыдля воплощения музыкальныхобразов.

Слушание

Музыкально-творческое заданиеБеседапение

7-8

Музыка объединяет людей

2

Созидательная сила музыки (на примеремифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара).Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.

Музыкальный материал:Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть.Фрагмент (слушание);Г. Струве, стихи Н. Соловьевой Спасем нашмир (пение)

Рассказывать о влиянии музыкина человека.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыкина человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

9

Заключительный урок

1

Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

Продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения.

Слушаниебеседа

пение

Ритм (8ч)

10

Единство музыкального произведения

1

С чем проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).Музыкальный материал:Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание);Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Всюду музыка живет (пение)

Пониматьзначение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения. Владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

11

"Вначале был ритм"

1

Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм - изначальная формасвязи человека с жизнью. Порядок, симметрия - коренные свойства ритма.Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»).Музыкальный материал:И. Штраус. Сказки Венского леса (слушание);М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Непогода из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания» (пение)

Понимать значение средств

художественной выразительности(метроритма) в создании музыкального произведения.Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыкии изобразительного искусства.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

12-13

О чем рассказывает музыкальный ритм

2

Разнообразие претворения трехдольностив танцевальных жанрах. Своеобразие ритмамазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф.Шопена).Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор,соч. 40 № 1 Ф.Шопена).Претворение испанских народных ритмовв Болеро М. Равеля.Музыкальный материал:Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, соч. 7№1. Фрагмент (слушание);Ф. Шопен. Полонез ля мажор, соч. 40 № 1.Фрагмент (слушание);М. Равель. Болеро (слушание);Г. Струве, стихи А. Барто. Бьют там-тамы.Из кантаты для хора и солиста «Голубь мира» (пение, музыкально-ритмические движения)

Осознавать интонационно-образные, жанровые особенности музыки.Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей.Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

14

Диалог метра и ритма

1

Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ»А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена.Музыкальный материал:А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета«Гаянэ» (слушание);Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть.Фрагмент (слушание);П. Аедоницкий, стихи И. Романовского.Добрая столица (пение);М. Славкин, стихи Э. Фарджен. Новый год(пение)

Воспринимать разнообразныепо смыслу ритмические интонации при прослушивании музыкальных произведений.Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов - Л. Бетховена и А. Хачатуряна.Узнавать по характерных признакам (ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого

и современности.Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

15-16

От адажио к престо

2

Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения.Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываюк Тебе, Господи» И. С. Баха). Зажигательный народный танец Италии тарантелла на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини.Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поет зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина»Г. Свиридова).Музыкальный материал:И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия«Я взываю к Тебе, Господи». ВWV 639 слушание);Дж. Россини, стихи К. Пеполи. Неаполитанская тарантелла (слушание);Г. Свиридов. Поет зима. Из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание);И. С. Бах, обработка В. Попова, русский текст Я. Родионова. Нам день приносит свет зари... (пение);Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. Три белых коня (пение)

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. Воспринимать характерные

черты творчества отдельныхзарубежных композиторов(И. С. Баха). Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального

содержания.Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

17

Заключительный урок

1

Обобщение музыкальных впечатлений за 2 четверть.Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

продемонстрировать нания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения.

Музыкальная викторина

МЕЛОДИЯ (3 ч)

18

"Мелодия - душа музыки"

1

Мелодия - важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного.Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.Музыкальный материал:Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. Серенада (слушание);Е. Крылатое, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далеко (пение).

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. Воспринимать характерные черты творчества отдельных композиторов (Ф.Шуберта).Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

19

"Мелодией одной звучат печаль и радость"

1

Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта.Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта.Выражение скорби и печали в Реквиеме В. А.Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А.Моцарта).Музыкальный материал:В. А.Моцарт. Маленькая ночная серенада. I часть. Фрагмент (слушание); В. А.Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание);Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В. А.Моцарта, обработка Д. Кабалевского (пение).

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основымузыки. Воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации при прослушивании музыкальных произведений.Воспринимать и соотносить характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (В. А. Моцарта)

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

20

Мелодия "угадывает" нас самих

1

Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское»в балете «Щелкунчик» П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П.Чайковского (на примере Па-де-де из балета «Щелкунчик»).Музыкальный материал:П. Чайковский. Па-деде. Из балета«Щелкунчик» (слушание);П. Чайковский, стихи А. Майкова. Апрель.Подснежник. Из фортепианного цикла«Времена года». Обработка А. Кожевникова (пение);П.Чайковский, стихи В. Лунина.Утренняя молитва. Из «Детского альбома» (пение)

Осознавать интонационно-образные и стилевые основы музыки.Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации.Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных композиторов (П. Чайковского).Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку выдающихся композиторов (П. Чайковского)

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

ГАРМОНИЯ (4 ч)

21

Что такое гармония в музыке

1

Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесиемузыкальной гармонии в Прелюдии домажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха.Музыкальный материал:И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира» (слушание);Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (пение)

Понимать значение средств художественной выразительности (гармонии) в создании музыкальногопроизведения. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.Находить ассоциативные связимежду образами музыки и изобразительного искусства.Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

22

Два начала гармонии

1

Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармони (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени»в Симфонии № 40 В. А. Моцарта.Музыкальный материал: В. А.Моцарт. Симфония № 40. I часть.Фрагмент (слушание);Ю. Тугаринов, стихи В. Пальчинскайте.Веселая история (пение)

Воспринимать и осознавать гармонические особенности музыкального произведения.Сравнивать разнообразные мелодико-гармонические интонации в музыке.Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных композиторов прошлого (В. А. Моцарта).Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

23

Эмоциональный мир музыкальной гармонии

1

Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором метода «забегания вперед» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти. (Содержание данной темы следуетрассматривать одновременно и как первое введение в тему 7 класса «Музыкальная драматургия».) Художественный материал: А. Блок. Поэтический цикл «Кармен». Фрагмент. Ж. Бизе Увертюра к опере «Кармен» (слушание). Песенный репертуар: Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасовой, обработка В. Попова (пение).

Воспринимать гармонические особенности музыкального произведения. Анализировать приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении. Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

24

Красочность музыкальной гармонии

1

Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаикакрасок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины ее возникновения. Музыкальный материал: Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание)

образами музыки и визуальных искусств.

Узнавать по характерным признакам (гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов(Н. Римского-Корсакова). Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

ПОЛИФОНИЯ (2 ч)

25

Мир образов полифонической музыки

1

Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация» (на примере канона В. А. Моцарта «Да будет Мир»). Музыкальный материал: И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639 (слушание); В. А. Моцарт. Donanobispacem (Да будет мир) (пение); Камертон. Норвежская народная песня,

обработка Г. Струве (пение).

Осознавать значение искусства в жизни современного человека. Анализировать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве. Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха, В. А. Моцарта). Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

26

Философия фуги

1

Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги.И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор. Художественный материал: М. Чюрленис. Фуга. И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание). Песенный репертуар:Во поле береза стояла. Русская народная песня, обработка Г.Струве (пение); В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).

Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха).Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодико-гармонической организации, использованию полифонических приемов и

форм) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Творчески интерпретировать

содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

ФАКТУРА (2 ч)

27

Какой бывает музыкальная фактура

1

Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 - 100). Одноголосная, фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Первая песня Леля из оперы «Снегурочка» (слушание); С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание); Г. Струве, стихи С.Маршака. Пожелание друзьям (пение); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошел прогресс! (пение).

Исследовать разнообразиеи специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях. Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

28

Пространство фактуры

1

Стремительное движение фигурационой фактуры в романсеС. Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.Музыкальный материал: С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание); Ж. Бизе. Утро в горах. Антракт к III действию. Из оперы «Кармен» (слушание).

Понимать значение средств художественнойвыразительности(фактуры) в создании музыкального произведения. Рассуждать о яркости образов в музыке. Творчески интерпретировать

содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

ТЕМБРЫ (2ч)

29

Тембры - музыкальные краски

1

Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки, (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада»Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты №2 для оркестра И. С. Баха). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада»(слушание); Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); Вокализ (в переложении для виолончели и фортепиано) (слушание); И. С. Бах. Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра (слушание); М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка (пeние).

Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях.Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки. Устанавливать внешние связи между звуками природы и звучаниями музыкальных тембров.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

30

Соло и тутти

1

Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); Музыканты. Немецкая народная песня (пение).

Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях.Понимать значение средств художественной выразительности (тембров) в создании музыкального произведения. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

ДИНАМИКА (2 ч)

31

Громкость и тишина в музыке

1

Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике.Динамические нарастания и спады в Шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена (на примере IV части «Гроза».Буря»). Музыкальный материал: Л. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». lV часть. «Гроза. Буря» (слушание); Ночной костер. Хоровая обработка «Венгерского танца» № 1 И. Брамса, выполненная Ю. Алиевым. Стихи Э. Александровой (пение).

Устанавливать внешние связимежду звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями. Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях. Анализировать приемы развития художественного образа в музыкальном произведении. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

32

Тонкая палитра оттенков

1

Выразительные возможности динамики в литературе и музыке.Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана). Музыкальный материал: К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты» (слушание); О.Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание); М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение).

Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями.Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях. Наблюдать за развитием одного или нескольких музыкальных образов (тем) в произведении.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Чудесная тайна музыки (2ч)

33-34

По законам красоты

2

Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыкеправды, красоты и гармонии (на примере пьесы «Лебедь» из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса). Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони. Созидание по законам красоты. Музыкальный материал: К. Сен-Санс. Лебедь. Из фортепианного цикла «Карнавал животных» (слушание); Т. Альбиони. Адажио (слушание).

Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.Рассуждать о преобразующем

влиянии музыки. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, глубинное - поверхностное). Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Понимать характерные особенности музыкального языка. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального

содержания. Устанавливать внешние связи

между звуками окружающего мира и звуками музыки. Творчески интерпретировать содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

музыкальная викторина


7 класс (34часа)


Тема раздела, количество часов

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Элементы

содержания

Характеристика

учебной

деятельности

Вид контроля, измерителя

Корректи

ровка

Тема года «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»

Содержание в музыке (9ч)

1

"Магическая единственность" музыкального произведения

1

Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Воплощение глубинной сущности явлений в произведениях искусства - важнейший критерий подлинного творчества. Что составляет «магическую единственность» замысла и его воплощения. Художественный материал: Поэзия Ф. Тютчев. Не то, что мните вы, природа... Живопись И. Репин, И. Айвазовский. Пушкин у моря. Музыка А. Вивальди. Лето. III часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (слушание). Песенный репертуар: Ю. Шевчук. Что такое осень (пение)

Эмоционально воспринимать образы различных видов искусства.Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и другими видами искусства. Рассуждать о яркости образов в музыке и других видах искусства.

Входной

Беседа

пение

2

Музыку трудно объяснить словами

1

Почему музыку трудно объяснить словами. Способность музыки выражать без слов чувства человека, его внутренний мир. Музыкальный материал: Ш. Азнавур. Вечная любовь (слушание); Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение).

Рассуждать о значении искусства в жизни современного человека. Изучать специфику современной популярной зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.

Слушание

Беседа

3-4

Что такое музыкальное содержание

2

Особенности воплощения содержания в литературе, изобразительном искусстве, музыке. «Загадки» содержания в художественном произведении. Роль деталей в искусстве. Художественный материал: С. дельПьомбо. Несение креста. Т. Альбинони. Адажио (слушание). Песенный репертуар: Ю. Мигуля. Быть человеком (пение). Обобщение важнейшее свойство музыкального содержания (на примере I части «Лунной сонаты Л. Бетховена). Музыкальный материал: Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть (слушание); Л. Бетховен, русский текст Э. Александровой. Дружба (пение).

Эмоциональновоспринимать

художественные образы различных видов искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Оценивать художественные произведения с позиции красоты и правды.Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных произведениях. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. Осваивать выдающиеся образцызападноевропейской музыки (эпоха венского классицизма).

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

5

Музыка, которую необходимо объяснить словами

1

Воплощение содержания в произведениях программной музыки. Программность обобщающего характера (на примере концерта «Зима» из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» А. Вивальди). Музыкальный материал: А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (слушание); Е. Подгайи,. Осенний вокализ (пение).

Анализировать содержание музыкальных произведений. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Находить ассоциативные связи между образами музыки, поэзии и изобразительного искусства.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

6

Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского

1

Свойство программности - расширять и углублять музыкальное содержание.Соотнесение образов поэтического и музыкального произведений (на примере стихотворения Н. Некрасова «Тройка» и пьесы П. Чайковского «На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» П. Чайковского). Художественный материал: Тройка (фрагмент). П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание). Песенный репертуар: А. Ермолов, стихи А. Бочковской. Осенний блюз (пение).

Анализировать содержание музыкальных произведений.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств

выражения. Анализировать многообразие связей музыки и литературы. Выявлять круг образов в музыкальном произведении. Рассуждать о яркости и контрастности в музыке.

Слушание

Музыкально-творческоезадании беседа

пение

7

"Восточная" партитура Н.Римского-Корсакова "Шахерезада"

1

Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в музыкальных образах, темах,интонациях (на примере I части из симфонической сюиты «Шехеразада»Н. Римского-Корсакова). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть (слушание); М. Магомаев, стихи. А. Горохова. Шехеразада (пение).

Анализировать содержание музыкальных произведений. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств

выражения. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного

искусства к изучаемой музыке. Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений изобразительного искусства.

Слушание

Музыкально-творческое заданиеБеседапение

8

Когда музыка не нуждается в словах

1

Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литературной программы. Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощениеммузыкального образа Этюда ре-диез минор А. Скрябина (интерпретация В. Горовица). Музыкальный материал: А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12 (слушание); А. Варламов, стихи М. Лермонтова. Горные вершины (пение).

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств

выражения. Выявлять возможности преобразующего значения музыки. Высказывать собственное мнение

о художественных достоинствах отдельных музыкальных произведений. Принимать участие в коллективном обсуждении музыкальных вопросов проблемного содержания. Узнавать наиболее яркие произведения отечественных композиторов

академической направленности.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

9

Заключительный урок

1

Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

Продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения.

Слушаниебеседа

пение

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ (3 ч)

10

Лирические образы в музыке

1

Воплощение содержания в художественных произведениях малой и крупной формы (на примере картин «Юный нищий» Э.Мурильо и «Триумф Цезаря» А. Мантенья). Связь между образами художественных произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры.Особенности лирического художественного образа. Мотивы печали и прощания в прелюдии соль-диез минор, соч. 32 № 12 С. Рахманинова. Художественный материал: Э.Мурильо. Юный нищий; А. Мантенья. Триумф Цезаря; И. Левитан. Золотая осень. Н. Рубцов. Журавли. Фрагмент. С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор,

соч. 32 № 12 (слушание). Песенный репертуар: И. Милютин, стихи Е. Долматовского. Лирическая песенка. Из кинофильма «Сердца четырех» (пение).

Анализировать особенности воплощения лирических образов в музыке.Наблюдать за развитием одного

образа в музыкальном произведении. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Самостоятельно подбирать сходные литературные произведения,

произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

11

Драматические образы в музыке

1

Характерные особенности драматических образов в музыке.контраст образов, тем, средств художественной выразительности

в музыке драматического характера (на примере вокальной баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта). Музыкальный материал: Ф. Шуберт, стихи И. В. Гёте. Лесной царь (слушание); Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям погибших героев (пение).

Анализировать особенности воплощения драматических образов в музыке. Анализировать приемы взаимодействия различных образов в драматических произведениях. Рассуждать о яркости и контрастности образов в драматических произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в драматических произведениях, содержащих контрастные сопоставления образов, тем.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

12

Эпические образы в музыке

1

Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания в художественном произведении. Особенности экспонирования эпических образов в музыкальномискусстве (на примере Вступления к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова). Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ». Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Окиан-море синее. Вступление к опере «Садко» (слушание); Г. Струве, стихи К. Ибряева. Вечное детство (пение)

Анализировать особенности

воплощения эпических образов в музыке. Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении. Сравнивать особенности музыкального языка в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

О ЧЕМ «РАССКАЗЫВАЕТ» МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР (5ч)

13

"Память жанра"

1

Способность музыкальных жанров вызывать определенные образные представления (ассоциативность жанра). Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания(на примере Полонеза ля-бемоль мажор Ф.Шопена). Музыкальный материал: Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 №6. Фрагмент (слушание); Ты река ль, моя реченька. Русская народная песня, обработка Л. Лядовой (пение).

Исследовать взаимосвязь жанровых и интонационных основ музыки. Понимать взаимосвязь между жанром музыкального произведения и его содержательным воплощением.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

14

Такие разные песни, танцы, марши

1

Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных музыкальных жанров. Воплощение народной песенности в произведениях композиторов-классиков (на примере финала Симфонии № 4 П. Чайковского). Музыкальный материал: П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание); В. Берковский, С. Никитин, стихи М. Величанского. Под музыку Вивальди (пение).

Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. Понимать значение народного музыкального творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, оркестровке) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого

(П. Чайковского).

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

15

Такие разные песни, танцы, марши

1

Содержательность жанра марша. Общность

и отличие в маршах из балета «Щелкунчик»П. Чайковского и оперы «Аида» Дж. Верди. Музыкальный материал: П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик» (слушание); Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание).

Осознавать взаимосвязьжанровых и интонационно-образных воплощений в музыке. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального

содержания. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, оркестровке) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (П. Чайковского, Дж.Верди).

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

16

Такие разные песни, танцы, марши

1

Разнообразие вальсов. Череда сцен, действующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.Состояние мечтательной грусти в вальсе си -минорФ.Шопена. Музыкальный материал: П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин» (слушание); Ф.Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2 (слушание)

Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (П. Чайковского, Ф.Шопена).

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

17

Заключительный урок

1

Обобщение музыкальных впечатлений за 2 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

Продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения.

Слушаниебеседа

пение

музыкальная викторина

ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА (3ч)

18

"Сюжеты" и "герои" музыкальной формы

1

Особенности воплощения художественного замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятий сюжет и герой по отношению к музыкальному произведению. Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке. Музыкальный материал: Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание); Е. Крылатов, стихи Н. Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам (пение).

Понимать характерные особенности музыкального языка.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств музыкальной выразительности. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

19

"Художественная форма - это ставшее зримым содержание"

1

Понимание музыкальной формы в узком и широком смысле.Единство содержания и формы - непременный закон искусства (на примере стихотворения «Сонет к форме» В. Брюсова). Связь тональности музыкального произведения с его художественным замыслом, характером (на примере «Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта и Серенады Ф.Шуберта). Художественный материал: В. Брюсов. Сонет к форме. Собор Нотр-Дам в Париже;

Микеланджело. Внутренний вид купола собора св. Петра; Братья Лимбург. Крещение. Из Роскошного часослова герцога Беррийского; Микеланджело. Мадонна Дони; О. У. Пьюджин. Готический диван; Вид лестницы Библиотеки Лауренциана. В. А.Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание); Ф. Шуберт. Серенада (слушание). Песенный репертуар: А.3ацепин, стихи Л. Дербенева. Есть только миг. Из кинофильма «Земля Санникова»(пение).

Воспринимать и оценивать произведения искусства с точки зрения единства содержания и формы. Понимать характерные

особенности музыкального

языка. Различать характерные признаки видов искусства. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

20

От целого к деталям

1

Особенности претворения ладотональности в Увертюре к опере «Свадьба Фигаро» В. А.Моцарта(«торжествующая жажда жизни). Выражение мотива тоски и одиночества в пьесе «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний пут» Ф. Шуберта. Музыкальный материал: В. А.Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» (слушание); Ф. Шуберт. Шарманщик. Из вокального цикла «Зимний путь» (слушание); А. Рыбников, стихи Р. Тагора. Последняя поэма (слушание) Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм музыкального образа, воплощенного в форме музыкального периода (на примере Прелюдии ля мажор Ф.Шопена). Музыкальный материал: Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание); С. Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение).

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (В. А. Моцарта, Ф.Шуберта).

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ (8ч)

21

Какой бывает музыкальная композиция

1

Причины (источники) обращения композиторов к большим и малым формам (на примере I части Симфонии № 5 Л. Бетховенаи пьесы «Игра воды» М. Равеля). Общее и индивидуальное в музыкальной форме отдельно взятого произведения. Музыкальный материал: Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть (слушание); М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание); Л. Дубравин, стихи М. ПляцковскогоСнежинка (пение).

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального

содержания. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

22

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)

1

Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм музыкального образа, воплощенного в форме музыкального периода (на примере Прелюдии ля мажор Ф.Шопена). Музыкальный материал: Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание); С. Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение).

Исследовать многообразие формпостроения музыкальных произведений (форма музыкального периода). Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. Понимать характерные особенности музыкального языка. Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

23

Два напева в романсе М.Глинки "Венецианская ночь" (Двухчастная форма)

1

Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы.Запев и припев - главные структурные единицы вокальной двухчастности (на примере романса «Венецианская ночь» М. Глинки).Особенности производного контраста (воплощение двух граней одного художественного образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса. Музыкальный материал: М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание, пение).

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (двухчастная форма). Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Размышлять о яркости и контрастности образов в музыке. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтического образа (в устном ответе).

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

24

Трехчастность в "ночной серенаде" Пушкина-Глинки

1

Реализация музыкального образав трехчастной форме (на примере романса М. Глинки «Я здесь, Инезилья...»). Производный контраст между разделами формы. Выразительная роль деталей. Музыкальный материал: М. Глинка, стихи А. Пушкина. Я здесь, Инезилья... (слушание); А. Гречанинов, стихи народные. Призыв весны (пение).

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (трехчастная форма). Наблюдать за развитием образа на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Понимать характерные особенности музыкального языка. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтического образа (в устном ответе). Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого

(М. Глинки).

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

25-26

Многомерность образов в форме рондо

2

Художественные особенности формы рондо (на примере стихотворения В. Брюсова «Рондо»). Роль рефрена и эпизодов в форме музыкального рондо. Сопоставление двухсодержательных планов в романсе «Спящая княжна» А. Бородина. Многоплановость художественного образа в рондо «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и «Джульетта» С. Прокофьева Художественный материал: В. Брюсов. Рондо. А. Бородин. Спящая княжна (слушание,участие в исполнении); С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта» (слушание).

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (рондо). Наблюдать за развитием образа, сопоставлением его фрагментов на основе сходства и различия музыкальных тем. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях

разных жанров. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

27

Образ Великой Отечественной войны в "Ленинградской" симфонии Д.Шостаковича (вариации)

1

Реализация принципа повторности и развития в форме вариаций. Динамика образа в «Эпизоде нашествия» из «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича Обобщение по теме «Форма в музыке» (обновление содержания в рамках известных форм, значимая роль повторности в процессе музыкального формообразования). Художественный материал: А. Ахматова. Первый дальнобойный в Ленинграде. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская».часть. Фрагмент «эпизод нашествия» (слушание). Песенный репертуар:В. Синявский, стихи В.Владимирова.Благодарим, солдаты, вас! (пение).

Исследовать многообразие формпостроения музыкальных произведений (вариации). Анализировать приемы развития образа в музыкальном произведении. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Выявлять типологические особенности в музыкальном формообразовании. Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

28

Заключительный урок

1

Обобщение музыкальных впечатлений за 3 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения.

Беседа пение музыкальная викторина

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ (7 ч)

29

Музыка в развитии

1

В чем состоит принципиальное отличие между музыкальной формой и музыкальной драматургией.Осуществление драматургии в форме музыкального произведения (процесс - результат). Особенности взаимодействия статики и динамики в пьесе «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Художественный материал: Школа П. дела Франческа. Вид идеального города; А. Альдорфер. Битва Александра. Т. Готье. Средневековье. М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Песенный репертуар: А. Пахмутова, стихи Р.Рождественского. Просьба (пение).

Наблюдать за развитием одного образа в музыке.Воспринимать особенности драматургического развития в произведениях малых форм. Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произведении. Понимать характерные особенности музыкального языка. Находить ассоциативные связи между «планами выражения» музыки и изобразительного искусства.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

30

Музыкальный порыв

1

Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р.Шумана (на примере пьесы «Порыв»). «Рельеф» и «фон» в драматургиипьесы «Порыв», их взаимодействие. Сравнение пьес «Старый замок»М. Мусоргского и «Порыв» Р.Шумана с точки зрения различного воплощения музыкальной драматургии (статика и динамика). Музыкальный материал: Р. Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы» (слушание).

Воспринимать особенности интонационного и драматургического

развития в произведениях простых и сложных форм. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях

разных музыкальных форм.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

31

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

1

Особенности оперной драматургии (развитие образов и персонажей).Трансформация музыкального образа в опере М. Глинки «Жизнь за царя» (на примере сравнения образа поляков в Сцене польского бала (II действие) и в Сцене в лесу (IV действие). Музыкальный материал: М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент (слушание); М. Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу». Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент (слушание); Г. Комраков, стихи В. Рябцева.Вечный огонь (пение).

Воспринимать особенности интонационного и драматургического

развития в оперных произведениях. Наблюдать за развитием музыкального образа в музыке. Анализировать приемы развития музыкального образа. Понимать характерные особенности музыкального языка. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального

содержания.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

32-33

Диалог искусств: "Слово о полку Игореве" и "Князь Игорь"

2

Воплощение эпического содержания в опере А. Бородина «Князь Игорь».Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле. Многогранные характеристики музыкальных образов (ария князя Игоря, ария хан Кончака). Родство музыкальных тем в арии князя Игоря и в плаче Ярославны (проявление арочной драматургии). Обобщение по теме «Оперная драматургия». Музыкальный материал: А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции; хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия; хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия; ария князя Игоря из II действия; ария хана Кончака из II действия; плач Ярославны из IV действия (слушание); С. Соснин, стихи Я. Серпина. Родина (пение); Б. Алексеенко, стихи Г.Новоселова. Подарок Родины (пение); М. Таривердиев, стихи Р. Рождественского. Песня о далекой Родине. Из телефильма «Семнадцать мгновений весны» (пение).

Воспринимать и оценивать

музыкальные произведения

с точки зрения единства содержания

и формы. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях. Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов. Воспринимать особенности интонационного и драматургического

развития в оперных произведениях. Понимать характерные особенности музыкального языка. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного, (нескольких) образов в пределах произведений крупных форм или их фрагментов. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

34

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

1

Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание, развитие музыкальных тем).Строение симфонического цикла. Музыкальная тема как главный носитель идеи, мысли, содержания произведения. Знакомство с формой сонатного аллегро. Реализация сонатной формы в финале Симфонии №41 В. А. Моцарта. Взаимодействие гомофонно-гармонической и полифонической форм письма. Роль коды как смыслового итога произведения «Юпитер», воплощающего идею «грандиозного синтеза». Музыкальный материал: В. А. Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер». IV часть (слушание); В. А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой. Светлый день (пение).

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.Воспринимать особенности интонационного и драматургического

развития в симфонических произведениях. Наблюдать за взаимодействием (столкновением) сходных и/или контрастных музыкальных тем. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма). Анализировать приемы тематического развития в форме сонатного аллегро. Понимать характерные особенности музыкального языка. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох. Понимать характерные черты венской классической школы.

беседа

пение музыкальная викторина


Нормативные документы.

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

2. «Федеральный государственный стандарт начального общего образования» утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. N 373" в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357

3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 в ред. приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889

4. Концепция художественного образования в РФ, 2002.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009

Учебно - методическое, материально- техническое, информационное обеспечение образовательного процесса

Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.

Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2013г.

Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка.Аудиоприложение.

Интернет-ресурсы

1.Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). - Режим доступа: http: //ru. Wikipediaorg/wiki.

2. Классическая музыка (Электронный ресурс). - Режим доступа: http//classic. Chubrik.Ru

3.Музыкальный энциклопедический словарь (Электронный ресурс). - Режим доступа: http//music-dic.ru

4. Музыкальный словарь (Электронный ресурс). - Режим доступа: http//dic.akademik.ru/contents.NSF/dis.music

5.минобрнауки.рф/

6.orenburg-gov.ru/

7.orenedu.ru/

8.oren-rc.ru/

9.fcior.edu.ru/

10.school-collection.edu.ru/

11.edu.ru

12.1september.ru

13. zavuch.info

14.minobr.ru

15.pedsovet.org

16.future4you,ru

17.nauka21.ru

18.wikipedia.org/

19.KID.OLIMP.RU

20.PED.OLIMP.RU

21.ZNV. RU

31


© 2010-2022