Адаптированная рабочая программа по музыке для 5 К класса

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Адаптированная рабочая программа по музыке для 5 К класса

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281

129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7

Тел./факс: +7(495) 471-28-55

[email protected]

ОКПО 301770061,

ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001




Адаптированная рабочая программа по музыке для 5 К класса



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ

ДЛЯ 5-К КЛАССА

НА 2014 - 2015 УЧ.Г



Автор-составитель программы -

учитель пения

Никитанова А.В.







Москва

2014


МУЗЫКА И ПЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в "Программах специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида" под редакцией В.В. Воронковой.

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

Цель музыкального воспитания и образования - формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.

Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.

В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

- коррекционная направленность обучения;
-оптимистическая перспектива образования;

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- комплексное обучение на основе передовых психолого-меди
ко-педагогических технологий.

Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.

Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня - основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах.

Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.

Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах.

Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых

характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.

Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем.

Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:

- дети могут слушать произведение;

- беседовать о характере, особенностях формы произведения;

- пропевать главную тему инструментального произведения голосом;

- выполнять индивидуальные задания творческого характера
- рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;

исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкаль ных инструментах;

включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций И Т. Д.

5 класс Пение

Исполнение песенного материала в диапазоне: си - реу

Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.

Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания.

Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.

Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.

Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.

Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.

Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.

Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.

Повторение песен, разученных в 4-м классе.

Слушание музыки

Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.

Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.

Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.

Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го
класса.


Музыкальная грамота

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.

Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4.

Музыкальный материал для пения

/ четверть

«Моя Россия» - муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.

«Из чего наш мир состоит» - муз. Б. Савельева, ел. М. Танича.

«Мальчишки и девчонки» - муз. А. Островского, ел. И. Дика.

«Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» - муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского.

«Учиться надо весело» - муз. С. Соснина, ел. М. Пляцковского.

«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» - муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского.

// четверть

«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» - муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» - муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

«Большой хоровод» - муз. Б. Савельева, ел. Лены Жигалкиной и А. Хаита.

«Пойду ль я, выйду ль я» - русская народная песня.

«Пестрый колпачок» - муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.

«Наша елка» - муз. А. Островского, ел. 3. Петровой.

III четверть

«Ванька-Встанька» - муз. А. Филиппа, ел. С. Маршака.

«Из чего же» - муз. Ю. Чичкова, ел. Я. Халецкого.

«Катюша» - муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского.

«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» - муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.

«Нам бы вырасти скорее» - муз. Г. Фрида, ел. Е. Аксельрод.

«Лесное солнышко» - муз. и ел. Ю. Визбора.

«Облака» - муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова.

«Три поросенка» - муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой.

IV четверть

«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» - муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Энтина.

«Вместе весело шагать» - муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского.

«Калинка» - русская народная песня.

«Дважды два четыре» - муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.

«Летние частушки» - муз. Е. Тиличеевой, ел. 3. Петровой.

«Картошка» - русская народная песня, обр. М. Иорданского. J

Музыкальные произведения для слушания

Л. Бетховен. «Сурок».

Л. Бетховен. «К Элизе».

Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».

Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. ИбсеЛ
«Пер Гюнт».

И. Штраус. «Полька», соч. № 214.

Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7. н

Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».

И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».

М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».

С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».

А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».

«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» - муз. М. Минкова, ел. Ю. Энтина.

«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» - муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова.

Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» - муз. Я. Френкеля.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:

роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;

размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);

паузы (долгие, короткие);

народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).

Учащиеся должны уметь:

самостоятельно начинать пение после вступления;

осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;

контролировать слухом пение окружающих;

применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.


Календарно-тематическое планирование 5К класс

I четверть

№п/п

Тема

Дата

1

"Наша Родина-Россия." Разучивание песни "Моя Россия." Повторение песни "Детство." Слушание: музыка различного характера на примерах муз. произведений.

05.09.2014

2

Работа над песней "Моя Россия." Повторение песни "Здравствуй, Родина моя." Слушание: ритм и темп муз. произведений (на примерах).

12.09.2014

3

Работа над песней "Моя Россия." Повторение песен "Наша Родина- Россия," и "Чему учат в школе." Слушание :марш, полька, вальс (на примерах).

19.09.2014

4

"Наша школьная страна". Разучивание песни "Учиться надо весело". Слушание песни "Мальчишки- девчонки". О многофункциональности музыки.

26.09.2014

5

Работа над песней "Учиться надо весело." Начало разучивания песни "Мальчишки-девчонки". Слушание: Многофункциональность музыки.

03.10.2014

6

Работа над песнями: "Мальчишки-девчонки", "Учиться надо весело"-отработка слов ,дикции, интонации. Слушание :Характер музыки.

10.10.2014

7

"Осенние краски природы". Разучивание песни ""Расти колосок". Слушание :Характер и особенность формы произведения-"Грёзы " Шумана.

17.10.2014

8

Работа над песней "Расти колосок", Пение песни " "Скворушка прощается". Слушание: Характер и особенность формы произведения- "К Элизе"

24.10.2014

9

Работа над песнями прошлого урока - над дикцией, интонацией и словами. Муз. викторина "Отгадай песню".

31.10.2014



II четверть

№п/п

Тема

Дата

1

"Песни из мультфильмов". Пение песни "Песенка Деда Мороза". Слушание песни "Шёл по лесу Дед Мороз". Определение характера музыки.

14.11.2014

2

Работа над " Песенкой Деда Мороза". Пение песни "Кабы не было зимы". Слушание: "Ужасно интересно всё то , что неизвестно". Динамические оттенки.

21.11.2014

3

Работа над дикцией, интонацией в песнях "Кабы не было зимы" и "Песенка Деда Мороза". Слушание : Многофункциональность музыки.

28.11.2014

4

"Вместе встанем в большой хоровод". Работа над чистотой интонирования. - Разучивание песни "Большой хоровод". Слушание: Особенности национального фольклора.

05.12.2014

5

Работа над песней "Большой хоровод". Повторение песни "Новогодняя"(в круг вставай...) Слушание: "К Элизе". Л. Бетховен.

12.12.2014

6

"По душе ребятам праздник новогодний". Пение песни "Наша ёлка". Повторение :"Ёлочка" и "Большой хоровод".

19.12.2014

7

Повторение пройденного. Муз. викторина: Угадай песню.

26.12.2014



III четверть

№п/п

Тема

Дата

1

Тема: "С друзьями всегда веселей". Работа над чистотой интонирования и дикцией. Пение песни "Когда мои друзья со мной" .муз. В.Шаинского. Повторение песни "Снежная песенка". муз.Д.Львова-Компанейца. Слушание: "Песенка про тебя."муз. А.Рыбникова.

16.01.2015

2

Работа над словами, интонацией в песне "Когда мои друзья со мной" муз. В. Шаинского. Начало разучивания песни "Из чего же" муз Ю.Чичкова. Слушание песни "Ужасно интересно всё то, что неизвестно",муз. В.Шаинского.

23.01.2015

3

Работа над чётким и внятным произношением слов в песне "Из чего же".Повторение песни "Когда мои друзья со мной". Слушание:"По секрету всему свету". муз.В.Шаинского.

30.01.2015

4

Тема: " Посвящается защитникам Родины," Разучивание песни "Катюша".муз.М.Блантера. Слушание: "Маленький трубач".муз.

06.02.2015

5

Работа над песней "Катюша". Знакомство с песней "Три танкиста". муз. Покрасса. Слушание: "Отважная песня". муз. З.Компанейца.

13.02.2015

6

Работа над дикцией, интонацией и словами в песне "Три танкиста". Повторение песни "Катюша". Слушание: И. Дунаевский. Увертюра. Из к /ф "Дети капитана Гранта".

20.02.2015

7

Тема: "Из чего наш мир состоит". Пение песни "Облака".муз. В.Шаинского. Повторение : "Песенка Мамонтёнка". муз. В Шаинского. Слушание: "Дорога добра". муз.М Минкова.

27.02.2015

8

Работа над песней "Облака". Знакомство с песней "Нам бы вырасти скорее". муз.Г.Фрида. Слушание: И.Дунаевский. Увертюра. Из к/ф "Дети капитана Гранта".

06.03.2015

9

Пение песни "Нам бы вырасти скорее". Повторение песни "Облака". Слушание: "Песенка для тебя". муз. А.Рыбникова. Из т/ф "Про Красную шапочку".

13.03.2015

10

Работа над песней "Нам бы вырасти скорее". Повторение песни "Облака". Муз. викторина "Отгадай мелодию".

20.03.2015



IV четверть

№п/п

Тема

Дата

1

Тема: "Наши любимые песни". Разучивание песни "Вместе весело шагать". Муз. В.Шаинского.Повторение песни "Улыбка".Муз. В. Шаинского. Слушание:"Песенка про тебя". Из т/ф Про Красную шапочку". Муз. В.Шаинского.

03.04.2015

2

Работа над дикцией, интонацией в песне "Вместе весело шагать". Повторение песни "Чему учат в школе". Муз. В.Шаинского. Знакомство с песней "Дважды два--четыре" муз. В Шаинского. Слушание: "Дорога добра".Муз. М. Минкова.

10.04.2015

3

Работа над чистотой интонирования в песнях "Дважды два--четыре" и "Вместе весело шагать". Слушание: "Крылатые качели" муз. Е.Крылатова.

17.04.2015

4

ема: "В гостях у нас народная песня". Разучивание р.н.п."Калинка" и "Со вьюном я хожу" (в сравнении). Слушание: Фантазия на тему р.н.п. "Вдоль да по речке" в исполнении оркестра народных инструментов ансамбля "Берёзка".

24.04.2015

5

Работа над песнями "Калинка" и "Со вьюном я хожу"--отработка дикции, интонации и слов. Слушание: "Русская кадриль" в исполнении оркестра народных инструментов ансамбля "Берёзка".

08.05.2015

6

Повторение и закрепление прошлого урока.

15.05.2015

7

Тема: "Наши весёлые песни". Разучивание песни "Бу-ра-ти-но" муз.А.Рыбникова. Повторение песни "Из чего же" муз. Ю.Чичкова. Слушание: "По секрету всему свету" муз. В.Шаинского.

22.05.2015

8

Работа над песней "Бу-ра-ти-но". Пение: "Летние частушки" муз.Е. Тиличеевой. Слушание: "Дорога добра" муз.М.Минкова.Муз.викторина "Отгадай и спой".

29.05.2015




© 2010-2022