- Преподавателю
- Музыка
- Адаптированная рабочая программа по музыке для 5 К класса
Адаптированная рабочая программа по музыке для 5 К класса
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никитанова А.В. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
ОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ
ДЛЯ 5-К КЛАССА
НА 2014 - 2015 УЧ.Г
Автор-составитель программы -
учитель пения
Никитанова А.В.
Москва
2014
МУЗЫКА И ПЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в "Программах специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида" под редакцией В.В. Воронковой.
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Цель музыкального воспитания и образования - формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.
В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
-оптимистическая перспектива образования;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение на основе передовых психолого-меди
ко-педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня - основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.
В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах.
Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых
характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем.
Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:
- дети могут слушать произведение;
- беседовать о характере, особенностях формы произведения;
- пропевать главную тему инструментального произведения голосом;
- выполнять индивидуальные задания творческого характера
- рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;
исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкаль ных инструментах;
включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций И Т. Д.
5 класс Пение
Исполнение песенного материала в диапазоне: си - реу
Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.
Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания.
Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.
Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.
Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.
Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.
Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.
Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.
Повторение песен, разученных в 4-м классе.
Слушание музыки
Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.
Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.
Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.
Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го
класса.
Музыкальная грамота
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.
Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4.
Музыкальный материал для пения
/ четверть
«Моя Россия» - муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.
«Из чего наш мир состоит» - муз. Б. Савельева, ел. М. Танича.
«Мальчишки и девчонки» - муз. А. Островского, ел. И. Дика.
«Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» - муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского.
«Учиться надо весело» - муз. С. Соснина, ел. М. Пляцковского.
«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» - муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского.
// четверть
«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» - муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.
«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» - муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.
«Большой хоровод» - муз. Б. Савельева, ел. Лены Жигалкиной и А. Хаита.
«Пойду ль я, выйду ль я» - русская народная песня.
«Пестрый колпачок» - муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.
«Наша елка» - муз. А. Островского, ел. 3. Петровой.
III четверть
«Ванька-Встанька» - муз. А. Филиппа, ел. С. Маршака.
«Из чего же» - муз. Ю. Чичкова, ел. Я. Халецкого.
«Катюша» - муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского.
«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» - муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.
«Нам бы вырасти скорее» - муз. Г. Фрида, ел. Е. Аксельрод.
«Лесное солнышко» - муз. и ел. Ю. Визбора.
«Облака» - муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова.
«Три поросенка» - муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой.
IV четверть
«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» - муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Энтина.
«Вместе весело шагать» - муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского.
«Калинка» - русская народная песня.
«Дважды два четыре» - муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.
«Летние частушки» - муз. Е. Тиличеевой, ел. 3. Петровой.
«Картошка» - русская народная песня, обр. М. Иорданского. J
Музыкальные произведения для слушания
Л. Бетховен. «Сурок».
Л. Бетховен. «К Элизе».
Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».
Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. ИбсеЛ
«Пер Гюнт».
И. Штраус. «Полька», соч. № 214.
Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7. н
Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».
И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».
М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».
С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».
А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».
«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» - муз. М. Минкова, ел. Ю. Энтина.
«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» - муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова.
Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» - муз. Я. Френкеля.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);
паузы (долгие, короткие);
народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно начинать пение после вступления;
осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
контролировать слухом пение окружающих;
применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.
Календарно-тематическое планирование 5К класс
I четверть
№п/п
Тема
Дата
1
"Наша Родина-Россия." Разучивание песни "Моя Россия." Повторение песни "Детство." Слушание: музыка различного характера на примерах муз. произведений.
05.09.2014
2
Работа над песней "Моя Россия." Повторение песни "Здравствуй, Родина моя." Слушание: ритм и темп муз. произведений (на примерах).
12.09.2014
3
Работа над песней "Моя Россия." Повторение песен "Наша Родина- Россия," и "Чему учат в школе." Слушание :марш, полька, вальс (на примерах).
19.09.2014
4
"Наша школьная страна". Разучивание песни "Учиться надо весело". Слушание песни "Мальчишки- девчонки". О многофункциональности музыки.
26.09.2014
5
Работа над песней "Учиться надо весело." Начало разучивания песни "Мальчишки-девчонки". Слушание: Многофункциональность музыки.
03.10.2014
6
Работа над песнями: "Мальчишки-девчонки", "Учиться надо весело"-отработка слов ,дикции, интонации. Слушание :Характер музыки.
10.10.2014
7
"Осенние краски природы". Разучивание песни ""Расти колосок". Слушание :Характер и особенность формы произведения-"Грёзы " Шумана.
17.10.2014
8
Работа над песней "Расти колосок", Пение песни " "Скворушка прощается". Слушание: Характер и особенность формы произведения- "К Элизе"
24.10.2014
9
Работа над песнями прошлого урока - над дикцией, интонацией и словами. Муз. викторина "Отгадай песню".
31.10.2014
II четверть
№п/п
Тема
Дата
1
"Песни из мультфильмов". Пение песни "Песенка Деда Мороза". Слушание песни "Шёл по лесу Дед Мороз". Определение характера музыки.
14.11.2014
2
Работа над " Песенкой Деда Мороза". Пение песни "Кабы не было зимы". Слушание: "Ужасно интересно всё то , что неизвестно". Динамические оттенки.
21.11.2014
3
Работа над дикцией, интонацией в песнях "Кабы не было зимы" и "Песенка Деда Мороза". Слушание : Многофункциональность музыки.
28.11.2014
4
"Вместе встанем в большой хоровод". Работа над чистотой интонирования. - Разучивание песни "Большой хоровод". Слушание: Особенности национального фольклора.
05.12.2014
5
Работа над песней "Большой хоровод". Повторение песни "Новогодняя"(в круг вставай...) Слушание: "К Элизе". Л. Бетховен.
12.12.2014
6
"По душе ребятам праздник новогодний". Пение песни "Наша ёлка". Повторение :"Ёлочка" и "Большой хоровод".
19.12.2014
7
Повторение пройденного. Муз. викторина: Угадай песню.
26.12.2014
III четверть
№п/п
Тема
Дата
1
Тема: "С друзьями всегда веселей". Работа над чистотой интонирования и дикцией. Пение песни "Когда мои друзья со мной" .муз. В.Шаинского. Повторение песни "Снежная песенка". муз.Д.Львова-Компанейца. Слушание: "Песенка про тебя."муз. А.Рыбникова.
16.01.2015
2
Работа над словами, интонацией в песне "Когда мои друзья со мной" муз. В. Шаинского. Начало разучивания песни "Из чего же" муз Ю.Чичкова. Слушание песни "Ужасно интересно всё то, что неизвестно",муз. В.Шаинского.
23.01.2015
3
Работа над чётким и внятным произношением слов в песне "Из чего же".Повторение песни "Когда мои друзья со мной". Слушание:"По секрету всему свету". муз.В.Шаинского.
30.01.2015
4
Тема: " Посвящается защитникам Родины," Разучивание песни "Катюша".муз.М.Блантера. Слушание: "Маленький трубач".муз.
06.02.2015
5
Работа над песней "Катюша". Знакомство с песней "Три танкиста". муз. Покрасса. Слушание: "Отважная песня". муз. З.Компанейца.
13.02.2015
6
Работа над дикцией, интонацией и словами в песне "Три танкиста". Повторение песни "Катюша". Слушание: И. Дунаевский. Увертюра. Из к /ф "Дети капитана Гранта".
20.02.2015
7
Тема: "Из чего наш мир состоит". Пение песни "Облака".муз. В.Шаинского. Повторение : "Песенка Мамонтёнка". муз. В Шаинского. Слушание: "Дорога добра". муз.М Минкова.
27.02.2015
8
Работа над песней "Облака". Знакомство с песней "Нам бы вырасти скорее". муз.Г.Фрида. Слушание: И.Дунаевский. Увертюра. Из к/ф "Дети капитана Гранта".
06.03.2015
9
Пение песни "Нам бы вырасти скорее". Повторение песни "Облака". Слушание: "Песенка для тебя". муз. А.Рыбникова. Из т/ф "Про Красную шапочку".
13.03.2015
10
Работа над песней "Нам бы вырасти скорее". Повторение песни "Облака". Муз. викторина "Отгадай мелодию".
20.03.2015
IV четверть
№п/п
Тема
Дата
1
Тема: "Наши любимые песни". Разучивание песни "Вместе весело шагать". Муз. В.Шаинского.Повторение песни "Улыбка".Муз. В. Шаинского. Слушание:"Песенка про тебя". Из т/ф Про Красную шапочку". Муз. В.Шаинского.
03.04.2015
2
Работа над дикцией, интонацией в песне "Вместе весело шагать". Повторение песни "Чему учат в школе". Муз. В.Шаинского. Знакомство с песней "Дважды два--четыре" муз. В Шаинского. Слушание: "Дорога добра".Муз. М. Минкова.
10.04.2015
3
Работа над чистотой интонирования в песнях "Дважды два--четыре" и "Вместе весело шагать". Слушание: "Крылатые качели" муз. Е.Крылатова.
17.04.2015
4
ема: "В гостях у нас народная песня". Разучивание р.н.п."Калинка" и "Со вьюном я хожу" (в сравнении). Слушание: Фантазия на тему р.н.п. "Вдоль да по речке" в исполнении оркестра народных инструментов ансамбля "Берёзка".
24.04.2015
5
Работа над песнями "Калинка" и "Со вьюном я хожу"--отработка дикции, интонации и слов. Слушание: "Русская кадриль" в исполнении оркестра народных инструментов ансамбля "Берёзка".
08.05.2015
6
Повторение и закрепление прошлого урока.
15.05.2015
7
Тема: "Наши весёлые песни". Разучивание песни "Бу-ра-ти-но" муз.А.Рыбникова. Повторение песни "Из чего же" муз. Ю.Чичкова. Слушание: "По секрету всему свету" муз. В.Шаинского.
22.05.2015
8
Работа над песней "Бу-ра-ти-но". Пение: "Летние частушки" муз.Е. Тиличеевой. Слушание: "Дорога добра" муз.М.Минкова.Муз.викторина "Отгадай и спой".
29.05.2015