• Преподавателю
  • Музыка
  • Урок по музыке Образы борьбы и победы. Специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве. 5 класс

Урок по музыке Образы борьбы и победы. Специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве. 5 класс

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема раздела: Музыка и изобразительное искусство. 5 класс.

Тема урока: Образы борьбы и победы. Специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве.

Цель: создать условия для осознания общности и специфики разных видов искусства в создании образов борьбы и победы.

Задачи урока:

образовательная:

  • -сформировать представление о специфике отражения образов борьбы и победы в симфонии № 5 Л. Бетховена.

  • -совершенствовать навыки анализа музыкальных и живописных произведений искусства.

развивающая:

  • -научить вычленять интонации-символы мужественной борьбы и победы в главных темах симфонии № 5 Бетховена.

  • -развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественным материалом.

воспитательная:

  • -пробудить интерес к поиску интонаций, передающих образы борьбы и победы, в музыкальных произведениях, звучащих на уроке.

  • - формировать эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве и выражать личное понимание музыки в живописной работе.

Музыкальный материал:

  • -Бетховен. Симфония № 5, 1 часть

  • -Бетховен. Симфония № 5, 4 часть

  • -Бетховен. Симфония № 5, 2 часть

  • -С. Никитин « Песня о маленьком трубаче».

Наглядный материал:

  • - Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»

  • - Лисипп «Геракл, борющийся со львом»

  • -Микеланджело «Юный раб», «Бородатый раб»

  • - П. Корин «Александр Невский»

  • -Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ».

Ход урока

I.Организационный момент.

1.Вход обучающихся под музыку Л. Бетховена. ( Звучит: Симфония № 5, 1 часть.)

2.Музыкальное приветствие.

II.Завязка.

1.Эпиграф. Экскурсия в музей искусств. (Учитель читает стихотворение)

В музее

Время уснуло на крышке рояля,

Я прохожу по музею одна.

И канделябры застыли в молчанье,

А под вуалью незримой печали

В треснувших рамах плывут зеркала.

Пусто. Свежо. Свет из окон на креслах.

Вечность назад прогоревший камин.

Чашки без кофе в фарфоровых блюдцах.

Плачут, тоскуют, ликуют, смеются

Лица с неярких забытых картин.

Я растворилась, исчезла. Забыта

Дней уходящих во мглу суета

Только в фарфоровых чашках разбитых

Склеенных наспех случайно разлита

Словно живущая здесь пустота.

Новиковская Марина

Учитель: - Ребята, как думаете, куда мы отправимся сегодня на уроке? Наш урок-путешествие мы проведем в музее. Что мы увидим, кто работает и кого можно встретить в музее? Здесь объединяются изобразительное искусство и музыка. Мы приглашаем вас посетить экспозицию «Образы борьбы и победы в искусстве».

Учитель: - Почувствовав себя в роли искусствоведов, музыкантов и художников, вы сможете узнать, в чем особенность отображения этих образов в музыке и изобразительном искусстве.

III. Экспозиция.

1. Распевание.

1) Скороговорка:

В музее нам искусствовед на все вопросы даст ответ.

2)Интонирование текста на одном звуке (ми -ма, ди -да).

3)Интонирование текста с движением от 1-ой к 5-ой ступени, затем в нисходящем движении.

2.Работа с терминологией.

Учитель: - Искусствоведы - люди ученые, они прекрасно разбираются в терминологии искусства. Проверьте, насколько вы готовы к роли искусствоведов. Игра «Лото»: найти соответствие термина его определению.

3.Показ произведений изобразительного искусства.

Учитель:- Вы доказали, что готовы выступить в роли искусствоведов. В этом зале представлены работы авторов, которые жили в разное время. Все эти произведения объединяет общая тема борьбы и победы в искусстве.

1.Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская» .

Неизвестному автору удалось мастерски передать естественный порыв движения. Богиня в лёгком стремительном шаге движется вперёд, не замечая резких и сильных порывов ветра. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя. Образ открывает зрителю возможность ещё и ещё раз пережить радость победы, счастье свободы, почувствовать силу ветра и безбрежность морских просторов.

2. Скульптор Лисипп «Геракл, борющийся со львом».

В скульптуре мастер передал страстный накал поединка не на жизнь, а на смерть. Мы видим самый решающий момент этой борьбы, когда Геракл своей могучей рукой сжимает шею льва. Зверь задыхается, пытается освободиться, впивается когтями в тело героя, но силы уже покидают льва.

3. Микеланджело «Юный раб» и «Бородатый раб». Наполовину освобождённые из глыбы рабы хранят отпечаток самого процесса работы Микеланджело, борьбы с неподатливым, словно сопротивляющимся резцу, камнем. Статуи остались незавершёнными.

4.Картина работы художника Павла Корина «Александр Невский» - следующее произведение. Живописец П. Корин писал свою картину в годы Великой Отечественной войны в 1942-1943 гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого защитника Древней Руси.

Картина представляет прославленного военачальника в шлеме и рыцарских латах, с огромным мечом в руках, стоящего на страже земли русской. Образ доблестного рыцаря-патриота овеян духом борьбы за свободу Родины. Уверенная горделивая постановка фигуры, грозное лицо полководца передают чувство величайшей стойкости русского народа.

5.Эжен Делакруа «Свобода ведущая народ». Долгой и сложной была работа над картиной. Смысловым центром картины становится фигура Свободы - прекрасной женщины с трёхцветным знаменем в руке. В едином порыве она увлекает за собой восставших, придавая силы раненому солдату, воодушевляя на подвиг детей и взрослых.

Учитель:

Мы проведём урок чудесный

Сегодня в обществе картин.

От красок шумно и светло,

Картины воздух обступили.

Мы музыку сюда введём,

Чтобы они заговорили.

IV.Разработка

Симфония № 5, 1 и 4 части.

1) Придумайте интонацию о героях произведений изобразительного искусства.

- Какие это люди? (смелые, храбрые, сильные)

-Произнесите вслух: «смелый герой, сильный герой» (в ритме «мотива судьбы»)

-Какой должна быть интонация? (обратиться к плакату со средствами выразительности и их характеристиками). Интонирование.

-Услышим, какую интонацию о герое сочинил известный вам композитор? Как думаете, кто автор мелодии?

Показ интонации Л. Бетховена

-Этот мотив открывает 1-ю часть симфонии № 5 Л. Бетховена и воспринимается слушателями, по выражению исследователя творчества Бетховена Беккера, «как огненная надпись». Сам Бетховен сказал об этом мотиве «Так судьба стучится в дверь». В нашем музее представлен необычный портрет Л.Бетховена - памятник композитору в г. Вене. Необычна судьба великого композитора.

-Что вы знаете о жизни и творчестве Л. Бетховена? (Сообщения обучающихся).

-Борьбе со всеми несправедливостями мира, превратностями судьбы он посвятил свою 5-ю симфонию. Главный замысел его музыки: «через борьбу - к победе, через тернии - к звездам».

-Прослушаем 1 часть симфонии. Выберите инструменты, голоса которых выделяются и помогают нам понять музыку.

Слушание музыки.

-Какой образ передает композитор в первой части, что делает герой симфонии? (образ мужественной борьбы)

-Голоса каких инструментов помогают это понять?

2)Главная тема 4 части.

-Как думаете, чем закончится борьба героя с судьбой? Ответить на вопрос поможет главная тема 4 части симфонии.

Показ интонации, выбор средств выразительности, исполнение интонации.

-Прослушаем 4-ю часть симфонии. Передайте в дирижерском жесте характер образа.

Слушание с дирижированием.

-Обратимся к замыслу симфонии. Удалось ли Бетховену воплотить его?

-Почему музыка Бетховена может звучать в нашем музейном зале? Что ее роднит со всеми произведениями искусства, представленными здесь?

V. Кульминация. Звучит: Симфония № 5, 2 часть.

- Зная темы 1 и 4 части, замысел симфонии, предлагаю вам почувствовать себя композиторами: предположите какой может быть тема 2-й части.

-Александр Сергеевич Пушкин говорил, что «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». В рукописях Бетховена можно наблюдать своего рода работу скульптора, обтесывающего материал, из которого рождается образ-тема симфонии.

-Прочтите текст учебника на стр. 124. Ответьте на вопрос: как композитор работает над своим произведением? Дети читают текст вслух, дают ответ на вопрос учителя.

-В учебнике на стр. 124 записаны три варианта главной темы 2-й части симфонии. Вам предстоит выбрать из них один оригинал, оставшиеся два варианта - эскизы, наброски, созданные композитором.

-Подберите цвет к каждой теме и подумайте, будет ли такое цветовое решение соответствовать замыслу композитора и характеру главного героя. Поможет в выборе оригинала цвет.

Учитель исполняет темы, учащиеся выбирают цвет (поднимают цветную карточку) и объясняют свой выбор.

-Первый вариант темы передает нерешительность героя, имеет характер жалобы, некоторой созерцательности.

-Второй вариант ближе к характеру героя (мужественные интонации), но в нем ощущается лиризм и повествовательность (нет пунктирного ритма).

-Третий вариант сочетает в себе характер размышления, собранности с ощущением неторопливой маршевой поступи.

-Услышим вторую часть. Проверим свои предположения: какая из тем положена в основу части.

Учащиеся слушают музыку. После слушания высказывают своё мнение

-Почему композитор после активной и волевой музыки первой части вводит новый образ - лирические размышления героя о событиях жизни? (показывает внутренний мир своего героя - мужественного и стойкого человека)

-Чем заканчивается 2-я часть? (герой готов продолжать борьбу). Как мы понимаем содержание, образ музыки (помогают интонация, выразительное звучание инструментов симфонического оркестра).

Игра «Дирижёр и оркестр»: Учащиеся по показу «дирижера» исполняют ритмический рисунок, «дирижёр» показывает на одного ученика. Ученик встает и произносит ритмично слова: «Я солист, пою один, сам себе я господин».

VI. Развязка.

Учитель: -Во время нашего урока-путешествия у каждого из вас сложился образ героя-борца. В практической работе вам предстоит создать проект герба для этого героя. Постарайтесь внимательно и осмысленно выбрать форму щита, цвет, изображение. Помните, что в геральдической науке цвет имеет символическое значение, каждое изображение несёт в себе определённый смысл. Работу выполните на бумаге (рисунок). Герб может иметь девиз - краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба. По желанию вы можете вспомнить или придумать свой девиз для герба. Желаю успеха в работе. Поможет вам воплотить свой замысел музыка 5-ой симфонии Л. Бетховена.

Практическая работа.

VII. Финал

1.Выставка работ обучающихся.

2.Исполнение песен о войне.

VII. Последействие.

1.Рефлексия

-Какая музыка, прозвучавшая на уроке, помогла вам создать образ и отразить в своих работах? Выберите средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор для создания схожего образа в своей симфонии.

-Какие средства изобразительного искусства вы использовали для создания героического образа?

-Как были связаны на уроке музыка Бетховена и изобразительное искусство?

-В какой, более современной, музыке мы встречали образ героя-борца?

Учащиеся исполняют песню.

-Что Вам понравилось на уроке?

-Какая музыка больше запомнилась?

-Какое музыкальное произведение хотели бы услышать (исполнить) еще раз?

2.Домашнее задание.

-Нарисовать образ героя симфонии или героя песни, чтобы выразить свое отношение к музыке, прозвучавшей на урок.

© 2010-2022