• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья по теме: Работа с одаренными детьми, обучающимися игре на скрипке в вокально-хоровой студии

Статья по теме: Работа с одаренными детьми, обучающимися игре на скрипке в вокально-хоровой студии

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с одаренными детьми, обучающимися игре на скрипке в вокально-хоровой студии. Педегог Долюк МА.

Одной из характерных черт работы с детьми, обучающимися игре на скрипке, является форма индивидуальных занятий создающая условия для внимательного, систематического и всестороннего изучения каждого ребенка, его индивидуально-психологических свойств, физических данных, уровня умственного развития. На этой основе можно находить и применять наиболее правильные и эффективные методы преподавания для каждого обучающегося.

Организуя индивидуальные занятия, педагог создает деловое отношение детей к работе с музыкальным инструментом, воспитывает заинтересованное отношение к музыке, развивает индивидуальные свойства и качества каждого ребенка: воображение, эмоциональность, музыкальность, а так же психические функции: внимание, память, волю, мышление, речь и др.

Целью занятия является усвоение и закрепление обучающимся суммы знаний, исполнительских навыков, организация и развитие его музыкального мышления, формирование эмоциональной и волевой сфер детской психики и деятельности на конкретном музыкально-педагогическом материале. Занятия содержат все основные элементы обучения навыкам игры на инструменте. На занятиях используются технологии и методики, разработанные выдающимися педагогами-музыкантами современности: Е Камилларова, А.Станко, А.Готсдинера, В.Стеценко, Г.Турчаниновой, М.Либерман, М.Берлянчик. Методическое пособие С.Шальмана «Я буду скрипачом», оформленное как 33 беседы с юным музыкантом, фрагмент из которого представлен в данной работе, является настольным пособием в работе с детьми.

Одним из способов контроля эффективности обучения является метод педагогического наблюдения, который дает представление о результатах повседневной работы обучающегося. Педагогическое наблюдение как метод отслеживания результатов, проводится в течение каждого занятия на протяжении всего учебного года.

Наиболее одаренные дети, достигнув определенных результатов в техническом владении инструментом, имеют возможность заниматься музыкальным творчеством в камерном ансамбле, который возник, как интегрированный проект между детьми двух объединений: вокально-хоровой студии, занимающихся на скрипке и инструментально-фольклерной студии «Гармония», занимающихся на баяне.

Дети, обучающиеся игре на разных музыкальных инструментах, приобретают опыт индивидуального или ансамблевого исполнительства в рамках, диктуемых профилем музыкального объединения, в котором они занимаются. Работа в камерном (смешанном) ансамбле - это одна из форм приобретения творческого азарта, реализации наработанных профессиональных навыков детей; она позволяет расширить музыкальный кругозор, приобщиться к разнообразной жанровой палитре музыкальной литературы, использовать особенности тембра каждого инструмента в достижении эмоционально-художественного образа музыкального произведения. Эти и другие проблемы разрешают педагоги и воспитанники на репетициях камерного ансамбля скрипачей и баянистов Центра детского творчества.

Цель обучения в ансамбле:

Воспитание эстетически развитой личности, формирование навыков взаимодействия в инструментальных ансамблях различных составов (баян и скрипка) и работе с музыкой разных жанров.

Задачи обучения в ансамбле:

-ознакомиться с музыкальной литературой, эпохами и музыкальными направлениями, композиторами музыкальных произведений, выбранных в исполнительскую программу;

-развивать способность согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля;

-повышать требования в отношении музыкально-исполнительских навыков, умения соподчинять все средства выразительности и тембровые возможности музыкальных инструментов ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи;

-воспитывать чувство ответственности за себя и за коллектив.

Условия успешного обучения в ансамбле:

-доверительные отношения участников ансамбля;

-учет понимания обучающимися исполняемого музыкального произведения;

-учет степени психолого-педагогической компетенции руководителей ансамбля;

-системность и периодичность проведения репетиций.

Эффективность обучения в ансамбле

  1. Музыкальный абонемент.

Включает в себя различные формы прослушивания и познавания музыки разных эпох, стилей, жанров: посещение концертов, музыкальных спектаклей, творческие встречи с музыкальными коллективами.

  1. Интегрированное образовательное пространство.

Посещение профильных занятий детей, творческое общение и предметные дискуссии между педагогами и обучающимися двух объединений, взаимообмен учебной информацией, создание условий для возникновения дружеских отношений между участниками ансамбля.

  1. Самоподготовка.

Воспитание ответственности в необходимости повышения владения техниками и навыками исполнительского мастерства каждого участника ансамблевого коллектива. Грамотная организация самостоятельной подготовки каждого - основа успешного исполнения художественного произведения всем ансамблем. Использование синтезатора в качестве вспомогательного инструмента.

4. Основы концетно-исполнительской практики.

Правила поведения на сцене. Настрой эмоционального состояния перед концертным исполнением музыкального произведения. Умение управлять эмоциями во время концертного выступления.

5. Практическое использование результатов работы в ансамбле.

Участие коллектива ансамбля в концертах, конкурсах, фестивалях. Участие детей в ансамбле является желаемой целью, поскольку стимулирует интерес к творческим занятиям музыкой и музицированию.

Сводные репетиции ансамбля проводятся один раз в неделю напротяжение всего учебного года

Ресурсы:

Методические

Ознакомление, приобщение, стимулирование, осмысление и создание модели ансамбля.

Создание методического проекта:

  • Библиотека музыкальных произведений для исполнения камерным ансамблем

  • Методики по работе с камерным ансамблем

  • Фотоальбом с концертными выступлениями детей

Материально-технические

Музыкальные инструменты, синтезатор, музыкальный центр, компьютер, ксерокс.

Кадровые

Участвуют в реализации проекта:

Педагоги дополнительного образования - руководители ансамбля;

одаренные воспитанники объединений ЦДТ: студии «Гармония» и студии «Альтера»

Формирование универсальных учебных действий для обучающихся в ансамбле:


Показатели

Способы

Личностные УУД

Отразить свое понимание художественной идеи музыкального произведения в размышлениях об эпохе, стиле и жанре пьесы

  • Анализ

  • Учебная дискуссия

Познавательные УУД

Отличать стиль от стилизации в музыке

  • Творческий диалог

Познавательные УУД

Определять в исполняемом произведении главные выразительные средства

  • Рассуждение

  • Обобщение

Правильно определить заданные темпы

  • Анкетирование

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Подчинить исполнение ритмического рисунка своей партии общему темпу музыкального произведения

  • Исполнение партии с темпом, заданным в метроном синтезатора

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Слышать динамику главной и аккомпанирующей партий

  • Исполнение в ансамбле

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Грамотное исполнение художественного произведения

  • Концертное выступление

Музыкальный репертуар младшего камерного ансамбля:

  1. Чайковский «Греза»

  2. Шаинский «Улыбка»

  3. Паулс «Золотая свадьба»

  4. «Танец утят»






© 2010-2022