- Преподавателю
- Музыка
- Статья по теме: Работа с одаренными детьми, обучающимися игре на скрипке в вокально-хоровой студии
Статья по теме: Работа с одаренными детьми, обучающимися игре на скрипке в вокально-хоровой студии
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Долюк М.А. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Работа с одаренными детьми, обучающимися игре на скрипке в вокально-хоровой студии. Педегог Долюк МА.
Одной из характерных черт работы с детьми, обучающимися игре на скрипке, является форма индивидуальных занятий создающая условия для внимательного, систематического и всестороннего изучения каждого ребенка, его индивидуально-психологических свойств, физических данных, уровня умственного развития. На этой основе можно находить и применять наиболее правильные и эффективные методы преподавания для каждого обучающегося.
Организуя индивидуальные занятия, педагог создает деловое отношение детей к работе с музыкальным инструментом, воспитывает заинтересованное отношение к музыке, развивает индивидуальные свойства и качества каждого ребенка: воображение, эмоциональность, музыкальность, а так же психические функции: внимание, память, волю, мышление, речь и др.
Целью занятия является усвоение и закрепление обучающимся суммы знаний, исполнительских навыков, организация и развитие его музыкального мышления, формирование эмоциональной и волевой сфер детской психики и деятельности на конкретном музыкально-педагогическом материале. Занятия содержат все основные элементы обучения навыкам игры на инструменте. На занятиях используются технологии и методики, разработанные выдающимися педагогами-музыкантами современности: Е Камилларова, А.Станко, А.Готсдинера, В.Стеценко, Г.Турчаниновой, М.Либерман, М.Берлянчик. Методическое пособие С.Шальмана «Я буду скрипачом», оформленное как 33 беседы с юным музыкантом, фрагмент из которого представлен в данной работе, является настольным пособием в работе с детьми.
Одним из способов контроля эффективности обучения является метод педагогического наблюдения, который дает представление о результатах повседневной работы обучающегося. Педагогическое наблюдение как метод отслеживания результатов, проводится в течение каждого занятия на протяжении всего учебного года.
Наиболее одаренные дети, достигнув определенных результатов в техническом владении инструментом, имеют возможность заниматься музыкальным творчеством в камерном ансамбле, который возник, как интегрированный проект между детьми двух объединений: вокально-хоровой студии, занимающихся на скрипке и инструментально-фольклерной студии «Гармония», занимающихся на баяне.
Дети, обучающиеся игре на разных музыкальных инструментах, приобретают опыт индивидуального или ансамблевого исполнительства в рамках, диктуемых профилем музыкального объединения, в котором они занимаются. Работа в камерном (смешанном) ансамбле - это одна из форм приобретения творческого азарта, реализации наработанных профессиональных навыков детей; она позволяет расширить музыкальный кругозор, приобщиться к разнообразной жанровой палитре музыкальной литературы, использовать особенности тембра каждого инструмента в достижении эмоционально-художественного образа музыкального произведения. Эти и другие проблемы разрешают педагоги и воспитанники на репетициях камерного ансамбля скрипачей и баянистов Центра детского творчества.
Цель обучения в ансамбле:
Воспитание эстетически развитой личности, формирование навыков взаимодействия в инструментальных ансамблях различных составов (баян и скрипка) и работе с музыкой разных жанров.
Задачи обучения в ансамбле:
-ознакомиться с музыкальной литературой, эпохами и музыкальными направлениями, композиторами музыкальных произведений, выбранных в исполнительскую программу;
-развивать способность согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля;
-повышать требования в отношении музыкально-исполнительских навыков, умения соподчинять все средства выразительности и тембровые возможности музыкальных инструментов ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи;
-воспитывать чувство ответственности за себя и за коллектив.
Условия успешного обучения в ансамбле:
-доверительные отношения участников ансамбля;
-учет понимания обучающимися исполняемого музыкального произведения;
-учет степени психолого-педагогической компетенции руководителей ансамбля;
-системность и периодичность проведения репетиций.
Эффективность обучения в ансамбле
-
Музыкальный абонемент.
Включает в себя различные формы прослушивания и познавания музыки разных эпох, стилей, жанров: посещение концертов, музыкальных спектаклей, творческие встречи с музыкальными коллективами.
-
Интегрированное образовательное пространство.
Посещение профильных занятий детей, творческое общение и предметные дискуссии между педагогами и обучающимися двух объединений, взаимообмен учебной информацией, создание условий для возникновения дружеских отношений между участниками ансамбля.
-
Самоподготовка.
Воспитание ответственности в необходимости повышения владения техниками и навыками исполнительского мастерства каждого участника ансамблевого коллектива. Грамотная организация самостоятельной подготовки каждого - основа успешного исполнения художественного произведения всем ансамблем. Использование синтезатора в качестве вспомогательного инструмента.
4. Основы концетно-исполнительской практики.
Правила поведения на сцене. Настрой эмоционального состояния перед концертным исполнением музыкального произведения. Умение управлять эмоциями во время концертного выступления.
5. Практическое использование результатов работы в ансамбле.
Участие коллектива ансамбля в концертах, конкурсах, фестивалях. Участие детей в ансамбле является желаемой целью, поскольку стимулирует интерес к творческим занятиям музыкой и музицированию.
Сводные репетиции ансамбля проводятся один раз в неделю напротяжение всего учебного года
Ресурсы:
Методические
Ознакомление, приобщение, стимулирование, осмысление и создание модели ансамбля.
Создание методического проекта:
-
Библиотека музыкальных произведений для исполнения камерным ансамблем
-
Методики по работе с камерным ансамблем
-
Фотоальбом с концертными выступлениями детей
Материально-технические
Музыкальные инструменты, синтезатор, музыкальный центр, компьютер, ксерокс.
Кадровые
Участвуют в реализации проекта:
Педагоги дополнительного образования - руководители ансамбля;
одаренные воспитанники объединений ЦДТ: студии «Гармония» и студии «Альтера»
Формирование универсальных учебных действий для обучающихся в ансамбле:
Показатели
Способы
Личностные УУД
Отразить свое понимание художественной идеи музыкального произведения в размышлениях об эпохе, стиле и жанре пьесы
-
Анализ
-
Учебная дискуссия
Познавательные УУД
Отличать стиль от стилизации в музыке
-
Творческий диалог
Познавательные УУД
Определять в исполняемом произведении главные выразительные средства
-
Рассуждение
-
Обобщение
Правильно определить заданные темпы
-
Анкетирование
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Подчинить исполнение ритмического рисунка своей партии общему темпу музыкального произведения
-
Исполнение партии с темпом, заданным в метроном синтезатора
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Слышать динамику главной и аккомпанирующей партий
-
Исполнение в ансамбле
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Грамотное исполнение художественного произведения
-
Концертное выступление
Музыкальный репертуар младшего камерного ансамбля:
-
Чайковский «Греза»
-
Шаинский «Улыбка»
-
Паулс «Золотая свадьба»
-
«Танец утят»