Программа дополнительного образования Мир творчества для коррекционных классов

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ АГО «Артинская средняя общеобразовательная школа №6»

СОГЛАСОВАННО: УТВЕРЖДАЮ:

Протокол заседания приказ №__________

ШМО педагогов от___сентября 2015г.

Дополнительного образования Директор МКОУ АГО «АСОШ № 6»

№___от сентября 2015 г. ___________/А.А.Федяков/

Зам. директора по ВР

______ /Ю.А.Чебыкина/



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Мир творчества»

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 7-10 лет

1-4 коррекционные классы



Разработала:

Кожевникова Л.Е.

учитель музыки

1квалификационная категория



Пояснительная записка.

В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально культурной категории в жизни общества.

Создание танцевального коллектива - одна из возможностей участия в общественной деятельности: различных смотрах, конкурсах, детских фестивалях.

В связи с этим, в коррекционной школе введены дополнительные занятия по танцевальной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.

Подросткам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке, какой является для них и наша школа-интернат, в которой они проживают. Для обучения и развития им необходима специальным образом организованная обучающая среда. Эта среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными потребностями ребенка и, следовательно, ребенок не всегда чувствует себя в ней абсолютно комфортно.

Перед руководителем стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка развивающую среду, а с другой - помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоционального равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому.

Преподавание танцев в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные танцам, способствуют общему развитию: - недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на занятиях танцами является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать.

Умение ориентироваться в пространстве достигается путем композиционного
перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами, способствуют развитие вестибулярного аппарата, памяти, внимания, хорошей кругозоркости.
Специальные упражнения с детскими музыкальными инструментами, игрушками: применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений - музыкально совершенствуя психических функций (мышление, память, внимание, восприятие).

Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

В данной программе танец рассматривается как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья (умственной отсталостью).

Цель программы: развить творческие способности подростков с ОВЗ через включение их в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.

Задачи программы:

1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память.

2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.

3. Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное.

4. Привить любовь к танцевальному искусству.

5. Развивать воображение и фантазию в танце.

6. Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.

7. Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.

Пути, средства, методы достижения цели:

Занятия развивают у ребёнка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, музыкальность, эмоциональность, пластичность, гибкость, координацию движений и творческие способности.

Методы работы:

Объяснительно - иллюстративный

(показ элементов, объяснение, использование фольклора).

Репродуктивный

(разучивание, закрепление материала).

Исследовательский

(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

Метод побуждения к сопереживанию

(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

Метод поисковых ситуаций

(побуждение детей к творческой и практической деятельности).

Режим занятий.

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

1 раза

1 часа

35 часов

Возрастная группа: кружке «Мир творчества» занимаются дети 7-10 лет коррекционных классов.

Формы организации детского коллектива:

Основные формы проведения занятий:

· танцевальные репетиции

· игра

· беседа

· праздник

Основные виды занятий - индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.

Методы:

· игровой;

· демонстрационный (метод показа);

· метод творческого взаимодействия;

· метод наблюдения и подражания;

· метод упражнений;

· метод внутреннего слушания.

Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.

Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемом, движений, картинок, игрушек и др.).

Игровой метод. У подростков с легкой умственной отсталостью игровой рефлекс доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических занятиях у них формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку).

Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.


Формы и иды контроля:

Участие в праздниках, концертах, фестивалях и конкурсах.

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

  • организованно строиться (быстро, точно);

  • сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

  • самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;

  • соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие движения в определенном ритме и темпе;

  • легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;

  • ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.

Учебно - тематический план объединения дополнительного образования

Наименование разделов, тем.

Всего часов

Характеристика деятельности обучающихся

Тема

«Что такое танец»

5

1

2

3

4

5

Танец в нашей жизни (беседа). Для чего нужен танец. Как научиться танцевать.

Игры-миниатюры (качели, кораблик, шарик). Приставной шаг.

Дыхание. Как проверить пульс.

Осанка. Упражнения на осанку. Центр движения.

Игры - превращения («деревянные и тряпичные куклы», «цветочек», «Верёвочки», «мельница»). Приставной шаг.

1

1

1

1

1

Изучают иды танцев.

Знакомятся с танцевальными элементами.

Работают над парильным дыханием

Учатся эмоционально передавать игровые образы.

тема

«Ходьба разного характера»

4

1

2

3

4

Марш (шаг энергичный, бодрый, торжественный).

Марш со сменой ведущих (расчёт своего действия на звучание музыкальной фразы, бодрый чёткий шаг, плавные движения рук).

Шаг энергичный, спокойный, осторожный, шаг с высоким поднятием ноги в коленях.

Песня о Родине И. Дунаевского (закрепление изученных шагов).

1

1

1

1

Изучают виды шагов.

Работают над движениями в соответствии с разнообразным характером музыки, точно передают в движении начало и окончание музыкальных фраз.

тема

«Движения в соответствии с характером музыки

6

1


2

3

Хороводный шаг: плавный хоровод, змейка с воротцами, движение хороводным шагом со сменой положения рук, не останавливая движений.

Пружинящий шаг.

Бег, галоп, поскоки. «Мячики» - этюд.

2


2

2

Разучивают хороводный шаг.

Изучают пружинящий шаг. Исполняют несложный ритмический рисунок.

Используют и выразительно исполняют в свободных танцах знакомые движения.

тема

«Упражнения для рук»

4

1

2

3

Ветерок и ветер. Мельница. «Лендлер»- Бетховен.

«Ленточки», «Волна», «Крылья», «Поющие руки». Импровизации.

«Колокола», « Колокольчики», «Тарелки», «Вертушки».

1

2

1

Разучивают разные движения рук.

Работают над легкостью в выполнении движений.

Передают выразительно игровые образы.

тема

«Чтобы танец был красивым »

12

1

2

3

4

Отработка приставного шага и пружинки. Танец «Чебурашка».

Хоровод «Прялица»- рус.нар. мелодия в обр. Ломовой Т.

«Сударушка» - нар.пляска.

Участие в концертах.

5

4

3

4

Изучают разные иды танцев.

Работают над изученными элементами.

Изучают и применяют темповые и динамические изменения в музыке.

Всего -35 часов.

Содержательная часть программы.

Теоретическая часть

Практическая часть

«Что такое танец»(1ч.)

Педагог беседует с воспитанника-

ми на тему «Что такое танец». Для чего он нужен и как научиться танцевать. Рассказывает, чем будут заниматься. На первых занятиях много играют, с целью раскрепостить учащихся, заинтересовать. Учатся приветствию.

«Что такое танец»(2ч.)

Игры - миниатюры: «качели», «кораблик», «шарик», «деревянные и тряпичные куклы», «цветочки», «верёвочки», «мельница».

«Ходьба разного характера»(1ч.)

Объяснение нового материала. Бытовой шаг и танцевальный. Что такое марш. Приставной шаг.

«Ходьба разного характера»(3ч.)

Приглашение учеников в зал, расстановка. Приветствие. Маршировка бытовым, затем танцевальным шагом в различных ритмах. Изучение шага с высоким подниманием колена, приставного шага.

«Движение в соответствии с характером музыки»(2 ч.)

Рассказать учащимся о различном характере музыки, рассмотреть примеры, образные танцы. Знакомство с элементами ритмики.

«Движение в соответствии с характером музыки»(4 ч.)

Разучивание хороводного шага. Пружинящий шаг. Бег, галоп, поскоки.

Образные танцы - игры: «слон», «лягушонок», «лисичка», «кошечка».

Этюд «мячики».

«Упражнения для рук»(2ч.)

Объяснить учащимся, что движения рук в танце имеют большое значение. Движениями рук можно показать характер музыки, особенности национальных танцев.

«Упражнения для рук»(4ч.)

Разучивание упражнений для рук: «ленточки», «волна», «крылья», «поющие руки», «колокола», «колокольчики», «тарелки», «вертушки».

«Чтобы танец был красивым»(2ч.)

Педагог говорит учащимся, что в танцах нет мелочей. Успех танца в целом зависит от каждого учащегося, от того, как отработано каждое движение. Педагог учит синхронности в танцах, каждое движение разучивается отдельно, а затем педагог объясняет, как нужно выполнять изученные движения в группе.

«Чтобы танец был красивым»(10ч.)

Отработка изученных шагов ведётся при разучивании танцев: «Чебурашка», «Прялица», «Сударушка».









ПРИЛОЖЕНИЕ:

Схема занятия.

Занятия строятся по следующей схеме:

1.Вводная часть.

- орг. момент;

- постановка познавательной задачи;

- расстановка детей в зале;

- разминка.

2.Основная часть.

- повторение домашнего материала;

- подведение итогов группового занятия;

- показ новых элементов танца;

- отработка и закрепление;

- подведение итогов.

3. Подведение общих итогов.

- анализ и обсуждение работы в группе;

- закрепление материала;

-задание на дом;

- расстановка детей на поклон.

Диагностика достижений учащихся.

Критерии оценок.

1.Качество выполнения элементов в танце.

2.Синхронность и техника исполнения.

3.Развитие навыков.

4. Применение изученного материала.

5.Умение чётко выполнять танец.

6.Развитие творческих навыков.

При оценке работы учитывается:

1.Возраст.

2.Техника и качество исполнения танца.

3.Оригинальность.

Результаты представляются в личной карточке учащегося.

Критерии

оценок

Качество выполнения элементов в танце

Синхронность и техника исполнения

Развитие навыков

Применение

Умение чётко выполнять элементы танца

Развитие творческих навыков

Участие в концертах и конкурсах.

Ф И О



Способ отслеживания развития физических способностей - тестирование.

Развитие коммуникативных способностей, эмоционально - волевых качеств определяется с помощью анкет.

Организаторские, творческие, познавательные способности определяются с помощью опроса детей, бесед с родителями и классными руководителями.

При анализе результатов развития ребёнка за год намечается индивидуальная работа.

Технология обучения танцам.

1.Определение техники исполнения танца.

2.Подборка разминочных упражнений с учётом возрастных особенностей учащихся.

3.Оценить характер танца и интерес к нему.

4.Выделить трудности и предусмотреть индивидуальные занятия.

5.Отбор средств обучения (диски, книги, плакаты, описания танца).

6.Ознакомление учащихся с учебными целями.

7.Знакомство с планом исполнения.

8.Проведение практического обучения.

9.Оценка результата и корректировка.

10.Повторное обучение.

11.Заполнение диагностической карты и выявление учащихся полностью усвоивших танец.

12.Индивидуальные занятия.

13.Отработка окончательного варианта танца.











Обеспечение материально - технического обеспечения курса внеурочной деятельности

Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд

1

«Гармония, литература, музыка» Ю.Д.Изместьева Волгоград 2006

1

2

«Занимательная музыка» Ю.Ивановский С-Петербург

«Композитор» 2006

1

3

Е. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие"
Издательство: Корона-Принт

1

4

Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка" М. 2006 г.

1

6

М.Зильберкит «Мир музыки»

1

2.Печатные пособия

1

«Праздник-чудное мгновенье» 5-9 классы О.Безымянная М..»Глобус» 2207

1

2

«Театрализованные мероприятия для начальной школы» М.С.Умнова Волгоград 2008

1

3

Сценарии общешкольных праздников и мероприятий. М.М.Малахова Волгоград 2007

1

4

«Солнечная радуга» О.Н.Трифонова Ростов-на-Дону «Феникс» 2008

1

5

«Мы танцуем и поем» О.Стародумова Ростов-на-Дону 2008

1

6

. « Музыка и движение» Бекина С. И.

1

7

«Песни и праздники» З.Роот Москва 2008

1

8

«Я хочу увидеть музыку» Г.Струве Москва 2010

1

9

«Я живу в России» И.Каплунова С-Петербург

«Композитор» 2008

1

10

«Здравствуй праздник расчудесный» 1-4 классы. О.Безымянная М..»Глобус» 2007

1

11

«Любимые мелодии» выпуск №1 С-Петербург

«Композитор» 2009

1

12

«На родной сторонке» р.н.п. А.А.Селиванова «Академия развития» 2009

1

13

«От жеста к танцу» В.Е.Горшкова М. - 2004

1

14

«Биомеханика хореографических упражнений» Е.Котельникова М. - 2008.

1

4.Экранно-звуковые пособия

1

П.И.Чайковский «Детский альбом»

1

2

М.П.Мусоргский «Музыкальные шедевры»

1

5.Игры и игрушки

1

Набор музыкальных инструментов

1

2

6.Оборудование класса

3

Пианино «Элегия»

2

4

Телевизор «SHARP»

1

5

Магнитофон «PHILIPS»

1

6

Ноутбук «SAMSUNG»

1











11


© 2010-2022