Урок по музыке на тему Творчество Ф. Шопена (4 класс)

План-конспект Цель урока: знакомить учащихся с  творчеством польского композитора Ф. Шопена. Задачи: Образовательная– формировать у учащихся конкретное представление об особенностях польской музыки и культуры; познакомить с особенностями польской музыки, с творчеством известного польского композитора Ф. Шопена.  Развивающая – развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока (интонация, дикция, динамика), музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкаль...
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю.

Директор школы _____________ М.Н. Переломова.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Маловасилёвская средняя общеобразовательная школа

2012-2013 учебный год


Урок музыки в 4 классе (III четверть)

Учитель музыки: Долгая Елена Геннадьевна

План-конспект

Цель урока: знакомить учащихся с творчеством польского композитора Ф. Шопена.

Задачи:

Образовательная -

формировать у учащихся конкретное представление об особенностях польской музыки и культуры; познакомить с особенностями польской музыки, с творчеством известного польского композитора Ф. Шопена.

Развивающая -

развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока (интонация, дикция, динамика), музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления), аналитическое мышление, речь, умение слушать и слышать музыку.

Воспитывающая-

воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус; способствовать формированию исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования, формированию музыкально-культурного кругозора личности.

Тип урока:

комбинированный.


Оборудование урока-

  • Фортепиано

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Экран

  • Музыкальный пульт

Музыкальный материал:

  • Полонез

  • Вальс

  • Мазурка

  • Ноктюрн

  • «Мамина песенка»

  • «Песенка-капель»

  • «Школа, школа».

Изобразительный материал:

портрет Ф. Шопена.

Методы обучения:

  • метод рассказа,

  • эмоциональная драматургия,

  • метод сравнения.

Интернет-ресурсы:


Литература:

  1. Тематическое планирование «Музыка» по программе Е.Д. Критской, Г.Н. Сергеевой 1-8 классы. 2010 год издания.

  2. Музыкальная энциклопедия.

  3. Вокальный словарь.


План урока.


Время

Этапы урока

Содержание

этапов

Деятельность учащихся

11.40 - 11.41

Организационный момент.


Построение

Приветствие

Готовность к уроку


11.41 - 11.50

Актуализация знаний.


Рассказ учителя

Слушание

11.50 - 11.55

Постановка учебной проблемы.


Музыкальные понятия:

  • Полонез

  • Вальс

  • Мазурка

  • Ноктюрн

Запись в тетрадь

11.55 - 12.05

Открытие нового знания.


Новый музыкальный материал:

фрагменты музыкальных произведений

Слушание


12.05 - 12.20

Вокально-хоровая работа


  • «Мамина песенка»

  • «Песенка-капель»

  • «Школа, школа»

Работа над песней

Исполнение

12.20 - 12.23

Итог урока.


Вопросы учителя

Ответы детей

12.23 - 12.24

Выставление оценок.

Подведение итогов урока

Дневник

12.24 - 12.25

Домашнее задание.


Задание учителя

Запись в дневнике











Конспект урока.


  1. Организационный момент:

Построение класса после звонка.

Приветствие.


  1. Актуализация знаний.

1 слайд (Вступление, тема)

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с польской музыкой. В польской музыке, как и в музыке народов любой страны, собрано только хорошее, ценное, доброе, что есть в народе. В этом её воспитательное и эстетическое значение: уметь понимать красоту жизни, учить красивым мыслям и поступкам.

Мировое признание польской музыке принесло творчество Фредерика Шопена, пианиста и композитора. Он расширил выразительные возможности фортепианной игры. Шопен очень любил народные песни и танцы и часто обращался к ним в своём творчестве.

2 слайд (портрет композитора)

Шопен родился 1 марта 1810 года в маленьком доме в Желязовой Воле, близ Варшавы. Дом стоял в парке, около реки, и в доме часто проводились музыкальные вечера, тогда фортепиано выносили из дома и ставили под елью, слушатели располагались под открытым небом. Такие вечера проводятся и сейчас, в этом доме располагается музей Шопена.

3 слайд (фото музея Ф. Шопена)

Очень рано проявились музыкальные способности Фредерика.

К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Кроме Фредерика, в семействе Шопен было еще три сестры.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время появилось одно из первых его сочинений - полонез соль-минор.

В 13 лет он поступил в лицей и через три года успешно его закончил. После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки.

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену. Его концерты прошли с огромным успехом. Шопен, его друзья и родные поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Ему казалось, что он навсегда покидает родину. Наконец, осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы в Париж, композитору в это время исполнилось 20лет. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей.

4 слайд (композитор в Париже)

Шопен…Музыка…Родина… Эти три слова объединяет любовь: любовь Шопена к музыке, Родине, народу Польши.

Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. Но жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины.

Он становится великим музыкантом и композитором, великим пианистом - виртуозом.

Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его близкий друг, вслед за ним - горячо любимый отец, затем у него сильно обострилась болезнь легких, которой он страдал с юных лет. И 17 октября 1849 года Шопена не стало. Похоронен композитор в Париже. В его могилу высыпали горсть привезенной с Родины земли, которую он бережно хранил всю жизнь. А несколько дней спустя, сестра Шопена увезла с собой сосуд с сердцем великого композитора. Сердце его замуровано в Варшаве в костеле Св.Креста

5 слайд (Варшавский Костел Св. Креста)

  1. Постановка учебной проблемы.

6 слайд (Всемирно-известные произведения Ф. Шопена)

Сегодня мы знакомимся со всемирно известными произведениями Фредерика Шопена.

7 слайд (Музыкальные понятия - ПОЛОНЕЗ, ВАЛЬС, МАЗУРКА, НОКТЮРН)

ПОЛОНЕЗ: - танец-шествие, торжественный вход в большой зал.

ВАЛЬС - бальный танец. С начала 19 века завоевал популярность во всех слоях европейского общества. Жанр и жанровые признаки вальса проникли во многие виды инструментальной и вокальной музыки различных композиторских школ.

МАЗУРКА - польский народный танец. В 19 веке стал бальным. Происходит от народного танца "Мазур" - крестьянский танец.

НОКТЮРН - с французского nocturne означает «ночной»

Ноктюрном называется небольшая инструментальная пьеса мечтательного лирического характера.


  1. Открытие нового знания.

8, 9,10,11,12,13 слайд (Всемирно-известные произведения Ф. Шопена)


(Звучит музыка "Полонез")

После прослушивания ученики выбирают на доске определение музыки "Полонез".

В таком же порядке разбираются музыка "Вальс" и знакомство с музыкой "Мазурка", «Ноктюрн».


  1. Раздел «Вокально-хоровая работа».

14 слайд (Название песен, текст)

Сегодня на уроке мы продолжаем учить мелодии песен. Повторяем слова, мелодию, ритм.

Споём песню по куплетам, припев все вместе.

Работа над произведениями

  • «Мамина песенка»

  • «Песенка-капель»

  • «Школа, школа»

V. Итог урока.

Музыку, какого композитора и какого народа мы сегодня услышали? (польского, Фредерика Шопена).

15 слайд (портрет Ф.Шопена)

Какие произведения Шопена сегодня прозвучали? (Полонез, Вальс, Мазурка, Ноктюрн).


VI. Выставление оценок.

Сегодня был замечательный урок - встреча с талантливым человеком и на память об этой встрече каждый из вас получает маленький портрет Фредерика Шопена.

Домашнее задание.

Вклеить в свою рабочую тетрадь по музыке портрет и подписать фамилию композитора, найти, какие ещё музыкальные произведения были созданы Фредериком Шопеном.

А теперь наш урок окончен.




© 2010-2022