Конспект занятия по вокалу на тему Средства музыкальной выразительности

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Конспект занятия по вокалу на тему:

«Средства музыкальной выразительности»


Подготовила:

Мець Т.В.,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО Дом детского творчества








Новый Уренгой

2016год

Тема: «Средства музыкальной выразительности».

Цель:

Закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.

Задачи:

Обучающие:

- Продолжить знакомство с основными средствами музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, штрих, ритм, дикция, лад.

- Научить учащихся определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении и пользоваться ими во время исполнения вокальных произведений.

Развивающие:

-Развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма, музыкальную память учащихся.

-Развивать творческое воображение.

Воспитательные:

-Воспитывать музыкальный вкус учащихся, эмоциональное отношение, устойчивый интерес к музыкальному искусству.

Форма проведения занятия: групповая.

Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (рассказ, объяснение, диалог)
- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ педагогом и воспроизведение услышанного учеником).

План занятия:
l. Организационный момент:

приветствие,сообщение темы урока.

II. Основная часть: 1.обьяснение темы;

2.разминка с использованием здоровье сберегающих технологий (дыхательная, артикуляционная гимнастика);

3. вокальные упражнения, работа над средствами музыкальной выразительности;

4.рРабота над дикцией.

5. работа над средствами музыкальной выразительности в песне «Человек хороший»

III. Заключительная часть:

Подведение итогов.

Ожидаемый результат:

Знание основных средств музыкальной выразительности,

Умение исполнять разные виды звуковедения, динамических оттенков, темпа и ритмических рисунков.

Развитие эмоционально-образного восприятия и характеристики музыкальных произведений, навыков коллективного исполнительства.


Ход занятия:


Пед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о средствах музыкальной выразительности, и познакомимся еще с одним.Давайте вспомним, что такое средства музыкальной выразительности и для чего они нужны? (это те помощники, которые помогают музыке меняться, развиваться, звучать интересно, ярко, красочно, выразительно, а нам, как исполнителям помогают передавать свои чувства, настроение, характер и образы через звук).

С чем можно сравнить средства музыкальной выразительности? (С красками в живописи). Если представить песню в виде цветка без музыкальных выразительных средств, каким он будет? (Показываю детям белый цветок). Без этих красок песня будет звучать не интересно, блекло, невыразительно.

В музыке много таких красок, с помощью которых мы можем раскрасить наши песни, с некоторыми мы уже знакомы.Сейчас я буду называть вам средства музыкальной выразительности , если вы знакомы с этим понятием, вы хлопаете в ладоши, если не знакомы, то можете потопать ногами.

Регистр, ритм, гармония, темп, лад, мелодия, дикция, тембр, штрихи, динамика. (Дети хлопают в ладоши или топают ногами).

-Я предлагаю вам раскрасить этот цветок музыкальными красками, но сначала мы сделаем небольшую, но очень важную разминку.

Упражнения на развитие диафрагмального дыхания: Плечи при вдохе расправленные, свободно опущенные, неподвижные.

Вдох в «живот», «в нижние ребра».

- медленный спокойный вдох - медленный выдох - короткий вдох - медленный ровный выдох - короткий вдох - ровный выдох на счет на 4, 8, 16 - короткий, бесшумный вдох - активный выдох на звук с, с, с, сссссссс

Артикуляционная гимнастика: «часики» (круговые вращения языка при сомкнутых губах),

«шпага» (уколоть языком правую, левую щеку),

«улыбка Буратино» (максимально растянуть сомкнутые губы, собрать губы в трубочку), произношение звуков И-У-А-У (активная работа губ) упражнения на раскрепощение челюсти, мышц лица.

Вокальные упражнения, работа над средствами музыкальной выразительности:

(Вокальные упражнения направлены на формирование основных певческих навыков: чистого интонирования, правильной певческой позиции, опоры звука, расширение диапазона, напевного льющегося звука, усвоению различных средств музыкальной выразительности: видов звуковедения, динамики, темпа).

Пед: Итак, внимание! (Нажимаю на ф-но несколько разбросанных, хаотичных звуков).

- Что вы сейчас услышали? (звуки).

- А какие звуки? (музыкальные).

(Исполняю мелодию песни «Во поле береза стояла»»)

- А что вы услышали сейчас? (мелодия).

- А почему в первый раз вы сказали, что это были музыкальные звуки, а во второй раз, что это была мелодия? (Потому что, когда звучала мелодия, звуки не только следовали друг за другом и звучали по очереди, но и ладили между собой.). Проигрываю две контрастные мелодии: монотонную на 2-3 звуках и яркую, выразительную. Какая мелодия вам понравилась больше (Ответы). Мелодия является самым главным средством музыкальной выразительности, от нее зависит, насколько яркой будет песня? (Ответы) Я предлагаю ее расположить в центре нашего цветка. Вы согласны?

(Ответы, дети распологаеют в центр «мелодию»).

Мелодия - это «душа музыки», это основа любой песни, (это основной мотив произведения). Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками. Давайте с вами попробуем проследить за мелодией с помощью рук - как будет двигаться мелодия, такие движения вы выполняете руками. Музыкально-пластическая работа в качестве физ. минутки - звучит мелодия, дети показывают ее движение рукой.

У: - Как двигалась мелодия в песне?

Д: - Плавно, без больших скачков…

Мелодия должна быть правильная и чистая, поэтому мы учимся слушать музыку, слушать друг друга, строить чистый унисон. Что такое унисон? (Ответ)

- вибрация губами бр, языком ррррр на трех звуках,

- упражнение на полетность звука «Маша-Миша-Мила» (Дети бросают в окошко воображаемым гномикам Маше, Мише и Миле воображаемые конфетки в виде звука, и пропевают «Ма-ша, Ми-ша, Ми-ла», стараясь, чтобы «конфетка улетела далеко» при этом показывая бросок рукой).

- работа над гласными а-э-и-о-у на одном звуке.

Пед: Послушайте следующее упражнения и скажите, какое средство музыкальной выразительности я использовала?

Исполняю упражнение в различных темпах: на слоги ла, (ма, за, бра, вра, гра, дра) пропеваю ступени до-ре-ми-ре-до

Д: меняется темп!

Пед: Что такое темп? (Д: это скорость движения музыки.) Одну и ту же мелодию можно исполнить в различном темпе, и она будет звучать по-разному.

Пед: Каким может быть темп? (Д: быстрым, медленным, умеренным)

- на слоги ла, (ма, за, бра, вра, гра, дра) пропеваем ступени до-ре-ми-ре-до (Добавляем лепесток с надписью «темп»)

Пед: Еще одно очень важное, интересное средство выразительности - ритм. Что такое ритм? (это чередование длинных и коротких звуков).
Предлагаю каждому из вас прохлопать свое имя. (Выполняем, обращаем внимание, что у каждого имени свой ритмический рисунок).
А теперь поиграем в - игру «Эхо». Я прохлопаю ритмический рисунок, а вы по очереди будете его повторять. (Прохлопываем вместе, по цепочке, вразброс)

Пед: Предлагаю прохлопать загадку, обратить внимание на ее ритмический рисунок:
Шел, шел без дорог.
Где шел - там и лег.
До весны пролежал, а потом побежал. (Снег)
(Добавляем лепесток с надписью «ритм»).

Пед: Послушайте следующее упражнение и скажите, какую краску я использовала ? Исполняю упражнение «Ходит зайка по саду» легато и стаккато. (Ответы детей)

Штрих - прием звукоизвлечения на музыкальном инструменте или голосом, имеющий выразительное значение (Легато, стаккато).

Выполняем упражнение, чередуя штрихи.

- упражнение «Ходит зайка по саду» легато и стаккато

(Добавляем лепесток с надписью «штрихи»).

Пед: А если я добавлю к этому упражнению вот такую краску, что-нибудь изменится? (Исполняю «Ходит зайка по саду» форте и пиано) Дети отвечают.

Пед: Что такое динамика? (это громкость в музыке)

- Какие динамические оттенки можно услышать в музыке? (форте, пиано)
- Что значит форте? (громко). А пиано? (тихо).

Выполнение упражнения «Ходит зайка по саду» с динамическими оттенками.

(Добавляем лепесток с надписью «динамические оттенки»).

Работа над дикцией:

Пед: Еще одно очень важное средство, без которого не будет выразительной песни - это дикция. Что такое дикция?

Д: Дикция - это четкое произношение слов.

Пед: Дети, какая должна быть дикция в пении? (Четкая, разборчивая, понятная).

Д: От чего зависит четкое, ясное произношение? (От активной работы губ, языка)
Работа над дикцией:

пропевание скороговорок: - от медленного темпа до быстрого, - от пиано (активный шепот) до форте.

От топота копыт пыль по полю летит.

Мы перебегали берега.

(Добавляем лепесток с надписью «дикция»).

Пед: - Сегодня я познакомлю вас с еще одной краской в музыке, ее называют его музыкальный лад. В каждом музыкальном произведении звуки подобраны не случайно, а связаны между собой.

Пед: Послушайте звуки (играю случайные, разбросанные звуки). Дружат ли они между собой? А эти звуки дружат между собой (звуки мажорного и минорного трезвучия)? Они живут дружно, то есть в ладу друг с другом. Отсюда и происходит название музыкального понятия - лад (слаженность, согласованность звуков). Предлагаю детям прослушать мажорное и минорное трезвучие и ответить, что они услышали. (Ответы).

Самые распространенные музыкальные лады: мажор и минор.
Мажор придает музыке светлый, радостный оттенок (проигрываю мажорную мелодию), а минор придает музыке грустный, иногда печальный оттенок (музыкальный пример).
Пед: Нужен ли нам лад как средство музыкальной выразительности для определения настроения? (Ответ детей). (Добавляем лепесток с надписью «лад»)

Работа над средствами музыкальной выразительности в песне «Человек хороший»:

Пед: Скажите, ребята, такой цветок может рассказать о любой песне?

(Ответы детей)

Пед: Да, потому, что в каждой песне присутствуют все эти краски, но у каждой песни он будет особенный, почему? (потому, что в каждой песне будут свои средства музыкальной выразительности (своя мелодия и динамика, темп и штрихи, лад, дикция, ритм), я предлагаю вам составить еще один цветок, который расскажет нам о песне «Человек хороший».

Обсуждаем, какой в этой песне лад (мажор), динамика, темп (быстрый),

штрихи (куплет-стаккато, припев - чередование легато и стаккато), ритм.

Дети составляют цветок.

Пед: Посмотрите, какой яркий, красивый цветок у нас получился! Глядя на него, мы можем рассказать о характере песни, которую мы сейчас исполним?

(Ответы детей) Дети исполняют песню «Человек хороший», используя средства музыкальной выразительности.

Итог занятия:
Пед: Итак, на сегодняшнем уроке мы вспомнили уже знакомые нам средства выразительности. Какие? (мелодия, динамика, темп, ритм, штрихи, дикция).

С каким средством музыкальной выразительности мы познакомились сегодня на занятии? (лад)
- Какой оттенок вносит мажор? Минор?
- Если бы вы были композиторами, то в каком ладу написали бы песню, соответствующую нашему занятию сегодня?
- И это ещё на всё, что я хотела вам рассказать, посмотрите, у меня есть еще один лепесток, но он со знаком вопроса. Как вы думаете, что это значит? (Ответы)

Да, у нас есть еще неизвестные музыкальные краски, но об этом мы узнаем на следующем уроке. До свиданья!



© 2010-2022