- Преподавателю
- Музыка
- Урок-встреча с новым музыкальным жанром Инструментальные жанры. Сюита
Урок-встреча с новым музыкальным жанром Инструментальные жанры. Сюита
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколова Л.А. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ. СЮИТА (урок-встреча с новым музыкальным жанром)
Цель: проследить роль классической музыки в раскрытии внутреннего мира ребенка.
Задачи : развивать умения слушать музыку, переводить музыкальные впечатления в словесные формулировки; закреплять базу ранее полученных теоретических знаний, представление о роли тембра в музыкальной палитре композитора; познакомить с музыкальным жанром сюита и связать между собой структурное сходство сюиты и кантаты; с понятием лейтмотив и его ролью в драматургии многочастного произведения.
ПЕРВЫЙ УРОК
Ход урока
Учитель. Мы изучали произведение вокального жанра, состоящее из многих частей. Его исполняет симфонический оркестр. У этого жанра есть сюжет. Как называется такой жанр? (Кантата.)
- В инструментальной музыке есть другой жанр, который строится по тем же законам, что и вокальная кантата, только в нём нет пения. Этот жанр называется сюита.
Учащиеся по ходу работы ведут записи в тетради.
На доске:
СЮИТА - МНОГОЧАСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ С СЮЖЕТОМ, ЕГО ИСПОЛНЯЕТ ОРКЕСТР, АНСАМБЛЬ ИЛИ СОЛО.
Работа над музыкальным произведением В. Овчинникова «Детская сюита».
Учитель. Мы начинаем работу с великолепной сюиты, которую написал специально для детей талантливый советский композитор Вячеслав Овчинников. Он так и назвал своё произведение - «Детская сюита». Вспомните, что у сюиты, как и у кантаты, есть сюжет. А как называется музыка, у которой есть название? (Программная музыка.)
- Я дала сюите второе название - «Один день ребёнка». В конце изучения темы вернемся к названию, которое я дала сюите. Определим, правильно ли оно дано.
В сюите 7 частей. Они тоже имеют названия:
1. Весна.
2. Прогулка
3. Прыгалки.
4. Возвращение с прогулки.
5. Аквариум
6. Механическая игрушка.
7. Песенка и финал.
- В этой сюите встречается и новый термин - лейтмотив. Термин этот обозначает мелодию, которая принадлежит одному конкретному герою; её наличие в музыке говорит о появлении этого героя, а её изменения рассказывают о событиях в жизни или характере её хозяина. Главный герой сюиты - маленький ребёнок. Лейтмотив ребёнка прост, ясен, его исполняет флейта.
Слушание первой части сюиты. В ней 3 фрагмента: соло флейты, большой фрагмент беспорядочных мотивов, напоминающих птичьи голоса, и эпизод медленного тягучего звучания.
В ходе беседы и дополнительного прослушивания музыки учитель обращает внимание учащихся на то, что первый флейтовый фрагмент являет собой образ ребёнка, наблюдающего утром через стекло за тем, что происходит в окружающем мире. Второй фрагмент - пробуждение птиц, их разноголосое пение; при помощи звучания фортепиано передается характерное дробное выстукивание дерева дятлом. Третий фрагмент -хорошо видимые в окне медленно плывущие в небе пушистые облака.
- Автор назвал эту часть «Весна». Принимаете ли вы такое название? (Можно ещё назвать «Весеннее утро», потому что такое бывает чаще всего в начале дня.)
- Думаю, что автор с вами согласился бы. Но что для нас главное в этой части - природа или человек, за ней наблюдающий? Вспомните, с чего начинается первая часть. Правильно, с лейтмотива ребёнка. Значит, эта музыка - природа глазами ребёнка. А если ребёнок видит в окно всю эту красоту, какое у него возникнет желание? (Увидеть это прямо на улице, то есть выйти гулять.)
- Композитор тоже думает именно так. Тогда прогулка на улице будет связана с лейтмотивом ребёнка или нет? (В «Прогулке» лейтмотив тоже должен быть.)
- Слушаем.
Слушание второй части сюиты - «Прогулка». Дети отмечают оживление темпа музыки, появление лейтмотива ребёнка в новом тембровом оформлении. Показательно появление скрип ки - как тёплого солнышка, арфовых переливов - как движения ветра. Отмечаем, что именно разные тембры одной темы ПОЗвО ляют различить местонахождение ребёнка - дома или на улице.
-На улице надо чем-то заниматься. О чём же должен рассказать нам автор, как не о детских играх? Третья часть названа автором «Прыгалки». Кто-нибудь из вас помнит этот спортивный предмет? Как его используют? В чём смысл занятия с прыгалками? Как об этом расскажет музыка?
Учитель акцентирует внимание учащихся на постоянстве ритмической однотипной фигуры, простоте мелодики, задорном и радостном звучании музыки. Отсутствие лейтмотива ребёнка воспринимается как прыгалки в руках другого ребёнка.
Вокальная работа над песней М. Минкова «Окно».
- Завершаем урок вокальной работой над песней М. Минкова «Окно». Находим связи между произведениями о детстве двух современников: М. Минкова и В. Овчинникова. Разумеется, в вокальной работе надо тоже позаботиться о сохранении образа песни - образа одиночества.
* ВТОРОЙ УРОК Ход урока
Групповая работа над музыкальным произведением В. Овчинникова «Детская сюита».
Учите ль. Давайте вспомним понятия, изученные нами: лейтмотив и сюита.
Прослушивание четвертой части - «Возвращение с прогулки». Проводится беседа, где актуализируется внимание на лейтмотиве произведения, характере музыки, раскрывается тема или остается непонятной.
-Дома игры маленького ребёнка будут, наверно, менее активными, чем вне дома.
Слушание пятой части. Отмечаем разделение части на две составляющие: образ ребенка, наблюдающего странный, таинственный мир аквариума. Удивительно завораживающе звучит эпизод аквариума - здесь композитор использует разную метрику звуковых пластов. Дети воспринимают общее звучание как нечто совершенно фантастическое. На тихое «шуршание» струнных накладываются скользящие «тени» рыбьих тел, сыгранные деревянными духовыми инструментами; это скольжение - медленное, равнодушное, отстранённое.
- «Механическая игрушка» - такова программа следующей части. Эта игрушка - не картинка в книжке; что здесь должно быть? (Движение.)
- Но какое? (Короткое, повторяющееся, механическое.) -Слушаем.
Слушание шестой части. Дети улавливают равномерное, повторяющееся движение, напоминающее покачивание или раскачивание, начинают двигать руками под ритмические фигуры.
- Что скажете? (Похоже на качели. А какая это игрушка?) - Откуда же мне знать? Автор ничего об этом не сказал. А разве это важно? (Нет, не валено, пусть каждый представит всё, что ему захочется.)
- Кстати, у меня есть детские воспоминания на эту тему. Однажды мой папа принес домой маленькую заводную обезьянку с очень длинными руками, сжатыми в крепкие кулачки. Когда её заведёшь, она начинает кувыркаться на одном месте, опираясь на кулачки. В сегодняшней музыке я вижу именно такую обезьянку. Давайте прослушаем ещё раз.
Повторное слушание шестой части.
-Но день не бесконечен. Наступает вечер. А что дальше узнаете сами.
Слушание седьмой части - «Песенка и финал».
-Есть что-то в этой музыке, что вам хотелось бы отметить? (Здесь звучал лейтмотив, но только у скрипки.)
- Что при этом изменилось? (От этого музыка стала еще ласковей, нежней.)
- Но ведь для ребёнка была важна флейта в лейтмотиве? Не кажется ли вам, что это не сам ребёнок, а кто-то, очень близкий ему и любящий ребенка? (Это мама, когда она, видимо, поёт ребёнку колыбельную песню.)
- Согласна, очень похоже на колыбельную. Мы ведь с вами давно знаем, что для песни слова необязательны - инструменты умеют петь почти также внятно, как и человек голосом. А что в конце? (Всё как-то странно закрутилось, завертелось и пропало. Наверно, ребёнок заснул.)
- Вот и закончился один день ребёнка. Ведь так я назвала сюиту по-своему. Вы меня поддерживаете? (Конечно!)
- Тогда пора заглянуть в другое «окно», вспомнить песню Марка Минкова.
Вокальная работа над песней М. Минкова «Окно».