Урок-встреча с новым музыкальным жанром Инструментальные жанры. Сюита

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ. СЮИТА (урок-встреча с новым музыкальным жанром)

Цель: проследить роль классической музыки в раскрытии внутреннего мира ребенка.

Задачи : развивать умения слушать музыку, переводить музыкальные впечатления в словесные формулировки; закреп­лять базу ранее полученных теоретических знаний, представле­ние о роли тембра в музыкальной палитре композитора; позна­комить с музыкальным жанром сюита и связать между собой структурное сходство сюиты и кантаты; с понятием лейтмотив и его ролью в драматургии многочастного произведения.

ПЕРВЫЙ УРОК

Ход урока

Учитель. Мы изучали произведение вокального жанра, состоящее из многих частей. Его исполняет симфонический оркестр. У этого жанра есть сюжет. Как называется такой жанр? (Кантата.)

- В инструментальной музыке есть другой жанр, который строится по тем же законам, что и вокальная кантата, только в нём нет пения. Этот жанр называется сюита.

Учащиеся по ходу работы ведут записи в тетради.

На доске:

СЮИТА - МНОГОЧАСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ С СЮЖЕТОМ, ЕГО ИСПОЛНЯЕТ ОРКЕСТР, АНСАМБЛЬ ИЛИ СОЛО.

Работа над музыкальным произведением В. Овчинникова «Детская сюита».

Учитель. Мы начинаем работу с великолепной сюиты, ко­торую написал специально для детей талантливый советский ком­позитор Вячеслав Овчинников. Он так и назвал своё произведе­ние - «Детская сюита». Вспомните, что у сюиты, как и у кантаты, есть сюжет. А как называется музыка, у которой есть название? (Программная музыка.)

- Я дала сюите второе название - «Один день ребёнка». В конце изучения темы вернемся к названию, которое я дала сюите. Определим, правильно ли оно дано.

В сюите 7 частей. Они тоже имеют названия:

1. Весна.

2. Прогулка

3. Прыгалки.

4. Возвращение с прогулки.

5. Аквариум

6. Механическая игрушка.

7. Песенка и финал.

- В этой сюите встречается и новый термин - лейтмотив. Термин этот обозначает мелодию, которая принадлежит одному конкретному герою; её наличие в музыке говорит о появлении этого героя, а её изменения рассказывают о событиях в жизни или характере её хозяина. Главный герой сюиты - маленький ребёнок. Лейтмотив ребёнка прост, ясен, его исполняет флейта.

Слушание первой части сюиты. В ней 3 фрагмента: соло флейты, большой фрагмент беспорядочных мотивов, напомина­ющих птичьи голоса, и эпизод медленного тягучего звучания.

В ходе беседы и дополнительного прослушивания музыки учитель обращает внимание учащихся на то, что первый флей­товый фрагмент являет собой образ ребёнка, наблюдающего утром через стекло за тем, что происходит в окружающем мире. Второй фрагмент - пробуждение птиц, их разноголосое пение; при помощи звучания фортепиано передается характер­ное дробное выстукивание дерева дятлом. Третий фрагмент -хорошо видимые в окне медленно плывущие в небе пушистые облака.

- Автор назвал эту часть «Весна». Принимаете ли вы такое название? (Можно ещё назвать «Весеннее утро», потому что такое бывает чаще всего в начале дня.)

- Думаю, что автор с вами согласился бы. Но что для нас главное в этой части - природа или человек, за ней наблюдаю­щий? Вспомните, с чего начинается первая часть. Правильно, с лейтмотива ребёнка. Значит, эта музыка - природа глазами ребёнка. А если ребёнок видит в окно всю эту красоту, какое у него возникнет желание? (Увидеть это прямо на улице, то есть выйти гулять.)

- Композитор тоже думает именно так. Тогда прогулка на ули­це будет связана с лейтмотивом ребёнка или нет? (В «Прогулке» лейтмотив тоже должен быть.)

- Слушаем.

Слушание второй части сюиты - «Прогулка». Дети отме­чают оживление темпа музыки, появление лейтмотива ребёнка в новом тембровом оформлении. Показательно появление скрип ки - как тёплого солнышка, арфовых переливов - как движения ветра. Отмечаем, что именно разные тембры одной темы ПОЗвО ляют различить местонахождение ребёнка - дома или на улице.

-На улице надо чем-то заниматься. О чём же должен рас­сказать нам автор, как не о детских играх? Третья часть названа автором «Прыгалки». Кто-нибудь из вас помнит этот спортив­ный предмет? Как его используют? В чём смысл занятия с пры­галками? Как об этом расскажет музыка?

Учитель акцентирует внимание учащихся на постоянстве ритмической однотипной фигуры, простоте мелодики, задор­ном и радостном звучании музыки. Отсутствие лейтмотива ребёнка воспринимается как прыгалки в руках другого ребёнка.

Вокальная работа над песней М. Минкова «Окно».

- Завершаем урок вокальной работой над песней М. Минкова «Окно». Находим связи между произведениями о детстве двух современников: М. Минкова и В. Овчинникова. Разумеется, в во­кальной работе надо тоже позаботиться о сохранении образа пес­ни - образа одиночества.

* ВТОРОЙ УРОК Ход урока

Групповая работа над музыкальным произведением В. Овчин­никова «Детская сюита».

Учите ль. Давайте вспомним понятия, изученные нами: лейтмотив и сюита.

Прослушивание четвертой части - «Возвращение с прогул­ки». Проводится беседа, где актуализируется внимание на лейт­мотиве произведения, характере музыки, раскрывается тема или остается непонятной.

-Дома игры маленького ребёнка будут, наверно, менее ак­тивными, чем вне дома.

Слушание пятой части. Отмечаем разделение части на две составляющие: образ ребенка, наблюдающего странный, таин­ственный мир аквариума. Удивительно завораживающе звучит эпизод аквариума - здесь композитор использует разную мет­рику звуковых пластов. Дети воспринимают общее звучание как нечто совершенно фантастическое. На тихое «шуршание» струнных накладываются скользящие «тени» рыбьих тел, сыг­ранные деревянными духовыми инструментами; это скольже­ние - медленное, равнодушное, отстранённое.

- «Механическая игрушка» - такова программа следующей части. Эта игрушка - не картинка в книжке; что здесь должно быть? (Движение.)

- Но какое? (Короткое, повторяющееся, механическое.) -Слушаем.

Слушание шестой части. Дети улавливают равномерное, повторяющееся движение, напоминающее покачивание или рас­качивание, начинают двигать руками под ритмические фигуры.

- Что скажете? (Похоже на качели. А какая это игрушка?) - Откуда же мне знать? Автор ничего об этом не сказал. А разве это важно? (Нет, не валено, пусть каждый представит всё, что ему захочется.)

- Кстати, у меня есть детские воспоминания на эту тему. Однажды мой папа принес домой маленькую заводную обезьян­ку с очень длинными руками, сжатыми в крепкие кулачки. Ко­гда её заведёшь, она начинает кувыркаться на одном месте, опи­раясь на кулачки. В сегодняшней музыке я вижу именно такую обезьянку. Давайте прослушаем ещё раз.

Повторное слушание шестой части.

-Но день не бесконечен. Наступает вечер. А что дальше узнаете сами.

Слушание седьмой части - «Песенка и финал».

-Есть что-то в этой музыке, что вам хотелось бы отметить? (Здесь звучал лейтмотив, но только у скрипки.)

- Что при этом изменилось? (От этого музыка стала еще ласковей, нежней.)

- Но ведь для ребёнка была важна флейта в лейтмотиве? Не кажется ли вам, что это не сам ребёнок, а кто-то, очень близ­кий ему и любящий ребенка? (Это мама, когда она, видимо, поёт ребёнку колыбельную песню.)

- Согласна, очень похоже на колыбельную. Мы ведь с вами давно знаем, что для песни слова необязательны - инструменты умеют петь почти также внятно, как и человек голосом. А что в конце? (Всё как-то странно закрутилось, завертелось и про­пало. Наверно, ребёнок заснул.)

- Вот и закончился один день ребёнка. Ведь так я назвала сюиту по-своему. Вы меня поддерживаете? (Конечно!)

- Тогда пора заглянуть в другое «окно», вспомнить песню Марка Минкова.

Вокальная работа над песней М. Минкова «Окно».


© 2010-2022