- Преподавателю
- Музыка
- УРОК МУЗЫКИ В 5-ом КЛАССЕ В МБОУ С (К) ОШ «ЗЛАГОДА» для детей с ОВЗ
УРОК МУЗЫКИ В 5-ом КЛАССЕ В МБОУ С (К) ОШ «ЗЛАГОДА» для детей с ОВЗ
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | ЧЕРДАНЦЕВА Т.Т. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УРОК МУЗЫКИ В 5-ом КЛАССЕ В МБОУ С(К)ОШ «ЗЛАГОДА»
для детей с ОВЗ г.Симферополь
Учитель музыки ЧЕРДАНЦЕВА Татьяна Тимофеевна
ТЕМА УРОКА: ЗАЩИТА РОДИНЫ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ
(урок-погружение)
Цель: показать значение темы «Защита Родины) в русской музыке
Задачи: развивать у детей умения слушать и слышать предложенный музыкальный материал, осмысливать услышанное, развивать ассоциативное мышление; воспитывать патриотическое отношение к Родине, знакомит с понятием кантата, с 4-й частью кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»; разучить современную народную песню «Шел ленинградский паренек».
Музыкальный материал урока: песня из к/ф «Офицеры»; С.С.Прокофьев, 4-я часть кантаты «Александр Невский» - «Вставайте, люди русские»; «Шел ленинградский паренек» (современная народная песня времен войны); «Богатырская сила» (А.Пахмутова, Н.Добронравов).
Используемые на уроке технические средства: музыкальный центр, ноутбук, магнитная доска, DVD-диски с художественными фильмами «Александр Невский», «Офицеры»; репродукции картин «Александр Невский» П.Корин и «Богатыри» М.Васнецов; портреты С.С.Прокофьева и С.Эйзенштейна; аккордеон; солдатский котелок времен войны; живая гвоздика.
ХОД УРОКА
На доске - надпись «1941 год», плакат «Победа над Москвой», живая красная гвоздика рядом с плакатом.
На мелодию из хора «Вставайте, люди русские» учитель поет слова : «Приветствую я вас, друзья». Просит в ответ пропеть эту же мелодию со словами: «Приветствуем, учитель, Вас».
- Запомните, пожалуйста, эту мелодию, мы с вами еще встретимся сегодня.
Недавно вся страна отмечала очень важную дату - 74-ю годовщину победы под Москвой. И этот урок я посвящаю тем, кто, не жалея жизни, сражался за нашу столицу и победил.
На мониторе компьютера идут титры с музыкой из к/ф «Офицеры», звучит песня «От героев былых времен…», муз.Р.Хозака, сл.Е.Грановича.
От героев былых времен
Не осталось порой имен -
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
- Когда началась война, диктор Юрий Левитан объявил об этом по радио.
В далеком прошлом радио не было. Как же люди узнавали о вражеском нашествии? (Об этом им сообщал колокольный звон).
- Как называется колокольный звон тревожного характера? (Набат).
- Вот если бы вам нужно было созвать людей на войну, какими словами вы бы это сделали: приходите? собирайтесь? поднимайтесь? вставайте? (Вставайте!)
- Кто должен встать (Люди). Какой национальности эти люди? (Русские).
- Соедините все вместе фразу, зовущую к борьбе (Вставайте, люди русские!).
- Если бы меня позвали вот с такой интонацией, я бы точно не пошла. Придайте вашему голосу энергию призыва и повторите эту фразу еще раз. (Вставайте, люди русские!).
- Давайте попробуем так же мощно пропеть эти слова с мелодией, которая звучала в начале урока.
Учитель напоминает мелодию, дает тон. Разучивание первой темы 4-ой части кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой!
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
Живым бойцам почет и честь,
А мертвым - слава вечная.
За отчий дом, за русский край
Вставайте, люди русские!
- Каков характер темы, которую мы пропели? (Мужественный, суровый, военный, героический).
- Правильно ли предположить, что музыка о войне может быть светлой, напевной, красивой? (Скорее всего, неправильно. Так не может быть).
Послушайте, что звучит дальше.
Учитель наигрывает и поет вторую тему - «На Руси родной…»
На Руси родной, на Руси большой
Не бывать врагу!
Поднимайся, встань,
Мать родная Русь!
- Не правда ли, перед нами прекрасная, певучая, светлая, но все равно военная музыка? Зачем героической призывной музыке нужен фрагмент другого звучания?(Для солдат. Тревожная музыка - это музыка войны, а светлая - музыка довоенная. Солдаты вспоминают то, ради чего они сражаются, - мир и счастье).
- Давайте выстроим логику нашего музыкального фрагмента: мы слышали тревожное начало войны, русских людей зовут на защиту Родины; затем музыка напоминает защитникам, как прекрасна Родина для каждого человека. Хорошее ли окончание? Или надо иначе закончить эту часть? (Надо снова позвать на войну, как в начале).
- Давайте послушаем, так ли мыслить композитор.
Прослушивание всей части целиком.
- Совпало ли ваше предположение с решением композитора? (Да.) Понравилась ли вам музыка? Ее написал замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Он сочинил музыку сначала к кинофильму, а потом на ее основе составил кантату.
Демонстрация портретов Прокофьева и Эйзенштейна; учитель коротко рассказывает о создании фильма и их совместной работе.
- Даю вам задание: посмотрите фрагмент фильма и сравните его музыку с аналогичным фрагментом кантаты.
Просмотр фрагмента кинофильма.
- Чем-нибудь различается музыка в фильме и музыка кантаты? (Все части в кантате звучат целиком, а в кино - с перерывом.)
- Как вы думаете, почему так? (Наверное, потому, что в кино важнее то, что показывают на экране, а музыка играет не такую важную роль.)
- Вы совершенно правы: в кино у музыки особая задача - она подчеркивает, углубляет, усиливает то, что несет в себе изображение. Да и слова здесь есть удивительно сильные : «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля русская!» Кому могут принадлежать эти слова? (Александру Невскому.)
- Именно это имя стало названием и художественного фильма и кантаты.
Посмотрите сюда. (Репродукция картины П.Корина «Александр Невский.)
- Кто здесь изображен? Почему его представляют таким богатырем? (Ответы детей.)
- Корин писал свою картину в самые тяжелые годы войны, и в те же годы была сложена вот эта песня.
Учитель поет первый куплет песни «Шел ленинградский паренек». Разучивание.
Шел ленинградский паренек.
Был путь неровен и далек.
И где б ни ходил он,
Повсюду носил он
Солдатский простой котелок.
- Что такое котелок?
Дети дают свои ответы, учитель показывает настоящий котелок времен войны (если есть такая возможность).
Вокальная работа. Исполнение песни под аккомпанемент фортепиано.
Была та ночка нелегка.
В бою убили паренька.
А вышли из боя -
И имя героя
Прочли мы на дне котелка.
Блеснул долгожданный огонек,
Пришла расплата, вышел срок.
Поклялись герою
Берлинской водою
Наполнить его котелок.
- Можно ли этого бойца, совсем еще мальчика, назвать богатырем? Почему? (Ответы детей)
Демонстрация репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри».
- Кому знакома эта картина? Кто на ней изображен? Почему? (Ответы детей.)
- Не просто силу свою показывают богатыри - они Родину от врагов защищают. «Есть такая профессия - Родину защищать!»
Учащиеся покидают класс под звучащую песню «Богатырская сила» А.Пахмутовой и Н.Добронравова.
То не грозное небо хмурится,
Не сверкают в степи клинки -
Это батюшки Ильи Муромца
Вышли биться ученики.
За победу их ветры молятся,
Ждут их тернии и венцы.
Разгулялися добры молодцы,
Распотешились молодцы.
Припев:
Эх, да надобно жить красиво!
Эх, да надо нам жить раздольно!
Богатырская наша сила,
Сила духа и сила воли!
Используемая литература:
Н.Н Рябенко - Сборник «Уроки музыки в 1-7 классе», 2006 г.