УРОК МУЗЫКИ В 5-ом КЛАССЕ В МБОУ С (К) ОШ «ЗЛАГОДА» для детей с ОВЗ

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК МУЗЫКИ В 5-ом КЛАССЕ В МБОУ С(К)ОШ «ЗЛАГОДА»

для детей с ОВЗ г.Симферополь

Учитель музыки ЧЕРДАНЦЕВА Татьяна Тимофеевна

ТЕМА УРОКА: ЗАЩИТА РОДИНЫ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ

(урок-погружение)

Цель: показать значение темы «Защита Родины) в русской музыке

Задачи: развивать у детей умения слушать и слышать предложенный музыкальный материал, осмысливать услышанное, развивать ассоциативное мышление; воспитывать патриотическое отношение к Родине, знакомит с понятием кантата, с 4-й частью кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»; разучить современную народную песню «Шел ленинградский паренек».

Музыкальный материал урока: песня из к/ф «Офицеры»; С.С.Прокофьев, 4-я часть кантаты «Александр Невский» - «Вставайте, люди русские»; «Шел ленинградский паренек» (современная народная песня времен войны); «Богатырская сила» (А.Пахмутова, Н.Добронравов).

Используемые на уроке технические средства: музыкальный центр, ноутбук, магнитная доска, DVD-диски с художественными фильмами «Александр Невский», «Офицеры»; репродукции картин «Александр Невский» П.Корин и «Богатыри» М.Васнецов; портреты С.С.Прокофьева и С.Эйзенштейна; аккордеон; солдатский котелок времен войны; живая гвоздика.

ХОД УРОКА

На доске - надпись «1941 год», плакат «Победа над Москвой», живая красная гвоздика рядом с плакатом.

На мелодию из хора «Вставайте, люди русские» учитель поет слова : «Приветствую я вас, друзья». Просит в ответ пропеть эту же мелодию со словами: «Приветствуем, учитель, Вас».

- Запомните, пожалуйста, эту мелодию, мы с вами еще встретимся сегодня.

Недавно вся страна отмечала очень важную дату - 74-ю годовщину победы под Москвой. И этот урок я посвящаю тем, кто, не жалея жизни, сражался за нашу столицу и победил.

На мониторе компьютера идут титры с музыкой из к/ф «Офицеры», звучит песня «От героев былых времен…», муз.Р.Хозака, сл.Е.Грановича.

От героев былых времен

Не осталось порой имен -

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землей и травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь, нам завещанный одним,

Мы в груди храним.

- Когда началась война, диктор Юрий Левитан объявил об этом по радио.

В далеком прошлом радио не было. Как же люди узнавали о вражеском нашествии? (Об этом им сообщал колокольный звон).

- Как называется колокольный звон тревожного характера? (Набат).

- Вот если бы вам нужно было созвать людей на войну, какими словами вы бы это сделали: приходите? собирайтесь? поднимайтесь? вставайте? (Вставайте!)

- Кто должен встать (Люди). Какой национальности эти люди? (Русские).

- Соедините все вместе фразу, зовущую к борьбе (Вставайте, люди русские!).

- Если бы меня позвали вот с такой интонацией, я бы точно не пошла. Придайте вашему голосу энергию призыва и повторите эту фразу еще раз. (Вставайте, люди русские!).

- Давайте попробуем так же мощно пропеть эти слова с мелодией, которая звучала в начале урока.

Учитель напоминает мелодию, дает тон. Разучивание первой темы 4-ой части кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой!

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Живым бойцам почет и честь,

А мертвым - слава вечная.

За отчий дом, за русский край

Вставайте, люди русские!

- Каков характер темы, которую мы пропели? (Мужественный, суровый, военный, героический).

- Правильно ли предположить, что музыка о войне может быть светлой, напевной, красивой? (Скорее всего, неправильно. Так не может быть).

Послушайте, что звучит дальше.

Учитель наигрывает и поет вторую тему - «На Руси родной…»

На Руси родной, на Руси большой

Не бывать врагу!

Поднимайся, встань,

Мать родная Русь!

- Не правда ли, перед нами прекрасная, певучая, светлая, но все равно военная музыка? Зачем героической призывной музыке нужен фрагмент другого звучания?(Для солдат. Тревожная музыка - это музыка войны, а светлая - музыка довоенная. Солдаты вспоминают то, ради чего они сражаются, - мир и счастье).

- Давайте выстроим логику нашего музыкального фрагмента: мы слышали тревожное начало войны, русских людей зовут на защиту Родины; затем музыка напоминает защитникам, как прекрасна Родина для каждого человека. Хорошее ли окончание? Или надо иначе закончить эту часть? (Надо снова позвать на войну, как в начале).

- Давайте послушаем, так ли мыслить композитор.

Прослушивание всей части целиком.

- Совпало ли ваше предположение с решением композитора? (Да.) Понравилась ли вам музыка? Ее написал замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Он сочинил музыку сначала к кинофильму, а потом на ее основе составил кантату.

Демонстрация портретов Прокофьева и Эйзенштейна; учитель коротко рассказывает о создании фильма и их совместной работе.

- Даю вам задание: посмотрите фрагмент фильма и сравните его музыку с аналогичным фрагментом кантаты.

Просмотр фрагмента кинофильма.

- Чем-нибудь различается музыка в фильме и музыка кантаты? (Все части в кантате звучат целиком, а в кино - с перерывом.)

- Как вы думаете, почему так? (Наверное, потому, что в кино важнее то, что показывают на экране, а музыка играет не такую важную роль.)

- Вы совершенно правы: в кино у музыки особая задача - она подчеркивает, углубляет, усиливает то, что несет в себе изображение. Да и слова здесь есть удивительно сильные : «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля русская!» Кому могут принадлежать эти слова? (Александру Невскому.)

- Именно это имя стало названием и художественного фильма и кантаты.

Посмотрите сюда. (Репродукция картины П.Корина «Александр Невский.)

- Кто здесь изображен? Почему его представляют таким богатырем? (Ответы детей.)

- Корин писал свою картину в самые тяжелые годы войны, и в те же годы была сложена вот эта песня.

Учитель поет первый куплет песни «Шел ленинградский паренек». Разучивание.

Шел ленинградский паренек.

Был путь неровен и далек.

И где б ни ходил он,

Повсюду носил он

Солдатский простой котелок.

- Что такое котелок?

Дети дают свои ответы, учитель показывает настоящий котелок времен войны (если есть такая возможность).

Вокальная работа. Исполнение песни под аккомпанемент фортепиано.

Была та ночка нелегка.

В бою убили паренька.

А вышли из боя -

И имя героя

Прочли мы на дне котелка.

Блеснул долгожданный огонек,

Пришла расплата, вышел срок.

Поклялись герою

Берлинской водою

Наполнить его котелок.

- Можно ли этого бойца, совсем еще мальчика, назвать богатырем? Почему? (Ответы детей)

Демонстрация репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри».

- Кому знакома эта картина? Кто на ней изображен? Почему? (Ответы детей.)

- Не просто силу свою показывают богатыри - они Родину от врагов защищают. «Есть такая профессия - Родину защищать!»

Учащиеся покидают класс под звучащую песню «Богатырская сила» А.Пахмутовой и Н.Добронравова.

То не грозное небо хмурится,

Не сверкают в степи клинки -

Это батюшки Ильи Муромца

Вышли биться ученики.

За победу их ветры молятся,

Ждут их тернии и венцы.

Разгулялися добры молодцы,

Распотешились молодцы.

Припев:

Эх, да надобно жить красиво!

Эх, да надо нам жить раздольно!

Богатырская наша сила,

Сила духа и сила воли!

Используемая литература:

Н.Н Рябенко - Сборник «Уроки музыки в 1-7 классе», 2006 г.



© 2010-2022