Проект урока Музыкальная Вена. Венские классики

Тема урока: Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики. (Эпиграф: «Музыка – одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе». Бертольд Авербах). Тема года: Музыкальное путешествие. Тип проектируемого урока: урок введения в тему (изучение нового материала). Образовательные цели урока: познакомить учащихся с музыкальным направлением «венские классики»; дать понятие о музыкальном жанре «квартет» и научить выделять его среди других жанров; ввести понятие «колоратурное...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этап урока

Содержание деятельности

Учитель

Учащиеся

Обоснование

Организационный момент.



Слушание.


Изучение нового материала.












Слушание.







Физкультминутка.




Вокальная работа.







-


Домашнее задание.

Подведение итогов.







.

Звучит квартет Йозефа Гайдна.

На доске высказывание: «Музыка - это мировой язык и не нуждается в переводе, ибо говорит душе».

- Ребята, путешествуя по разным странам мира и знакомясь творчеством великих композиторов, мы с вами убеждаемся в том, что музыка - это мировой язык, понятный всем и не требующий перевода. Потому что музыка обращается к душе человека, его чувствам и переживаниям. Сегодня мы с вами перенесемся в 18 век, в удивительно музыкальную страну. Попробуйте догадаться в какую? Ответ вам подскажет музыка.

Звучит «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарта.

- Музыка какого вида прозвучала?

- Для каких инструментов написано это произведение?

- Как оно называется?

- Кто автор этого произведения?

- В какой стране родился В.А.Моцарт?

- Совершенно верно. «Серенада» В.А.Моцарта привела нас в Австрию.

Ребята, как вы думаете, с какой целью мы отправляемся в Австрию?

- Столица Австрии - город Вена, который по праву считается музыкальной столицей мира.

Сейчас вы увидите презентацию «Музыкальная Вена». После просмотра постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  1. Какие композиторы творили в Вене?

  2. В каком веке Вена являлась крупнейшим центром музыкальной культуры?

  3. Какие грандиозные мероприятия проводятся ежегодно в Вене?

Видеопрезентация «Музыкальная Вена».

Учитель повторяет вопросы.

Учащимся предлагается открыть учебники на стр. 46.

Такой была Вена во времена Моцарта. Город роскошных дворцов, величественных площадей, живописных садов. Город блестящий, куда

стремились попасть молодые музыканты, поэты, художники,

чтобы прославиться. Вы видите портреты трех знаменитых композито-

ров, которых объединила Вена. Прочитайте, пожалуйста, о них в учеб-

никах на стр.46.




- Итак, кого называют венскими классиками?

- Почему венскими?

-Почему классиками?

- С творчеством венских классиков связан расцвет следующих жанров:

опера, симфония, соната, квартет.

(На доске вывешены названия музыкальных жанров).

-Какие музыкальные жанры вам известны?

- Сейчас вы услышите незнакомое произведение Йозефа Гайдна. Попробуйте, что необычного в его звучании.

Слушание фрагмента квартета Й.Гайдна.

-К какому виду музыки относится это произведение?

-Какой тип преобладает?

- Какая по характеру музыка? Какое в ней настроение?

-В чем необычность исполнения? Какие инструменты звучат?

-Всего четыре музыканта исполняют это произведение, поэтому такой

музыкальный жанр получил название квартет.

-Давайте вспомним, как называется исполнение одним музыкантом?

-Двумя исполнителями?

-Тремя исполнителями?

-Прочитайте, пожалуйста, в учебниках на стр.48 о составе классического квартета.


- Рассмотрите, пожалуйста, в учебниках репродукцию неизвестного

художника «Струнный квартет».

Мода 18 века - кальсоны, фраки, напудренные парики.

При том, что каждый участник квартета исполняет самостоятельную

партию, его общее звучание отличается единством и стройностью.

-Ребята, вы когда-нибудь были на настоящем венском бале? Сейчас вам представится такая возможность. Музыкальная Вена приглашает вас на великолепный бал, где мы будем танцевать прекрасный вальс?

Звучит вальс П.И.Чайковского из балета «Спящая красавица».

Творчество Гайдна, Моцарта и Бетховена оказало огромное влияние на дальнейшее развитие музыкального искусства. И в наши дни музыка венских классиков встречается повсюду, в музыкальных рингтонах, в заставках к телевизионным передачам. Можно сказать, что это «чудо», которое живет повсюду. И мы с вами продолжаем разучивать песню про чудо - музыку.

Как называется эта песня?

Разучивание песни Я.Дубравина, сл. В.Суслова «Всюду музыка живет».

(Внимание на четкое произношение, гибкую фразировку. Вокализиро-

ванное пение на слог «да». Разучивание со словами. Работа над штри-

хами).

- К какому виду музыки относятся песни?

-Какой самый крупный вокальный жанр?

-Что такое опера?

- Оперный жанр в творчестве венских классиков представлен в основ-

ном сочинениями В.А.Моцарта. Нам предстоит услышать арию Царицы ночи из его оперы-сказки «Волшебная флейта».

Повелительница мрака и зла, коварная Царица одержима идеей

власти над миром. Она стремится победить мудрого правителя За-

растро и захватить его талисман - священный солнечный диск.

«Ужасной мести жаждет мое сердце! Я беспощадна!» - восклицает

Царица ночи. Она повелевает родной дочери погубить Зарастро.

- Что такое ария?

Ария Царицы ночи - это ария мести.

Как вы думаете, какое будет звучание арии по характеру?

Теперь послушаем арию В.А.Моцарта?

Слушание арии Царицы ночи.

- Какое настроение в арии Моцарта?

-Какой голос исполняет арию?

-Колоратурное сопрано- это самый высокий женский голос, способный

исполнять самые трудные вокальные украшения. Эта ария -

одна из самых высоких женских партий в мировой музыке.

Певица берет «фа» третьей октавы.

Преподаватель наигрывает пассаж из арии.

- Рассмотрите, пожалуйста, в учебниках эскиз декорации к этой арии.

Нарисуйте, пожалуйста, дома Царицу ночи такой, какой вы ее себе представили после прослушивания арии В.А.Моцарта. (Задание выполняется по желанию).

-В какой стране мы сегодня побывали?

-Назовите столицу Австрии?

-Как называют трех великих композиторов Й.Гайдна, В.А.Моцарта,

Л.Бетховена?

-Какие музыкальные жанры достигли своего расцвета в творчестве

венских классиков?

-Какие инструменты входят в состав классического квартета?

-Кто написал арию Царицы ночи?

- Что такое колоратурное сопрано?

-Ребята, прав ли был немецкий писатель сказав, что «музыка - это мировой язык и не нуждается в переводе, ибо говорит душе»? Почему? Может кто-то не согласен?

Наше путешествие подходит к концу? Что вам больше всего запомнилось? Какие музыкальные фрагменты вам понравились? Хотели бы побывать в музыкальной Вене?

-Музыка, написанная венскими классиками удивительна красива.

Наш урок - путешествие мне хотелось бы закончить песней про

красоту, которая живет повсюду и делает людей чище, добрее.

Исполнение песни «Живет на свете красота» Ю.Антонова.

-Наше путешествие подошло к концу. Все ребята отлично поработали на уроке и заслужили оценку «5».

Звучит музыка квартета Й.Гайдна.





- Инструментального.

- Для струнного оркестра.

- «Маленькая ночная серенада».

- Вольфганг Амадей Моцарт.

- В Австрии.

Учащиеся определяют цель урока.



Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся рассматривают репро-

дукции в учебниках.


Учащиеся читают вслух.

- Огромное значение для мировой

музыкальной культуры имеет

творчество австрийских компози-

торов - Й. Гайдна, В.Моцарта,

Л.Бетховена. Их называют венски-

ми классиками. Венскими - потому

что значительная часть их творчес-

кой жизни была связана с Веной.

Классиками - потому что создан-

ные ими произведения получили

всемирное признание как выдаю-

щиеся, образцовые.

Ребята пересказывают прочитан-

ный материал.


-Симфония, опера.

Учащиеся используют таблицу

эмоциональных терминов.

-К инструментальному.

-Черты танцевальности.

- Светлая, радостная и т.д.

-Струнные.

-Соло.

-Дуэт.

-Трио.

-Классический (струнный) квартет

включает четыре инструмента -

две скрипки, альт и виолончель.


Учащиеся повторяют за учителем вальсовые движения.




Коллективная работа класса над вокальными трудностями.

-К вокальному.

-Опера.

-Музыкально-драматическое

произведение, где соединяются

слово, музыка и театральное

действие.



-Музыкальная характеристика

главного героя.

Учащиеся предлагают свои варианты.

-Грозное, решительное.

-Женский. Сопрано.



Ребята отвечают на вопросы.



Дети высказывают свои мнения.

Учащиеся делятся своими впечатлениями.


Учащиеся исполняют песню.


Учащиеся выходят из класса под музыку.


Звучание музыки создает атмо-

сферу « вхождения в эпоху вен-

ских классиков», настраивает на восприятие нового материала.



Создание поисковой ситуации.

Актуализация ранее изученного материла.




Исторический экскурс. Расширение кругозора.







Первичная проверка усвоения новых знаний.


Актуализация ранее изученного

материала.

Анализ музыкального

произведения с обращением к

средствам музыкального языка.


Новый материал подается частями. Использование приема

сопоставления с ранее изученным

материалом.




Снятие усталости, эмоционального напряжения.



Вокализированное исполнение

помогает в работе над интонационной четкостью. Разу-

чивание текста способствует осмыслению и передачи в соб-

ственном исполнении образного

содержания песни.

Актуализация ранее изученного

материала. Мотивация на даль-

нейшую учебную деятельность.

Изучение нового материала.



Развитие воображения.


Метод анализа художественного

произведения с помощью табли-

цы эмоциональных терминов.


Развитие наглядно-образного мышления.

Кульминация в драматургии урока.

Актуализация нового материала по теме урока.

Концентрация на основных моментах темы.

Диагностика усвоения материала.


Рефлексия.


Вокальная кульминация урока.




© 2010-2022