Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии, во втором классе по теме: Дифференциация звуков [C] - [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях.   (конспект урока) Составила: учитель-логопед Андреева Светлана Васильевна г.Белореченск, 2015 г.   Технологии: Информационно-коммуникативная Игровая Здоровье сберегающая технология   Цель: Дифференциация звуков [C] —[З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях.   Задачи - коррекционно-обра...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное учреждение «Центр развития образования» муниципального образования Белореченский район Краснодарский край


Конспект подгруппового логопедического занятия

по коррекции акустической дисграфии,

во втором классе по теме:

Дифференциация звуков [C] - [З] и букв «С» - «3» в слогах,

в словах и предложениях.


(конспект урока)

Составила:

учитель-логопед

Андреева Светлана Васильевна

г.Белореченск, 2015 г.


Технологии: Информационно-коммуникативная

Игровая

Здоровье сберегающая технология


Цель: Дифференциация звуков [C] - [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях.

Задачи

- коррекционно-образовательные:

Закрепить чёткую дифференциацию фонем [С] - [З] по глухости - звонкости в слогах, словах и предложениях;

Устранить на письме специфические ошибки, связанные со смешением букв «С» - «З»;

Развивать зрительное восприятие, внимание, оптико-пространственное ориентирование;

Совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;

Обогащение и активизация словаря.

-коррекционно-развивающие:

развивать зрительное внимание и память;

развивать словесно-логическое мышление;

развивать общую и мелкую моторику;

развивать навыки звуко-буквенного анализа;

-коррекциооно-воспитательные:

развивать навыки взаимодействия;

воспитывать доброе отношение друг к другу, к окружающим, к

окружающей среде;

воспитывать желание помочь другому.

- здоровьесберегающие:

планировать объем материала с учетом возрастной нормы;

соблюдать правильную осанку ребенка;

следить за правильным освещением рабочего места;

способствовать созданию благоприятного психологического климата;

чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

- компьютер,

- магнитофон,

- предметные картинки,

- индивидуальные зеркала,

- сигнальные карточки,

- поезд, три вагона (на плакате),

- флажки,

- профили.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас будет очень интересное занятие, на котором мы встретимся со звонкими и глухими согласными звуками и буквами и отправимся в путешествие на поезде.

1. Что такое буква?

- Букву мы видим и пишем.

Что такое звук?

- Звук мы произносим и слышим.

- С какими двумя звуками и буквами мы будем знакомиться и учиться различать их, вы сейчас узнаете.

Пальчиковая гимнастика с использованием компьютера.

Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях.


2. Послушайте загадки

По полю скачет -

Ушки прячет,

Встанет столбом -

Ушки торчком.

(Заяц)

- Какой первый звук в отгадке?

Звук [3].

- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой «3»)

- Покажите эту букву.

- Послушайте вторую загадку

Кто пасет овен и коз

Там, где луг травой зарос?

(Пастух)

- Какой 3-й звук в отгадке?

Звук [С]

- Какой буквой обозначается этот звук?

Буквой ― «С». Покажите эту букву. Добиваюсь ответов детей.

- Дайте характеристику звука [С].

II. Основная часть

II. Постановка цели занятия

1. Сегодня на занятии будем учиться правильно произносить звук [С] и звук и различать их в слогах, словах, предложениях (различение букв «С» и «3» на письме).

Повторение артикуляции звуков

2. Давайте повторим артикуляцию этих звуков

- Как расположены губы, зубы и язык при произношении этих звуков?

(Губы в улыбке, зубы сомкнуты, кончик языка упирается в нижние резцы)

- Как работают голосовые связки при произношении звука [3] и [С]?

(При произношении звука [3] ― голосовые связки вибрируют. Значит звук [3] звонкий звук. При произношении звука [С] ― голосовые связки остаются в покое). Звук [С] ― глухой.

Артикуляционная гимнастика (использовать индивидуальные зеркала).

Мимическая гимнастика.

ДДифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях.

ети выполняют мимическую гимнастику

Повторение ранее изученного


  1. Дифференциация звуков [С] и [3] в слогах. (Дифференциация букв «С» и «3» в слогах).

- Образуйте слоги. Прочитайте их.

Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях.

- Прочитать слоги хором. Какой слог ударный?

за - са - за аз - ас - аз

са - за - са оз - ос - оз

зо - со - зо уз - ус - уз

4. Сейчас поиграем в игру

На доске изображение поезда (на плакате)

Этот поезд пойдет и не сделает аварию, если вы правильно услышите в словах звуки [С], [3] и поднимете сигнальную карточку (определить место звука [С] и [3] в словах).

Послушайте слова: фазан, зонт, зайка, цапля, слон, солнце, салют, грибы, ваза, изба, пастух, язык, поляна, утка, совы, гнездо, лента, самолет, звезды.

«Веселая гимнастика для глаз»

Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

5. Хлопни в ладоши, если услышите звук [С] в словах: сорока, бандура, ведро, комар, соль, яйцо, сабля, рис, колос, щука, бусы, карась.

Поднимите флажок, если услышите звук [3] в словах: звезды, соль, зверята, задача, маяк, зайка, караван, календарь, гвозди, зубы, суп.

Работа в тетрадях. Слова со звуком З написать в один столбик, слова со звуком С написать в другой столбик.

6. На столе находятся предметные картинки

Разложите их так, чтобы вверху были расположены картинки в которых есть звук [3]. (красочные картинки со звуком [3]). Назовите картинки (заяц, коза, фазан, узор, газон, зубы, розы, ваза, замок, завод, арбузы).

А внизу расположите картинки в которых есть звук [С], (красочные картинки со звуком [С]). Назовите картинки словами (сова, ослик, фасоль, оса, сад, коса, лиса, гусак, сынок, бусы).

Предлагаю детям назвать картинки словами.

Запись слов в тетрадях выборочно.

Одной чертой подчеркнуть «С» и двумя чертами «3»

7. Физминутка

Зарядка

(Текст стихотворения сопровождается движениями детей)

Каждый день по утрам Делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравится нам Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба)

Руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (4 раза),

Прыгать и скакать (10 прыжков).

8. Игра «Доскажи словечко, которое начинается со звука [С]».

Хором

Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора, огромен он.

Ты узнал, кто это? …......

(Слон)

Верещунья, белобока,

И зовут её …..........

(Сорока)

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что такое? …................

(Самолет)

- А сейчас доскажите словечко, которое начинается со звука [3].

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю …..............

(Зарядку)

В коридоре топот ног,

То зовет всех в класс …..........

(Звонок)

Я сижу едва не плача,

Очень трудная ….............

(Задача)

Дети повторяют хором и индивидуально.

Упражнения в употреблении слов в измененной форме

сова-совы заноза-

змея- соска-

(Работа в тетрадях). Одной чертой подчеркнуть «С» и двумя чертами «3»

9. Игра «Ответь одним словом»

Кто сидит на скворечнике? (Скворец)

Кто выращивает цветы? (Садовник)

Что делает девочка? (Зарядку)

(Использую красочные картинки)

Мимическая гимнастика. Улыбнутся как: кот на солнышке, само солнышко и т.д.

10. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы

…...асов

…...астава

…...аросли

за....той

за....ада (Релаксация с использованием магнитофона (музыка).)

Работа в тетрадях, списать слова вставляя пропущенные буквы.

Одной чертой подчеркнуть «С» и двумя чертами «3»

Проверяем задание.

Дифференциация звуков [С) и [3] в предложениях

1. Прочитать и списать предложения, вставляя пропущенные слова

На столе стояла …............ с розами (ваза)

У подъезда …........... такси (стоит)

Проверяем задание.

2. Дополните предложение по картинке. (На доске плакат)

Захар купил красивый............. (самокат)

(Ласточка) ….......... летит в гнездо

(Самолет) ….......... взял курс на север.

Прочитать и списать предложения. (Работа в тетрадях)


III. Итог занятия.

- Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?

Задание на дом: Упражнение. Выучить стихотворение.

Разыгрался ветер

На лесной поляне,

Закружил осину

В красном сарафане.

И листок с берёзы

Золотистой пчёлкой

Вьётся и летает

Над колючей ёлкой;

А под ёлкой грузди

Замостили мостик...

До свидания, ёлка,

Приезжай к нам в гости!

(Е. Трутнева.)

Упражнение. Выучить пословицу.

Не стыдно не знать

Стыдно не учиться.

Литература


  • Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. - М.:Издательство ГНОМ и Д, 2006.

  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: АРКТИ, 2003.

  • Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.

  • Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки: Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: КАРО, 2009.

  • Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. - М.: Издательство ГНОМ, 2012.

  • Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь! - СПб.: Издательский дом «Литера», 2011.

Учитель-логопед МКУ ЦРО

Андреева Светлана Васильевна

2015 г.

8

© 2010-2022