• Преподавателю
  • Музыка
  • Разработка внеурочной программы дополнительного образования детей Музыкальный калейдоскоп

Разработка внеурочной программы дополнительного образования детей Музыкальный калейдоскоп

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Г.ЕГОРЬЕВСКА


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СОШ № 3 с УИОП

_________________И.А.Становова

Приказ №__ от 31.08.15г.




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Музыкальный калейдоскоп»










Педагог: Феоктистова Елена Владимировна


Возраст детей: 7-11лет

Количество часов в неделю: 1 час

Срок реализации: 4 года

2015г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная идея программы внеуророчной деятельности учащихся в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом - на развитие специальных предметных компетенций художественного творчества.

Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.

В танцевальном и театральном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания. В этом единстве заключена сила его эстетического, нравственного воздействия. Только в ходе развития творческих способностей начинается подлинное эстетическое воспитание. Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты - это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм.

Программа «Музыкальный калейдоскоп» модифицирована и составлена на основе методического пособия для педагога дополнительного образования Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева. Детский музыкальный театр/ Волгоград: Учитель, 2008

Чрезвычайно благоприятным для развития творческих способностей является такой вид искусства, как танец. Танец как синтетический вид искусства сочетает в себе: музыку, телодвижение, артистичность. Танец, как и любой другой вид искусства, имеет свой выразительный язык, который в силу образной условности органично сочетается с условным языком музыки. Восприятие музыки в танец активно, что побуждает к танцевальному действию. Неразрывно от танца выступает и театральный вид искусства. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов, филологией; позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства.

Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.

Программа опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится с учетом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка в области познания театрального и танцевального искусства.

Приобщение детей к танцевальному и театральному искусству, ведет к развитию их художественного вкуса и физического совершенствования.

Цель внеурочной программы:

Воспитание гармоничной разносторонней личности, развитие ее творческого потенциала и общекультурного кругозора, способной активно воспринимать искусство.

Обучающие задачи:

  • формировать целостное представление об искусстве;

  • сформировать навыки творческой деятельности;

  • сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства;

  • сформировать навыки творческой деятельности;

  • сформировать навыки и умения в области актерского мастерства, вокально-хорового исполнительства;


  • развивать музыкальный слух и чувство ритма;

  • работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания.

Развивающие задачи:

  • создать условия реализации творческих способностей;

  • развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;

  • выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;

  • сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.

Воспитательные задачи:

  • способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;

  • развивать способность активного восприятия искусства;

  • расширять общекультурный кругозор обучающихся;

Новизна программы состоит в личностно ориентированном обучении.

Задача педагога состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребёнка, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.

Основной принцип программы - постепенность в усвоении материала: «от первых шагов до постановки спектаклей и танцев на сцене».

Основным условием приема является желание учащихся.

При разработке программы учитываются способности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности. Программа рассчитана на 4 года обучения, с 1 по 4 класс, на изучение в каждом классе отведено по 1 часу в неделю.

Особенности возрастной группы детей.

Ведущая деятельность данной возрастной группы детей - игровая.

Из психологических новообразований нужно отметить предпосылки логического мышления, появляется произвольность психических процессов; формируется планирующая функция мышления (внутренний план действия); а так же рефлексия.

В коллектив принимаются дети независимо от их музыкальных данных. Определяющим фактором является активное желание ребенка и заинтересованность его родителей. Тем не менее, все дети проходят прослушивание, где определяется и фиксируется:

- музыкальный слух;

- вокальные данные;

- креативность.

Это является первоначальной диагностикой уровня развития способностей ребенка. В дальнейшем диагностика проводится два раза в год. Это позволяет скорректировать работу педагога таким образом, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и группы в целом.

Прогнозируемые результаты.

Знания умения и навыки в конце первого года обучения

1.Учащиеся должны иметь представление о танце и театре как виде искусства.

2. Учащиеся должны освоить понятия «ритм», «счет», и узнать, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом учащиеся должны уметь различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с началом музыкальной фразы.

3.Уметь двигаться в такт музыке.

4.Иметь навыки актерской выразительности.

5.Иметь навыки концентрации внимания и координации движений. Иметь представление о сценической культуре, навыки выступления на концертах и мини-спектаклях.

Знания умения и навыки в конце второго года обучения

1.Учащиеся должны знать понятия: ансамбль, импровизация, партия, знать средства музыкальной выразительности.

2. Ориентироваться в специальной терминологии. Иметь навыки игры в музыкальном спектакле.

3. Учащиеся должны уметь:

- действовать в коллективе;

- управлять интонацией своего голоса;

- действовать в вымышленных обстоятельствах;

- проанализировать литературное, музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности;

- импровизировать на заданную тему.

Знания умения и навыки в конце третьего года обучения

1. Уметь действовать в вымышленных обстоятельствах.

2. Уметь управлять интонацией голоса и движениями тела.

3.Иметь представление об истории возникновения и развития театра и балета.

4. Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

Знания умения и навыки в конце четвертого года обучения

1. Знать основы музыкальной и сценической грамоты.

2. Знать понятия: жанр, драма, трагедия, комедия, мюзикл.

3. Иметь представление о современных течениях в искусстве.

4. Иметь навыки самостоятельной работы на сценической площадке.

5. Иметь навыки исполнительского искусства парами и в группах.

6. Уметь самостоятельно работать с музыкальным и литературным материалом.

7. Приобрести аналитические умения и навыки.

Данная программа направлена на развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.

Итогом деятельности учащихся является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие их в постановке сценических номеров.

Учебно-воспитательная работа.

Самостоятельная работа детей в целях оказания помощи друг другу воспитывает в детях чувство коллективизма и трудолюбия.

Выступление на концертах, участие в общественно-массовых мероприятиях воспитывают в детей чувство ответственности и пунктуальности. Коллектив должен работать в союзе: дети - педагог - родители. Решение проблем коллектива вместе с родителями делает его более сплоченным и взаимно заинтересованным.

Учебно-тематический план занятий первого года обучения

№ п/п

Содержание темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Вместе весело играть

4


4

Веселая гимнастика

4


4

С песенкой по лесенке

4

1

3

Работа над репертуаром

6

1

5

Этюдная работа

4

1

3

Танцевальная импровизация под музыку

4

1

3

Волшебной музыки страна

4

1

3

В гостях у сказки

2

1

1

Итоговое занятие

1


1


Итого:

33

6

27


Учебно-тематический план занятий второго года обучения

№ п/п

Содержание темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1


Азбука театра

4

1

3

Элементы сценической грамоты

10

3

7

Элементы музыкальной грамоты

6

2

4

Музыкальный театр. Балет. Движения под музыку.

4

2

5

Работа над репертуаром

5


6

Диагностика

1


1

Индивидуальные занятия

2


2

Итоговое занятие

1


1


Итого:

34

9

25

Содержание программы первого года обучения


урока

в четверти

Тема занятия.

Кол-во часов


1

Вводное занятие. Давайте познакомимся. Волшебной музыки страна.

1

2

Волшебной музыки страна.

1

3

Веселая гимнастика.

1

4

Вместе весело играть.

1

5-6

В гостях у сказки.

2

7-8

Работа над репертуаром.

2


1

Танцевальная импровизация под музыку.

1

2

Волшебной музыки страна.

1

3-4

Этюдная работа.

2

5-6

С песенкой по лесенке.

2

7-8

Работа над репертуаром.

2


1-2

Вместе весело играть.

2

3-4

Веселая гимнастика.

2

5

Танцевальная импровизация под музыку.

1

6

Работа над репертуаром.

1

7

С песенкой по лесенке.

1

8

Волшебной музыки страна.

1

9

Этюдная работа.

1


1-2

Танцевальная импровизация под музыку.

2

3

Этюдная работа.

1

4

Вместе весело играть

1

5

Веселая гимнастика.

1

6

С песенкой по лесенке

1

7

Работа над репертуаром.

1

8

Итоговое занятие.

1

Итого:

33

Содержание программы второго года обучения

урока

в четверти

Тема занятия.

Кол-во часов


1

Вводное занятие.

1

2

Диагностика. Прослушивание.

1

3

«Один за всех, все за одного». Индивидуальные занятия.

1

4

Великое Театральное Царство

1

5

Звук, рожденный зрителями

1

6

Реклама на папирусе (афиша)

1

7

Путешествие за кулисы

1

8

Мир музыки. Звук и музыка.

1


1

Интонация и образы звука.

1

2

Что такое петь чисто?

1

3

Техника речи. История Демосфена

1

4

Речевой аппарат «Подайте мне…голос»

1

5

Работа на репертуаром

1

6

Ритм в музыке и движении.

1

7-8

В мире ритма: ритм в мире.

2


1-2

Музыка. Образ. Движение.

2

3-4

Сценический этюд. Элементы сценодвижения.

2

5

Грим. Театральный костюм.

1

6-8

Работа на репертуаром

3

9

Краски музыки(тембр)

1

10

«Своими глазами» -экскурсии

1


1-2

Элементы сценической грамоты.

2

3-4

Музыкальная палитра. Элементы музыкальной грамоты.

2

5

Сюжетно-ролевые игры

1

6

Индивидуальные занятия

1

7

Работа над репертуаром.

1

8

Итоговое занятие.

1

Итого:

34

Учебно-тематический план занятий третьего года обучения

№ п/п

Содержание темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Волшебная страна балет.

5

1

4

Волшебное путешествие в музыкальную страну - Опера

4

1

4

С песенкой по лесенке

4

1

3

Работа над репертуаром

6

1

5

Этюдная работа

4

1

3

Танцевальная импровизация под музыку

4

1

3

Великое театральное царство

4

1

3

Сценический этюд. Театральный костюм.

2

1

1

Итоговое занятие

1


1


Итого:

34

7

27

Содержание программы третьего года обучения

урока

в четверти

Тема занятия.

Кол-во часов

1

Вводное занятие.

1

2

Волшебная страна балет.

1

3

Веселое путешествие в театр балета.

1

4

Вместе будем танцевать.

1

5-6

В гостях у сказки. Балет «Золушка" С.С.Пркофьев.

2

7-8

Работа над репертуаром.

2

9

Танцевальная импровизация под музыку.

1

10-11

Волшебное путешествие в музыкальную страну - Опера «Снегурочка» Римский -Корсаков.

2

12

Сценический этюд.

1

13-14

С песенкой по лесенке.

2

15-16

Работа над репертуаром.

2

17-18

Вместе весело играть. Подвижные игры под музыку.

2

19-20

Веселая гимнастика.

2

21-22

Танцевальная импровизация под музыку.

2

23-24

Работа над репертуаром.

2

25

Этюдная работа.

1

26-27

Великое театральное царство.

2

28

Сценический этюд. Элементы сценодвижения.

1

29

Сценический этюд. Театральный костюм.

1

30

Веселая гимнастика.

1

31

С песенкой по лесенке

1

32-33

Работа над репертуаром.

2

34

Итоговое занятие.

1

Итого:

34


Учебно-тематический план занятий четвертого года обучения

№ п/п

Содержание темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Волшебная страна оперы и балета.

5

1

4

Волшебное путешествие в музыкальную страну - Симфония

4

1

4

С песенкой по лесенке

4


3

Работа над репертуаром

3


3

Волшебная страна -Мюзикл.

3

1

3

Этюдная работа

4

1

2

Танцевальная импровизация под музыку

4

1

3

Великое театральное царство

4

1

3

Сценический этюд. Театральный костюм.

2

1

1

Итоговое занятие

1


1


Итого:

34

7

27

Содержание программы четвертого года обучения

урока

в четверти

Тема занятия.

Кол-во часов

1

Вводное занятие.

1

2

Волшебные страны: «Опера» и «Балет».

1

3

Веселое путешествие в театр оперы и балета.

1

4

Вместе будем петь и танцевать.

1

5-6

В гостях у сказки. Разучивание песен .

2

7-8

Работа над репертуаром.

2

9

Танцевальная импровизация под музыку.

1

10-11

Волшебное путешествие в музыкальную страну - Симфония.

2

12

. Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С.Прокофьев.

1

13-14

Сценический этюд. Пластическое интонирование.

2

15-16

С песенкой по лесенке.

2

17-18

. Веселая гимнастика

2

19-20

. Вместе весело играть. Подвижные игры под музыку

2

21-22

Танцевальная импровизация под музыку.

2

23-24

Работа над репертуаром.

2

25

«Мюзикл».Знакомство с героями любимого детского мюзикла. (По выбору учителя).

1

26-27

Великое театральное царство.

2

28

Сценический этюд. Элементы сценодвижения.

1

29

Сценический этюд. Театральный костюм.

1

30

Веселая гимнастика.

1

31

С песенкой по лесенке

1

32-33

Работа над репертуаром.

2

34

Итоговое занятие.

1

Итого:

34

Критерии оценивания

различных видов работ - в соответствии с Методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98г. № 1561)/14-15 «Контроль и оценка результата обучения в начальной школе» в первом классе обучение является безотметочным.

Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими. Приоритет самооценки.

Самооценка ученика предшествует оценке сверстников и учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).

К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

- усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

- сформированность общеучебных умений деятельности младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать);

- развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.













Список литературы

  1. Лисицкая Т.С. Хореография и танец [текст] /Т.С.Лисицкая. - М, 1998.-с.18-42.

  2. Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий/авт.-сост. Н.А.Белибихина, Л.А.Королева. - Волгоград: Учитель, 2009. -с.35-46.

  3. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации /авт.-сост. Е.Х.Афанасенко и др. - Волгоград: Учитель, 2011г..

Разработка внеурочной программы дополнительного образования детей Музыкальный калейдоскоп

© 2010-2022