Разработка урока по ФГОС на тему Колокольный звон (5 класс)

Урок  в 5 классе по теме «Колокольный звон» Цели урока:   Обучающие: ü  познакомить с разными видами колокольного звона; ü  познакомить с историей возникновения колоколов; ü  помочь осмыслить, какой след оставил колокольный звон в музыке.Развивающие: ü  формировать навыки работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала; ü  формировать самостоятельность мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы;ü  формировать умение находить главное, разви...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 5 классе по теме «Колокольный звон»


Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить с разными видами колокольного звона;

  • познакомить с историей возникновения колоколов;

  • помочь осмыслить, какой след оставил колокольный звон в музыке.

Развивающие:

  • формировать навыки работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала;

  • формировать самостоятельность мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы;

  • формировать умение находить главное, развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать, обобщать результаты, делать умозаключение;

  • разучить песню «Малиновый звон».

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность;

  • воспитывать чувства патриотизма и уважения к истории России, к её православной и музыкальной культуре;

  • воспитывать уважительное отношение к мнению других, собранность, чёткость действий в процессе работы.

Оборудование урока: презентация к уроку «Колокольный звон», для презентации - компьютер, проектор, экран, распечатки текстов.

Тип урока: комбинированный урок.

Используемая технология: технология развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся и их возможные ответы

I. Фаза ВЫЗОВ

(пробуждение

имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)

 Информационная и мотивационная функции














Целеполагание








Систематизационная










II. Фаза РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА

(получение новой информации)



















Этап вокально-хоровой работы










III. Фаза РЕФЛЕКСИЯ

(осмысление, рождение нового знания)


- Ребята, нам с вами предстоит рассмотреть интересную тему. Сейчас я расскажу удивительную историю, а ваша задача назвать тему предстоящего урока.

"Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивясь этому русскому чуду, восклицали: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие! А вернувшись, домой из странствий и, вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире»"

Ну а в народе об этом национальном чуде говорили проще:

СЛАЙД№1

- За уши повесят, да за язык подергают - станешь петь.

- Лезу, лезу по железу

Вылезу на мостик

Дерну быка за хвост

Бык заревет - весь народ соберет.

- Из земли взяли, на огне грели,

Опять в землю положили;

А как вынули-стали бить,

Чтобы мог говорить.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

СЛАЙД №2 (изображение колокола)

- Слушайте! (Звучит фонограмма колокольного звона)

- Совершенно верно. Наш урок будет посвящен замечательному явлению в русской культуре - колокольному звону и тема его так и называется «Колокольный звон». СЛАЙД №3,4

- Мы проведем сегодня исследование по теме. Что бы вы хотели узнать о колокольных звонах?



- Опираясь на прозвучавшие вопросы, интересующие вас, попробуем сформулировать цель нашего урока.



- Предлагаю исследовательскую работу организовать в малых творческих группах.

Прием "Корзина идей"

(На доске нарисована корзинка, где условно собирается все, что дети знают по данной теме)

Давайте вспомним всё, что вы знаете о колоколах, обменяйтесь информацией в группах. Затем каждая группа по очереди называет одно сведение или факт по данной теме, не повторяя сказанного ранее. И всё, что вы вспомните, мы поместим в нашу «корзину идей» в виде коротких тезисов.

- А теперь давайте прочитаем текст и убедимся в правильности своих ответов.

Работа с текстом (распечатки)

- На какие вопросы есть ответы в тексте?



СЛАЙД №5,6,7,8,9,10,11

- Какая информация для вас оказалась новой? интересной?

СЛАЙД №12,13

Физкультминутка

А давайте у нас в классе устроим настоящую звонницу! Я попрошу сейчас всех встать в шахматном порядке. Колокола бывают разные по размеру. Какие? (большие, средние, маленькие). Как звучит большой колокол - низко. Быстро или медленно звонят большие колокола? - медленно. Итак, всё наше тело превращается в большой колокол. Начинаем звонить - показать движение. Как звонят маленькие колокольчики - высоко. Быстро или медленно - очень быстро. Взяли все в руки маленькие колокольчики. Звоним - (только кистью) показать движения. Какие ещё колокола остались - средние. Превращаемся в средние колокола.

Задание классу:

- Найдите в учебнике, с чем сравнивают звучание колокола?

- Обратите внимание, какие замечательные слова нашла сестра известной поэтесса Серебряного века Марины Цветаевой, Анастасия Цветаева, сравнивая колокольный звон с грозовым ударом, птичьим щебетом больших птиц,

Неспроста такие разные образы. Существуют несколько видов колокольного звона, о которых сейчас нам расскажут докладчики (выступление докладчиков).

Благовест - ровные удары в один из колоколов. Самый старый звон.

Благовест - благая весть (мир, покой, добро, радость, счастье, праздник)

(Слушаем благовест)

- Как звучит колокол?

СЛАЙД №14

Трезвон - это характерный ритмический звон, звон в несколько колоколов, в три приема; бывает после благовеста. Самый сложный.

(Слушаем трезвон)

- Как звучит колокол?


Малиновый - глубокий, ровный и мягкий (звон в «отборные» колокола).

(Слушаем малиновый звон)

- Как звучит малиновый звон?

Набат - тревожный сигнал для сбора народа, по случаю пожара либо иной общей опасности. (Слушаем набат)

- Как звучит набат? Музыка будет звучать в высоком или низком регистре? Какие чувства передаст нам музыка?

Это интересно!

Колокола в храме находятся на колокольне либо в специально построенной звоннице.

- Как называли человека, который звонил в колокола?

- Как вы думаете, это легкое или трудное дело? (фрагмент видео)

Проведём музыкальную викторину.

Задание классу:

- Поставьте цифры в таблице в том порядке, в котором будут звучать колокольный звоны.

Колокольный звон

порядок

БЛАГОВЕСТ


ТРЕЗВОН


МАЛИНОВЫЙ


НАБАТ


СЛАЙД №15

- Можно ли назвать колокольные звоны музыкой?

- Обладают ли они средствами выразительности?

Колокольные звоны настолько красивы, что многие композиторы используют звучание колоколов в своих произведениях.

- Послушайте фрагмент произведения М. Мусоргского из оперы «Борис Годунов».

СЛАЙД №16

- Какие инструменты вы здесь услышали?

- Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке?

- А как вы догадались?

- А какая по характеру звучала музыка?


Артикуляционная гимнастика:
Упр. № 1

- "Конфета" (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд);

Упр. № 2

- "Часики" (рот полуоткрыт, язык перемещается из правой стороны губ к левой.).

Упр. № 3

- "Лошадка" (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка "лошадка цокает копытами")

Упр. № 4

- "Покусаем язык" - улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать кончик языка - покусывать середину языка. Во время выполнения упражнения произносить:"та-та-та".
Упр.№5

- "Болтушка" (рот полуоткрыт, энергично болтать языком, задевая кончиком верхнюю губу).

Сейчас мы прослушаем песню «Малиновый звон» и разучим.

СЛАЙД №17

(этап разучивания песни)

СЛАЙД №18,19,20,21

Это интересно!

- Малиновый звон появился благодаря Петру I. Оказывается, выражение «малиновый звон», не имеет отношения ни к птице малиновке, ни к ягоде малине, а происходит от названия бельгийского города Мехелен.

- На Международной космической станции есть колокол. В него бьют каждый раз, когда происходит смена капитана.

А сейчас попробуем подвести итог нашим открытиям, каждая группа составит синквейн на тему урока «Колокольный звон». СЛАЙД №22


- Какую учебную цель мы поставили в начале урока? Решили ли мы эту задачу?

- Что нового сегодня на уроке вы узнали?

- Возникли ли у вас проблемы в ходе изучения данной темы, какие?

- Что осталось непонятным?



Домашнее задание (на выбор):

- разгадать кроссворд

- решить тест

СЛАЙД №23

Итак, ребята возьмите колокольчик и позвоните.

- Вы сегодня хорошо поработали! Я очень рада. Спасибо Вам за урок! До свидания!








- О колоколах




Возможные варианты

- Где и когда появились колокола?

- Где звучал колокол?

- Откуда взялось слово «колокол»?

- Какими бывают колокольные звоны?

- Какое место он занимает в нашей жизни?

- Познакомиться с историей происхождения колоколов.

- Определить, какой след оставили колокольные звоны в русской классической музыке.

- Раскрыть значимость колокольных звонов в культуре русского народа.


Групповая работа.

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения по данному вопросу.



Ответы детей:

- Откуда взялось слово «колокол»? Когда оно зародилось?

- Почему так назвали этот инструмент?

- Для чего нужны были колокола на Руси?

- Где находится самый главный и большой колокол нашей страны, как называется?

- Колоколам, как и людям, давал имена.

- Колокола способны лечить.







Ответы детей:

- Удары в колокол, как грозовой удар.

-Заголосило, залилось птичьим щебетом, неведомых больших птиц.



Краткая запись в тетради


- Звон звучит медленно, четко, неторопливо.

Создает торжественное настроение.

Краткая запись в тетради

- Несколько колоколов звонят одновременно и создают ощущение праздника.

Это звон звучит быстро, в нем есть голоса разной высоты.

Краткая запись в тетради

- Звучит нежно. Очень мелодичный, мягкий, тихий звук.

Краткая запись в тетради


- Тревожно, грозно, страшно, взволнованно.

Звучит в низком регистре.


-звонарь

- трудное





- Да

- Звоны могут передать радость, тревогу, могут звучать нежно и ласково.



- Звучал оркестр и колокол.

- Большие и маленькие.

- Низкие звуки - большие колокола, высокие звуки - маленькие колокола.

- Музыка тревожная, взволнованная

- Звучит величественно, мощно

Выполняют оздоровительные упражнения для подготовки к пению и снятию эмоционального и физического напряжения.



-


Разучивают и исполняют выученную песню.





колокол

-ударный, музыкальный

-звучит, лечит, оповещает

-издавна является символом России

- колокол


- Узнать историю происхождения колокола...

- Мы выяснили, что существуют несколько видов колокольного звона, что колокол является музыкальным инструментом. Русские композиторы используют колокольные звоны в своих произведениях.


Звонят в колокольчики
















Текст для работы в группах


Честь и хвала древним летописцам и историкам, которые смогли сохранить для нас не только легенды, но и достоверные сведения о происхождении колоколов!

Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и песни. Считалось, что они «глохнут», т.е. не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. А ещё известны случаи, когда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности. Наукой доказано, что они способны лечить и возвращать душевный покой.

Первые колокола появились далеко от России: по одним сведениям это произошло в Китае, по другим - в Италии. Первые колокола изготавливались не из колокольной меди, а из дерева, камня и даже стекла.

Первые летописные упоминания о колоколах на Руси датированы 988 г. Это время зарождения христианства. Колокола на протяжении многих веков сопровождали своим звоном жизнь христиан. Слово «колокол» образовалось от старинного русского слова «коло», что означает «круг», «чаша».

Не сразу придумали колокол. Несколько веков люди ударяли в приспособление из железа или дерева - било.

Колокол служил для оповещения людей. С помощью колокольного звона созывали народ на церковные службы и праздники, оповещали людей о пожарах и нападении врагов, оповещали народ о победе, о возвращении с поля боя победителей, помогали найти путь заблудившимся путникам в лесу, в туманную погоду найти путь на море, отправление и прибытие поездов.

Недавно группа российских исследователей установила, что колокола разрушают болезнетворную среду, лечат некоторые болезни.

И, что ещё интересно, колокола и сами были словно живыми. Им, как и людям, давали собственные имена - Гаврила, Георгий, Лебедь, Медведь, Баран, Лебедь, Сысой.

В XVIII веке императрица Анна Иоановна приказала отлить Царь-колокол иноземному мастеру, члену Парижской академии наук Жермену. Но тот, напуганный неслыханной величиною заказываемого колокола, отказался. И отливку поручили Ивану Моторину с сыном Михаилом. Над колоколом работали более 5 лет. Царь-колокол весил более 12000 пудов (более 200 тонн), высотой 6 метров 14 см, диаметром 6 м 60 см. В 1737 году в Кремле случился страшный пожар. Загорелись деревянные леса вокруг колокола, и москвичи усердно лили воду. От разницы температур колокол треснул, и от него отпала большая часть весом в 11,5 тонн. Колокол оставался в яме до 1836 года, пока Август Монферан (автор Исаакиевского собора) не придумал устройство для его поднятия. Когда все предварительные работы были выполнены, колокол подняли за 42 минуты 33 секунды.




© 2010-2022