Урок музыки Отдавали молоду

Уроу  "Отдавали молоду" посвящен русской  народной музыке.  Состоит из нескольких этапов: 1. Приветствие. Вводно – мотивационный этап. 2. Прослушивание русской народной пьесы «Отдавали молоду» в исполнении учителя. 3. Ознакомление с пьесой. 4. Практическая деятельность: Чтение с листа правой рукой по предложениям (фразам). ( Ученица  играет   пьесу  правой  рукой; соблюдает аппликатуру, штрихи, ритм и смену меха) 5. Чтение  пьесы с листа левой рукой. 6. Закрепление музыкального материала.( Учите...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока:

1. Приветствие. Вводно - мотивационный этап:

Учитель: Наташа, сегодняшний урок посвящен русской народной музыке. Какие русские народные песни ты знаешь?

Назови их и скажи, какой характер они передают?

Ученица: Колыбельные, прибаутки, частушки, хороводные, свадебные. Они передают различный характер, могут быть веселыми и грустными.

2. Прослушивание русской народной пьесы «Отдавали молоду» в исполнении учителя.

Учитель: Сейчас я проиграю народную пьесу «Отдавали молоду», а ты внимательно послушай.

( Проигрывание учителем пьесы «Отдавали молоду»)

3. Ознакомление пьесы:

Учитель: Наташа, какой характер передан в этой пьесе? Радостный или грустный?

Ученица: Пьеса грустного характера.

Учитель: Русская народная пьеса «Отдавали молоду» относится к свадебным: испокон веков на Руси перед свадьбой девушка должна была поплакать о том, что покидает своих родителей, отчий дом и девушек - подружек. Это было верной приметой для невесты - большого счастливого замужества в новом доме.

Учитель: Посмотри на нотный текст внимательно, какой размер в данной пьесе?

Ученица: Две четверти.

Учитель: Сколько предложений в пьесе?

Ученица: Два.

Учитель: Какие длительности есть в этой пьесе?

Ученица: Восьмые и четверти.

Учитель: Наташа, наша пьеса начинается восьмыми нотами из затакта. Иногда музыкальные произведения начинаются с неполного такта. Такой неполный начальный такт называется затактом. Последний такт в этом случае также неполный, в нем недостает столько долей, сколько вошло в затакт. Счет в затакте может начинаться со второй, третьей и других долей.

В народных песнях часто используется затакт. Например, «Как пошли наши подружки».

Учитель: Пожалуйста, послушай эту песню и скажи, есть здесь затакт, и какой его счет?

( Учитель проигрывает песню «Как пошли наши подружки»)

Ученица: Затакт начинается со второй доли, его счет «два - и».

Учитель: Давай посмотрим на нашу пьесу «Отдавали молоду», с какой доли начинается затакт?

Ученица: Со второй доли.

Учитель: А какими штрихами исполняется мелодия пьесы?

Ученица: На легато.

4. Практическая деятельность: Чтение с листа правой рукой по предложениям (фразам):

Учитель: Внимательно просмотри аппликатуру и попробуй сыграть сначала по фразам, а затем по предложениям.

Наташа, фразы похожи или нет и каким образом? Что ты заметила?

( Ученица рассматривает нотный текст пьесы)

Ученица: Они одинаковые и повторяются.

Учитель: Правильно! А две последующие имеют различия. Какие?

Ученица: В четвертой фразе есть изменения.

Учитель: Проиграй первые две фразы, а затем третью и четвертую.

( Ученица проигрывает мелодию по фразам)

Учитель: По сколько тактов идет смена меха?

Ученица: Полтора такта.

Учитель: Наташа, попробуй проиграть еще раз, соблюдая смену меха, а также внимательно смотри и ритмический рисунок мелодии, это очень важно, так как неправильный ритм будет искажать нашу пьесу.

( Ученица играет пьесу правой рукой; соблюдает

аппликатуру, штрихи, ритм и смену меха)

Чтение пьесы с листа левой рукой:

Учитель: Молодец, пожалуйста, посмотри на партию левой руки. Что мы здесь видим?

Ученица: Первая и вторая фразы похожи между собой, также третья и четвертая тоже похожи.

Учитель: Проиграй партию левой руки в медленном темпе, запоминай текст и движение мелодии.

( Ученица проигрывает пьесу левой рукой в медленном темпе)

5.Закрепление музыкального материала:

Учитель: Теперь мы с тобой сыграем ансамблем: ты играешь тему правой рукой, а я аккомпанемент, то есть партию левой руки, а затем наоборот.

( Учитель проигрывает с ученицей в ансамбле,

поочередно меняясь партиями)

Учитель: Молодец! У тебя хорошо получается. Давай добавим характера и чуть - чуть темпа, чтобы наша пьеса приобрела образ молодой девушки - красавицы.

( Проигрывают вдвоем пьесу еще раз)

6. Подведение итогов урока:

Учитель: Сегодня мы познакомились с двумя новыми народными пьесами, в которых каждая фраза начинается с затакта. Послушали и сравнили их сходства и различие мелодии. Теперь ты всегда сможешь услышать и понять, как начинается мелодия любой пьесы (с затакта или нет).

7. Домашнее задание: Наташа, тебе нужно проиграть пьесу дома отдельно правой и левой рукой, следить за аппликатурой и сменой меха, не забывать про штрихи и ритмический рисунок мелодии. Проиграть несколько раз отдельно, а затем попробовать соединить двумя руками всю пьесу. Желаю тебе терпения и успеха в разборе и других пьес и мелодий, а также научиться красиво их исполнять! До свидания, до следующего урока.


© 2010-2022