- Преподавателю
- Музыка
- Урок музыки Отдавали молоду
Урок музыки Отдавали молоду
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бабченко М.В. |
Дата | 16.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ход урока:
1. Приветствие. Вводно - мотивационный этап:
Учитель: Наташа, сегодняшний урок посвящен русской народной музыке. Какие русские народные песни ты знаешь?
Назови их и скажи, какой характер они передают?
Ученица: Колыбельные, прибаутки, частушки, хороводные, свадебные. Они передают различный характер, могут быть веселыми и грустными.
2. Прослушивание русской народной пьесы «Отдавали молоду» в исполнении учителя.
Учитель: Сейчас я проиграю народную пьесу «Отдавали молоду», а ты внимательно послушай.
( Проигрывание учителем пьесы «Отдавали молоду»)
3. Ознакомление пьесы:
Учитель: Наташа, какой характер передан в этой пьесе? Радостный или грустный?
Ученица: Пьеса грустного характера.
Учитель: Русская народная пьеса «Отдавали молоду» относится к свадебным: испокон веков на Руси перед свадьбой девушка должна была поплакать о том, что покидает своих родителей, отчий дом и девушек - подружек. Это было верной приметой для невесты - большого счастливого замужества в новом доме.
Учитель: Посмотри на нотный текст внимательно, какой размер в данной пьесе?
Ученица: Две четверти.
Учитель: Сколько предложений в пьесе?
Ученица: Два.
Учитель: Какие длительности есть в этой пьесе?
Ученица: Восьмые и четверти.
Учитель: Наташа, наша пьеса начинается восьмыми нотами из затакта. Иногда музыкальные произведения начинаются с неполного такта. Такой неполный начальный такт называется затактом. Последний такт в этом случае также неполный, в нем недостает столько долей, сколько вошло в затакт. Счет в затакте может начинаться со второй, третьей и других долей.
В народных песнях часто используется затакт. Например, «Как пошли наши подружки».
Учитель: Пожалуйста, послушай эту песню и скажи, есть здесь затакт, и какой его счет?
( Учитель проигрывает песню «Как пошли наши подружки»)
Ученица: Затакт начинается со второй доли, его счет «два - и».
Учитель: Давай посмотрим на нашу пьесу «Отдавали молоду», с какой доли начинается затакт?
Ученица: Со второй доли.
Учитель: А какими штрихами исполняется мелодия пьесы?
Ученица: На легато.
4. Практическая деятельность: Чтение с листа правой рукой по предложениям (фразам):
Учитель: Внимательно просмотри аппликатуру и попробуй сыграть сначала по фразам, а затем по предложениям.
Наташа, фразы похожи или нет и каким образом? Что ты заметила?
( Ученица рассматривает нотный текст пьесы)
Ученица: Они одинаковые и повторяются.
Учитель: Правильно! А две последующие имеют различия. Какие?
Ученица: В четвертой фразе есть изменения.
Учитель: Проиграй первые две фразы, а затем третью и четвертую.
( Ученица проигрывает мелодию по фразам)
Учитель: По сколько тактов идет смена меха?
Ученица: Полтора такта.
Учитель: Наташа, попробуй проиграть еще раз, соблюдая смену меха, а также внимательно смотри и ритмический рисунок мелодии, это очень важно, так как неправильный ритм будет искажать нашу пьесу.
( Ученица играет пьесу правой рукой; соблюдает
аппликатуру, штрихи, ритм и смену меха)
Чтение пьесы с листа левой рукой:
Учитель: Молодец, пожалуйста, посмотри на партию левой руки. Что мы здесь видим?
Ученица: Первая и вторая фразы похожи между собой, также третья и четвертая тоже похожи.
Учитель: Проиграй партию левой руки в медленном темпе, запоминай текст и движение мелодии.
( Ученица проигрывает пьесу левой рукой в медленном темпе)
5.Закрепление музыкального материала:
Учитель: Теперь мы с тобой сыграем ансамблем: ты играешь тему правой рукой, а я аккомпанемент, то есть партию левой руки, а затем наоборот.
( Учитель проигрывает с ученицей в ансамбле,
поочередно меняясь партиями)
Учитель: Молодец! У тебя хорошо получается. Давай добавим характера и чуть - чуть темпа, чтобы наша пьеса приобрела образ молодой девушки - красавицы.
( Проигрывают вдвоем пьесу еще раз)
6. Подведение итогов урока:
Учитель: Сегодня мы познакомились с двумя новыми народными пьесами, в которых каждая фраза начинается с затакта. Послушали и сравнили их сходства и различие мелодии. Теперь ты всегда сможешь услышать и понять, как начинается мелодия любой пьесы (с затакта или нет).
7. Домашнее задание: Наташа, тебе нужно проиграть пьесу дома отдельно правой и левой рукой, следить за аппликатурой и сменой меха, не забывать про штрихи и ритмический рисунок мелодии. Проиграть несколько раз отдельно, а затем попробовать соединить двумя руками всю пьесу. Желаю тебе терпения и успеха в разборе и других пьес и мелодий, а также научиться красиво их исполнять! До свидания, до следующего урока.