- Преподавателю
- Музыка
- Конспект занятия Приемы ансамблевого многоголосного исполнения
Конспект занятия Приемы ансамблевого многоголосного исполнения
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Капралова С.Б. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект занятия
Аттестуемый педагог: Капралова Светлана Борисовна.
Тема: Приемы ансамблевого многоголосного исполнения.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Цель занятия: Развитие певческих навыков в искусстве многоголосного исполнения.
Задачи занятия:
Образовательные:
-
Развитие интереса учащихся к песенному творчеству и приобщение к культуре исполнительского мастерства.
-
Применение в исполнении динамических оттенков и штрихов.
Развивающие:
-
Выявить и развить природные задатки и способности детей, способствующие успеху в освоении вокального искусства.
-
Активизировать образное мышление и эмоциональную сферу ребёнка.
-
Развить способность к творческому самовыражению в творческом коллективе и самостоятельной деятельности в освоении
основ вокальной культуры.
-
Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
-
Развитие музыкальной памяти.
-
Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения.
-
Совмещение скоординированных движений с вокальным исполнением.
-
Развитие творческо-эстетического вкуса.
-
Развитие индивидуальных способностей к межличностному взаимодействию в вокальном коллективе.
Воспитательные:
-
Воспитание сознательного подхода к обучению.
-
Воспитание внимательности и добросовестного отношения над совершенствованием вокального искусства.
-
Пробуждение у детей чувства товарищества и ответственности за себя, за партнера, за коллектив.
-
Воспитание патриотизма на основе исполняемого музыкального материала.
Ключевые слова: работа на опоре, певческая позиция, выразительность, работа в ансамбле.
Материалы и оборудование, используемые педагогом: актовый зал; синтезатор; микшерный пульт; световой пульт; микрофоны; ноутбук; слайд-презентация.
Этапы работы
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
1. Подготовительный этап
Цель для педагога:
Тщательная подготовка мероприятия, обеспечивающая профессиональный уровень проведения, содержательность, качество исполнения.
Выбор темы, написание конспекта занятия, подбор музыкального сопровождения, разработка презентации к мероприятию, работа с дополнительными источниками информации.
Подготовка к занятию, ежедневные упражнения, отработка полученных навыков.
-
Организационный момент
- старт занятия;
- установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;
- мотивация учебной деятельности.
Цели для обучающихся:
- настроиться на работу в рамках занятия (эмоционально и организационно)
Цели для педагога:
- создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;
- включить всех воспитанников в работу.
Форма организации работы: фронтальная
Педагог находится на середине зала, приветствует учащихся.
- Здравствуйте ребята!
Рада вас видеть на нашем занятии. Сегодня мы будем, как обычно, дарить друг другу положительные эмоции. И вспомним ключевую фразу наших занятий.
- Сегодня мы будем с вами работать над ансамблевым пением, над умением исполнять свою партию на фоне других голосов.
- Ребята, вам интересно было бы научиться многоголосному пению в ансамбле?
- Нам с вами известно, что АНСАМБЛЬ - французское слово. А что оно означает в музыкальном искусстве?
- Правильно! А как вы думаете, что нужно для того, чтобы научиться пению в ансамбле?
- Совершенно верно! Вы меня очень порадовали!
Пение в ансамбле должно быть гармоничным. Вы знаете, что гармония - это согласие. А для того, чтобы звучание было гармоничным, необходимо правильное дыхание «на опоре», воспроизведение музыкальных звуков в певческой позиции и, конечно же, хорошая артикуляция. Важно четко пропеть каждый слог, каждое слово, каждую музыкальную фразу и, в целом, все вокальное произведение.
Для того чтобы подготовиться к грамотному вокальному исполнению, каждое занятие мы начинаем с чего?
-Правильно!
Здравствуйте!
Предполагаемый ответ воспитанников:
- Все что мы делаем, мы делаем с удовольствием!
-Да!
- В вокальном искусстве АНСАМБЛЬ означает пение вместе.
- Чтобы петь в ансамбле, нужно научиться слушать друг друга.
-Каждое занятие мы начинаем с дыхательной разминки и артикуляционной.
3. Практическая часть.
Дыхательная гимнастика.
Артикуляционная разминка.
Цели для обучающихся:
- активизировать работу «на опоре» и подготовиться к дальнейшим упражнениям.
-настроить артикуляционный аппарат на качественную активность.
Цель для педагога:
- в процессе занятия учащиеся включаются в активную деятельность через использование
различных педагогических методов и приемов, необходимых для воспроизведения упражнений;
- оценить уровень практического исполнения упражнений воспитанниками;
- развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение жестов и мимики.
Методы организации работы:
- действия под музыкальное сопровождение;
- повторение пройденного материала.
Формы организации работы: коллективная деятельность.
Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:
-активная работа в подготовительных упражнениях и положительный эмоциональный фон занятия.
Методы мотивирования учебной активности обучающихся:
- смена видов деятельности, использование различных методов и приемов;
- словесное поощрение педагога.
Педагог совместно с детьми проводит разминочную часть урока, в ходе которой производится контроль и при необходимости корректируется правильность выполнения элементов разминки.
Молодцы! А теперь разогреем голосовые связки с помощью упражнений для голоса.
- Для того, чтобы исполнение было выразительным, мы используем особые приемы в пении, средства музыкальной выразительности. Назовите их.
- Правильно! И сейчас мы будем петь следующие упражнения, используя динамику и штрихи.
Воспитанники встают в шестую позицию, под музыку выполняют дыхательные упражнения на активизацию «опоры», сопровождая их выразительными импровизационными жестами рук, задерживают дыхание, напрягая при этом мышцы пресса; делают шумный выдох; длинный вдох с учетом музыкальной фразы и длинный выдох с наклоном вперед. Открывая мягкое небо, произносят низкое глубокое «да».
Под музыкальное сопровождение воспитанники выполняют артикуляционную разминку: покусывание языка; пощелкивание языком с изменениями конфигураций рта; круговые движения языка и т.д.
Воспитанники выполняют упражнения «Движение по хроматизмам»; «Ди-ди-да»; «Я -на- ре-до»; «Зо-о-о»; «Ми-я».
Предполагаемый ответ воспитанников:
- Это динамические оттенки (forte, piano, crescendo, diminuendo) и штрихи (legato, staccato).
Воспитанники поют упражнение «До-си-ля соль» и «Эхо», чередуя заданные приемы исполнения.
4. Основная часть.
Ансамблевое пение.
Цели для обучающихся:
- научится работать в ансамбле;
- совершенствовать свои навыки и умения в исполнении вокальных элементов;
- слышать педагога во время занятия.
Методы организации работы:
- акапельное исполнение по поставленной задаче.
Формы организации работы:
- индивидуальная, групповая и коллективная деятельность.
Критерий достижения целей и задач данного этапа занятия:
- успешное выполнение поставленных задач;
- положительный эмоциональный фон занятия.
Критерий определения уровня внимания и познавательной активности воспитанников, их интереса к изучаемому материалу:
- заинтересованности в работе;
- использование приобретенного вокального мастерства.
Методы мотивирования учебной активности воспитанников:
- создание условий для дальнейшего успешного исполнения воспитанниками заданий по вокалу;
-формирование чувства эстетического удовлетворения от культуры многоголосного исполнения;
- словесное поощрение.
- А теперь перейдем к подготовке многоголосного звучания. Разделимся по линиям на четыре группы. У каждой из групп будет своя партия.
Педагог озвучивает фразу каждой группе.
- Молодцы!
- А теперь внимательно послушайте звук, который я вам спою, и исполните его в унисон на цепном дыхании.
- На данном звуке пропойте слова: мелодия, созвучие, гармония, согласие.
- Продолжаем держать звук и слушаем задание. Что такое музыкальный интервал? Ответ нужно пропеть.
- Правильно!
- Внимательно слушаем исполняемые мной интервалы, запоминаем их звучание. Поем в пределах интервалов glissando с сомкнутыми губами и с использованием языка, тем самым работаем над умением владеть своим голосом.
- Хорошо! Развиваем музыкальную память, вспоминаем нижний звук первого интервала и верхний второго. Спойте эти звуки последовательно.
- Какой музыкальный интервал прозвучал?
- Верно! Поделимся на две группы и споем октаву.
- Хорошо! Усложним задачу - постепенно добавим еще два голоса, чтобы в результате получилось четырехголосие.
Три группы воспитанников поочередно произносят заданные фразы, различные по ритму, в одном темпе, по примеру «снежного кома» на фоне «органного пункта» четвертой группы.
Воспитанники поют звук в унисон на цепном дыхании.
Воспитанники поют слова, поставив указательный палец на подбородок, контролируя тем самым его освобождение во время пропевания слогов.
Предполагаемый ответ воспитанников:
- Музыкальный интервал - это расстояние между двумя звуками.
Воспитанники исполняют упражнение, показывая руками направление движения мелодии.
Воспитанники исполняют звуки.
Предполагаемый ответ воспитанников:
- Октава. Расстояние между звуками в этом интервале равно восьми.
Воспитанники поют заданный интервал.
Воспитанники, разделившись на голоса, поочередно поют свои партии по примеру «снежного кома», в результате чего сливаются в многоголосии.
-
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель для обучающихся:
- в ходе проведения рефлексии определить уровень собственных достижений.
Цель для педагога:
- подвести итоги урока, построив траекторию дальнейшей работы по закреплению пройденного материала и дальнейшему освоению новых вокальных упражнений, как для каждого воспитанника, так и для коллектива в целом.
- Подводя итоги урока, мне хотелось бы вам задать несколько вопросов.
Ребята, вы получили удовольствие от работы в ансамбле и от выразительного пения, в котором использовали динамику и штрихи исполнения?
- Как вы думаете, что особенно нам удалось на занятии?
- Многоголосное исполнение всегда является украшением вокального исполнения. Гармоничное исполнение доставляет удовольствие, как слушателю, так и исполнителю.
А теперь я предлагаю вам разукрасить свое настроение и впечатления от урока, выбрав один из предложенных цветов.
Педагог показывает воспитанникам четыре звезды из картона разных цветов ( красный, оранжевый, розовый, сиреневый ).
- Каждый из цветов соответствует определенной ноте. А теперь, выбрав цвет и, соответственно, ноту, исполните их, и мы услышим, как звучит ваше настроение в ансамбле.
- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали!
- Наш урок окончен!
- Да!
Предполагаемый ответ воспитанников:
- Пение в ансамбле.
Воспитанники исполняют звуки нот, соответствующие цветам.
Предполагаемый ответ воспитанников:
- Спасибо за урок, счастливо оставаться!
Дети аплодируют друг другу.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Ивановская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей им. Е.Д. Стасовой».
Утверждаю Согласовано Утверждено Директор школы Зам. Директора по В.Р. На заседании МО
__________ Г.И. Шевченко __________ О.Е. Матвиевская _______________
«__» _______ 20 г. «__»_________20 г. «__» _________ 20 г.
Рабочая программа дополнительного образования
Театра песни «Интер»
Разработана:
Капраловой С.Б.
Иваново 2012г.