Разработка урока музыки Путешествие по оперным театрам мира

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОЗЕРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38»

ул. Октябрьская, 2, г. Озерск Челябинской обл. 456780

телефон 2-06-75, факс 8 (35130) 2-39-01;

сайт школы: school38-ozersk.my1.ru/






Всероссийский фестиваль педагогического творчества
2015/2016 учебный год








Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование





Название работы: Презентация урока музыки 3 класс «Путешествие по оперным странам мира»

Автор: учитель музыки

высшей категории

Щеголихина Елена Петровна


Место выполнения работы:

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №38»

Озерского городского округа,

Челябинской области

г.Озерск

2015


Ход урока:

Разработка урока музыки Путешествие по оперным театрам мира«Что наша жизнь? Игра…»

Приложение 1. Слайд 1, 2.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Наш урок сегодня будет необычным. Мы с вами отправимся в путешествие по оперным театрам мира. Вы познакомитесь со знаменитыми театрами Италии, Англии и Франции; Санкт-Петербурга и Москвы, а также Челябинска. И, конечно же, вы сами побываете в роли актеров.

А отправимся мы в путешествие на волшебном поезде.

Давайте попробуем его изобразить:

Игра «Поезд»

1 ряд - «чух-чух» - четверти;2 ряд - «пых,пых - пых,пых» - восьмые

Но чтобы поезд смог отправиться в путь, надо спеть песню «Голубой вагон» В.Шаинского. - 1 куплет - поет 3 ряд.

Приложение 2. «Голубой вагон»

Разработка урока музыки Путешествие по оперным театрам мира

Приложение 1. Слайд 3, 4

Станция 1. Италия

Учитель: И вот мы с вами очутились в Италии, городе Милане.

Сценка1. «Итальянцы»

Учитель: Здравствуйте, уважаемые итальянцы.

Ит.1: Бон джорн сеньор.

Ит.2: Бон джорн, сеньорита.

Учитель: Подскажите, пожалуйста, что это за прекрасное здание?

Ит.1: Это знаменитый оперный театр «Ла Скала», что в переводе с итальянского языка означает «Театр у лестницы». Впервые он открыл свои двери в 1778 году.

Учитель: А когда же появились оперные театры?

Ит.2: Первые театры появились на родине оперы в Италии, а именно во Флоренции. Около четырехсот лет назад поэты и музыканты стали устраивать музыкальные представления, называемые операми. Очень скоро оперы приобрели огромную популярность.

Учитель: Давайте зайдем во внутрь… Зал быстро наполняется нарядной, радостной публикой. Все ждут начала спектакля. И вот зазвучала музыка, поднимается занавес. Вы слушаете оперу знаменитого итальянского композитора Джузеппе Верди в исполнении не менее известного певца Энрико Карузо.

Приложение 3. «Сердце красавицы»

Приложение 1. Слайд 5

Ит.1: А вы знаете, что слово «опера» в переводе означает труд, дело, сочинение.

Учитель: Потому что каждый спектакль - это труд композитора, певцов, дирижера, режиссера, балетмейстера, хора, оркестра и художника.

Ну что ж, спасибо вам, за экскурсию, жаль с вами расставаться, но нас еще ждет увлекательное путешествие на родину великого драматурга Уильма Шекспира - Англию.

Игра «Поезд»

Приложение 2. «Голубой вагон»

Станция 2. Англия

Учитель: Один из ведущих театров мира Ковент Гарден находится в Лондоне. Свое название театр получил от квартала, прославившегося цветочным рынком. Его еще называют Королевским оперным театром.

Сценка 2. «Королевское ложе» и Физ.минутка

Приложение 1. Слайд 6 - 10

«В центре зрительного зала, напротив сцены находилось «королевская ложе». Это были самые удобные места. Оттуда смотрели спектакли король и его приближенные. Представление не начиналось, пока не приезжал король, даже если он опаздывал на час. Когда он появлялся в ложе, весь зал вставал и приветствовал его аплодисментами. Успех спектакля зависел от того, как его Величество реагировал на представление. Если он зевал - то и на всех нападала скука, если же он смеялся, то и все заливались от хохота».

В Ковент Гардене в 1965 году впервые был поставлен балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» Давайте посмотрим отрывок из балета «Джульетта-девочка» (видео)

Учитель: Посмотрим на реакцию нашего короля. Мне, кажется, он остался доволен.

А мы с вами продолжаем наше путешествие во Францию.

Игра «Поезд»

Приложение 2. «Голубой вагон»

Станция 3. Франция. Разработка урока музыки Путешествие по оперным театрам мира

Приложение 1 Слайд 11 - 14

Сценка 3. «Зарождение балета»:

Фр.1: А у нас во Франции оперное искусство тоже очень популярно. Так, в Париже есть знаменитый оперный театр - Гранд Опера, что означает Большая опера.

Учитель: Здание отличается пышностью и великолепием скульптурных украшений, мозаики и позолоты.

Фр.2: Франция была известна не только операми, но у нас начал развиваться балет.

Приложение 1. Слайд 15.


Фр.1: История французского балета началась во времена Людовика 14, когда праздники превращались в настоящие представления с различными шествиями, конными парадами, с песнями и танцами и назывались придворными балетами.

Фр.2: Людовик 14 основал Королевскую академию танца.

Фр.1: С тех пор, балет стал музыкальным спектаклем, в котором артисты танцуют.

Учитель: Спасибо вам, милые французы, за интересный рассказ. А нам пора. Мы отправляемся в Россию.

Игра «Поезд»

Приложение 2. «Голубой вагон»

Приложение 1. Слайд 16.


Станция 4. Россия. Санкт-Петербург

Учитель: В Россию опера пришла в середине 18 века, в начале пели только итальянцы. А первые русские оперы ставились в крепостном театре.

Расцвет русской оперы связан с творчеством М.И.Глинки. Именно в Мариинском театре Санкт-Петербурга впервые была поставлена сказочная опера. Я вам сейчас поставлю отрывок из этой оперы, а вы мне скажете, что это за произведение звучит и как называется опера?

Приложение 4. «Марш Черномора»

- ответы детей: Марш Черномора, «Руслан и Людмила», автор поэмы А.С.Пушкин.

Приложение 1. Слайд 17-20


Станция 5. Москва

Учитель: Перенесемся в центр Москвы, в знаменитый Большой театр, с его величественными колоннадами. Основан он в 1776 году. За всю свою историю Большой театр, два раза горел, был восстановлен и сейчас его после реставрации открыли. Площадь перед ним названа Театральной.

В этом театре выступали лучшие композиторы и артисты. Блистали лучшие оперные певцы Шаляпин, Нежданова. Состоялись премьеры многих опер и балетов М.Глинки, П.Чайковского. (назовите балеты П.Чайковского)

Мы попадаем в пятиярусный, красный с золотом зал, залитый ослепительным сиянием хрустальной люстры. (видео)

Начинается балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро». О сюжете вы можете узнать из программки, где написано либретто, т.е., краткое содержание оперы или балета.

«Танец маленьких лебедей» (видео)

Приложение 1. Слайд 21,22


А мы с вами направляемся в сторону дома, в Челябинск.

Игра «Поезд»

Приложение 2. «Голубой вагон»


Станция 6. Челябинск

Сценка 4. «Челябинск - культурный»

Приложение 5. «Вступление»

Матрешка: В некотором царстве, в некотором государстве.

Царь - на вид сморчок, голова с кулачок.

А злобности в нем - огромадный объем.

А вот Устин - царя сын.

Сам красавец, удалой молодец.

На печи полеживает, семечки пощелкивает,

Учиться не желает, ум свой напрягает.

Царь: Ты, Устин, широк в плечах. Да башкой совсем зачах.

Хватит, мой сынок, лениться поезжай-а ты учиться!

Устин: Не было напасти - и на тебе, здрасьте!

В таком разе, говорю без истерики,

Поеду учиться в Америку!

Царь: А зачем так далеко?

У нас все под боком!

Станешь ты культурным и просвещенным

В челябинских краях выученный!

Садись, не икай, в беседу вникай!

Приложение 6. Штраус Марш

Матрешка: Челябинск - город культурный,

Это тебе не играть в дуду!

Царь: Книжек там море окиян!

Духовной пищи до тыщи!

Матрешка: Хочешь узнать про родимый край -

в краеведческий музей ступай!

Царь: А какие там театры!

Посети, не будь дурак!..

Устин: Я желаю знать подробно

Где, куда, чаво и как!

Приложение 7. Вивальди «Осень»

Скоморох 1: Для вашего Величества - театр драматический!

Приложение 8. «Танец маленьких лебедей»

Скоморох 2:И такого не видал нигде ты - театр оперы и балета!

Приложение 9. Народная

Скоморох 3:А вот просто чудо - театр кукол!

Устин: Сколь по прихоти царя я не плавал за моря,

Не видал прекрасней места, откровенно говоря!

Царь: Так что сбрось хандру и лень

И в дорогу сей же день!

Приложение 10. Заключение

Все: Тут и сказочке конец - а кто слушал молодец!

Учитель: Спасибо нашим артистам, давайте поблагодарим их аплодисментами,


Станция 7. Озерск

Учитель: Скажите, ребята, пожалуйста, а какие театры в нашем городе есть?

(Драматический театр «Наш дом», Кукольный театр «Золотой петушок»)

Учитель: А вы знаете, недавно Кукольному театру исполнилось 60 лет.

Приложение 11. Жужжание мотора

Учитель: Ой, что это?

Сценка 5. «Кукольный театр»

Карлсон: Я самый лучший в мире бегун

И самый лучший в мире прыгун

Я - и танцор и отважный боец

Да и вообще, я во всем молодец!

Я - самый добрый и самый щедрый

Я - самый скромный, и самый безвредный!

Самый красивый, конечно же, я! Карлсон!

Здравствуйте, ребята! Я к вам прилетел не с пустыми руками, я вам принес в подарок «Азбуку поведения в театрах и на концертах», а также репертуар театров на май месяц. Жду вас в гости. До встречи!

Разработка урока музыки Путешествие по оперным театрам мира

Учитель: А мы с вами завершили наше путешествие, давайте же поделимся впечатлениями о нашей поездке. Вспомним, где мы с вами побывали.

Приложение 1. Слайд 23.

Закрепление пройденного: Я вам показываю карточку, а вы мне говорите, что она означает

Карточки: Ла Скала

Верди

Опера

Ковент Гарден

Гранд Опера

Балет

Мариинский театр

М.Глинка

Большой театр

Либретто

Челябинск

Учитель: Ну что ж ребята, вы замечательно сегодня поработали на уроке, проявили свои таланты.

Я вам желаю быть хорошими зрителями и чаще ходить в театр.

А на память вы можете взять репертуар театра и памятку зрителя. И как написано в вашей памятке, лучшая награда для артистов это аплодисменты. Давайте все вместе поблагодарим наших артистов, кто помогал нам сегодня в путешествии. Судя по аплодисментам, вам очень понравилось, и наши артисты получили самую высокую оценку.

© 2010-2022