- Преподавателю
- Музыка
- Работа концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов
Работа концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Маркоишвили Л.А. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1 имени М.П.Мусоргского г.Твери».
Методическая разработка
«Работа концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов».
Подготовила:
концертмейстер высшей категории
Маркоишвили Любовь Александровна
Г.Тверь 2014
РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ
СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе - по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища и вузы. Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция.
Солист и пианист (концертмейстер) в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. Более того, концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. В обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера работа в детской музыкальной школе и школе искусств занимает почетное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность. Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью.
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера
Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине ХIХ века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д. Со временем эта универсальность была утрачена. Это было связано с все большей дифференциацией всех музыкальных специальностей, усложнением и увеличением количества произведений, написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определенными исполнителями.
Для концертмейстера очень важны знания в области теории, гармонии, полифонии музыки, а также такие понятия, как стиль, жанр, форма, музыкальный образ, исполнительская интерпретация.
Интерпретация, в свою очередь, развивает творческую самостоятельность, активизирует прошлый опыт, дает толчок к новым образам. Применительно к деятельности концертмейстера творческий процесс - это движение от замысла музыкального произведения к его воплощению. Хороший концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст и сразу отличать существенное от менее важного.
Какие же знания и навыки необходимы концертмейстеру для профессиональной деятельности в школе искусств?
В первую очередь, умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого, играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению.
Работа над текстом
-
Знакомство, проигрывание
-
Определение коварных мест
-
Удобная аппликатура
-
Ритм, пульс, логика
-
Динамический план
Владение навыками игры в ансамбле. Умение транспонировать
Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах. Концертмейстер не должен упускать случая практически соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнительства. Любой опыт не пропадет даром; даже если впоследствии определится узкая сфера аккомпаниаторской деятельности, в избранной области всегда будут встречаться в какой-то мере элементы других жанров.
Необходимо постоянно совершенствовать свои познания и кругозор. С этой целью полезно ходить на концерты для ознакомления с различными образцами в сфере исполнительского искусства.
Специфика игры концертмейстера состоит в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником второплановым. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик.
Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера - это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту - главному действующему лицу.
Концертмейстер своей деятельностью решает две задачи: непосредственно осуществляет музыкальное сопровождение, а также берет на себя обязанность помогать солисту. Начиная со вступления, с первых его звуков, у солиста должно складываться определенное музыкально-слуховое представление: характер, темп, настроение. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом.
О звуковом балансе
Одна из главных проблем, волнующих концертмейстера, - проблема звукового баланса - соотношение между солистом и фортепиано. Звучание или тембр инструмента-солиста диктует звучание фортепианной партии. Звук скрипки более пронзительный, чем у виолончели, поэтому ее заглушить труднее, чем виолончель. Выдающийся английский пианист и концертмейстер XX века Джеральд Мур говорил по этому поводу следующее: «Когда пианист играет с виолончелистом, он должен быть особенно внимателен и осторожен, так как фортепиано легко заглушает самые низкие тона виолончели, тогда как скрипка - с ее высокой тесситурой - без всяких усилий «взлетает» над сильным звуком фортепиано. Рекомендую аккомпаниатору слышать голос солиста «сквозь» звук фортепиано: в противном случае никогда не достичь вершин».
Концертное исполнение
Итогом работы над программой с учащимся является, несомненно, концертное исполнение произведений на школьном, академическом или конкурсном выступлении. Очень важно уметь настроить ребенка перед выходом на сцену, создать спокойную, но в то же время творческую обстановку, нацелив его на решение творческих задач для максимально успешного исполнения своей программы. Как говорил Джеральд Мур, «на сцене (концерте) солист всегда прав».
Мобильность, быстрота и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст (что часто бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца.
Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение ребёнка перед эстрадным выступлением. Лучшее средство для этого - сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу. Воля и самообладание - качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.
Заключение
Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении с детским контингентом, носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового учебного репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта.
Для педагога по специальному классу - концертмейстер - правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер - оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.
Специфика работы концертмейстера в детской школе искусств требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха - аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде с учениками совместно с педагогом по специальности.
Список используемой литературы:
-
Чачава В. Искусство концертмейстерства. СПб, Изд-во «Композитор», 2005.
-
Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М. Изд-во «Академия», 2002.
-
Мур Дж. Перец и аккомпаниатор. М., Изд-во «Радуга», 1987.