Открытое занятие Дыхание, как основа пения

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования калининского района

Центр развития творчества детей и юношества











Открытое занятие эстрадно-вокального объединения

«ФА-СОЛЬКА»




Кислова Ольга Сергеевна,

Педагог дополнительного образования.





г. Челябинск 2012

Тема: Дыхание, как основа пения.

Цель занятия:

  • Расширить знания обучающихся об искусстве правильного дыхания;

Задачи занятия:

Образовательные:

  • Дать знания о нижнем дыхании (дыхание в области косых мышц);

  • Познакомить с навыками правильного вдоха и выдоха;

  • Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками дыхательных упражнений.

  • Дать основы вокалотерапии как средства реализации здоровьесберегающих технологий.

Воспитательные:

  • Создать комфортный психологический климат, благоприятный ситуации успеха;

  • Воспитать внимание к своему физиологическому процессу дыхания.

Развивающие:

  • Сформировать и развить устойчивого интереса к правильной дыхательной установке;

  • Развить возможности голосового аппарата посредством дыхания;

  • Создать оптимальные условия для развития и реализации потенциальных способностей воспитанников.


1. Организационный момент

Здравствуйте! Дыхание - это основа жизнедеятельности человека, а также стержень всей песни, это опора в пении. Поэтому каждый человек должен научиться правильно дышать. Дыхание помогает нам не только правильно петь, но и правильно говорить. Дыхание добавляет объем голосу. И сейчас мы с вами выучим некоторые упражнения чтобы в дальнейшем правильно дышать, в следствии чего многие болезни уйдут прочь. Правильное дыхание - здоровье вашего организма.

Сегодня на занятии мы с вами не только выучим несколько упражнений на дыхание но и на основе его попробуем научиться пропевать звуки.

А звуки в музыке - это вокалотерапия. ВОКАЛОТЕРАПИЯ - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии песни на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

2. Основной этап занятия

Упражнения на дыхание

Итак, приступим к изучению основы основ - к дыхательным упражнениям, для этого мы с вами должны положить руки на низ живота и будем дышать как маленькие дети (грудничке), они дышат правильно. Когда мы с вами вдыхаем воздух наш животик должен увеличиться как шарик который надули, а когда выдыхаем то живот уходит обратно, как сдувшийся шарик.(Шарик - вдох животом, выдох ртом.)

Следующее упражнение - Сдуваем шарик - вдох животом, резкий выдох через рот.

Щенок - часто дышим ртом. (работают мышцы)

Щенок 2 - часто дышим носом.

Ёжик - частое дыхание через сжатые зубы, при этом всё расслабленно.

Кошечка - вдох через нос, выдох с открытым ртом на звук «ха».

Автомобиль - со звуком выдуваем воздух через губы «дбу»на время

Взлёт - снизу вверх выдох воздуха через сжатые губы.

Лошадка - выдох воздуха расслабленными губами и ртом.

Эти упражнения помогут нам в изучении песен, помогут улучшить здоровье и получить объём.

Все мы знаем что звуки, особенно музыкальные звуки воздействуют на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. Подбирая песни можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.

Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Голос - это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе пения - сольного или коллективного - укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья воспитанников. Забота о целенаправленном развитии детских голосов - необходимая составная часть работы с коллективом.
После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции вокалотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания») то с учетом открытий в современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
Э- улучшает работу головного мозга;
И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;
О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;
У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);
Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ
ОМ - снижает кровяное давление;
АЙ, ПА - снижают боли в сердце;
УХ, ОХ, АХ - стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М - улучшает работу головного мозга;
С - лечит кишечник, сердце, легкие;
Ш - лечит печень;
Ч - улучшает дыхание;
К, Щ - лечат уши;
М - лечит сердечные заболевания.

Большое значение имеет и интенсивность произношения («пропевания») звуков. При заболеваниях сердца или легких она должна быть низкой или средней. При терапии внутренних органов более высокой.
Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или «пропеваемых» звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

3. Вокально-хоровая работа

Итак мы с вами пропоём некоторые звуки в види вокальных упражнений. Они удивительно полезны для развития гармонического слуха, внутреннего слышания, чувства ритма. Это будет нашей подготовкой к работе над любым произведением, которое мы с вами будем разучивать в дальнейшем.

Упр. 1.

Цель: настройка на лад.

Пение ступеней в ладу закрытым звуком, на слоги "ми-мэ-ма-мо-му" каждую ступень. Заботиться о дыхании, лёгком, объёмном звуке.

Упр. 2.

Цель: развитие гармонического слуха.

Аккорд Т53 в D-dur в (ре-мажоре), изменение ступеней в аккорде, образование новых ступеней в аккорде, образование новых видов аккорда.

Упр. 3. - на ритмическую точность.

Пятиступенный ход в быстром темпе с акцентами по 4.

Упр. 4.

  1. Музыкальный отрывок р.н.п. "Как на тоненький ледок" и т.д.


4. Итог занятия

Сегодня на занятии мы с вами начали изучение дыхательных упражнений, а так же узнали что дыханием и звуками можно лечить свой организм.

Конечно же с первого раза не всё получается хорошо, но со временем ваш организм научится дышать без вашего контроля и тогда будет намного легче петь, уделяя внимание другим проблемам. Поэтому не стоит унывать, ведь любой поющий человек развивает себя по мере его возможностей и постепенно.

5. Материалы и оборудование

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Фортепиано, синтезатор.

3. Музыкальный центр, компьютер.

4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

5. Зеркало.

© 2010-2022