Методика написания музыкального диктанта

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический доклад на тему: Методика написания музыкального диктанта и различные формы его проведения.

Наиболее полной формой анализа слышимого является запись музыки т.е муз.диктант. Диктант - это итог знаний и навыков, определяющих уровень муз-слухового развития ученика.

Основные задачи педагога в работе над диктантом следующие:

1/ создавать и закреплять связь слышимого и видимого (т.е нотных знаков):

2/ развивать память и внутренний слух:

3/ использовать диктант как средство закрепления и освоения знаний и навыков, полученных в курсах теории, гармонии, анализа, а также на занятиях по сольфеджио.

Островский в своей .книге «Очерки по методике теории музыки и сольфеджио» пишет: «Цель музыкального диктанта состоит в том, чтобы воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых муз.образов в четкие слуховые представления.

Практика нотной записи служит большим подспорьем в воспитании и развитии четких рельефных муз.представлений: занятия по муз.диктанту воспитывают чувство стиля музыки и обогащают память запасом полезных муз.образов».

Б.Алексеев и Д.Блюм в предисловии к «Систематическому курсу муз.диктанта» отмечают, что -«Воспитание слуха будущего музыканта- профессионала- это прежде всего всемерное развитие муз. памяти. Таким образом, муз. память- не просто способность запоминания мелодии, гармонического сопровождения муз.отрывка в целом, а память аналитическая, т.е запоминание и одновременно понимание структуры горизонтали и вертикали: мелодии, муз. формы, строения, расположения и функций аккордов, их взаимосвязи, особенностей фактуры и голосоведения - короче говоря, тех элементов, которые обычно выявляются уч-ся при зрительном анализе нотного текста».

Сложный процесс записи диктанта (слышу -понимаю-записываю) требует не только определенных знаний, уровня развития слуха, но и специальный подготовки, обучения. Одна из важнейших задач методики сольфеджио - показать, как учить писать диктант.

Опыт многих преподавателей дает возможность рекомендовать следующую методику процесса записи.

Прежде всего необходимо обратить внимание к тому, что будет сыграно. Первые проигрывание должно быть по возможности, выразительным, в настоящем темпе. Для большего запоминания полезно с самого начала проиграть пример не один раз, а 2-3 раза подряд.

После этого в процессе беседы определяется лад, размер, структура и т.д., затем дается настройка и диктант вновь проигрывается и начинается его запись.

В ДМШ на первых порах для лучшего усвоения мелодии рекомендуется её пропеть наизусть на слоги, не называя нот.

В более продвинутых группах проверку запоминания можно проверить на основе внутреннего слуха.

Роль педагога в процессе работы над диктантом очень ответственна :- он должен направить работу уч-ся, исходя из его индивидуальных особенностей.

Важно воспитать у учащихся способность самоконтроля, выработать умение найти свою ошибку. Педагогу не следует самому пропевать неправильно написанное, он должен заставить уч-ся самого найти ошибку, заставить пропеть его неправильную запись или сыграв на инструменте, найти ошибки.

Уч-ся должен молча писать диктант, основываясь на внутреннем слухе . Но тем, у кого внутренний слух слабо развит, можно разрешать тихо напевать вслух. Только постепенно, приучая уч-ся напевать реже и тише, можно развить внутренний слух и сделать ненужным напевание вслух.

На ранних этапах надо требовать, чтобы все учащиеся дирижировали при записи, но в дальнейшем уч-ся обычно сами перестают дирижировать, внутренне ощущая пульсацию мелодии. Количество проигрываний зависит от музыкального материала, от того, насколько развита память уч-ся. Не следует играть и писать диктант по частям.

В конце отведенного для диктанта времени, диктант проверяется. При этом рекомендуется пропеть диктант всем классом, или проиграть каждым уч-ся. свою запись и самостоятельно исправить ошибки.

Одноголосие. При записи одн. диктанта необходимо определить:

1/ структуру: мелодии: количество построений, фраз, характер заключительных оборотов:

2/ лад

3/ моторность:- осознание линии движения мелодии (плавное, скачкообразное опевание звуков)

4/ интервалы. Ориентация на интервалы возможна при широких скачках мелодии, при скрытом двухголосии»), при отклонении и модуляции;

5/ метроритм: определение темпа, размера, ритмических фигур; сильных долей такта.

Двухголосие. Двухголосие - первый этап в работе над многоголосием. Начинать двухголосные диктанты можно тогда, когда уже выработаны навыки записи одноголосной мелодии. В практике преподавания используются различные методы работы над двухголосным диктантом.

Одни педагоги практикуют систему записи «по голосам», т.е линии каждого голоса, по горизонтали. Такая система разработана Н.Ладухиным в его пособии « 1000 примеров муз.диктанта». При этом объединение двух мелодий осуществляется лишь временной, ритмической стороной. Хотя этот прием практически полезен, на первом этапе он не способствует развитию гармонического слуха уч-ся, не опирается на осознание фонической стороны гармонических интервалов.

Другой, противоположный способ, предлагаемый Островским, состоит в том, что вначале уч-ся при слушании двухголосия строго гармоническогосклада (т.е ряда интервалов должны записывать цифровкой без нот только название интервалов. При всей полезности такого метода он не может быть рекомендован, т.к не направляет сознание уч-ся на слышание мелодического начала музыки.

Примеры подголосочного склада являются методически удобной формой для перехода от одноголосия к двухголосию. В них используется умение записывать одноголосие, ведущую мелодию и вместе с тем организуется слушание вертикали в момент появления двухголосия.

Возможность записи каждого из голосов в отдельности почти исключена, т.к голоса то сливаются, то разделяются на два. Уч-ся рекомендуется записывать мелодию, а при двухголосии подписывать образующий интервал.

Вначале эти диктанты записываются на одной строчке.

Беря за основу этот третий метод рекомендуется постепенно воспитывать у уч-ся следующие навыки:

1/ записывая мелодию, сразу фиксировать на сильных долях образующийся интервал, обращая внимание на его гармоническое звучание;

2/ там где голоса подвижны, выявить линию каждого голоса, особенно нижнего;

3/ в полифонических диктантах, где используется путь записи по горизонтали, не забывать о проверке гармонического звучания по вертикали, особенно на опорных долях их в кадансах.

4/ При записи примеров с гармоническим басом, уметь направить внимание на осознание ладофункциональных связей, понимания структуры примера.

Многоголосие. Работа над записью многоголосных диктантов завершает работу над устным гармоническим анализом. Одной из форм письменного гармонического анализа может быть схематическая запись

многоголосия.





Этот прием очень полезен, т.к связывает курс гармонии с сольфеджио. В дальнейшем диктанты -схемы должны перейти в запись и баса, т.е записывается как бы двухголосие. Задача - научить выделять линию баса из звучащего многоголосия. Эти диктанты-упражнения ставят цель воспитать у уч-ся целостное восприятие гармонии и предшествуют записи многоголосных примеров.

Четырехголосные диктанты при достаточной подвижности голосов должны быть ясными и в отношении гармонии для осознания вертикали. Необходимо учитывать тембровый состав многоголосия однородный

тембр способствует вертикальному осознанию, а разнотембровый- горизонтальному слышанию линии каждого голоса. Поэтому отбор диктанта зависит от той методической задачи, которую ставит перед уч-ся педагог.

Дальнейшее развитие навыка записи развитого многоголосия приведет к полифоническим примерам, где основа-горизонтальное слышание, но и в таких диктантах педагог должен обращать внимание на гармоническую структуру.

Надо учить уч-ся правильно записывать разную фактуру, разное количество голосов. Рекомендуется использовать примеры из музыкальной литературы в разнотембровых звучаниях: различные инструменты для одноголосных диктантов, звучание хора и струнных ансамблей; для двухголосных и симфонических, и народного оркестров для многоголосных диктантов. Это вносит много нового в методику преподавания, новую область в развитии тембрового слуха.

Таким образом, надо стремиться к этому, чтобы уч-ся могли записывать музыку во всем ее многообразии. В этом заключается конечная цель музыкального диктанта.

© 2010-2022