ИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Статья посвящена современным подходам в преподавании предметов музыкально- теоретического цикла в колледжах искусств. Подготовка специалистов   в данной сфере предполагает опору на современные информационные системы и ресурсы систематизации и подачи информации. Автор ссылается на собственный опыт использования знаковых систем "фреймов"  в преподавании предмета "анализ музыкальных форм", обосновывает технологию разработки и применения данных схем в обучении. Данный подход способствует оптимизации...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИННОВАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО ТЕОРИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

Рыжик Г.Л.





(КГУ «Комплекс «Колледж искусств специализированная школа - интернат для одаренных детей музыкально - эстетического профиля).



В наше стремительное время не возможно почувствовать ветра перемен. Поток новейших технологий захлестнул человеческую жизнь, требуя духовного, мыслительного, креативно - созидательного соответствия и дальнейшего продвижения. Не смогла остаться в стороне от этого процесса и современная педагогика.

Сегодня, казахстанское общество целенаправленно ориентированно на новую Модель Образования, соответствующую мировым стандартам, способную обеспечить подготовку учащихся к продуцированию новых знаний, опыта, духовных и нравственных ценностей в условиях стремительно изменяющегося мира. Образование с сфере музыкального искусства также активно включилось в процесс модернизации: разработаны и введены новые ГОСО, сформулированы профессиональные и специальные компетенции, осуществлено программное сопровождение, обновлено содержание образовательных областей, изучается опыт отечественных и зарубежных педагогов, осуществляется поиск более совершенных и оптимальных форм и методов обучения. На смену, абсолютно преобладавшему, объяснительно-репродуктивному методу обучения пришли более перспективные приемы и методы активизации музыкального восприятия (Т. Новицкая), проблемного обучения (И. Филиппова), нетрадиционные средства постижения музыки для активизации эмоциональной сферы (Т. Рыбкина), представление о музыкальных формах и стилях через межхудожественные ассоциации (Л. Фрейверт).

В условиях инновационных преобразований, оптимизации и интенсификации учебного процесса все чаще в преподавании дисциплин музыкально-теоритического цикла используется метод схематизации материала. Ряд их них, привлек наше внимание.

Подробную и сложно организованную схему, помогающую учащимся при целостном анализе музыкального произведения предлагает Б.Р. Иосиф (1). Е. Найденова утверждает, что «когда обучаемый видит в наглядной форме, благодаря схемам и моделям, существенные характеристики объектов (скрытые свойства и связи предметов), им осуществляется более полный анализ реальности. При применении схем и моделей включаются все возможные ресурсы человека ( в частности, восприятие, мышление, память, воображение, речь)». Автор рассматривает метод моделирования и схематизации на уроках музыкальной литературы, опирающийся на визуальный код (2).

Среди методов концентрации, свертывания информации, наиболее продуктивным, на наш взгляд, является метод фреймирования («фрейм» («frame») с англ. означает «рама», «каркас»). Ключевое понятие теории фреймов американский учебный Марвин Минский представил как метод получения информации через зрительный канал восприятия, предполагающий использование в обучении сжатой информации в виде схем, рисунков, графиков. Кроме того, фрейм может быть представлен в виде сети, состоящей из ячеек разного уровня, связанных между собой и наполненных характеризующими основной концепт понятиями. Важнейшим из понятий теории фреймов М. Минский считает сценарий, из чего следует, «что с помощью фреймов человек не только осознает визуальные образы, слова, но и понимает последовательность действий» (3, с. 166).

Синтез образного и логического характерен и для предмета «Анализ музыкальных произведений», материал которого можно определить как «целостный образно-эмоциональный» (текст) и «целостный логико-доказательный» (анализ) (4, с.91). Это позволило внедрить метод фреймов в преподавание данного предмета.

В качестве фундаментальной основы мы взяли педагогическое понимание фрейма: «фрейм - это структура представления знаний, организованная вокруг некоторого понятия, которая, в отличие от ассоциаций, содержит данные о существенном, типичном и возможном для этого понятия»(5, с.19). Специфика фреймов помогает графически свернуть информацию и развернуть ее в языковом выражении. При заполнении фрейма значениями, соответствующими изучаемой теме, его структура превращается в описание основополагающего понятия. Основное свойство фреймовой семантики заключается в том, что ключевое слово активизирует весь фрейм. Например, понятие «соната» активизирует в сознании музыканта ассоциативный ряд: строение сонаты, исполнительский состав, имена композиторов и т.д.

В качестве примера, можно привести работу с фреймовой схемой «период простой». Исходя из педагогической задачи (дать учащимся целостно - системное представление о видах периода), а также из педагогического понимания фрейма составляем схему в виде верхнего слота (окна) с названием «простой период» и раскрывающих его переферийный слотов.

Для заполнения фреймовой схемы требуется операционная инструкция (сценарий), в данном случае - план составления портрета простого периода:

  1. Классификация по тематическим особенностям (провести сравнительный анализ интонационного содержания предложений периода).

  2. Классификация по гармоническим особенностям (провести сравнительный анализ гармонического заполнения каденций периода).

  3. Классификация по масштабно - структурным нормам.

Результатом является следующий инвариантный фрейм «Портрет простого периода».

Простой период

Классификация по структуре

Классификация по тематизации


Классификация по гармонииповторного строения квадратны

равнодоль

неповторного неквадратный

неравнодоль

единый (неделимый) повторенный

зеркальный вопросо-ответный Из 3 предложений

(+тематическое значение)

однотональный

(моделирующий)

замкнутый

(разомкнутый)

В сочетании с традиционными формами работы на уроке и «классической» методикой преподавания музыкально-теоритических дисциплин, данный метод формирования теоритических знаний и представлений позволяет, путем выделения концептуального в изучаемом явлении, значительно оптимизировать процесс изучения теоритического материала, ускорить процесс запоминания.

Таким образом, если сочетать в педагогической деятельности элементы классических методик преподавания музыкальных дисциплин с современными методами изучения и усвоения информации, методами активизации познавательной деятельности учащихся, процесс обновления таких «классических» систем образования как музыкальная становится возможным и оправданным.

Литература:

  1. Иосиф Б.Р. Музыкальная литература: примерная программа и методические рекомендации для ДМШ и музыкальных отделений искусств. - М., 2004.

  2. Найденова Е. Моделирование и схематизация как эффективный метод обучения на уроках музыкально - теоритических дисциплин в училище (Интернет ресурс).

  3. Минский М. Фреймы для представления знаний, Кембридж, 1974.-38 с.

  4. Амрахова А.А. Перспективы фреймовой семантики в музыкознании // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред. Сост. М.Г. Арановский. - М: КомКнига, 2007. - С.157-171.

  5. Гурина Р.В., Соколова Е.Е. Фреймовое представление знаний: Монография. - М.: Народ. Образ. НИИ школьных технологий, 2005. - 176 с.




© 2010-2022