• Преподавателю
  • Музыка
  • Из опыта работы: «Коллективные виды творчества, как одна из форм интенсификации процесса обучения в классе фортепиано»

Из опыта работы: «Коллективные виды творчества, как одна из форм интенсификации процесса обучения в классе фортепиано»

   Главная задача педагога состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научить этой интересной игре – играть на рояле. Одной из таких интересных и увлекательных возможностей я считаю игру в ансамбле. В начале занятий музыкой ребёнка необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность. Хочу представить вашему вниманию  небольшое описание опыта работы над ансамблевым исполнительством в моем фортепианном классе, а так...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Коллективные виды творчества, как одна из форм интенсификации процесса обучения в классе фортепиано»


Главная задача педагога состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научить этой интересной игре - играть на рояле. Одной из таких интересных и увлекательных возможностей я считаю игру в ансамбле. В начале занятий музыкой ребёнка необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность.

Лучшим средством для этого, по моему мнению, является игра в ансамбле ученик-учитель. Вот что писал Г. Нейгауз по поводу этого метода работы: "С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. А это и есть начало работы над художественным образом, работа, которая должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано". Даже играя одну ноту, ребёнок осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, а также первоначальные игровые движения. Попутно у детей развивается и звуковое воображение: начинающие легко имитируют звуки башенных часов, призывы кукушки, эффекты эха и т.д. Ясное понимание ребёнком художественных задач в конкретном произведении /пусть и интуитивное на начальном этапе/, даёт мне возможность работать над звукоизвлечением и постановкой рук не формально, в отрыве от художественного образа, а показать ученику все взаимосвязи и закономерности между прикосновением и желаемым звуковым откликом, т.е. желаемым характером звука.

Практику игры с аккомпанементом я на своих уроках не прекращаю вплоть до этапа игры двумя руками. Считаю что этот метод работы, помимо художественных задач, очень организует исполнение: ребёнок играет в едином темпе, ритмически чётко, старается не делать ошибок или помарок, что является хорошим фундаментом для дальнейшего сольного исполнительства.

Библиотека фортепианного ансамбля обширна и включает в себя как оригинальные произведения, так и переложения популярных классических и современных произведений, поэтому играть в такого вида ансамбле, как учитель-ученик, можно на протяжении всех лет обучения с учеником любого уровня обученности и одарённости.

Следующий вид ансамбля, который я стараюсь включать в работу своего класса - это ансамбль ученик-ученик. Этот вид уже можно отнести к групповым формам работы, и, помимо обучающих, он имеет и воспитательные цели. Повышается внимание и чувство ответственности. Дети учатся слушать другую партию, поддерживают друг друга, стараются сгладить ошибки и помарки во время исполнения. Умение не теряться на сцене - необходимый навык для музыканта, который воспитывается только концертной практикой. И именно ансамблевые произведения, как никакие другие дают нам возможность расширить свой репертуар, а значит принимать активное участие в концертной деятельности школы.

Одной из важнейших задач является подбор участников ансамбля. Я стараюсь учитывать межличностные отношения между детьми, их возраст, уровень обученности. Равный уровень музыкальной подготовки и владения инструментом участников не является для меня основным аспектом при создании ансамблей. Иногда очень полезно ученика со средними или даже слабыми музыкальными данными посадить в ансамбль с сильным, продвинутым учеником. Часто партии в ансамблевых произведениях не равнозначны, и это даёт возможность ученику со слабыми данными непосредственно участвовать в работе над созданием и дальнейшим воплощением творческой интерпретации жемчужин классической и современной музыки.

Теперь мне бы хотелось поговорить о практике аккомпанемента. Это одно из средств приобщения ученика к живому музицированию. Я считаю, что если умело выбирать репертуар, у ребят родится уверенность в своих возможностях, будет активизироваться интерес и повысится мотивация к обучению. Очень полезно организовывать ансамбль с певцом. Ещё Р.Шуман советовал чаще аккомпанировать певцам для того, чтобы пианисты тоньше ощутили дыхание музыкальной фразы, столкнулись с абсолютно иным /по сравнению с фортепиано/ типом звуковедения - длительной распевностью, протяжностью звука фразы, огромной её гибкостью. Думается после этого пианисты будут и свой инструмент воспринимать во многом по-иному и слушать "продолжение звука". Учащиеся должны знать кроме своей партии и сольную партию. Хорошо аккомпанировать можно только тогда, когда всё внимание устремляешь на солиста, повторяя про себя вместе с ним каждый звук, каждое слово, каждое дыхание и ещё лучше - предчувствуя, что будет делать партнёр.

К этому же виду музицирования хочется отнести и такой раздел работы в моём классе, как работа над камерным ансамблем, т.е. ансамблем с участием смычковых инструментов. В этом виде должны участвовать продвинутые учащиеся, с хорошо наработанным навыком ансамблевой игры. Репертуар для скрипичного ансамбля весьма расширенный, но не всегда фортепианная партия доступна учащимся, поэтому я перекладывала партию фортепиано для ансамбля пианистов в четыре руки.

Так как в доступных ансамблевых партиях технические трудности преодолеваются сравнительно легко, всё внимание направляется на художественные цели. Ученики проявляют повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствуют собственной беспомощности, а получают удовольствие от результатов своей работы. Активное сочетание индивидуальных и коллективных видов музыкального восприятия и творчества укрепляет социальные параметры формирующейся личности на самом глубинном, интуитивно-эмоциональном уровне, дает ощущение ценности не только «я», но и «мы» через опыт интонационно-образного взаимодействия. Разнообразие форм, я, на уроках в своём классе, ввожу не для развлечения детей, а для изменения ракурса рассмотрения закономерности жизни, т.е. необходимого углубления понимания.


© 2010-2022