Рабочая программа по музыке по программе В. В. Алеева, Т. И. Науменко 8 класс, ФГОС

Раздел Музыка
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету « Музыка» для 8 класса разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным стандартом основного общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, Основной образовательной программой общего образования МБОУ Лицей № 25 (5-8 кл.). Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: -Искусство. Музыка. 8 класс; Учебник для общеобразовательных учреждений. Т.И. Науменко, В.В. Алеев.-М: Дрофа. 2015 г -Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия. Т.И.Науменко, В.В. Алеев.- М.: Дрофа, 2015 г. -Рабочая тетрадь учащегося.

Общая характеристика учебного предмета

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы - становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых

знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

. Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ Лицей № 25 на изучение предмета Музыка в 8-х классах отводится 35 часов в год (1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания предмета -формирование и воспитание у обучающихся высокого эстетического вкуса. -формирование разностороннего , интеллектуального, творческого и духовного развития. -формирование основ художественного мышления.

Предметные, личностные , метапредметные результаты освоения учебного предмета Предметные результаты:

-Иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека, - -воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки; -проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкальной и творческой деятельности; -рассуждать о специфике музыки;

Личностные результаты: -целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира; -развитое музыкально-эстетическое чувство; -усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; -устойчивые навыки самостоятельной , целенаправленной содержательной музыкально-учебной деятельности;

Метапредметные результаты

Познавательные

Учащиеся научатся: -анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; -использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; -размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

-проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; -оценивать современную культурную и музыкальную жизнь обществ определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях;

Учащиеся получат возможность научиться:

-самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; -построению жизненных планов во временной перспективе; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; -прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

-аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

Учащиеся получат возможность:

-участвовать в жизни класса, школы, города и др, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности; -применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; -вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию;



Содержание учебного курса.

  1. О традиции в музыке (3 часа)

Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Музыка старая и новая. Настоящая музыка не бывает старой. Живая сила традиции. Прослушивание М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». Хоровое пение: а. Островский Песня остаётся с человеком. Т.Хренников, стихи Матусовского Московские окна. Ю Чичков . Наша школьная страна.

  1. Сказочно-мифологические темы(5 часов)+ заключительный урок (1 час)

Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского. Поэма радости и света: К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». «Благословляю вас, леса…». Заключительный урок-викторина. Прослушивание Н. Римский -Корсаков Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка», И. Стравинский Весенние гадания. Из балета «Весна священная» П. Чайковский стихи Толстого А. «Благословляю вас, леса…». Хоровое пение Я. Дубравин Песня о земной красоте. Л.Квинт Здравствуй , мир.


  1. Мир человеческих чувств (10 часов)

Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские , о слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной сонаты». Тема любви в музыке. П.Чайковский «Евгений Онегин». «В крови горит огонь желанья…». Трагедия любви в музыке. Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Прослушивание: Н.Римский -Корсаков. Хоровая песня Садко. Из оперы «Садко». Фрагмент. П.Чайковский. Болезнь куклы. Из детского альбома. Л.Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. П.Чайковский . Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.П Чайковский Увертюра-фантазия2Ромео и Джульетта». Р Вагнер Вступление к опере «Тристан и Изольда». Хоровое пение: Б.Окуджава. Песня .. В.Высоцкий . Братские могилы. А Макаревич. Пока горит свеча. В.Высоцкий . Песня о друге. К.Кельми. Замыкая круг.

  1. В поисках истины и красоты (5 часа)

Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда. От рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. Прослушивание: М.Глинка. Херувимская песнь. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». С.Рахманинов. Колокола № 1. Н.Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Хоровое пение Е.Крылатов Колокола.

  1. О современности в музыке (8часов)

Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты. Философские образы 20 века: «Турангалила-симфония» О.Мессина. Новые области в музыке 20 века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А.Шнитке. «Любовь никогда не перестанет». Прослушивание: А.Онеггер. Пасифик 231.Фрагмент. А. Хачатурян. Смерть гладиатора. Адажио Спартака и Фригии. О.Мессиан. «Ликование звёзд.» Д.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра. Д.Герман «Привет, Долли».Дж.Леннон. П.Маккартни. Вчера. Хоровое пение: М.Дунаевский. Песня о дружбе. А .Лепин «Песенка о хорошем настроении. Ю. Чичков Россия, Россия

  1. Музыка всегда остаётся (1 час)

Музыка всегда остаётся. Слушание произведений по выбору учащихся. Хоровое пение: А. Флярковский. Стихи А. Дидурова. Прощальный вальс. И. Грибулина. Прощальная.

  1. Заключительный урок -викторина (1 час)

Итоговое тестирование. Урок-викторина

Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Планируемые результаты.

Дата

предметные

личностные

метапредметные

план

факт

1

Музыка «старая» и «новая»

Знать о роли музыки в жизни человека.

Развитие музыкально-эстетического чувства.

Р: формирование умения формулировать собственное мнение. П: знать о роли музыки в жизни человека. К: умение слушать и слышать мнения других.

04.09

2

Настоящая музыка не бывает «старой»

Знать определение « старой и современной музыки.

Развитие эмоционально-ценностного восприятия музыки.

Р: формулировать собственное мнение и позицию. П:знать о роли музыки в жизни человека. К:Умение слушать и анализировать прослушанное.

11.09

3

Живая сила традиции

Знать о значении традиций в жизни человека.

Формирование духовно-нравственных оснований.

П: размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Р: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки.

18.09

4

Искусство начинается с мифа

Знать мифы о музыке.

Мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, раскрытие связей литературы с музыкой.

Р: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. П: адекватно воспринимать художественные произведения. К:применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

25.09

5

Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского - Корсакова «Снегурочка»

Знать какие мифы были положены в основу музыкальных произведений.

Раскрытие связей литературы с музыкой.

Р: предвосхищать композиторские решения по созданию образов их развитие и взаимодействию музыкального произведения. П: понимать различные отражения жизни в музыкальных произведениях. К: участвовать в коллективном обсуждении.

01.10

6

Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского

Знать особенности языческих верований.

Развитие эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном заинтересованном отношении к музыке, литературе, живописи.

Р: принимать и сохранять учебные цели и задачи. П:понимать различие отражения жизни в жудожественном тексте и музыкальном произведеннии. К: применять полученные знания о музыке .

15.10

7

Поэма радости и света: К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна»

Знать информацию о композиторе К. Дебюсси.

Развитие музыкально-эстетического чувства.

Р:прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру. П:анализировать собственную учебную деятельность . К: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении прослушанного.

22.10

8

«Благословляю вас, леса…»

Знать , что жизнь является источником вдохновения для музыканта .

Усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.

П: понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. К:принимать различные точки зрения.

29.10

9

Заключительный урок

Знать , что такое романс.

Эмоциональное восприятие содержания музыки.

П: использовать различные источники информации.

05.11

10

Образы радости в музыке

Знать о значении музыки в жизни человека.

Проявление интереса к художественной деятельности.

Р: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения.

12.11

11

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

Знать виды искусства.

Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения

П:размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

26.11

12

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

Знать изученные понятия. Уметь применять полученные знания и анализировать музыкальный материал.

Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения.

П: размышлять о воздействии музыки на человека ,ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

03.12

13

«Слёзы людские, о слёзы людские…»

Уметь применять полученные знания .

Совершенствование художественного вкуса.

П:анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Р:проявлять творческую инициативуи самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

10.12

14

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Знать основные признаки сонаты.

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном , заинтересованном отношении к музыке.

П:использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. К:применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач.

17.12

15

Тема любви в музыке. П.И. Чайковский. «Евгений Онегин»

Уметь охарактеризовать тему любви в музыке П.И. Чайковского.

Развитие чувства восприятия, общих музыкальных ценностей.

П:использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

24.12

16

«В крови горит огонь желанья…»

Знать характерные особенности жанра романса.

Развитие образного ассоциативного мышления, творческого воображения.

К: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. П:использовать различные источники информации.

31.12

17

Трагедия любви в музыке

Уметь размышлять о музыке, музыкальн ом настроении.

Развитие образного ассоциативного мышления, творческого воображения.

П:сиремиться к самостоятельному общению с искусством о художественному самообразованию. Р:проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

14.01

18

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

Знать особенности творчества Л.В.Бетховена.

Уважение к творчеству композиторов- классиков.

П:размышлятьо воздействии музыки на человека.

21.01

19

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

Знать основные признаки народной песни.

Формирование ценностного, социально-ориентированного взгляда на мир в процессе познания русского искусства.

П:стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

28.01

20

Мир духовной музыки

Знать разновидности духовной музыки.

Развитие музыкально-эстетического вкуса.

Р: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями П:использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

04.02

21

Колокольный звон на Руси

Знать виды колокольных звонов.

Формирование духовно-нравственного восприятия музыки.

К:взаимодействовать с учителем и одноклассникам в учебной деятельности. Р:оценивать музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней. К:принимать различные точки зрения.

11.02

22

Рождественская звезда

Знать Рождественские песнопения.

Формирование духовно- нравственного восприятия музыки.

Р:прогнозировать содержание произведения по его названию. П:анализировать учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.К:сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении произведения.

18.02

23

От Рождества до Крещения

Знать особенности Рождества и праздника Крещения.

Формирование духовно- нрав ственного восприятия музыки.

Р:предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов. П:анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. К:принимать различные точки зрения.

03.03

24

«Светлый праздник». Православная музыка сегодня

Знать разновидности Православной духовной музыки.

Формирование духовно- нравственного восприятия музыки.

Р:договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. К:научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов, решения различных творческих задач. П:понимать смысл преобразований музыкальных интонаций.

10.03

25

Как мы понимаем современность

Знать современные виды искусств и их характерные особенности.

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в процессе познания музыки разных стилей и направлений.

П:анализировать собственную деятельность. К:аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и явлений зарубежной музыкальной культуры.

17.03

26

Вечные сюжеты

Знать о роли музыки в жизни человека, понятие искусства.

Уважение к творческим достижения и традициям в музыке.

Р:проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

24.03

27

Философские образы ХХ века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана

Уметь размышлять о музыке, применять знания полученные на музыкальных уроках.

Уважение к достижениям и творческим традициям в музыке.

П:размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

31.03

28-29

Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка)

Знать определение джазовой и эстрадной музыки, особенности звучания этих направлений.

Проявление интереса к музыке разных стилей и направлений.

К:прнимать различные точки зрения, научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов решения различных творческих задач.

07.04 21.04

30-31

Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка)

Знать информацию о музыкантах и композиторах джазового и эстрадного искусства.

Проявление интереса к музыке разных стилей и направлений.

П:использовать различные источники информации. К:высказывать свое мнение.

28.04

32

Лирические страницы советской музыки

Знать особенности периода советской музыки, представителей, композиторов, музыкантов.

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.

Р:предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения.

05.05

33

Диалог времён в музыке А. Шнитке

Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки.

Находить продуктивное сотрудничество с музыкой разных времен.

П:размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими.

12.05

34

«Любовь никогда не перестанет»

Уметь размышлять о музыке, применять знания , полученные на музыкальных уроках.

Усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.

Р:проявлять творческую инициативу.П:использовать различные источники информации.

19.05

35

Музыка всегда остаётся. Заключительный урок.

Знать о роли музыки в жизни человека.

Эмоциональное восприятие содержания музыки.

К:применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественных и творческих задач.

26.05

Планируемые результаты

Учащийся научится:

-Наблюдать и аргументированно рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учётом знаний, полученных в 5, 6, 7 классах);

-понимать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

-выражать навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации).

Учебно-методическое обеспечение, материально- техническое обеспечение образовательного прцесса.

  1. Печатные пособия. -Комплект портретов композиторов. -Демонстрационный материал.

2.Информационно-коммуникационные средства. -Примеры русской симфонической музыки.

-Примеры зарубежной симфонической музыки.

3.Технические средства обучения:

-компьютер

-мультимедийный проектор

-экран проекционный

-принтер

-музыкальный центр

4. Учебно -практическое оборудование:

-музыкальный инструмент



© 2010-2022