Этический заряд доброты на занятиях музыкой

Система этического воспитания обеспечивает психолого-педагогические условия духовного развития личности воспитанника, рост этического самосознания, этической культуры. Единство этического и эстетического наиболее полно обнаруживает себя при общении детей с искусством. «Этический заряд есть в любом произведении искусства, но нельзя забывать, что заряд этот может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему воспитание высокоэстетического вкуса, выработка «иммунитета против пошлости» - важнейшая задача не только эстетического, но прежде всего нравственного воспитания. И тут искусство заменить ничем нельзя» Б. Асафьев. Музыка дана нам для счастья и радости. Музыка - прекрасный воспитатель, и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно - методическое обеспечение

( Дополнение)

« Этический заряд доброты на занятиях музыкой»

Система этического воспитания обеспечивает психолого-педагогические условия духовного развития личности воспитанника, рост этического самосознания, этической культуры.

Единство этического и эстетического наиболее полно обнаруживает себя при общении детей с искусством. «Этический заряд есть в любом произведении искусства, но нельзя забывать, что заряд этот может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему воспитание высокоэстетического вкуса, выработка «иммунитета против пошлости» - важнейшая задача не только эстетического, но прежде всего нравственного воспитания. И тут искусство заменить ничем нельзя» Б. Асафьев.

Музыка дана нам для счастья и радости. Музыка - прекрасный воспитатель, и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей.

«Этический заряд» - в доброжелательно начатом уроке - это своеобразная психологическая установка, ориентирующая школьников на доброжелательность, уважение к окружающим и друг к другу, на добрый эмоциональный климат взаимоотношений.

Пример создания «этического заряда» на уроках фортепиано в младших классах. Цель: создание ситуации успеха, атмосферы радости, творчества и созидания.

Преподаватель берёт в свои руки, руки ученика.

- Что ты почувствовал? Тепло или холод?

- Тепло

- Что это значит? Ну, конечно, же, дружеское доверие друг к другу.

Своё тепло и хорошее настроение я отдаю тебе. Я уверенна, что вместе у нас всё получиться. Давай улыбнёмся друг другу и начнём урок.

С младшими школьниками акцент делается на желании быть хорошим, свойственно детям данного возраста, на характерное для них внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, получить оценку окружающих. Учитывается конкретность их мышления, способность к яркой фантазии, творческая активность, игровая направленность. В соответствии с этим педагог строит диалог с детьми как сюжетный рисунок сказки, приключения, совершаемого путешествия, открытия тайны, проведения коллективной игры, общего размышления над проблемой.

Самый главный принцип - это не просто сделать так, чтобы ребёнок играл на инструменте, малыша нужно научить мыслить, строить логические связи, а главное получать удовольствие от музыки. «Я раскрашиваю свою жизнь яркими красками, впечатлениями, я ублажаю себя, провожу таким образом досуг». Можно в свободное время телевизор смотреть, а можно играть на пианино.

Для создания этического заряда большую роль имеет игра.

Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости любознательности». В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

Несколько примеров изучение муз. материала с помощью игры.

Как правило, первый урок начинается со знакомства ученика с инструментом, с правильной посадки, с освобождения игрового аппарата. Для запоминания учеником чередования пальцев, можно использовать следующее упражнение: поочередно сгибать каждый палец (начиная с большого), стараясь подушечкой следующего пальца прикоснуться к первому так, чтобы каждый раз образовывалось колечко. Это упражнение я рекомендую делать со словами:

первый палец - самый сильный,

второй - тоже богатырь,

третий - находится посередине,

четвертый и пятый идут за ним.

Такая игра позволяет не только усвоить чередование пальцев, но и является первым этапом для последующей постановки руки.

Для лучшего усвоения учеником регистров, можно выучить с ним такое стихотворение Н. Кончаловской:

У рояля много клавиш!

Ты их все звучать заставишь.


В крайних слева бас гудит,

Будто он всегда сердит.


В крайних справа звук высок,

Будто птичий голосок.


В средних клавишах, как раз,

Тот же голос, что у нас

Пытаемся объяснить на понятном детском языке: высоко летают птицы, мухи, комарики с тоненьким голосом (высокий регистр); в реке, глубоко в болоте лежит большой бегемот (низкий голос); а в гости к птичкам и к бегемоту ходят детишки с мамами (средний регистр). Интересный вариант объяснения регистров у Т.Прокофьевой: построить дом, в котором жильцы занимают этаж в соответствии со своим голосом (чем ниже голос, тем ниже этаж). Так же можно решить вопрос с октавами (с помощью «дома» или «дерева»).

Посадка за инструментом. Организация игровых движений.

Т.С.Бродская (педагог) говорила, что спина - это озеро. Руки - шланги, по которым вода течет в квартиры - ладошки, из кранов - пальчиков.

Опору в ножках ребенку поможет упражнение «Разлеты»: широкая амплитуда движений рук, разброс рук по клавиатуре заставляет его наклониться вперед и перенести упор на ноги. Для объяснения механизма «погружения» в клавишу можно нарисовать на подушечках пальчиков личики человечков - подушечки «оживают», струнки - клавиши «поют» как человечки. Человечки летают по клавиатуре на парашютах (кисть - купол). Можно «позвать» бабочек или стрекоз (ладошки), порхающих и летающих по клавиатуре либо изобразить взмахи крылом прекрасного лебедя. Или обратиться к фантазии ребенка - его варианты бывают точны и оригинальны.

В возрасте 6 - 7 лет дети очень эмоциональны, интуитивно они очень хорошо чувствуют характер музыки. Знакомясь с новыми произведениями, обсуждаем характер, впечатления от музыки, разговариваем о жанре (танец, песня), композиторе. В сборнике Артоболевской «Первая встреча с музыкой» много цветных иллюстраций, почти ко всем пьескам есть слова. Дети с удовольствием играют «Вальс собачек», «Болтунью»… в ансамбле с педагогом - это очень важно чувствовать поддержку учителя, особенно если ребёнок застенчив, скован.
С первых уроков играем простые песенки и упражнения для пальцев: 1, 2, 3 звука. Например: изображаем «кукушку». Ученик играет два звука через ноту поочерёдно каждой рукой 3-м пальцем в разных октавах или «киску» 3-м и 2-м пальцем с использованием чёрной клавиши. «Пальчики идут в гости» - 3,2,1 пальцы вверх и вниз каждой рукой в разных октавах. В игре 4-м и 5-м использую песенку - упражнение «Дразнилка» из сборника Артоболевской.

Самая сложная задача - постановка руки, подготовка аппарата ребенка к игре на фортепиано - может решиться в процессе игры легко и весело.

Артоболевская, Баренбойм предложили массу упражнений для расслабления плечевого аппарата, а именно: «Мельница», «Вертолетик», «Шалтай-Болтай» и др. Их можно использовать как перед началом занятия, так и в качестве физ. паузы, этим самым мы решаем еще одну задачу сохранения здоровья ребенка.

В своей практике - музыканта, я часто использую сказочные сюжеты. Каждое муз. произведение - это маленькая сказка, задумка. Дети 1-го класса очень любят пьесу Галынина «Зайчик». В этом небольшом произведении сочетаются множество пианистических навыков: игра стаккато, аккордами, быстрая смена рук. Дети не замечают этих трудностей, они увлечены образом прыгающего зайчика. Лиса нападает. Зайчик вырывается и убегает. Смена образа (заяц-лиса) определяет штрихи, динамику. Яркий пример такой образной пьесы - «Медведь» Г. Галынина. Она помогает при изучении басового ключа. Играя пьесу Рубаха «Воробей», где мы изображаем воробья и кошку, впервые знакомимся со штрихом стаккато. Пьеса А. Гедике «Ригодон» - не только танец, но уже и простейшая полифония. Мы представляем праздничный бал. Сначала танцуют все гости, а в середине-принц и принцесса, разговаривают друг с другом, «соединяются» (момент кульминации-аккорд), продолжая танец с придворными. Тот же образ можно использовать в вальсе из балета «Спящая красавица» Чайковского. В сборнике Артоболевской «Первая встреча с музыкой» к менуэту Л. Моцарта, есть замечательные стихи. С первых уроков, когда дети слышат его в исполнении педагога, проникаются любовью, стараются запомнить слова, хотят в дальнейшем играть.

Таким образом, перед ребёнком открывается увлекательный мир сказки через игру на инструменте и глазки загораются, все трудности в исполнение отодвигаются на второй план, разучивание идёт гораздо быстрее. Уроки сопровождаются доброй улыбкой учителя, а ведь доказано - здоровье школьников станет крепче от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, интерес к учёбе повышается.

Сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся. Музыкальное самовнушение, а также песни оказывают положительное воздействие на мироощущение ребенка. Оптимистического здоровья. Очень важна на уроке улыбка ребенка (улыбкотерапия) . Если ребенок играет, поет и улыбается, то за счет этого звук становиться светлым и чистым, свободным. Постепенно это качество переходит и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становиться улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей. Компетентность учителя музыки, его личные качества, которые проявляются в профессиональной деятельности, имеют большое значение в процессе обучения и воспитания учащихся. Считаю, что учитель должен знать не только «что» делать, но и «как» это делать, следить за своими действиями и словами.

«Музыка - воображение - фантазия - сказка - творчество - такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы» - писал В. А. Сухомлинский.

Этический заряд создает на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости. Он включает в себя чувства радости, удовольствия, переживания, воображение, эмоциональное отношение к действительности. Это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей. Видеть увлечённые, горящие глаза ребятишек, с радостным настроением бегущих на урок - это и есть лучшая награда для преподавателя.



7


© 2010-2022