Сборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятий

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятийСборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятий


Сборник методических рекомендаций по организации музыкальных занятий

































МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»






Сборник методических материалов

«Рок на урок»
















Благовещенск 2014 г.



Утверждено на заседании

Научно - методического совета.

Протокол №_ от___

Сборник методических материалов «Рок на урок » по организации музыкальных занятий в условиях образовательного процесса.

Автор - составитель:

Жмуркина Виктория Андреевна

студентка ГБПОУ СПО Благовещенский многопрофильный профессиональный колледж, специальность 050709 «Преподавание в начальных классах».

Руководитель:

Улькина Светлана Валерьевна, преподаватель теории и методики музыкального воспитания высшей квалификационной категории.

Рецензент:

Сайфуллин Рим Борисович, преподаватель музыкального воспитания высшей категории, отличник образования РБ.



Методический сборник адресован студентам, учителям музыки общеобразовательных школ. Включает в себя базовый учебный материал по предмету «Музыка», программы, современные образовательные методики, разработки уроков и внеурочных занятий, контрольно - оценочный материал.

К методическому сборнику прилагается музыкальный диск, в который вошли лучшие образцы зарубежной и отечественной рок - музыки. Музыкальный материал диска систематизирован по видам музыкальной деятельности.














Содержание:

Пояснительная записка

Глава I Рок-музыка - неотъемлемая часть современной массовой культуры.

1.1 Рок - музыка, как музыкальное направление. Историческая справка.

1.2 Основные направления классического западного рока.

1.3 Феномен русского рока


Глава II Программно - методическое обеспечение образовательного процесса .

2.1Авторская программа «Современная музыка»

2.2 Программа внеурочной деятельности «Рок - музыка»

2.3 Описание методик

2.4 Примерные темы творческих проектов

2.5 Разработки урочных и внеурочных занятий

2.6 Контрольно - оценочный материал

Список литературы







Пояснительная записка


В настоящее время необходимы новые подходы в связи с теми существенными изменениями, которые претерпела школа в XXI веке (изменился статус школы, условия обучения, характер деятельности учителя и сам ученик). Обновление содержания школьного курса, разработка и внедрение новых программ по музыке, учебников и учебных комплексов настоятельно требуют интенсивного поиска новых путей, дидактических средств, технологий, способных обеспечить результативность обучения.

Рок является социальной реальностью нашего времени. Современный педагог-музыкант должен помочь подростку понять и оценить данное направление массовой музыкальной культуры с духовно-нравственных позиций. Мы считаем, что проблема формирования и развития музыкальной культуры современного школьника требует от музыкальной педагогики сегодня оптимальных и эффективных решений.

Перед учителем музыки остро встаёт проблема преодоления в сознании школьника-подростка образовавшегося разрыва между классическим и современным музыкальным искусством. Решение данного вопроса, на наш взгляд, является залогом успешного развития музыкальной педагогики, а также утверждения личностно-ориентированного подхода в обучении школьника-подростка. Сегодня существует острая необходимость в создании условий, при которых будут удовлетворены музыкальные потребности современного подростка, т. е. вооружение учащихся знаниями о рок-музыке, её истоках, путях развития, связи с классической музыкой.

Новое содержание музыкального образования соответственно требует и новых подходов в обучении. Актуальным становится создание новых адаптированных методик и программ по изучению современной музыки, в частности рок-музыки, требующих учёта психологических особенностей, характерных для подросткового возраста. С этой целью нами был разработан сборник «Рок на урок».

Сборник состоит из нескольких разделов. Первый раздел посвящен историческим аспектам развития зарубежной и русской рок - музыки, как неотъемлемой части современной культуры. Учитывая трудности, которые испытывают учителя в работе при изучении современной музыки, мы обобщили и систематизировали теоретический материал по проблеме изучения рок - музыки и рассмотрели основные стили и направления современного музыкального искусства.

Второй раздел содержит программно - методический материал по предмету «Музыка». Нами был разработан ряд методик, направленных на развитие музыкальной культуры школьника-подростка:

1. «Представление любимой рок-группы», в которой ребята представляют и доказывают основные достоинства группы.

2.«Рецензия на песенный репертуар рок-группы». В основе методики заложен метод обучающего рецензирования.

- «Проект программы для последующих поколений». Ребята обсуждают «жизненность» группы и её позитивное влияние на развитие рок-музыки и музыкального искусства в целом.

- «Определи стилевое направление рок-группы». Данная методика направлена на развитие у школьников-подростков способности стилеразличения.

Данные методики легли в основу разработанной нами программы «Современная музыка», в которой даётся представление об этапах развития зарубежной и русской рок-музыки, о разнообразии стилей и направлений, об особенностях развития русского рока, о связи рок-музыки с классическим искусством и т.д

Так же в сборнике мы обобщили практический опыт учителей музыки гимназии № 1, МОБУ СОШ № 5,6, г.Благовещенска РБ, преподавателей теории методики музыкального воспитания ГБПОУ СПО БМПК, которыми были разработаны и проведены моно и бинарные уроки по проблеме изучения рок - музыки.

Учитывая трудности учителей музыки при подборе музыкального репертуара к урокам, мы разработали музыкальный диск, в который включили лучшие образцы рок - музыки (отечественной и зарубежной) предназначенные для слушания, анализа и исполнения.

Весь материал, представленный в сборнике должен способствовать в профессиональной музыкальной работе с учащимися в учреждениях образовательного типа.



































Глава I Рок-музыка - неотъемлемая часть современной массовой культуры.

1.1 Рок - музыка, как музыкальное направление. Историческая справка.


Рок-культура - понятие, которое достаточно долго в силу обстоятельств идеологии и внутренней политики государства оставалось в тени и считалось запретным - является неотъемлемой частью современной жизни, в том числе жизни современной молодежи и подростков.

Рок-культура - особый вид суб - или контркультуры, где движущей и организующей силой является рок-музыка. Рок-культура - это культура слушателей рок-музыки и потребителей продуктов индустрии, возникшей вокруг этой музыки (от звукозаписей до стиля в одежде и аксессуарах). Агрессивное и деструктивное начало рок-культуры оказывается очень созвучно умонастроениям подростков, находящихся в так называемом переходном возрасте и переживающих сложные, подчас болезненные психофизиологические изменения организма.

Возможно, именно через рок-культуру возможен диалог между поколениями. Несмотря на свою популярность, рок-культура в своем музыкологическом и психолого-педагогическом аспекте остается практически не исследованной, хотя попытки исследования феномена рок-культуры (по крайней мере, в отечественной культурологии и социологии) делались еще в 1980-е годы. Рок-культура воспринимается исследователями как феномен социологический, эстетический, как один из зрелищных видов искусств, рассматривается наряду с такими явлениями, как перформанс, инсталляция, хэппенинг и другие проявления авангардизма в современном искусстве.


1.1 Рок как музыкальное направление. Историческая справка


Английское слово "рок" (rock) впервые приобрело свой современный смысл в термине "рок-н-ролл", введенном в обиход с 1951 года для обозначения быстро набиравшего популярность "ритм-энд-блюза" комментатором музыкальных программ из Кливленда Аланом Фридом Бурлака А., Запесоцкий А. В ритме эпохи.1 В различных контекстах слово rock может иметь разные значения: тряска, качание, убаюкивание, расстройство, приведение в волнение, скала, булыжник, причина несчастья, глупая ошибка, бриллиант (жарг.) и т.д. Точно таким же полисемичным оказывается слово roll: моток, рулон, вращение, качка, раскаты грома, денежный куш и т.д. И если в 1950е годы рок-н-ролл ассоциировался лишь с раскачиванием и вращением партнеров в танце под незатейливую мелодию в размере 4/4, то позднее это стало обозначать практически стиль жизни.

Возникшее к концу 1960х музыкальное течение объединило целый ряд направлений, в названиях которых встречалось одно и то же слово "рок": фолк-рок, арт-рок, джаз-рок, хард-рок, кантри-рок и т.д . Особый тип отношения к музыке демонстрировал progressive rock, не столько собственно музыка, сколько особая идеология. Появление прогрессив-рока ознаменовало наступление качественно нового периода в развитии молодежной культуры. Рок-аудитория стала вместе с музыкантами серьезнее воспринимать действительность. Пик такой активности - 1967 год, в который произошел ряд важных для истории рока событий - Монтерейский международный рок-фестиваль, а также выход концептуально новой пластинки Beatles - Sergeant Pepper и их выступление в международном телевизионном шоу "Наш мир" с программной для движения хиппи песней All you need is love. Одним из факторов возникновения этой новой музыки было то, что основными потребителями музыки стали молодые интеллектуалы (студенчество). Усложняться стал не только музыкальный язык, но и язык поэтических текстов (появляются философские, социальные и психоделические темы). Образовавшийся андеграунд (культура, противопоставляющая себя принятым в обществе ценностям) становился все более изысканным за счет усвоения идей прогрессив-рока .

Направления классического западного рока

Арт-рок

Термин достаточно расплывчатый. Под эту категорию подпадают те явления, которые воспринимаются слушателем в качестве "классического рока". Первый элемент данного неологизма (от англ. "искусство") подчеркивает ориентацию исполнителей данной музыки на виртуозное владение инструментом, повышенное внимание к отделке произведений (лад, гармония, композиция), использование элементов классической музыки (от прямых цитат из классических произведений до введения в состав коллективов в дополнение к стандартному набору инструментов 3 гитары (соло, ритм, бас) +ударные инструментов симфонического оркестра - скрипка, флейта и т.д.). Нередко воспринимается как синоним термина "прогрессив-рок"

Фолк-рок

Изначально - музыка, основанная на музыкальном фольклоре Британских островов (от англ. "народ"). Родоначальником направления считается Боб Дилан Кастальский . Отношения между собственно роком (прогрессив-роком) и фолком всегда были достаточно сложные, и, пожалуй, можно сам термин "фолк-рок" считать таким же составным, как "симфо-рок" или "джаз-рок" - то есть обозначающим сочетание двух стилей. В современном роке существует и стиль арт-фолк.

Панк-рок

Панк-рок (1975 - начало 1980-х) - разновидность рок-музыки, характеризующаяся развязанной (разболтанной, грубой) манерой вокала и музыкального сопровождения (что связано с тем, что изначально ее играли подчеркнуто неумелые исполнители), а также острой социальной направленностью .Панк выделяется в отдельное направление в середине 1970-х как отрицательная реакция на "британское вторжение". Первой заметной американской панк-группой были нью-йоркские Ramones, в Англии - Sex Pistols. Однако в США панк был сенсацией андеграунда, которая в последствии породила хардкор (Hardcore) и инди-рок (англ. Indie-Rock), в то время как в Великобритании это был полномасштабный феномен. В Великобритании Sex Pistols расценивались как реальная угроза благополучию правительства и монархии и, что более важно, их примеру последовало бесчисленное количество молодых коллективов. Некоторые молодые группы весьма близко копировали Sex Pistols, однако многие нашли своё, оригинальное звучание, например, резкий, раздраженный Поп от Buzzcocks, торжественный рок от Clash или художественные эксперименты групп Wire и Joy Division.

Вскоре панк разделился на пост-панк (post-punk), который был более артистичен и экспериментален; "новую волну" (new wave), которая была более ориентирована на поп-музыку, и хардкор (hardcore), который был более жёстким, быстрым и грубым. На протяжении 80-х панк идентифицировался именно с хардкором как в Америке, так и в Великобритании.

Эмо (сокращение от "эмоциональный") - термин, обозначающий особый вид панк-рока, основанный на сокрушительных истеричных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Тексты песен носят личный характер - о любви и внутренних переживаниях автора.

Сейчас панка практически не осталось (какие-то панковские традиции - политическая ангажированность, эпатаж и т.д. - пытаются возродить такие группы, как Green Day); на почве панка возникли новые направления - например, трэш и гранж.

Прогрессив-рок

Считается, что это термин сугубо американский; иногда считается, что это синоним термина "арт-рок",

Вот некоторые обычные, хоть и не универсальные, признаки прогрессивного рока 2 .

1) Длинные композиции, иногда дольше 20 минут, со сложными мелодиями и гармониями. Их часто называют "эпическими", и они являются самым явным подражанием жанра классической музыке. Самым ранним примером (и, наверное, первым набором из многих частей в прогрессивном роке) можно назвать композицию "In Held Twas In I" группы Procol Harum, длящуюся 17 минут 30 секунд. Другие знаменитые примеры - "2112" группы Rush, 23-минутная композиция Pink Floyd "Echoes" и их более ранняя "Atom Heart Mother", и 43-минутная "Thick as a Brick" группы Jethro Tull (существуют и композиции протяженностью в час).

Многие другие композиции прогрессивного рока составлены из меньших частей (часто, но не всегда, подписанных на списке композиций альбома), которые в некоторых случаях трактуются как самостоятельны песни. Часто части разделяются в действия на манер классических пьес

2) Слова, передающие сложные и иногда непонятные описания, касающиеся таких тем, как научная фантастика, фэнтези, история, религия, война и сумасшествие3) Концептуальные альбомы, в которых тема или история исследуется на протяжении всего альбома в манере, аналогичной фильму или пьесе. В дни винила в альбомы вкладывались подробные буклеты и постеры, продолжающие концепцию.

4) Необычные вокальные стили и использование вокальных гармоний из многих частей.

5) Использование ведущих инструментов, не характерных для рок-музыки, включая электронные инструменты. Наверное, самым известным примером является постоянное использование флейты фронтменом Jethro Tull Яном Андерсоном. Клавишные, включая синтезатор, орган, пианино и меллотрон обычны для прогрессивного рока, в отличие от других жанров. Другим популярным инструментом является этническая перкуссия. Группы прогрессивного рока также экспериментировали с техникой, манипуляцией волнами и обработкой звука на компьютере и с помощью специальных устройств, а также объёмным звуком (первыми на концертах им начали пользоваться Pink Floyd ещё в конце 60-ых годов).

6) Использование оркестров и хоров; самыми знаменитые примеры рубежа 60-х и 70-х - Atom Heart Mother Pink Floyd и второй альбом Yes Time and a Word. Обычно для изображения оркестра и хора использовался упоминавшийся меллотрон.

7) Использование необычной длины такта, музыкального размера или настройки инструментов.

8) Соло почти у каждого инструмента.

9) Координация внутри ритм-секции группы (обычно состоящей из басиста и ударника). Ритм-секция может использовать контртемп и другие техники в сцепке с остальной группой

10) Включение в альбомы классики. Например, Эмерсон, Лейк и Палмер использовали в своих композициях отрывки из произведений А. Коупланда, Б. Бартока, М.П. Мусоргского, И.С. Баха и других композиторов. Иногда вставляемая классика значительно интерпретируется; Jethro Tull записала версию "Бурре" Баха, превратив его в "тонкую джазовую песню для ночного клуба

11) Эстетическое соединение музыки и других видов искусства .

12) Использование в композициях различных звуковых эффектов.

Наивысшего развития прогрессив-рок достиг в 1970е годы. До какой-то степени прогрессив-рок связан с психоделикой, экспериментированием с измененными состояниями сознания и т.д.


Метал или металл - музыкальное направление, экстремальный вид рок-музыки, возникший в конце 1960х - начале 1970х гг. Для метала характерны агрессивные ритмы и сильно искажённый гитарный звук, достигаемый за счет использования особого гитарного эффекта под названием дисторшн (от англ. distortion - "искривление, искажение"). Метал имеет достаточно большое число подстилей, от сравнительно "мягких" (таких, как, например, классический хэви-метал) до весьма "тяжёлых" и неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей (дэт-метал, блэк-метал и т.п.). Смысл и идейная направленность песен сильно разнится от направления к направлению; так, для дум-метала типичны темы печали, меланхолии и отчаяния, для блэк-метала - оккультные темы, и т.д.

Поклонников метала называют металлистами или металхэдами (англ. metalhead).

Существуют разные мнения относительно того, как должен называться этот стиль на русском языке (мЕтал или метАлл). Однако музыкальные направления, зародившиеся на Западе, в России традиционно получают названия, являющиеся кальками с английского (например, джаз, блюз, рок-н-ролл и т.д.). С этой точки зрения правильным русским названием данного направления является "метал". Кроме того, такое написание позволяет отличить название музыкального течения от класса химических элементов. В названиях подстилей почти всегда используется второй вариант (спид-метал, пауэр-метал и т.д.)

За рубежом метал зачастую называют heavy metal ("тяжёлый метал"), хотя в среде русскоязычных металлистов этим термином обычно обозначают лишь узкое направление "классического" метала (хэви-метал).

В 1980-х гг. метал разделился на достаточно большое количество подстилей, сильно различающихся по своему звучанию, "тяжести" и тематике песен. Единой точной системы классификации метала не существует, но некоторые из основных и общепризнанных направлений перечислены ниже, вместе с примерами наиболее известных представителей.

Хэви-метал (англ. heavy - "тяжёлый") - метал в том виде, в котором его создали ранние представители этого стиля, такие, как Black Sabbath и Judas Priest.

Спид-метал (англ. speed - "скорость") - более скоростная разновидность метала, но также более сконцентрированная на мелодии и менее подверженная влиянию панк-рока, чем трэш-метал. Из представителей можно назвать ранних Helloween и Blind Guardian.

Трэш-метал (англ. thrash - "молотить") - близок к спид-металу, с ощутимым влиянием панк-рока, имеет достаточно жёсткое, грубое, часто диссонансное звучание и исполняется на высокой скорости. Типичные представители - Metallica, Slayer, Anthrax, Megadeth.

Пауэр-метал (англ. power - "мощь", "власть") - в целом уделяет несколько больше внимания мелодии и исполняется на достаточно высокой скорости, как и спид-метал. Границы между этим подстилем и спид-металом достаточно размыты. Часто в пауэр-метале используются фантастические темы, особенно популярны фэнтези-тематики. Из популярных представителей пауэр-метала можно назвать Helloween и Blind Guardian, а также Stratovarius.

Дэт-метал (англ. death - "смерть") - один из наиболее "тяжёлых" видов метала, является развитием трэш-метала, но исполняется с ещё большей скоростью, зачастую с использованием бласт-бита. Вокалист чаще всего использует манеру пения, называемую гроулинг (вокал, напоминающий утробный рык). Представители - Death, Morbid Angel.

Дум-метал (англ. doom - "судьба", "гибель") - сравнительно медленный и спокойный подстиль метала. Дум-метал обычно печален, типичной темой является потерянная любовь, тщетность бытия. Иногда, как и в дэт-метале, используется гроулинг. Из представителей можно назвать My Dying Bride и Anathema.

Блэмк-мемтал или просто блэк (англ. black metal, от black - "чёрный") - музыкальный стиль, одно из экстремальных направлений метала.

Блэк-метал появился в начале 1980-х, а первым произведением в этом стиле считается альбом группы Venom "Black Metal", от которого и произошло название стиля, хотя многие называют в качестве основоположника стиля группу Bathory. Блэк-метал характеризуется крайне скоростными барабанными (70-500 уд. /мин - бласт-бит) и гитарными партиями. Звук гитар делается резким и высоким. Характерный прием игры - тремоло. Вокал обычно очень высокий (скриминг), часто встречаются вставки низкого "рычащего" вокала - гроулинга. Бас-гитара и клавишные (редко) играют вспомогательную роль в классическом блэке, тогда как в симфо-блэке клавишным уделяется большое внимание.

Блэк-метал характеризуется крайней идеологизированностью. Очень распространённой темой в блэке является "темная сторона": сатанизм, оккультизм и т.п. Довольно часто в блэке присутствуют элементы национализма. Периодически в среде исполнителей и поклонников блэк-метала происходят споры относительно того, кто из представителей стиля более привержен "настоящему" блэк-металу. Отклонения от жесткого блэк-звучания и различные эксперименты, особенно с клавишными, зачастую очень негативно воспринимаются в блэк-среде, из-за чего некоторые направления блэка (например, симфо-блэк) заслужили у "ортодоксальных" последователей блэк-метала репутацию "продажных" и "предательских".

Как и метал вообще, блэк-метал трудно классифицировать, но можно выделить некоторые заметные течения.

Прото-блэк (англ. proto-black metal) или классический блэк - блэк-метал в его изначальном виде, ещё не отделившийся до конца от трэш-метала. Бласт-бит прослеживается далеко не во всех композициях, вокал не слишком высокий. Сейчас почти не встречается.

Родоначальники: Thorns, Venom, Bathory, Slayer, Celtic Frost.

Типичные представители: они же.

Тру-блэк (англ. true black metal - "истинный блэк-метал") - наиболее мизантропичное, злобное и богохульное направление блэка. Отличается достаточно примитивной и монотонной музыкой и скудным мелодизмом. Идеологически правильными текстами в тру-блэке можно считать тексты на такие темы, как расизм и нацизм (наци-блэк-метал), язычество, антихристианство, богохульство, дьяволопоклонничество, мизантропия. Стиль возник и до сих пор наиболее широко практикуется в Норвегии, из-за чего его иногда называют "норвежским блэк-металом".

Симфо-блэк-метал (англ. symphonic black metal) - "симфоническая" разновидность блэка. Для симфо-блэка характерно широкое использование клавишных, иногда оркестровых аранжировок и женского вокала.

Родоначальники: Cradle of Filth, Dimmu Borgir

Типичные представители: Dimmu Borgir, Gehenna, Shadow Guard, Cradle of Filth, Mephistopheles, Dismal Euphony, Siebenburgen, Catamenia.

Иногда в отдельное направление выделяют т. н. дарк-метал (англ. dark metal, от dark - "тёмный"). Обычно этим термином называют гибридную форму блэк-метала и дум-метала. В качестве типичных представителей зачастую называют Samael и Moonspell. Однако правомерность выделения дарк-метала как отдельного направления находится под сомнением.

Джаз-рок

Яркими представителями джаз-рока были американские группы Blood, Sweat & Tears и Chicago (1967 - 1968). Первый состоял из молодых джазменов, принявших ритмику, песенную традицию и общую эстетику рок-культуры; второй был больше похож на рок-группу, добавившую секцию из трех духовых инструментов - трубы, саксофона и тромбона. Тем не менее, очень родственная музыка этих двух ансамблей породила новую, широко распространившуюся традицию аранжировки, когда при небольшом количестве духовых (3-4 инструмента) в сочетании с клавишными и гитарами за счет широкого расположения аккордов удается создать впечатление звучащего биг-бенда Козлов А. Рок: истоки и развитие.С. 82.

Несмотря на то, что сначала между рок - и джазовыми музыкантами была достаточно жесткая конфронтация, среди джазменов нашлись те, кто увидел возможность возрождения популярности джаза у молодежи за счет принятия эстетики, ритмики и технологии рок-музыки. Одним из первых в этом отношении был выдающийся джазовый трубач Майлз Дэвис. Кроме него, в области джаз-рока работали пианисты Чик Кориа, Кит Джеррет, гитаристы Джон Маклафлин, Карлос Сантана, скрипач Жан-Люк Понти и др. Величайшее мастерство этих музыкантов позволило им заметно повлиять как на рок-исполнителей, так и на джазистов.

Рок и симфоническая музыка

Об этом говорилось ранее (см. параграф о прогрессив-роке). Первые примеры использования симфонизма в оркестровках или перехода к камерному звучанию есть, например, у Beatles (She's Leaving Home); еще один ранний пример контакта рока и академической музыки - концерт 1969 г. а Альберт-Холле с совместным участием Королевского филармонического оркестра и группы Deep Purple. При этом и рок-музыка могла оказывать влияние на академическую (см. высказывание композитора-новатора Э. Артемьева, цитируемое А. Бурлакой и А. Запесоцким).

Рок-опера

Рок-опера - пограничное явление между собственно роком, драматургией классической оперы и явлениями массовой культуры. Порой очень трудно разграничить такие явления, как рок-опера и мюзикл; последний более близок к поп - и масс-культуре, хотя использует мелодические и гармонические ходы, свойственные рок-музыке.

Классиком западноевропейской рок-оперы справедливо считается Э.Л. Уэббер, который в соавторстве с либреттистом Т. Райсом в 1970х-1980х гг. создал ряд рок-опер "Иисус Христос Суперзвезда" (во многом отражающую идеологию хиппи, позиционировавших себя в том числе как истинных христиан), "Кошки" (по стихам модернистского английского поэта Т.С. Элиота), "Призрак оперы" (по мотивам готического романа Г. Леру)

В России первой рок-оперой стала "Орфей и Эвридика" А. Журбина (1970е); подлинной классикой российской (советской) рок-оперы стали "Юнона и Авось" и "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" А. Рыбникова, своей популярностью обязанные (как и "Иисус Христос Суперзвезда") не только музыке и сюжету, но и ореолу скандальности, окружавшему первые их постановки.

В современной российской и западной музыке жанр рок-оперы практически "вымер", уступив место мюзиклу. Последняя не очень удачная попытка реанимировать жанр рок-оперы - проект 2004 года "Эльфийская рукопись" с участием нескольких видных отечественных метал-, панк - и трэш-групп.

1.4 Феномен русского рока

Источники происхождения русского рока - не только и не столько западные образцы, сколько авторская песня и городской фольклор (как, в общем, это имело место и на Западе). Однако в русском роке мелодия, ритм и прочие моменты, важные для западного рока (особенно арт-рока), имели второстепенное значение; на первое место всегда выходила и выходит поэзия, текст; музыка же при этом рассматривается как практически дополнительное интонационное средство.

Парадокс феномена русского рока заключается в том, что с музыкальной точки зрения он практически не исследован - зато существует масса монографий, статей и диссертаций, посвященных русскому року в поэтическом аспекте.

Парадокс русского рока еще и в том, что некоторые авторы позиционируют свое творчество как рок, хотя оно с формальной точки зрения роком не является - и при этом некоторые авторы, сами себя к року не относившие, подчас сторонними слушателями воспринимались и воспринимаются как рок (так было, например, с В. Высоцким, которого на Западе воспринимали как рок-певца, хотя сам себя он ни к какому направлению не относил).

Следующий парадокс заключается в параллельном сосуществовании в отечественной музыке "подпольного" и "официозного" рока.

В Советском Союзе история рока складывалась иначе, чем на Западе. Первые музыканты взяли в руки электрогитары в результате "культурного шока" от английского биг-бита. Многие годы прошли под знаком повсеместного и старательного копирования любимых зарубежных групп. На языках народов СССР и под оригинальную музыку рок впервые зазвучал в самом конце 60-х, и последующее десятилетие ушло на то, чтобы утвердить принцип самостоятельного творчества. Не удивительно, что все это время рок был фактически "отделен от государства" (официальным суррогатом рока были ВИА) и существовал на нелегальном положении. Лишь в 1980 г., когда огромная популярность рока и его творческие достижения стали совершенно очевидными, культурные инстанции обратили на него внимание. Огромное большинство рок-исполнителей так и осталось в "андеграунде", предпочитая безденежье посягательствам цензуры. Не имея ни малейшего доступа на фирму "Мелодия", ТВ и радио, рок-группы создали уникальную по масштабам нелегальную индустрию звукозаписи. Именно тогда, в годы "позднего застоя", социально-культурная роль рока была особенно велика и позитивна: миллионам молодых людей эти записи несли столь редкие и нужные слова правды и духовности. Институты идейно-художественного контроля (в первую очередь Министерство культуры и комсомол) без устали вели на рок административное наступление, которое достигло кульминации в 1984 году, когда весь рок был фактически поставлен под запрет, а лучшие его представители фигурировали в черных списках.

Дефицит информации и отсутствие коммуникаций между рок-центрами привели к тому, что в каждом городе, республике, регионе жанр развивался обособленно, часто принимая своеобразные формы. Не удивительно, что сложились вполне четкие понятия: "ленинградский рок", "свердловский рок" и т.д.

К концу 1980х рок-клубы существовали во всех городах страны с более или менее ощутимым "рок-движением", их было около 50. Их основная задачей была всесторонняя помощь непрофессиональным группам. Как правило, вступив в рок-клуб, группа получала право на публичные выступления (по утвержденной программе) и могла рассчитывать на содействие в обзаведении репетиционной базой и аппаратурой. В отличие от государственных концертных организаций рок-клубы не были связаны в единую систему; более того, они относились к разным ведомствам - профсоюзам (Ленинград), комсомолу (Рига), городским управлениям культуры (Московская рок-лаборатория) и т.д. Формы работы и организационные структуры рок-клубов были различны, но в финансовом отношении они были полностью бесправны. Из-за этого концертная деятельность - как коммерчески наиболее выгодная - стала выходить из сферы их влияния. Рок-клубам оставалось лишь проводить мероприятия "престижного" характера: фестивали, конференции, международные встречи, а также служить центрами общения (что намного ближе к изначальному понятию "клуб").

В качестве образца истории рок-клуба можно рассмотреть историю знаменитого Ленинградского рок-клуба.

Ленинградский рок-клуб, располагавшийся по адресу ул. Рубинштейна, 13, скорее был похож на своего рода смесь ДК (с залом на 200 мест) с Союзом Композиторов со своей системой членства. Во главе клуба стоял совет, в клубе также были свой устав и статут. Внутри клуба существовали специальные места, на которых располагались сотрудники КГБ, а также представители КПСС и Комсомола, в задачу которых входило наблюдение за происходящим в клубе. Потенциально опасные с точки зрения органов музыканты, которые могли высказываться против власти или просто эпатировать публику (главным образом панк-рокеры) к участию в рок-клубе не допускались.

Впрочем, рок-клуб занимался не только чисто концертной деятельностью, но даже организовывал фестивали. Первый из них случился в 1983 г. и с тех пор считается первым официально разрешенным рок-фестивалем в СССР. С тех пор и до закрытия рок-клуба он проводился ежегодно. Именно в то время в рок-клуб открыл такие группы, как "Кино", "Алиса", "Телевизор", "Поп-механика" и др., которые впоследствии стали классиками русского рока. В середине и конце 1980-х административный контроль над ЛРК стал снижаться и в клуб были приняты те группы, которых раньше просто не могли быть туда допущены вследстствие идеологической сомнительности. Более того рок-клуб стал принимать группы и из других регионов СССР. Так, например уфимская группа ДДТ, выступив здесь, решила осесть в Ленинграде. Однако в тоже время наступившая перестройка дала и отрицательный результат для рок-клуба. Так главные "звезды" рок-клуба "Кино" и "Алиса" во второй половине 1980-х перебрались в Москву; рок-музыканты все больше предпочитали большие концертные площадки клубу, оставляя сцену менее профессиональным музыкантам и гастролерам (наподобие выступавшей в 1989 г. здесь группы "Гражданская Оборона"). В начале 1990-х рок-клубу удалось также провести две крупные акции - участие в международном движении "Следующая остановка - СССР" (целью ее было сближение советской молодежи и молодежи Скандинавских стран, Дании и Исландии) и фестиваль, посвященный 10-летию рок-клуба в 1991 г., где помимо выступления групп была представлена экспозиция "Реалии русского рока", на которых были представлены архивные материалы о деятельности Ленинградского рок-клуба (впоследствии большая их часть исчезла). Пример Ленинградского рок-клуба в свое время вдохновил энтузиастов в различных городах и даже селах страны создавать свои рок-клубы, наподобие Ленинградского (самые известные из них - Московская рок-лаборатория и Свердловский рок-клуб). Однако с распадом СССР и экономическими реформами 1990-х гг. все эти рок-клубы начали закрываться, уступая место маленьким рок-клубам западного образца, с одной стороны, и дискотекам, рейвам и ночным клубам с другой стороны. Этого не избежал и Ленинградский рок-клуб, закрывшийся в начале 1990-х гг. И тем не менее годы существования рок-клуба оставили довольно яркий след в истории отечественной рок-музыки, а половина групп, некогда там выступавшие стали легендами, а некоторые до сих пор с успехом гастролируют по стране.

В настоящее время рок-клубы существуют в несколько ином качестве: это заведения западного образца, где выступают группы "неформатного" характера, играющие музыку "для немногих" - как правило, экспериментальную.

Центральная пресса удостоила своим вниманием советский рок в 1980х годах, до этого его либо вообще не замечали, либо порицали как проявление западных тенденций, разрушающих умы молодежи. Дефицит информации для знатоков компенсировался номерами многочисленных самодеятельных журналов, которые выпускались почти всеми рок-клубами, а также многими рок-фанами, однако и они порой грешили субъективностью. Небольшими тиражами выходили брошюры в форме методических пособий, библиографические и дискографические справочники.

Первые исследования функционирования отечественной и зарубежной рок-музыки в советской молодежной среде были проведены активами некоторых дискотек (в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Эстонии). Основной целью этих прагматических, любительских опросов было выяснить, какого рода музыку предпочитает дискотечная публика. Актив наиболее творческих коллективов интересовало число посетителей, желающих слышать в их программах рок-музыку (подобная сверхзадача обусловливалась тягой многих дискотечных активистов к рок-просветительству).

Пусть эти социологические опыты были наивными, а вся социология сводилась к простому опросному листу, однако социологи-любители впервые обратили внимание на особенности функционирования не только популярной и массовой музыки, но и рока. Это было важно в первую очередь потому, что для академической науки рок-музыка в то время вообще не существовала ни как направление легкой музыки, ни как социальный феномен.

На рубеже 70-80-х развернулись массовые социологические опросы, одной из задач которых было получение информации о масштабах и перспективах увлечения молодежи рок-музыкой. Они проводились официальными организациями, имевшими свою материальную базу: научно-методическими центрами и Домами народного творчества (при министерствах и управлениях культуры), а также центральными комсомольскими органами. Конечная цель, которую они преследовали, - создание механизма, контролирующего формирование вкусов молодежи. Социальное значение молодежной культуры в целом и рок-музыки в частности сводилось до значения локального социокультурного феномена, ограниченного пределами феномена молодежи как "мировоззренчески незрелой части населения".

1.4.2 Ленинградский рок

Символом ленинградского рока стало сразу несколько групп, друг на друга принципиально не похожих. Группа "Аквариум" (лидер - Б. Гребенщиков) всегда выделялась своей подчеркнутой "эзотеричностью", интеллектуальностью, и из всех русских рок-групп стоит ближе всего к прогрессив-року (использование необычных инструментов, в том числе народных; тексты, построенные на сложной игре цитат и аллюзий из произведений мировой литературы и различных философских течений, в том числе восточных, с использованием фраз на кельтских языках с целью создания "зауми"; специфический вокальный стиль и т.д.). Большое внимание тексту уделял и Майк (Михаил) Науменко (ныне покойный лидер распавшейся с его смертью группы "Зоопарк"): так, его песня "В уездном городе Эн" отличается рекордно длинным текстом, также выстроенным на массе аллюзий и цитат из русской классической литературы, масс-культуры, анекдотов и т.д. Группа "Кино" (тоже ныне не существующая, лидер - трагически погибший в 1990 г. Виктор Цой) в этом отношении является прямо противоположной двум вышеупомянутым группам по стилю и отношению к текстам и музыке. Песни Цоя во многом близки авторской песне: простой гитарный аккомпанемент, узкодиапазонная мелодия, несложные аранжировки со стандартным для рока набором инструментов, текст подчеркнуто "неинтеллектуальный", строящийся на своеобразном наборе слов-сигналов типа война, звезда, небо и т.д., сдержанные и суровые интонации, в сочетании с низкой вокальной тесситурой создающие центральный для творчества Цоя образ "лирического героя", - одинокого воина-странника, пытающегося постигнуть смысл жизни и тайну смерти - во многом созвучного подростковому мироощущению.

1.4.3 Московский рок

Считается, что одним из первых представителей того, что можно назвать рок-музыкой в России, был Андрей Макаревич ("Машина времени"), ныне не слишком жалуемый рок-аудиторией за заигрывание с официозом и шоу-бизнесом, но тем не менее немало сделавший для рок-движения (хотя бы для выхода его из подполья). Самой "харизматичной" группой по праву считается "Алиса", лидер которой Константин Кинчев неоднократно подчеркивает в своих интервью, что ему важнее всего та энергия, которую получают слушатели во время концертов его группы ("они приходят сюда за огнем и ветром", как сказал он сам) Из беседы с информантом Олегом Б. (ударник в нескольких «клубных» командах, 1982 г. р.): «Когда я увидел фото Кинчева на конверте пластинки, я сказал себе: «Я должен видеть этого человека! »», хотя немаловажным для него являются и заложенные в его композициях философские и социальные идеи (сейчас Кинчев сознательно ориентируется на "традиционно русские" духовные ценности и православие). Нестандартной и яркой, хотя и спорной фигурой является Гарик Сукачев, работающий на грани панка и "блатного" фольклора. Пограничным явлением можно назвать и группу "Браво", балансировавшую между ретро-стилизациями, авангардом и эстрадой (в настоящее время она, с уходом из нее Жанны Агузаровой, которая своей нестандартной внешностью, своеобразной философией и уникальной исполнительской манерой и делала эту группу неповторимой, окончательно склонилась к чему-то, близкому к поп-музыке). Близкой к панку по своему принципиальному антиэстетизму и социальной ангажированности являлась и распавшаяся ныне группа П. Мамонова "Звуки Му".

1.4.4 Рок-движение Урала и Сибири

Из уральских групп можно назвать как самые яркие "Наутилус Помпилиус" (автором текстов которой был профессиональный поэт и штатный сотрудник журнала "Иностранная литература" И. Кормильцев, что сыграло свою роль в успехе данной группы у людей высокого культурного уровня) и возникшие несколько позже "ЧАЙ-Ф", "Агату Кристи".

Свердловская группа ЧАЙ-Ф организована в 1984 г. Владимиром Шахриным, Владимиром Бегуновым, Антоном Нифантьевым. Музыка группы берет начало в ритм-энд-блюзе 60-х гг. Группе удалось найти удачное сочетание традиционной музыки, пришедшей с Запада, с народной, почти частушечной манерой пения. Для русского рока это достаточно характерная особенность, первоначально западная культура прорастала в России, а затем она изменялась в соответствии с народными традициями и получалась культура, которую нельзя назвать аналогом западной. Так и рок буквально за несколько десятилетий превратился в самобытную русскую культуру, независящую от Запада. Имидж "дворовой команды" в ЧАЙФе прекрасно сочетается с грубоватыми, полными жизненных впечатлений и здорового юмора текстами Шахрина. Живое гитарное звучание и вокальная манера лидера ставят ЧАЙ-Ф сближают его с ленинградскими традициями.

В русском роке не очень был распространен женский вокал, но есть и исключения. Настя Полева из Свердловска, которая вышла на сцену как рок-певица в 1986 г. Постепенно вокруг нее организовался коллектив, который составил группу НАСТЯ, которая, несмотря на отсутствие широкой популярности, продолжает существовать до сих пор.

Среди сибирских рок-групп следует отметить недавно отметившую 20-летик концертной деятельности группу "Калинов Мост", лидером которой является талантливый музыкант, художник и самобытный поэт и философ Дмитрий Ревякин, продолжающий традицию футуристической лингвистической философии, заложенную поэтом начала XX века Велимиром Хлебниковым (книга Ревякина "Гнев Совы" имеет много перекличек с эпической поэмой Хлебникова по мотивам дальневосточного фольклора "Дети Выдры"). К "сибирским" можно условно отнести и группу Е. Летова "Гражданская Оборона", долгое время пребывавшую в Омске. "Гражданскую Оборону" рассматривают как один из первых образцов русского панка, однако по своей идеологии она намного сложнее. Сейчас "Гражданская Оборона" отличается ярко выраженной политической ангажированностью (симпатии к Национал-большевистской партии, что, впрочем, среди оппозиционно настроенных интеллектуалов считается сейчас почти модным).

В 1990е годы в русском роке появилось несколько ярких и одаренных женщин - исполнителей и авторов песен (Земфира Рамазанова, Ольга Арефьева, Инна Желанная, Светлана Сурганова и Диана Арбенина и т.д.).

Нередко знатоки рока упрекают музыкантов русского рока в том, что их творчество с музыкальной точки зрения является вторичным по отношению к западной музыке (так, уже общим местом в подобного рода критике стало ругать "Арию" за откровенные цитаты из Iron Maiden). Некоторые группы к подобного рода упрекам относятся достаточно оригинально. Так, панк-группа "Король и Шут" просто поместила у себя на сайте список всех явлений культуры, оказавших влияние на эстетику и тематику данной группы:

Писатели: Гоголь Н.В., Арк. и Бор. Стругацкие, M. Булгаков, А. Беляев, А. Тюрин, Густав Майринк, Эдгар По, Говард Ф. Лафкрафт, Рэй Бредбери, Роберд Говард, Роберт Шекли, Гарри Гаррисон, Артур Конандойл, Стивенсон, Александр Дюма, Жюль Верн, Олдос Хаксли, Станислав Лем, Станислаф Гроф, Карлос Кастанеда, А.С. Пушкин и многие другие" Цитата с одного из Интернет-сайтов, посвященных «Королю и Шуту». Сам по себе этот список не может не вызвать улыбку, не только из-за неграмотного написания некоторых фамилий, но и из-за своей нарочитой эклектичности (сочетание всех возможных направлений рока и не только рока, нахождение в одном ряду Пушкина и Кастанеды, музыкальной сказки "Бременские музыканты" (которая сама по себе является не столь простой: например, стиль снятого по ней мультфильма откровенно пародирует мультфильм о группе "Битлз" Yellow Submarine) и панк-групп "новой волны"). Но он говорит о многом.

Глава II. Программно - методическое обеспечение образовательного процесса.

1.1 Программа «Современная музыка»

Цель программы:

Создать условия для формирования системы музыкально-эстетических ценностей подрастающего поколения в условиях массовой музыкальной культуры с опорой на знание эволюции музыкального искусства, его стилей и жанров.

Задачи:

Познакомить учащихся с наиболее значительными явлениями, стилями и жанрами современной массовой музыкальной культуры.

Показать взаимосвязь и преемственность музыки прошлых веков и современности, академического направления и массовой музыкальной культуры.

Раскрыть социальные аспекты возникновения и популярности рок- и поп-музыки.

Развить навыки критического отношения к вновь возникающим музыкальным явлениям, умение оценивать их с эстетической точки зрения на основе знаний истории и теории музыки.

Помочь учащимся выработать собственный обоснованный взгляд на явления современной массовой музыкальной культуры, способствовать формированию эстетически значимой системы ценностей и вкусов.

Основное содержание данной программы базируется на изучении наиболее значительных явлений, возникших вне рамок академической музыки во второй половине ХХ века. Это наиболее яркие музыкальные стили, композиторское и исполнительское творчество выдающихся рок-музыкантов, самые значительные имена в кино-музыке и других художественных направлениях.

В процессе освоения курса можно применять как традиционные, так и прогрессивные формы и методы обучения.

Метод наглядности

Изложение нового материала предполагает обязательное использование наглядного материала: аудио- и видеозаписей концертов, альбомов исполнителей. Большое значение в этом ракурсе приобретают именно экранные виды искусства, которые все увереннее входят в арсенал современной педагогической работы.

Традиционное объяснение учителя может быть заменено тематическим сообщением учащихся, творческими групповыми работами, защитой рефератов, проектной деятельностью. Закрепление материала может проходить в форме диспутов, музыкальных игр, викторин, выливаться во внеклассные формы работы.

Метод взаимосвязи видов искусств

Для современного музыкального искусства характерно стремление к синтетическому действию, в котором объединяются музыка, пластика, сценическое или кинематографическое решение, аллюзии живописных или дизайнерских стилей. Они дополняют друг друга в создании единого художественного образа или наоборот, способствуют стилевой и образной полифонии. Эти взаимосвязи вносят свой вклад в эстетическую ценность изучаемых произведений и заслуживают специального анализа и осознания.

Метод взаимосвязи с жизнью

Данный метод реализуется в двух направлениях. Первое опирается на принцип социально-исторической обусловленности искусства. Каждое музыкальное явление, рассматриваемое на занятиях с учащимися, раскрывается в его взаимосвязях с культурной и социальной средой, обусловившей его появление.

Второе направление отражает то значение, которое имеет взаимосвязь преподавания данного предмета с реальной музыкальной жизнью. Учитель должен активно интересоваться текущими культурными событиями и использовать возможности телевидения, гастролей и концертных выступлений, выпуска новой аудио- и видеопродукции в преподавании курса.

Метод диалогичности

Задачи развития критического мышления и формирования у учащихся собственной нравственной и эстетической позиции по отношению к различным музыкальным явлениям требуют постоянного диалога учителя и учеников. В спорах и диспутах рождаются аргументированные доводы об эстетической ценности изучаемых музыкальных стилей, творчества авторов и исполнителей. Педагогу нужно с уважением относиться к точке зрения учащихся, даже если она противоречит его собственной и принятой в культуре. Тем не менее, необходимо стремиться к тому, чтобы позиция, которую отстаивает подросток, была именно позицией, подкрепленной эстетическими и нравственными убеждениями, являлась выражением системы эстетических ценностей формирующейся личности ребенка.

Метод исторических параллелей

Данный метод реализует необходимость изучения явлений современной музыки во взаимосвязях с историческим и культурным наследием искусства. Современная музыкальная культура, пользуясь выразительными средствами рок-, поп-музыки, других современных направлений, не менее активно опирается на тематику, приемы, формы и жанры, сложившиеся в музыкальном искусстве прошлых веков. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда», созданная на основе классических законов оперного жанра; альбомы композиций различных групп, построенные по принципам сюиты; аллюзии звучания стилей эпохи Возрождения, барокко и т. д. в творчестве музыкантов «Битлз», «Квин» и других - подобные исторические параллели возникают постоянно. Они помогают учащимся осознать взаимосвязь времен в музыкальном искусстве, не отвергать огульно классическое наследие, но через познание и принятие современной музыки знать и ценить музыку классическую, как основу развития более поздних музыкальных стилей.

Особое значение в этом свете приобретает заключительная тема курса, которая обобщает не только материал, освоенный в течение года, но и затрагивает наиболее важные аспекты русской и зарубежной классической музыки. Задача данного раздела курса - соединить изученные в течение нескольких лет темы, имена и стили музыкального искусства разных стран и эпох в единое осознание музыки как всеобъемлющего культурного явления, подытожить самые существенные черты, специфические особенности этого вида искусства.

Тематическое планирование

1. Рок-музыка (16 часов)

1.1 Предпосылки, истоки и направления рок-музыки (4 часа)

1.2 Творчество исполнителей в стиле рок-музыки. Группы «Битлз», «Пинк Флойд», «Скорпионз», «Квин»; исполнители Карлос Сантана, Элтон Джон, Стинг. (14 часов)

2. Поп-музыка (2 часа)

3. Музыка кино. Мюзиклы. (8 часов)

3.1 Особенности синтетических жанров, значение музыки в кинематографе и мультипликации (3 часа).

3.2 Творчество композиторов, работавших в кино (Микаэл Таривердиев, Нино Рота, Геннадий Гладков).

4. Авторская песня. (4 часа)

4.1 Авторская песня как специфическое явление русской музыкальной культуры. Социальные корни и значение бардовского движения. (1 час

4.2 Творчество исполнителей авторской песни (Б. Окуджава, В. Высоцкий и др.) (3 часа)

5. Обобщение - музыка как вид искусства (6 часов)

5.1. Виды музыки

.2 выразительные средства музыки

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

ориентироваться в разнообразии современных музыкальных стилей и направлений;

знать основные особенности творчества изучаемых авторов и исполнителей;

узнавать на слух изучаемые музыкальные произведения;

уметь высказывать собственную точку зрения на музыкальные явления современности;

представить реферат о творчестве любимого исполнителя или группы.

1.2 Программа внеурочной деятельности «История развития рок - музыки » Автор Л.К.Кудоярова учитель музыки.

В программе «История развития рок-музыки» дается представление об этапах развития зарубежной и русской рок-музыки, о разнообразии ее стилей и направлений, об особенностях развития русского рока, о связи рок-музыки с классическим искусством и т. д. Программа рассчитана на учащихся 8-го класса. Необходимо отметить, что большое внимание на уроке должно уделяться эстетической оценке учащихся звучащей рок-музыки.

Основной разработки является современная программа музыкального воспитания учащихся Ю. Б. Алиева с развитой проблемной методикой. Данная методика направлена на формирование способности различения стилей. Тематическое содержание и методика программы «История развития рок-музыки» выстроена с учетом развития данной способности у школьников-подростков.

Цель программы: становление музыкальной культуры школьника-подростка посредством изучения рок-музыки, ее истоков и истории развития.

Основное средство достижения цели - систематические встречи учащихся с рок-музыкой, знакомство с ее лучшими образцами.

Тематическое содержание программы

«История развития рок-музыки».

1. История и социальные причины возникновения рок-музыки. Рок-н-ролл как сплав «белой» и «черной» музыки. Пионеры рок-н-ролла: Билл Хейли, Элвис Пресли и др.

2. Британский рок. «Биттлз» - творческий портрет,

история успеха, влияние на развитие рок-музыки.

3. Стили рок-музыки. Фолк-рок. Б. Дилан, его влияние на творчество «Битлз».

4. Стили рок-музыки. Панк-рок.

. Стили рок-музыки. Рок «новой волны». Хард-рок.

. Стили рок-музыки. Хеви-металл. Трэш-металл.

. Русский рок. История появления, особенности.

. Связь рок-музыки с классическим музыкальным искусством.

. Представление творчества рок-групп и рок- исполнителей (выступления, рефераты, дискуссии).

. Урок-викторина «Все о рок-музыке».

2.3 Описание методик

Данные методики направлены на развитие музыкальной культуры школьников - подростков, были апробированы учителями музыки в учебно - воспитательном процессе в учреждениях образовательного типа г.Благовещенска.

Методика "Представление любимой рок-группы".

1. Название рок-группы. Перевод названия (для иностранных групп). История появления названия.

2. Состав группы (качественный состав: музыкальное образование участников группы, творческие портреты).

3. Творческая биография группы.

4. Стиль исполнения рок-музыки.

5. Репертуар.

6. Что особенно привлекает в рок-группе.

7. Представление видео-, аудио-, фотоматериалов.

Методика "Рецензия на песенный репертуар рок-группы".

  1. Принадлежность группы к тому или иному стилю (обосновать).

  2. Тематика песен группы.

  3. Проблемы, поднимающиеся в песнях.

  4. Выразительные голосовые и инструментальные приёмы, помогающие раскрыть данную проблему.

  5. Достоинства и недостатки песен.

  6. Впечатления о песенном репертуаре.

Методика "Проект программы для последующих поколений". Учащимся предлагается составить программу по изучению музыки последующими поколениями. В программу должны войти лучшие образцы современной классики, песенные образцы, лучшие рок-группы, джазовые коллективы и исполнители, творчество которых достойно изучения потомками.

Методика "Определи стилевое направление рок-группы". Учащимся предлагается на основе анализа музыкального репертуара рок-группы выявить характерные черты, определить в каком стиле работает группа.

Можно предложить учащимся сделать сравнительный анализ музыкальных стилей двух рок-групп, например, "Битлз" и "Дип Пёпл", либо "Битлз" и "Роллинг Стоунз" и т.д.

Возможные формы контроля на занятиях по музыке XX века.

В процессе изучения рок-музыки ребята много слушают, поэтому для фиксирования прослушанного предлагается постепенно заполнять следующую таблицу:

Название рок-группы

Стиль исполнения

группы

Название песни

Авторы песни (слова, музыка)

В домашнюю фонотеку

1

"Машина времени"

Хард-рок

"Свеча"

А.Макаревич

А.Макаревич

+

2

Такая таблица поможет школьникам определиться в своих музыкальных пристрастиях, симпатиях и антипатиях к творчеству русских и зарубежных рок-групп.

Музыкальная викторина "Всё о рок-музыке"

  1. Каковы причины появления рок-музыки?

  2. Сплав каких жанров представляет рок-н-ролл?

  3. Какую роль в развитии рок-музыки сыграл Билл Хейли?

  4. Какую роль в развитии рок-музыки сыграл Элвис Пресли?

  5. Расскажите о ритме-энд-блюзе.

  6. Расскажите о кантри-энд-вестерне.

  7. Происхождение названия группы "Битлз".

  8. Перечислите известные вам направления рок-музыки.

  9. Панк-рок. Характерные особенности.

  10. Хард-рок. Характерные особенности.

  11. Хеви-металл. Характерные особенности.

  12. Трэш-металл. Характерные особенности.

  13. Особенности русского рока.

  14. Перечислите направления русского рока и назовите исполнителей.

  15. Назовите буквальный перевод слова "рэп".

  16. Назовите буквальный перевод слова "панк".

  17. Назовите представителей хард-рока в нашей стране.

  18. Назовите автора рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда". Какие проблемы в ней поднимаются.

  19. Объясните значение термина "андерграунд".

  20. Объясните значение термина "сингл".

Перечень ключевых слов:

Авангард
Альтернатива
Андеграунд
Ансамбль
Ария
Арт-рок
Биг-бит
Блюз
Диксиленд
Динамика
Диско
Драматизм
Регтайм
Ритм
Ритм-энд-блюз
Рок-н-ролл
Рэггей
Рэп
Свинг
Сингл
Соул
Спиричуэл
Тембр
Твист
Гармония
Импровизация
Кантри
Лад
Мелодия
Мюзикл
"Новая волна"
Оратория
Панк
Психоделия
Психологизм
Фолк
Хард-рок
Хит
Хэви-метал
Шансон
Эстрада
Этно
Техно
Традиция
Фактура

2.4 Примерные темы творческих проектов

Главная идея создания творческих проектов заключается в том, что школьник с большим увлечением выполняет работу, которая выбрана им, а не ту, которая строится в русле учебного предмета. Создание проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом. Важно, что результат этот можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Учащиеся в ходе работы над проектом должны научиться самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, брать знания из разных областей, прогнозировать результаты и последствия, уметь устанавливать причинно - следственные связи.

Примерные темы творческих проектов.

ТЕМА 1. Особенности музыкального искусства XX века. Виды и жанры. Своеобразие и разнообразие. Время и музыка. Традиции и современность.

ТЕМА 2. Современная классика. Классический музыкальный авангард. Классический музыкальный авангард в России. Музыка С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, Р. Щедрина, А. Шнитке.

ТЕМА 3. Джаз. Истоки. История возникновения этого музыкального направления; характерные особенности; средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.; Импровизация. Американский джаз. Отличительные особенности отечественного джаза. Новый джаз: симфо-джаз, джаз-рок.

ТЕМА 4. Особенности рок-музыки, её направления. Истоки рока. Ритм-энд-блюз. Кантри. Британский бит. Кантри-рок и фолк-рок. Психоделия. Хард-рок. Арт-рок. Хэви-метал. Западные рок-группы. Биттлз, Роллинг-Стоунз, Пинк Флойд и др., их влияние на музыку XX века, на мышление человека XX века. Отечественный рок, его особенности, отличие от западного рока. Рок-опера, как синтетический жанр.

ТЕМА 5. Этническая музыка. "Новая волна". Рэп. Рейв. Альтернативная музыка.

ТЕМА 6. Функции музыки в кино. Драматизм в музыке. Музыка - фон. Музыка - внутренний монолог. Музыка в отечественном кино.

ТЕМА 7. Поп-музыка 50 - 60-х годов. Твист. Поп-музыка 70-х годов. Поп-музыка 80-х годов. Французская эстрада. Поп-музыка США. Итальянская эстрада. Шведская волна. Отечественная эстрада. Поп-музыка 90-х годов.

ТЕМА 8. Защита творческих работ: стенгазет, альбомов, афиш, рецензий, программ, эссе, стихов, этюдов (письменных, живописных, пластических и т.д.).

Примерные задания

- Стенгазета (творческие биографии рок-групп, занимательные истории и интересные факты из жизни звёзд в области искусства, ребусы, рисунки, фотографии из журналов, раскрытие значений различных специальных терминов, отражения проблем подросткового восприятия искусства).

- Создание афиш (для представления предстоящего прослушивания музыкального произведения).

- Сравнительный анализ различных стилей музыки.

- Рецензирование концертов, песенного репертуара рок-групп.

- Представление и защита домашней фонотеки.

- Придумывание кроссвордов, ребусов.

- Написание мини-сочинений.

- Рецензия на музыку к кинофильму.

- Оформление альбома с рассказом о творчестве композитора - классика XX века, джазового музыканта.

- Статья об эстраде любой страны любого временного периода XX века.

- Оформление альбома с рассказом о творчестве эстрадного композитора - песенника или эстрадного исполнителя.

2.5 Разработки урочных и внеурочных занятий

2.6 Контрольно - оценочный материал

Тест

1. Поговорим о метале. Как жанр рок-музыки, из какого стиля он появился?

Хард-рок

Джаз

Рок-н-ролл

2. Что относится к истокам рока?

Электро, поп, регги

Классическая музыка, джаз, фолк

Кантри, латино, транс

3. Страны - родоначальники рок-музыки:

Испания и Морокко

США и Великобритания

Австрия и Венгрия

4. А в каких годах появился рок?

1950-е

1930-е

1970-е

5. Какая рок-группа впервые смогла потеснить в американских чартах американских же исполнителей со своим хитом?

The Beach Boys

The Beatles

The Chantays

6. Это - одна из самых влиятельных рок-групп, которая позже стала возвращаться к блюзовым корням

The Animals

The Scorpions

The Rolling Stones

7. К музыке этой группы был впервые применён термин пауэр-поп. Первые их два альбома являются одними из самых жёстких записей своего времени, а на сцене они отличались бешеной энергетикой и тем, что впервые стали крушить на сцене гитары.

The Who

The Kinks

The Pretty Things

8. В конце 1965-1966 годах в Америке стал формироваться новый музыкальный жанр. Это - ...

Психоделический рок

Прогрессивный рок

Паб - рок

9. Это американская альтернативная рок-группа. Основана в 1996 году под названием Xero. Но с 1999 года существует под названием...

Pulp

Linkin Park

UFO

10. Брайан Джонсон - вокалист рок-группы...

Judas Priest

AC/DC

Aerosmith

11. Это - рок-группа, образованная вокалисткой Эми Ли и гитаристом Беном Муди. Группа добилась большой популярности в начале 2003 с выходом альбома Fallen. Состав группы неоднократно менялся. Это группа...

Evanescence

Orange Juice

The Vaselines

12. И наконец, сколько рок-групп, примерно, ты слушаешь? :)

Я просто так выполнил (а) тест , наугад, от нечего делать...

3, может быть 5

Ой, даже перечислять всех долго...

Музыкальная "угадай-ка":

Определите по фрагменту песни, в каком стиле работает группа.

  1. "Битлз" (биг-бит).

  2. "Ария" (хеви-металл).

  3. "Вопли Видоплясова" (панк-рок).

  4. "Роллинг Стоунз" (Блюз-рок).

  5. "Машина времени" (хард-рок).

  6. "Металлика" (трэш-металл) и т.д.

Определите по звучащей песне название рок-группы или исполнителей.

  1. "ДДТ" - "Осень".

  2. "Eagles" - "HOTEL CALIFORNIA".

  3. "Status Quoi" - "In the Army Now".

  4. "Rolling Stones" - "Angie".

  5. "The Beatles" - "Hey Judy".

  6. "Машина времени" - "За тех, кто в море" и т.д.






Литература

1. Бондаренко В., Дроздов А. История рок-музыки. Минск, 1994

2. Бурлака А., Запесоцкий А. В ритме эпохи. Очерки истории музыки "рок". СПб, 1994

3. Волков Ю.Г. и др. Социология. Учебное пособие. М., 2003.

4. Голубева Т.Л. Песня в общении молодежи. М.: Знание, 1988. Молодежная сер. Вып.9.

7. Запесоцкий А.С. Музыка и молодежь. М.: Знание, 1988. Сер. "Эстетика". Вып.1.

8. Зулумян Г.Б., Соловьев В.Н., Шульгин В.И. Формирование музыкальной культуры молодежи // Социологические исследования, 1983, № 4

910. Кастальский С. Рок-энциклопедия. М, 1997

11. Катаев С.Л. Музыкальные вкусы молодежи // Социологические исследования, 1986, № 1

12. Катаев С.Л. Содержание и интонация молодежной песни // Социологические исследования, 1987, № 1

13. Козлов А. Рок: истоки и развитие. М, 1998

16. Кон И.С. Социология личности. М., 1967

17. Конен В.Д. Блюзы и XX век. М., 1980

18. Конен В.Д. Об истоках рок-музыки // Советская музыка, 1986, №7

19. Конен В.Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке ХХ века. М., 1994

202002

21. Куликова И.А. Музыкальная молодежная эстрада. М, 1978

22. 24. Мейнерт Н.П. По воле рока // Социологические исследования, 1987, № 7

2526. Мясоедова Н.Г. Музыкальные способности и педагогика. М, 1997

27. Новая баллада и жестокий романс // Сост.Н.М. Герасимова, С.А. Адоньева. СПб, 1996

28. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М, 2000

29. Саркитов Н.Д., Божко Ю.В. Рок-музыка: проблемы и перспективы: Краткий очерк социальной истории советской рок-музыки. М.: Знание, 1989. Сер. "Эстетика". Вып.3.

30. Социология. Основы общей теории. / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996

31. Топоров В.Н. Петербургские тексты и петербургские мифы // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С.368 - 399.

32. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969

33. Ядов В.А. Социальная психология личности // Социальная психология. История, тенденции, эмпирические исследования (сб. ст.).Л., 1979

34. Le Rock. Aspects esthйtiques, culturels et sociaux. Paris, 1994

35. Кроме этого, при работе над дипломным сочинением использовались ресурсы сети Интернет, иностранная периодическая печать (в частности, французский журнал Rock&Folk), тексты "наивного письма" (граффити и тексты объявлений в газетах, при помощи которых читатели общаются между собой), а также общение с информантами, принадлежащими к некоторым ветвям молодежной субкультуры - участниками начинающих арт - и фолк-команд ("Лерад", "Руна Вита", "Видеть Пчелу", "Пангур Бан", "Красно Солнце"), реконструкторского движения, "кельтских" танцевальных ансамблей, Интернет-форума подростковой газеты "Пять Углов" и т.д.


1 Очерки истории музыки «рок». СПб, 1994, с. 5.

2 . Бондаренко В., Дроздов А. История рок-музыки. Минск, 2005;

© 2010-2022