Рабочая программа по музыке по программе Кабалевского для 7 класса

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Бутурлиновская основная общеобразовательная школа № 9


Утверждаю Согласовано Рассмотрено

директор МОУ БООШ №9 зам.директора по УВР на заседании ШМО

В. Н. Филатов Н. В. Деркачева протокол №1 от

_______________________ ____________________ _________________

«____»____________2012г. «____»____________2012г. «____»______2012г.

Рабочая программа по предмету «Музыка»

для 7 класса

на 2012-2013 учебный год



Количество часов за год: 35ч.

Количество часов в неделю: 1ч.

Планирование составлено на основе

«Программы по музыке для

общеобразовательной школы» Д.Б.Кабалевского.








Пояснительная записка


Целью уроков музыки в 7 классе является освоение умения ориентироваться в разных музыкальных явлениях, событиях и жанрах, давать оценку звучащей музыки, закрепление умения ориентироваться в разных музыкальных жанрах и стилях, явлениях и событиях, а также давать оценку звучащей музыки, расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей - это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на закрепление опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных ранее в школе в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Содержание раскрывается в учебных темах по четвертям.

Тема первой четверти: «Музыкальный образ».

Тема второй четверти: «Музыкальная драматургия».

Тема третьей четверти: «Современность в музыке».

Тема четвертой четверти: «»

Важной линией реализации темы «Музыкальный образ» является выяснение специфики образной стороны разных музыкальных произведений, их многообразие в различных музыкальных жанрах.

Тема первой четверти раскрывается по двум направлениям:

- виды музыкального образа;

-средства музыкальной выразительности, способствующие раскрытию образной стороны музыкального произведения.

Реализация темы «Музыкальный образ» строится на выявлении многообразия музыкальных образов и способов их развития.

Тема второй четверти: «Музыкальная драматургия» развивается по двум направлениям:

- принципы построения музыкальной драматургии;

- многообразие форм и жанров, раскрывающих данные принципы.

Реализация темы «Музыкальная драматургия» строится на выявлении взаимосвязей между музыкальными образами и на этой основе раскрытии содержательной линии музыкального произведения.

Важной линией реализации тематических блоков третьей и четвертой четверти является постижение жанровых и стилистических особенностей музыкального языка, трактовка стиля как отражения мироощущения композитора, исполнителя, слушателя. Содержание раскрывается в следующих учебных темах: «Современность в музыке»и «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки».

Тема третьей четверти «Современность в музыке» включает в себя музыкальный материал тем «Что значит современность в музыке» и «Наши великие современники». Изучение тем строится на основе жанрового (соната, симфония, опера, камерные жанры), интонационно-стилевого (русская классическая школа, западная музыка, духовная музыка), эмоционально-образного подходов к изучению музыкального искусства. Важно, чтобы школьники почувствовали своеобразие творческого стиля композитора, неповторимость его музыкального подчерка, проявили свое отношение к художественно-образному и духовно-ценностному строю музыкальных произведений, написанных композиторами разных эпох и национальностей. В рамках этой четверти обобщается учебный материал всех лет обучения музыке. Творчество Баха, Бетховена, Мусорского, Прокофьева изучается с точки зрения нравственно-ценностного подхода: как размышление о вечных вопросах бытия, рождающее глубокие чувства и способствующие нравственному росту слушателей. Песенный материал этой четверти основан на бардовских песнях и песнях отечественных композиторов-песенников.

Тема четвертой четверти «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» включает в себя материал темы «Музыка серьезная и музыка легкая». В четвертой четверти учащиеся изучают взаимодействие легкой и серьезной музыки на основе их взаимопроникновения и взаимовлияния. Необходимо, чтобы учащиеся поняли различие между значениями термина «легкая музыка»:

музыка легкая по содержанию и музыка легкая для восприятия. Танцевальная и песенная музыка

изучается с точки зрения критического и нравственно-ценностного подходов.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. - Москва: Просвещение, 2007год;

  • утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 09.12.2008 №379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. - Москва: Просвещение, 2007 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 7 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

В соответствии с Базисным учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» в МКОУ Бутурлиновская ООШ №9 отводится 35часов (из расчета 1 час в неделю) за счет часов федерального компонента.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений).и др.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, А.А. Пиличаускасом, Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • методэмоциональнойдраматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • методхудожественногоконтекста;

  • методсоздания «композиций»;

  • методперспективы и ретроспективы;

  • методпроектов.

В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века - миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.



Учебно-тематический план программы по музыке для 7 класса

п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Кол-во часов

Контрол.

работы

Iчетверть

«Музыкальный образ».

9 час.

1.

Введение в тему. Понятие - образ. Музыкальный и литературный образ: сходства и различия. Виды музыкального образа.

1 ч.

2.

Приёмы развития муз.образа: смысловое, мелодическое.

1 ч.

3.

Приёмы развития муз.образа: ладовое.

1 ч.

4.

Приёмы развития муз.образа: динамическое.

1 ч.

5.

Приёмы развития муз.образа: темповое, гармоническое.

1 ч.

6.

Изобразительные средства музыкальной выразительности.

1 ч.

7.

Форма музыки как средство воплощения образа.

1 ч.

8.

Переменный лад как средство воплощения образа.

1 ч.

9.

Творчество Д.Д. Шостаковича. Обобщение темы четверти «Музыкальный образ». Творческие работы: кроссворд «Музыка»; мини-сочинение «Слушая музыку Равеля» или композитора на выбор детей; выпуск газеты «Музыкальный мир».

1 ч.

II четверть

«Музыкальная драматургия».

7 час.

10.

Введение. Понятие - драматургия. Структура музыкальной драматургии.

2 ч.

11.

Принципы построения музыкальной драматургии.

1ч.

12.

Драматургия контрастных сопоставлений.

1ч.

13.

Сонатная форма как средство воплощения музыкальной драматургии в разных жанрах (увертюра, оратория, соната, танец, симфония, балет).

1ч.

14.

Музыкальная драматургия в произведениях В.Моцарта.

1 ч.

15.

Интонационное и драматургическое развитие.

1ч.

16.

Обобщение тем полугодия «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия».

1 ч.


Итого:

16 ч.

III четверть

«Современность в музыке».

17.

Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке.

1ч.

18.

Автобиографическая соната Л. Бетховена.

1ч.

19.

Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского.

1ч.

20.

Взаимопроникновение музыкальных культур.

1 ч.

21.

Урок-монография по творчеству М.П. Мусоргского.

2ч.

22.

Связь времен в музыке.

1ч.

23.

Урок - путешествие «Прогулка по Москве - прошлое и настоящее рядом».

1ч.

24.

Урок-диспут «Музыка будущего и настоящего».

2ч.

IV четверть

«Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки».

9 час.

25.

Танцевальная музыка - легкая или серьезная?

1ч.

26.

Эстрадный жанр.

1ч.

27.

Истоки и современность джазовой музыки.

1ч.

28.

Контрастные противопоставления в оперном жанре.

1ч.

29.

Слияние двух стилей в музыке симфоджаза.

1ч.

30.

Взаимодополнение легкой и серьезной музыки.

1ч.

31.

Взаимовлияние серьезной и легкой музыки.

1ч.

32.

Обобщение тем года.

2 ч.


Итого:

19 ч.


За учебный год:

35 ч.

Календарно-тематический план

программы по музыке для 7 класса

урока

Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Материал урока

Планир.

Фактич.

Iчетверть

«Музыкальный образ».

1.

Введение в тему. Понятие - образ. Музыкальный и литературный образ: сходства и различия. Виды музыкального образа.

Цель: формирование целостного представления учащихся о музыкальном образе, выявить сходства и различия литературного и музыкального образа.

Сформировать представления учащихся о видах музыкального образа.

Обобщение летних музыкальных впечатлений детей. Повторение материала 6-го класса по темам «Преобразующая сила музыки», «В чем сила музыки».

Понятие - образ. Музыкальный и литературный образ: сходства и различия. Эпический стиль как особенность творчества и музыкального стиля С.С.Прокофьева.
Дневник музыкальных впечатлений.
Понятия «конкретный и неконкретный образ». Программная музыка. Миниатюра. Музыкальная баллада: история возникновения, развития и особенности жанра. Черты сходства с одноименным литературным жанром. Творчество композитора-романтика Ф.Шуберта. Чтение И.Гете «Лесной царь».

Вальс и ария Кутузова из оперы «Война и мир» - С.С.Прокофьева, «Лесной царь» - Ф.Шуберта,

«Дороги» А.Новикова.

2.

Приёмы развития муз.образа: смысловое, мелодическое.

Цель: формирование умения следить за развитием образа, а также формирование представлений о развитии музыкального образа.

Понятие «смысловое развитие», «интонационное развитие», «мелодическое развитие». Романс: история возникновения, развития и бытования жанра. Роль аккомпанемента в развитии музыкального образа. Мужские голоса - тенор.
Движение мелодической линии (мелодии) как один из приемов развития образа. Виды движения: поступенное, волнообразное, скачкообразное, восходящее, нисходящее. Понятие «кульминация». Значение слова-этюд. Сопоставление жанра «этюд» в разных видах искусства. Особенности творческого стиля А.Н.Скрябина. Живописные этюды Левитана. Литературные примеры этюдов.

«Островок» - романс и «Весенние воды» - С.В.Рахманинова,
Этюд (соч.8 №12) - А.Н.Скрябина,

Вальс (e-moll) - Ф.Шопена,

«Милый мой хоровод», «Дороги».

3.

Приёмы развития муз.образа: ладовое.

Цель: развитие умения следить за развитием нескольких образов одновременно.

Понятие «ладовое развитие». Связь ладового развития с изменением настроения, характера музыкального образа. Понятие «музыкальная партия». Контраст тем-образов одного музыкального произведения. Творчество Л.В.Бетховена. Программность музыкального произведения, основанного на сюжете одноименной трагедии И.Гёте.

«Эгмонт» - Л. Бетховена,

«Песня туристов» из оперы «А зори здесь тихие» - К.Молчанова.

4.

Приёмы развития муз.образа: динамическое.

Цель: развитие умения следить за развитием образа на основе сопоставления средств музыкальной выразительности.

Понятия «динамическое развитие», «ритм», «болеро». Импрессионизм: особенности стиля, история возникновения. Живопись К.Моне. Творчество М.Равеля, стиль композитора. Чтение стихотворения «Болеро» -

«Болеро» - М.Равеля.
«Песня туристов» из оперы «А зори здесь тихие» - К.Молчанова.

5.

Приёмы развития муз.образа: темповое, гармоническое.

Цель: развитие умения следить за развитием образа на основе сопоставления средств музыкальной выразительности; сопоставлять средства музыкальной выразительности на основе звучания одного и того же произведения в разных редакциях.

Понятие «темповое развитие», «рапсодия», «виртуозное исполнение», «музыкальная тема». Жанр «рапсодия»: история возникновения и развития. Творчество Ф.Листа - композитора-пианиста. Основные характеристики музыкальных тем рапсодии №2. Понятие «единство образного содержания», вытекающее из основных тем рапсодии.
Понятия «гармоническое развитие», «музыкальная редакция», «плотность фактуры». Изменение образа на основе сопоставления и сравнения двух редакций звучания одного и того же произведения (фортепианная и оркестровая редакции).

Венгерская рапсодия №2 - Ф.Лист - фортепианная редакция и оркестровая редакция. (ДарвашГабор).

«Песня туристов» из оперы «А зори здесь тихие» - К.Молчанова.

6.

Изобразительные средства музыкальной выразительности.

Цель: развитие целостного представления о полиинтонационном характере музыкального образа.

Обобщение музыкальных впечатлений учащихся в каникулярное время. Понятие «изобразительность в музыке». Изобразительность как средство создания музыкального образа. Приемы создания изобразительных моментов в музыке: подражание звукам, отображающим явления окружающего мира, изображение разных видов движения. Связь выразительных и изобразительных интонаций. Современная музыка литовских композиторов В.Лаурушаса и Б.Дварионаса. Видеоряд: портреты композиторов, литовские народные инструменты (духовой - скудучай, струнный - канклесы, ударный - скрабалай).

«В путь» - В. Лаурушаса; «Деревянная лошадка» - Б.Дварионаса.
Песня по выбору.

7.

Форма музыки как средство воплощения образа.

Цель: развитие целостного представления о музыкальной форме как важном средстве создания художественного образа.

Понятие «музыкальная форма», «вальс». История возникновения и развития жанра вальс. Черты танцевальности как стилистические особенности музыкального языка Ф.Шопена. Виды музыкальных форм, исходя из опыта учащихся. Простая и сложная трёхчастная музыкальная форма. Форма музыки как одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Роль музыкальной формы в раскрытии образного содержания. Видеоряд: портрет композитора. Понятие «фуга», «полифония». Полифонический склад письма как стилистическая особенность музыкального языка И.С.Баха. Роль полифонии в раскрытии образного содержания. Понимание того, что полифония - всегда «беседа между личностями».

Два вальса - «Вальс-минутка», Вальс - Ф.Шопена.
Органная фуга (a-moll) - И.С.Баха
«Звездопад» А.Пахмутовой.

8.

Переменный лад как средство воплощения образа.

Цель: развитие целостного представления о переменном ладе и его роли в создании художественного образа.

Понятие «переменный лад». Творчество Я. Сибелиуса. Видеоряд: портрет композитора, путешествие по Финляндии. Понимание того, что переменный лад является ярким средством музыкальной выразительности Переменный лад позволяет вносить оттенки различных чувств в образную характеристику музыкального произведения.


«Грустный вальс» - Я. Сибелиуса.
«Звездопад» А.Пахмутовой.

9.

Творчество Д.Д. Шостаковича. Обобщение темы четверти «Музыкальный образ».

Цель: расширить представления учащихся о симфоническом творчестве Д.Д.Шостаковича;

обобщить представления учащихся о способах и средствах развития музыкального образа; контроль усвоения знаний.

Понятие «симфония». Творчество Д.Д. Шостаковича. Симфоническое творчество композитора. История создания Симфонии №7 - «Ленинградской». Видеоряд: портрет композитора, рабочий кабинет; блокадный Ленинград; афиша концерта.

Образное содержание симфонии. Обобщение знаний по теме четверти.

Симфония №7 - «Эпизод нашествия» из 1 ч. - Д.Д.Шостаковича.
«Прогулка» И.Кружкова.

II четверть

«Музыкальная драматургия».

10.

Введение. Понятие - драматургия. Структура музыкальной драматургии.

Продолжение знакомства с произведениями, в которых несколько образов контрастируют друг с другом, даже противоречат друг другу, и развитие их представляет собой иногда напряженную борьбу. Переход от наблюдения за одним или несколькими образами, развивающимися в одном произведении более или менее самостоятельно, и в совместном развитии, т.е. сосоредоточить внимание на том, что называется «музыкальной драматургией»

Структура увертюры: экспозиция, разработка, реприза и кода.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.Глинки,

«Школьный корабль» Г.Струве.

11.

Принципы построения музыкальной драматургии.

Увертюра «Эгмонт» написана к драматическому спектаклю - к трагедии Гете «Эгмонт». Драматургия этой увертюры развивается на остром столкновении двух крайне противоречивых образов.

Увертюра «Эгмонт», «Бухенвальдский набат» В.Мурадели.


12.

Драматургия контрастных сопоставлений.

«Венгерские напевы» состоят из шести небольших частей, идущих одна за другой без перерыва. Эти части контрастны друг другу, не вступают друг с другом в конфликт. Поэтому драматургию всего сочинения можно назвать драматургией контрастных сопоставлений, объединенных не только единством стиля и тем, что главную роль в нем играет скрипка(как обычно бывает в венгерских ансамблях), но и непрерывном нарастании темпа(от самого медленного до самого быстрого) и разрастанием общей звучности( от скрипки-соло до полной звучности оркестра).

«Венгерские напевы» А.Эшпая,

«День Победы» Д.Тухманова.

13.

Сонатная форма как средство воплощения музыкальной драматургии в разных жанрах (увертюра, оратория, соната, танец, симфония, балет).

Сонаты относятся к тому виду музыки, которую мы называем музыкойкамерной. Если провести сравнение с симфонической музыкой, то камерная музыка обычно менее масштабна по форме и содержанию, чем музыка симфоническая. Однако, есть камерные сочинения, которые не только становятся в один ряд, но даже превосходят иные симфонические сочинения. К таким относятся и соната Э.Грига для виолончели с фортепиано.

Понятие сонатная форма.

Соната для виолончели с фортепиано Э.Грига, «День Победы» Д.Тухманова.

14.

Музыкальная драматургия в произведениях В.Моцарта.

Внешне симфония написана просто, как большинство симфоний самого Моцарта и его современников, но внутреннее ее содержание очень богато, сложно и широко развито. Эта симфония обладает несравненными художественными достоинствами и всегда приносит нам большую радость при слушании, она, может быть, помогает ощутить весь жизненный творческий путь Моцарта - от восторженного успеха «беззаботного» гениального мальчика до трагических переживаний огромного художника.

Симфония №40 В.Моцарта,

«Счастье» Д.Кабалевского.

15.

Интонационное и драматургическое развитие.

Интонационное и драматургическое развитие - это и есть преломление в музыке тех законов, по которым развивается сама жизнь.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.Чайковского,

«Золушка» (фрагменты) С.Прокофьева.

16.

Обобщение тем полугодия «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия».

Обощение знаний по темам полугодия.

Музыка по выбору учителя и учащихся.

III четверть

«Современность в музыке».

1.

Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке.

Фуга - высшая форма полифонии. Музыка Баха как выражение огромной жизненной силы и энергии.

Характерные черты эпохи барокко и творчества И.С. Баха.

И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор,

П.Сигер «Все преодолеем».

2.

Автобиографическая соната Л. Бетховена.

Автобиографичность «Сонаты №14» Л. Бетховена. Постижение жизненного содержания музыки через моделирование проблемной ситуации.

Характерные черты творчества Л. Бетховена. Особенности сонаты как жанра камерной музыки. Сонатнаяформа.

Л. Бетховен «Соната №14»,

песни по выбору учителя,

П.Сигер «Все преодолеем».

3.

Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки в произведениях П.И. Чайковского и И.Штрауса.

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И. Чайковского.

Стилевые особенности венской классической музыкальной школы и их претворение в творчествеИ.Штрауса - «короля вальса».

Взаимопроникновение образов серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского и пьесе И.Штрауса.

П.И. Чайковский «Симфония №4», 3 часть,

И.Штраус «Полька-пиццикато»,

Ф.Шуберт «В путь».

4.

Взаимопроникновение музыкальных культур.

Воплощение баховского стиля в музыке бразильского композитора XX века Э. Вила-Лобоса. Взаимопроникновение музыкальных культур. В чем современность музыки И.С. Баха? Песенноетворчествоотечественныхкомпозиторов.

Э. Вила-Лобос «Ария» из «Бразильскойбахианы №5»,

И.С. Бах «Ария» из «Мессы» си минор,

А. Петров «Я шагаю по Москве».

5-6.

Урок-монография по творчеству М.П. Мусоргского.

Проблема взаимодействия личности и общества, власти и совести в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Психологизм образа Бориса Годунова в опере. Особенности оперного жанра. Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П. Роль и место русской народной песни в опере. Воплощение образа народа средствами музыки.

М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»: «Ариозо Бориса», «Сцена смерти Бориса», «Сцена под Кромами»,

М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»,

Р.н.п. «Исходила младешенька»,

А. Петров «Я шагаю по Москве».

7.

Связь времен в музыке.

Отличительные черты творчества Прокофьева С.С. Особенности жанра симфонии. Воплощениежанрасимфонии в творчествеПрокофьева С.С.

С.С. Прокофьев «Классическая симфония»,

Р.н.п. «Зеленая рощица».

8.

Урок - путешествие «Прогулка по Москве - прошлое и настоящее рядом».

Многообразие музыкальных жанров и направлений в русской музыке. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.

Определение характерных черт разных направлений и жанров вокальной музыки: светской и духовной, фольклора, бардовской песни, творчество отечественных композиторов-песенников.

Духовная музыка:

А. Бортнянский «Херувимская»,

С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»,

Русская народная песня по выбору,

Романсы по выбору

А. Петров «Я шагаю по Москве».

9-10.

Урок-диспут «Музыка будущего и настоящего». Обобщение темы четверти.

Защита проектов по темам: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века - миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?».

Музыкальные произведения по выбору учащихся

IV четверть

«Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки».

11.

Танцевальная музыка - легкая или серьезная?

Цель: формирование представлений учащихся о «лёгкой» и «серьёзной» музыке, расширение представлений о видовом разнообразии танцевальной музыки, её предназначении.

Возможность сосуществования легкой и серьезной музыки. Вальс как жанр камерной музыки. Музыкальноеоформлениеспектаклякакспособпередачихудожественнойидеиавтора.

М. Глинка «Вальс-фантазия»,

А. Хачатурян «Вальс»

из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»,

И. Штраус «Вальс» по выбору,

Э.Колмановский «Вальс о вальсе».

12.

Эстрадный жанр.

Цель: сформировать представления учащихся об особенностях эстрадных музыкальных жанрах и их функциях.

Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, направления, стилевые характеристики.

«История любви» Ф.Лэя и эстрадная песняДеланоэ-Паллавиччини «Чао, бомбино»,

«Битлз» - «Потому что»,

Укр.н.п. «Чо ты не прийшов»,

И.Лученок «Хатынь».

13.

Истоки и современность джазовой музыки.

Цель: расширить представления учащихся о музыкальном направлении джаз, его видах.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз), направления джаза. Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки. Луи Армстронг.

Спиричуэлс «Молитва»,

Л. Армстронг «Блюз Западной окраины»,

Рок-н-ролл «Роллем Пит»,

И. Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова,

Д. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»,

М. Минков, сл. Иванова «Спасибо, музыка» из к/ф «Мы из джаза».

14.

Контрастные противопоставления в оперном жанре.

Контраст в опере, способы его моделирования средствами музыки. Жанр оперы. Роль легкой музыки в воплощении трагических контрастов оперы Верди и в изображении музыкальной характеристики героя.

Д.Верди. Песенка Герцога, финальная сцена из оперы «Риголетто»,

М. Минков, сл. Иванова «Спасибо, музыка» из к/ф «Мы из джаза».

15.

Слияние двух стилей в музыке симфоджаза.

Цель: знакомство с творчеством Д.Гершвина, с понятием симфоджаза.

Симфоджаз как стиль музыки, вобравший в себя черты негритянской народной музыки и приемы европейского симфонизма. Характерные черты творчества Д. Гершвина.

Д. Гершвин «Концерт» для фортепиано с оркестром,

Д. Гершвин «Голубая рапсодия»,

В. Берковский «Каждый выбирает по себе»

16.

Взаимодополнение легкой и серьезной музыки.

Интерпретация музыки. Современное прочтение драматургии оперы Ж.Бизе через усиление танцевальности и трагических контрастов. Сравнительный анализ фрагментов из «Кармен-сюиты» и оперы Бизе на основе жанрового и стилевого подходов

Ж. Бизе «Хабанера», «Сцена гадания», «Увертюра» из оперы «Кармен»

Р. Щедрин «Кармен - сюита»: «Вступление», «Хабанера», «Сцена гадания»,

В. Берковский «Каждый выбирает по себе»

17.

Взаимовлияние серьезной и легкой музыки.

Цель: формирование представлений учащихся о музыкальной обработке и её видовом разнообразии.

Исполнение музыки как искусство интерпретации.Современные обработки классических произведенийи фольклора.

Классические произведения в обработке современных исполнителей:

И.С. Бах «Шутка» в исполнении ансамбля «СвинглСингерс»,

Ф. Шуберт «Аве Мария» в исполнении оркестра П. Мориа,

Творчество В. Мэй,

Творчество ансамбля «Русская песня».

18-19.

Обобщение тем года.

Цель: обобщить представления учащихся о «лёгкой» и «серьёзной» музыке; контроль усвоения знаний, о взаимодополнении легкой и серьезной музыки.

Обобщение пройденного материала за год.

Музыка по выбору учащихся

В связи со спецификой годового календарного плана и праздничных дней планируется провести 34 часа.

В 1 четверти - 9 часов, во 2 четверти - 7 часов, в 3 четверти - 9 часов, в 4 четверти - 9 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

знать/понимать:

  • многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;

  • иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;

  • знатьнаправлениясовременноймузыки

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).

уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, духовная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий;

  • определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности;

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.


© 2010-2022