Гармонический слух и некоторые вопросы его развития в курсе сольфеджио

Гармонический слух является важным составляющим компонентом музыкального слуха вообще (наряду с мелодическим слухом, чувством лада, ритма  и т.д.) Процесс воспитания и развития гармонического слуха – длительный и требует систематической работы. Начинать работу над формированием его желательно на самом раннем этапе обучения, т. е. в музыкальной школе, а в музыкальном училище работать над его развитием и совершенствованием. Развитый гармонический слух предполагает, что человек  может полностью осознать воспринимаемую музыку, т.е. проанализировать ее, сыграть и записать. -
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ӨНЕР КОЛЛЕДЖІ - МУЗЫКАЛЫҚ - ЭСТЕТИКАЛЫҚ БЕЙІНДЕГІ ДАРЫНДЫ БАЛАЛАРҒА МАМАНДАНДЫРЫЛҒАН МЕКТЕП-ИНТЕРНАТ» КЕШЕНІ» МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ

ГУ « КОМПЛЕКС «КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ - СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ

ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»









Гармонический слух

и некоторые вопросы его развития в курсе сольфеджио











Выполнила: Кондратова Н.Р.





1998 г

Понятие «гармонический слух» определено в работе Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей» (1947г) следующим образом: «гармонический слух - есть способность воспринимать многоголосие как единство составляющих его голосов». Гармонический слух является важным составляющим компонентом музыкального слуха вообще (наряду с мелодическим слухом, чувством лада, ритма и т.д.

Процесс воспитания и развития гармонического слуха - длительный и требует систематической работы. Начинать работу над формированием его желательно на самом раннем этапе обучения, т. е. в музыкальной школе, а в музыкальном училище работать над его развитием и совершенствованием. Однако подавляющее большинство поступающих в училище на духовое и народное отделения абитуриентов не имеют специальной начальной подготовки. Поэтому для них процесс формирования гармонического слуха начинается на первом курсе училища. Как отмечает Е.В. Давыдова, особенность гармонического слуха состоит в том, что учащийся должен воспринимать и осознавать многоголосие сразу с двух позиций: с одной стороны, как единство звуков, а с другой стороны, он должен дифференцировать составляющие это многоголосие голоса. Следовательно, гармонический слух проявляется в умении воспринять и осознать три момента:

  1. окраску интервала или аккорда

  2. ладофункциональное значение каждого интервала или аккорда и их связи между собой

  3. линию движения каждого голоса

При этом, фонизм и функциональные связи интервалов или аккордов основаны на эмоциональных ощущениях, а линия каждого отдельного голоса в многоголосии основана на рациональном мышлении, на определении высоты каждого звука. Фактически опыт восприятия многоголосной музыки у учащихся к моменту поступления в музыкальное училище имеется, но очень незначительный, да и тот лишь на уровне эмоциональных ощущений. Для полноценного же понимания гармонии многоголосия необходимы еще и теоретические знания, поскольку именно благодаря им осмысливаются слуховые впечатления. Первостепенная задача педагога в работе с начинающими музыкантами - накопление ярких слуховых впечатлений учащихся, создание базы для дальнейшего развития гармонического слуха. Формы и методы работы над освоением гармонии многоголосия достаточно разнообразны. Они хорошо изучены и методически разработаны в трудах различных авторов.

Вероятно, не всякие их них могут быть использованы в работе с учащимися народного и духового отделений, не имеющих начальной музыкальной подготовки. Остановимся далее на некоторых возможных приемах и методах. Одной из важнейших и приемлемых форм в развитии гармонического слуха является непосредственное участие учащихся в создании многоголосия. Это :

- игра в инструментальных ансамблях

- пение дуэтом и хором на уроках сольфеджио

- гармонизация мелодии

- импровизация (вокальная, инструментальная)

Главной задачей в работе над созданием многоголосия является воспитание чувства строя. Умение подстроиться, найти свое место в ансамбле, услышать общее звучание - это и есть основы чувства строя. Конечно, первый опыт ощущения строя приходит к учащимся уже при исполнении хором одноголосных мелодий. Но особенно важно для воспитания чувства строя начало работы над двухголосием. Как отмечает Е. Давыдова, в практике работы над двухголосием существует три разных направления. Сторонники первого рекомендуют начать работу над двухголосием с пения канонов.

Однако, при пении канонов внимание учащегося сосредоточено лишь на исполняемой партии. Как правило, другого поющего он не слышит, а следовательно, не осознает качество ансамбля. Естесственно, что этот метод не способствует активному воспитанию гармонического слуха.

Сторонники второго направления предлагают воспитывать чувство строя на гармонических интервалах - терциях, секстах, а также трезвучиях. Такой метод более целесообразен в работе и дает хорошие результаты.

Сторонники третьего направления считают, что изучение многоголосия лучше начинать с народных песен подголосочного склада. В них партия второго голоса не является простым добавлением к первому, а имеет свой облик и достаточно выразительна. Типичные для подголосочного склада унисоны как бы выравнивают голоса. После унисонов появление двухголосия звучит особенно ярко и образно. Этот метод работы зарекомендовал себя как наиболее эффективный. Думается, что целесообразно вести работу параллельно по двум направлениям: овладение гармоническим и подголосочным складом. Работу над гармоническими интервалами следует начинать с терций. Формы здесь могут быть следующими:

  • интонирование отрезков гаммы в терцию/в начале обучения «подстраивание» к данному звуку - второго, к данному голосу - второго голоса/. Пение гамм в октавном диапазоне нецелесообразно по двум причинам:

- это не способствует чистой интонации

- это бывает затруднительно из-за продолжающейся ломки голоса /возраст учащихся на первом курсе - 15-17 лет/. Поэтому диапазон интонационных упражнений следует ограничить и расширять постепенно.

  • прием, стимулирующий творческую активность у учащихся, предложенный А.Островским / с. 190// подпевание терцового подголоска к короткой и несложной мелодии, сопровождаемой исполнением на фортепиано гармонического баса. Вслушиваясь в звучащие крайние голоса, слух учащегося отыскивает звук, которого не достает для цельного гармонического впечатления. Решение задания может быть очень простым, даже примитивным, но это не главное. Важным является то, что учащийся ощущает строй, гармонию многоголосия/.

  • Подбор второго голоса к данной мелодии и к данному нижнему голосу - верхнего. Предварительно необходимо на примерах из музыкальной литературы /в частности, народных песнях/ показать типичные приемы двухголосия гармонического и подголосочного склада: преобладание параллельного движения терциями, секстами, незначительную роль кварт и квинт, эпизодическую «проходящую» роль диссонансов: секунд и септим, а также такую особенность, как сведение голосов в унисон или октаву в каденционных оборотах. Как отмечалось выше, гармонический слух включает в себя ощущение фонизма интервалов, аккордов. Психологической основой его является эмоциональное восприятие и запоминание колорита созвучий. Окраска созвучий связана с их акустической природой, с явлением диссонантности и консонантности. В работе в этом направлении лучше прислушиваться к методике Давыдовой. Она предлагает начинать работу над освоением фонизма интервалов и аккордов со среднего регистра и тесного расположения, т.к. именно при данных условиях ярче всего проявляется акустическая природа созвучий. Далее следует постепенно расширять диапазон и регистры. Необходимо использовать разнообразное расположение аккордов и их мелодическое расположение. Количество голосов в аккорде может быть и больше, чем три или четыре /от этого краска аккорда будет только ярче/. Чтобы активизировать работу слуха, следует широко использовать контрастные сочетания. Важно соблюдать строгую последовательность и нарастание трудностей, распределять работу по этапам. Предложенные Е. Давыдовой / с. 77 / примерные этапы по усвоению интервалов и аккордов можно принять за основу и изменять в зависимости от уровня учащихся и периода усвоения конкретных трудностей. Необходимо заботиться о том, чтобы учащиеся не прибегали к мелодической проверке, а потому - созвучия надо играть быстро, одно за другим. Это упражнение проводится устно. Далее можно давать для слухового анализа последовательности созвучий, начиная с двух-трех, а в дальнейшем - и большего количества. А. Островский рекомендует и письменные упражнения /запись названий ряда интервалов или аккордов цифровкой/. На начальном этапе последовательности должны состоять из сопоставления акустически контрастных созвучий, а в последствии можно давать «более осмысленные», организованные в ладу последовательности./А.Островский, с.199/

В работе над интервалами и аккордами вне лада можно применять упражнения, рекомендуемые А. Островским /с. 201,203/, в его «Методике преподавания теории и сольфеджио», в разделах: «О тембровом восприятии гармонических интервалов», «Аккорды и их обращения».

Второй важной стороной гармонического слуха является восприятие функциональных связей интервалов и аккордов. В основе этого восприятия лежит тесная связь с чувством лада. Уже на начальном этапе работы важно ознакомить учащихся с красочной стороной звучания разных гармонических оборотов и таких гармонических явлений как: тяготение, разрешение, альтерация, модуляция и т.д. Примеры для ознакомления и запоминания даются по усмотрению педагога, но они обязательно должны быть яркими, выразительными, разнообразными. Можно смело использовать примеры из литературы со свободным голосоведением, выразительной мелодией. Осознание окраски созвучий и их функциональных связей доступно учащимся, причем независимо от специальности. Но важное значение имеет музыкальность учащегося, уровень его эстетической восприимчивости.

И еще одна составляющая гармонического слуха, полноценного, профессионального - это умение точно определить все звуки, составляющие интервал или аккорд. Это умение Е. Давыдова определила как «чувство голосоведения» /с. 79/. В работе над чувством голосоведения, и вообще, при развитии гармонического слуха, основной формой является слушание, анализ на слух. Дополнительными формами могут быть :

  • подбор на фортепиано. Это активная и полноценная форма проверки своих слуховых ощущений. Материалом для подбора на фортепиано могут служить полюбившиеся самими учащимися музыкальные произведения из классики, современной поп. музыки, джазовой и т. д. Выбор здесь ничем не ограничивается.

  • диктанты - письменные и устные - также могут служить одной из форм работы над развитием чувства голосоведения. Но такую форму работы можно применять уже при достаточно высоком уровне развития гармонического слуха. Более приемлемым и полезным может быть такой прием, как запись линии одного какого-нибудь голоса /баса, сопрано/. При этом все другие голоса последовательности могут быть известны учащимся

/ записаны на доске/

  • полезным занятием для развития чувства голосоведения является слушание многоголосного пения , пения самих учащихся в хоре, а также участие в инструментальных ансамблях и оркестрах. Безусловно, на занятиях сольфеджио необходимо систематически давать для интонирования интервальные и аккордовые последовательности как хорального склада, закрепляющие «жесткие» гармонические структуры, так и примеры с привлечением неаккордовых звуков.

Развитый гармонический слух предполагает, что человек может полностью осознать воспринимаемую музыку, т.е. проанализировать ее, сыграть и записать. Для достижения этой трудной цели необходимо:

- работать над развитием гармонического слуха с самого

начала обучения

- формировать все три стороны гармонического слуха,

работая сначала отдельно над каждой из них, а потом

сочетая их

- исходить из наиболее общих впечатлений , постепенно

углубляя и детализируя их

- стараться разнообразить приемы работы, использовать

яркие, контрастные звучания, больше и шире привлекать

примеры из музыкальной литературы









© 2010-2022