- Преподавателю
- Музыка
- Открытый урок по музыке на тему Как появился кобыз (1 класс)
Открытый урок по музыке на тему Как появился кобыз (1 класс)
Раздел | Музыка |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Перевоз С.А. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА УРОКА: Как появился кобыз | ||
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала | ||
ЗАДАЧИ: 1.Продолжить знакомство с казахскими музыкальными инструментами. Учить учащихся определять по тембру различные казахские музыкальные инструменты. 2. Развитие музыкального слуха, творческой активности. Учить понимать «язык» музыки, её выразительные и изобразительные средства. 3) Формировать интерес к музыке. Воспитывать грамотного, внимательного слушателя. | ||
Оборудование: 1.портреты композиторов 2.учебник 3.фонограмма к песне 4. презентация 5.открытки с изображением инструментов | Методы музыкального обучения: 1.эмоциональная драматургия 2.сравнение 3.обобщение 4. легенды о музыке 5.размышления о музыке 6.опережение | |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | Музыкальный материал: 1.Распевка- гамма. Попевка «Караси» - повторение, вокально-хоровая работа, 3.Кюи Коркыта, Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета - слушанье фрагментов, определение характера и названия инструмента по его тембру. Художественный материал: 1.Легенды о домбре, жетыгене и кобызе. | |
ЭТАПЫ УРОКА: 1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки. 2.Повторение пройденного. 3.Беседа о казахских музыкальных инструментах и их тембрах. Демонстрация презентации 4.Слушанье фрагментов звучания различных инструментов и легенды о них. 5.Повторение песни. 6.Обобщение. 8.Итог. Рефлексия. | ||
Дополнительный материал: 1. Кобыз. Кобыз- казахский национальный инструмент «кыл-кобыз» (волосяной кобыз) выдалбливается из цельного куска дерева. Струна кобыза состоит из тридцати волосков, смычок напоминает дугу. Это сольный инструмент. Звук кобыза регулируется с помощью натяжения струн. В нём множество тембров, иногда звучание кобыза напоминает орган. На деке расположены два колка, регулирующие две струны. Одна из них - находится вверху, другая - внизу. Средняя часть кобыза, напоминающей две половинки яблока. /Легенда о Коркыте/: Кобыз - двухструнный смычковый инструмент. В современной казахской культуре используется четырехструнный кобыз с металическими струнами, на нём играют в оркестрах и ансамблях народной музыки. Появление кобыза связано с человеком по имени Коркыт. Существует несколько легенд о том, как Коркыт создал свой первый кобыз. 1) Однажды во сне явился ангел и дал ему совет: Коркыт, сделай себе кобыз- найди голень шестилетнего верблюда, обтяни её кожей одногорбого верблюда, установи вверху подставку из тёмно- рыжего козла и натяни струны из конского волоса пятилетнего жеребца и будешь ты обладать дивным инструментом. Когда Коркыт играл на кобызе, замирала вся природа, земля, небо, все живые существа слушали его игру. Бессмертие и вечную жизнь искал он в звуках кобыза. Ещё в молодости Коркыт решил бороться со смертью и стать бессмертным. Но везде и всюду Коркыт видит смерть- ковыль выгорает на солнце и погибает, горы со временем разрушаются. Всё вокруг говорило, что такой же конец ждёт и его. По разным источникам, Коркыт прожил 95 или даже 195 лет. В народе его уважали как мудреца, и даже была такая поговорка: Коркыт говорил. В течение многих веков хранится в памяти народа Коркыт, его кобыз и музыка. Вот так Коркыт стал бессмертным. Именно благодаря звуку кобыза можно передать звуки птиц, животных, разговора человека. 2) На берегу Сырдарьи когда-то жил прародитель казахов- Коркыт. Он побывал во всех концах света и не обрел нигде вечности. Боясь, что на земле его застигнет смерть, он расстелил на воде чудесный ковер и стал плавать на нем по Сырдарье, неустанно наигрывая на кобызе. Коркыта слушали птицы, останавливая свой полет, звери Сары- Арки приходила на берег Сырдарьи послушать его, река времени останавливала свой полет, звери Сары- Арки приходили на берег Сырдарьи послушать его, река времени останавливала сое течение, чтобы послушать звуки кобыза. Даже смерть не могла подступиться к нему. 2. Домбра. Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет. Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях. 3. Жетыген - многострунный музыкальный инструмент. Корпус инструмента представляет собой прямоугольный деревянный ящичек, струны настраиваются с помощью асыков. Почти у каждого инструмента - своя легенда о появлении. Есть своя старинная легенда и у жетыгена, похожего на гусли. В глубокой древности жил старик. Было у него 7 сыновей. В лютую зиму погиб весь скот, пришёл голод. Люди остались без еды. Холодным стал очаг. Смерть одного за другим уносила сыновей. Убитый горем, отец стал в отчаянии долбить кусок сухого дерева. Первую струну он натянул, когда умер старший. И сыграл на одной струне погребальную песню. Умирают один за другим все сыновья, а отец, добавляя по струне, посвящает им новые кюи. И вновь здесь хочется привести слова Абая: Дверь открыла песня для тебя, Песня провожает в землю прах, скорбя. Песня - вечный спутник радости земли, Так внемли ей чутко и цени, любя. Так появился, по преданию, семиструнный жетыген. Этот инструмент сохранил свой первоначальный вид до сих пор. А иногда встречаются жетыгены с тринадцатью струнами. 4 СЛАЙД. Сазсырнай - глиняный духовой инструмент. Формы сазсырная могут быть различными. Такой инструмент был найден при раскопках древнего города Отрар. Звук извлекается с помощью двух-трёх отверстий в корпусе. | ||
ЗНАНИЯ: Знать музыкальный звукоряд, что такое тембр, различные музыкальные инструменты. Знать легенды об инструментах. УМЕНИЯ: Уметь по звучанию и внешнему виду определять название музыкального инструмента. НАВЫКИ: Различать инструменты на слух, петь песенку, соблюдая различные динамические оттенки. | ||
Домашнее задание: Нарисовать рисунок к понравившейся легенде.
|