Доклад. Технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологии проектно-исследовательской деятельности

на уроках музыки


Горькаева О.И. - учитель музыки

МКОУ Манушкинская СОШ


Цель технологий - изучение теории и практики, применение в проектно-исследовательской деятельности, активизация позитивной мотивации к музыке, увеличение самостоятельной творческой деятельности.

Проект (от латинского projectus - брошенный вперед, выступающий вперед). Проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. В России идеи проектного обучения возникли у русских педагогов в начале XX века (С.Т.Шацкого, А.И.Зеленского). Они считали, что нельзя создать рациональную организацию школьной жизни ученика без проектной деятельности, а полученные знания должны реально применяться на практике.

Современный проект - это средство активизации познавательной деятельности, развитие творческого мышления, исследовательских умений, навыков общения в коллективе.

Проектные действия имеют следующие особенности:

  1. Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личными мотивами так и социальными. Такая деятельность направлена на развитие творческих способностей ученика, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

  2. Исследовательская и проектная деятельность должна быть организована так, чтобы ученики могли реализовать свои потребности в общении с одноклассниками и учителями, приобретая навыки индивидуальной работы и сотрудничество в коллективе.

  3. Организация проектно-исследовательской деятельности обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, при этом значимыми для ученика представляются те, которые им еще не знакомы, но их интересно освоить.

Метод ученических исследовательских проектов в музыкальном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. В музыкальном образовании можно выделить проекты однопредметные, межпредметные, культурологические. Эти проекты можно классифицировать следующим образом:

- творческие проекты - подразумевают разработку и представление творческого продукта(фонохрестоматия музыкального материала); видеофильм (подборка документальных, художественных) фильмов по выбранной теме; праздник, репортаж с «места событий» и т.д.;

- игровые проекты - инсценировки музыкальных сказок, фрагментов опер, балетов, мюзиклов, виртуальные музыкальные путешествия по разным странам;

- информационные проекты - направлены на добывание информации о музыкальной культуре прошлого, настоящего, будущего. Данные проекты могут быть интегрированы в более крупный проект, стать его частью.

Временные рамки подготовки и защиты проектов могут быть краткосрочные (2-4 урока), среднесрочные (учебная четверть), долгосрочные (учебный год).

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует

1

формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в начальной школе, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

С учащимися 5-6 классов мне приходилось не раз рассматривать литературу в связи с другими видами искусств - музыкой, живописью, театром. Перед ребятами встают вопросы: как с помощью музыкальных средств выразительности, композитор изображает какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, писателя? Какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у музыкантов и художников? Как взаимодействуют основные роды искусств, какое влияние оказывают они друг на друга? Знакомясь с оперой М. П. Мусоргского «Борис Годунов», идут исследования на материалах искусствоведов, иллюстрациях известных русских художников (В.И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов, С. Галактионов). На уроке в 5 классе ученики выдвигают свои гипотезы на проблемный вопрос: Что было бы с музыкой, если бы не было литературы? В ходе исследования они находят черты сходства поэзии и музыки: интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.

Работу по проектированию я ввожу постепенно, стараюсь брать большие и интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а это всегда эффективно, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность учащихся в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время защиты проекта мы узнаём, что было сделано во время проектной работы.

Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:

- личный интерес учащегося;

- четкость и конкретность постановки цели проекта;

- определение планируемых результатов;

- констатация исходных данных.

Виды презентационных проектов могут быть различными.

В своей работе использую монопроекты и интегрированные проекты.

Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение «вечных тем» искусства и жизни, базовых национальных ценностей, закономерностей музыкального искусства, интеграции музыки с другими видами искусства.

Для создания проектной деятельности необходимы следующие умения:

- проблематизация - умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо

ситуации или явления музыкальной культуры;

- целеполагание - умение формулировать цель деятельности;

2

- планирование - умение формулировать задачи, определять этапы, предполагаемые

результаты, сроки, исполнителей проекта;

- анализ результатов и рефлексия - умение анализировать результат проекта;

- презентация и защита - умение представлять результаты выполненного проекта.

Основные этапы работы над проектом:

- выбор темы проекта;

- разработка проектного задания;

- планирование работы;

- подготовка материалов к исследовательской работе - (формулировка вопросов, отбор

литературы, материалов из сети Интернет и т д.);

- оформление результатов - (выводы, социальная значимость и т д.);

- презентация - (защита проекта, рефлексия).

Содержание и технологии проектной деятельности направлены на восприятие, осмысление, воспроизведение и оценку школьниками разнообразных явлений действительности, отраженных в музыке и искусстве. Главное, чтобы осмысление нравственных ценностей не только помогало им усваивать духовный опыт прошлого, но и ориентироваться в сложной современной жизни, накапливать необходимый социальный опыт.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» researcher.ru

  2. Исследовательский проект/ Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Учебник. 6 класс. - М., 2009.

  3. Исследовательский проект/ Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Учебник. 7 класс. - М., 2010.

  4. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке. В сб.: Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1- 8 классы / Под руководством Д.Б. Кабалевского. - М., 2007.

  5. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении / Сост. С.Г. Щербакова. - Волгоград, 2007.

  6. Переверзева, И.А. Формирование познавательных интересов младших школьников на музыкальных занятиях // Педагогический поиск и находки. Ежегодник работ молодых ученых - 2006. - № 1. / Под ред. М.И. Мухина. - М., 2006.

  7. Поздняк, С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании - 2006. - № 3.

  8. Санина, С.П. Компьютерное моделирование в исследовательской деятельности учащихся / С. П. Санина //Педагогические технологии. - 2005. - № 4.

  9. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А. И. Савенков // Школьные технологии - 2004. - № 4.

  10. Ставрова, О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах / О.Б. Ставрова. - М., 2006.

  11. Финкельштейн, Э.Б. Исследовательская деятельность школьников и интеграция (приглашение к исследованию) / Э.Б. Финкельштейн. - М., 2006.

  12. Федоровская, Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью / Е. О. Федоровская, Л. Ю. Ляшко Дополнительное образование - 2005. - № 9.

  13. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М., 1988.

3

© 2010-2022