- Преподавателю
- Музыка
- Статья Организация творческой деятельности учащихся на уроках музыки
Статья Организация творческой деятельности учащихся на уроках музыки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кривобокова И.Е. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Организация творческой деятельности учащихся
на уроках музыки и ИЗО
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.
Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование творчества.
По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще - эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно -мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
В специальной литературе существует следующие определения творчества:
-
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью и оригинальностью и общественно -исторической уникальностью.
-
Творчество - мышление в его высшей форме, требующее выхода за пределы уже известных способов возникшей задачи.
Творчество - основанный на свободе способ культурной самореализации человека. Сущность творчества - это выход за пределы заданных форм и оснований и создание новых способов бытия (в том числе личного, смыслового бытия); через творчество человек осуществляет себя как личность.
Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость).
Сердцевина творчества, пик творческого акта - "озарение", когда в сознание проникает, порождается (генерируется) новая идея - научная, философская, техническая или художественная. Но к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы, во время которой создаются предпосылки для рождения нового.
Творчество складывается из определенного количества циклов, причем каждый последующий предполагает оценку успешности предшествующего.
Таблица №1.
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако, способности могут развиваться или остановиться в своем развитии.
Опыт предшествующих поколений, запечатленный в культуре, включает в себя и опыт творческой деятельности. Но усвоить его можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Учиться задавать вопросы, решать нестандартные задачи. Сопоставлять несовпадающие точки зрения. Общаться с искусством, развивать воображение, фантазию. Не верить любому утверждению, а, сомневаясь, проверять его истинностью. Применять в решении проблемы различных средств, искать их наилучшую комбинацию. И помнить слова великого русского композитора П. И. Чайковского: «Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».(Таблица №2)
Творческая деятельность характеризуется следующими признаками:
-
Свободная и сознательная постановка цели;
-
Свободный и сознательный выбор средств на пути ее достижения;
-
Ответственный характер целеполагания и свободного выбора.
Таким образом, творчество - это основанный на свободе способ культурной самореализации человека, реализуемой в процессе деятельности.
Музыкальное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально - эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно - ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.
Творчество, являясь свободной деятельностью личности, представляет собой самоосуществление личности, состоящее:
-
в познании мира и его законов;
-
в познании себя в мире, своего места в нем (в самопознании);
-
в определении своего отношения к миру и его ценностям;
-
в формировании нравственной мировоззренческой позиции по отношению к себе, миру и другим людям;
-
в развитии и реализации своих способностей, талантов, дарований.
Творческая деятельность на уроках музыки в начальной школе подчинена нами единой системе творческих заданий, через которую раскрываются специфические связи искусства с окружающим миром в широком смысле и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков.
Творческая деятельность реализуется через систему творческих заданий.
Творческие задания, по сути, пронизывают весь урок от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем. С помощью творческих заданий дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей. При выполнении таких заданий дети должны согласовывать свои действия с характером звучащей мелодии, сменой настроения. Исследования показали, что уже в младшем школьном возрасте формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представление об особенностях музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активно воображение. Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, специфике его выразительных средств.
При изучении каждой из тем, сюжетов на уроках музыки применяются различные варианты творческих заданий. Система этих заданий проецируется в двух плоскостях: обязательность постоянного обращения к субъектному опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, а с другой - к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления.
Например, при освоении понятия «лад», можно воспользоваться импровизацией, основанной на принципе «ролевой игры»: предложить взглянуть на одно и то же явление глазами человека, находящегося в разных эмоциональных ситуациях. Дети на примере этого задания раскрывают взаимосвязь между внутренним и внешним миром.
Для оптимального восприятия и усвоения музыкальных средств выразительности в системе творческих заданий важна установка на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения. Согласно О.П. Радыновой существует множество типов творческих заданий:
-
Перевод образа из одного художественного ряда в другой.
-
Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.
-
Построение заданий от частного к общему.
В первом варианте интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым, графическим, моделированном) или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий - обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа.
Графическое, цветовое моделирование музыки отвечает специфике музыки как вида искусства и особенностям восприятия младших школьников. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации.
Объектами словесного рисования являются описания природы, внешнего облика персонажа в программных музыкальных произведениях.
Второй вариант творческих заданий важен для формирования ассоциативного мышления, овладения навыками сравнительного анализа посредством рассуждения. Например: На что похоже это облако? (ветка, звук, музыкальный мотив, и тому подобное). Интересно описание конкретных явлений окружающего мира (голос зверей, пение птиц, шелест листвы) с тем, чтобы другие дети угадали, о чем идет речь. Здесь уместна и игра «Что на что похоже?». Все эти задания способствуют развитию видения, слышания и умения замечать выразительные свойства предметов и явлений.
В круг творческих заданий, относящихся к третьей группе, входят такие задания, которые помогли бы ребенку, отталкиваясь от конкретного аспекта темы, прийти к осмыслению ее художественной целостности. Например, такое задание: осмыслить роль художественной детали на примере эффекта, который возникает от перестановки слов, звуков, красок, приводящих к изменению целостного образа. Или такое задание: представить поведение героя и его музыкальный портрет в измененных обстоятельствах.
Создавая эмоциональную драматургию урока, педагог как бы «провоцирует» ситуацию выбора между личными духовными стремлениями ученика и музыкой. Нужно научиться слушать себя, музыку в себе.
Поскольку одним из видов музыкальной деятельности на уроке музыки является пение, то целесообразно для усвоения средств выразительности прибегать к методу варьирования мелодии: одни и те же напевы пропевать решительно, мягко, задумчиво, что требует соответствующего исполнения темы, динамики, звукоизвлечения и так далее. Подобные вариативные творческие задания следует предлагать и в таких видах деятельности, как слушание, сочинение, исполнение.
Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме (пишет В.В. Давыдов). Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Важно, чтобы разговор о музыке не подменял музыку. Любое толкование музыки не раскроет тайны духовных стремлений композитора и душевную тайну личного восприятия музыки. Нужно всячески оберегать это таинство духовного общения композитора и юного слушателя.
Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластичное движение, пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состояние, и помогают педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с музыкой. Применение проблемных методов требует затраты времени на уроке, но если дети самостоятельны в своем поиске, творчестве, до всего доходят сами, то приобретенные ими знания гораздо значимее, ценнее, так как дети приучаются мыслить, искать, верить в свои силы, то есть творчески развиваются.
Основой этих творческих заданий становятся все традиционные упражнения и этюды, выработанные многолетней практикой театральной школы. Но в театре-уроке они внутренне преобразуются, «идя от себя» к игровой роли, ребенок приходит к самому себе, в совместной игровой импровизации педагога и ученика на уроке рождаются новые виды упражнений и этюдов, побуждающих труд души юной личности, духовное познание связей искусства и жизни. (Пример: наш оркестр - игра в воображаемом оркестре).
Таким образом построение уроков музыки как уроков творчества предполагает использование разнообразных практических методов и художественно - творческих форм работы, а именно;
Таблица №3
-
импровизация;
-
инструментальное музицирование;
-
вокально - хоровое музицирование;
-
звукографика;
-
сочинение стихотворений;
-
сочинение мелодий;
-
театрализация;
-
бег ассоциаций;
-
ребусы на музыкальном материале;
-
пластическое интонирование.
В 2009 - 2010 учебном году на базе 3 «О» и 3 «С» классов школы - лицея №8 г.Павлодара была проведена экспериментально - практическая работа по организации музыкально - творческой деятельности младших школьников.
Планом эксперимента предусматривалось проведение следующих этапов:
I этап - констатирующий - диагностика исходного уровня креативности детей (по методу Торронса); диагностика исходного уровня владение знаниями и способами деятельности (тестирование); анкетирование
II этап - формирующий - проведение уроков музыки по действующей программе Ш. Кульмановой, С. Елемановой в контрольном классе. Проведение уроков, основанных на разработанной нами системе творческих заданий в экспериментальном классе.
III этап - контрольный - повторная диагностика и анализ результатов опытно - педагогической деятельности.
В ходе математической обработки данных диагностики уровня сформированности музыкально - теоретических знаний в экспериментальном и контрольном классах нами были получены следующие результаты (даны в процентном отношении к количеству учащихся):
Рисунок №4
Рисунок №5
Из вышеприведенной диаграммы видно, что уровень владения музыкальной терминологией, активное использование при анализе музыкальных произведений именно терминов, а не синонимических («простых») высказываний, в экспериментальном классе несколько ниже, чем в контрольном. При этом нужно учитывать, что в соответствии с требованиями новой казахстанской программы по музыке (автор Ш. Кульманова, С.Елеманова) дети (в идеале) к началу второго класса уже должны владеть и свободно оперировать понятиями и терминами, предлагавшимися нами при диагностике. Поэтому, уровень владения терминологией можно охарактеризовать в обоих классах как - ниже среднего.
В ходе эксперимента были разработаны методы и принципы организации творческой деятельности учащихся на уроках музыки.
К определяющим принципам занятий творческого типа мы относим следующие:
-
Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.
-
Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.
-
Оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически - чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности.
-
Развитие навыков художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.
-
Создание нравственно - эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально - творческого переживания действительности.
Воспитание навыков импровизации как основы ля формирования художественно - самобытного отношения к окружающему миру.
В ходе экспериментально - практической работы была поставлена цель создать оптимальные условия для активизации у учащихся творческих импульсов, импульсов, для познания радости творчества. Главной нашей задачей было не только дать детям знания, умения, навыки, но создать условия для свободного оперирования, владения ими, использования их в ситуациях творчества, то есть развить и повысить уровень творческих способностей детей используя различные формы взаимодействия, в частности систему творческих заданий.
При разработке системы творческих заданий необходимо опираться на основные общедидактические принципы обучения и принципы развивающего обучения.
Таким образом, ведущими принципами организации творческой деятельности учащихся на уроках музыки являются:
-принцип осознания процесса учения,
-принцип последовательности и систематичности,
-принцип системности и комплексности,
-принцип интереса и увлеченности,
-принцип взаимодействия продуктивного и репродуктивного,
-принцип высокого уровня трудности в обучении,
-принцип ведущей роли теоретических знаний,
-принцип прохождения материала быстрым темпом,
-принцип работы над развитием всех учащихся.
Наша опытно - педагогическая работа основана на образовательно -творческом игровом материале, расположенном в системе, складывающейся из 5 смыслообразующих «блоков».
-
творческая деятельность (речевая, пластическая, театральная, музыкальная, иная),
-
творческое самообучение (танцу, пению, игре на музыкальных инструментах, дирижированию),
-
импровизация (вокальная, инструментальная, пластическая),
-
освоение общих художественных закономерностей через адекватную творческую деятельность,
-
освоение понятий музыкального искусства через адекватную творческую деятельность с систематизацией круга музыкальных предпочтений.
2 В каждом блоке осуществлялось формирование определенных знаний и развитие определенных способностей, умений и навыков в процессе организации различных видов творческой деятельности:
1 Развитие речи:
-
сочинение и разыгрывание сказок,
-
поиск рифмы и сочинение стихов,
-
поиск выразительных речевых интонаций.
2 Развитие двигательных навыков:
-
координация движений в связи с ритмом,
-
координация движений в связи со звуковысотностью и штрихами,
-
пластические и танцевальные импровизации,
-
родство танца и музыки.
3 Театральная деятельность, творческая игра:
-
ролевая творческая игра по заданному сюжету,
-
импровизация спектакля,
-
понятие о пантомиме.
4 Самообучение (методом автодидакта):
-
игра на простейших музыкальных инструментах,
-
самообучение дирижированию,
-
самообучение пению,
-
самообучение слушанию музыки.
5 Музыкальная импровизация:
-
вокальная,
-
пластическая и танцевальная,
-
инструментальные.
6. Усвоение общих художественных закономерностей через адекватную творческую деятельность:
-
понятие о ритме стихов, речи и возможности его замены ритмом музыки,
-
понятие выразительности искусства, передаче характера, настроения средствами искусства,
-
понятие о музыкальном ритме как общеэстетическом явлении,
-
понятие о звукоизобразительности,
-
творческое использование усвоенных понятий на ином учебно - эстетическом материале.
7 Освоение понятий музыкального искусства:
-
представление о штрихах,
-
элементарное представление о партитуре.
-
представление о динамике,
-
освоение нотного письма,
-
понятие о двуголосье,
-
понятие о музыкальной интонации,
-
понятие о звуковысотности,
-
понятие о музыкальном ритме,
-
понятие о длительности и тактах,
-
понятие о темпе,
-
понятие о строении (форме) музыкального произведения,
-
понятие о мелодии и ее сочинении,
-
понятие о темпе,
-
формирование ладового чувства.
8 Формирование двигательно - изобразительных навыков:
-
соотнесение качества звучания с графической моделью,
-
соотнесение качества звучания с моторикой,
-
соотнесение качества движения с музыкой.
3 Реализация идеи моделирования музыкально - творческого процесса через системную, комплексную организацию творческой деятельности учащихся на уроках музыки позволила преодолеть целый ряд недостатков учебно - воспитательного процесса в 3 классе:
-
Отчуждение между ребенком и музыкой, между ребенком и композитором было преодолено благодаря тому, что погружение в истоки музыкального искусства и «технологию» создания произведения совершалось детьми на основе собственной музыкально - художественной деятельности, «через себя».
-
Творчество детей стало уже не «спонтанным» (заключающемся в чем - то отвлеченно - фантастическом, в произвольных ассоциациях, в «наитиях»), а осмысленным и конкретным, поскольку знания теоретического характера, приобретались детьми в процессе «погружения» в музыку, и их проживания в конкретной деятельности.
-
Отрыв содержания искусства от формы в сознании детей был преодолен, рассмотрение детьми каждого элемента, явления музыки, анализ каждого произведения протекал с самого начала и в конечном итоге как движение мышления от содержания к форме.
-
Самостоятельность видов деятельности, основанная на триединстве (композитор - исполнитель - слушатель) и возникающая как общее сотворчество представителей разных областей музыкальной деятельности, обеспечила целостность всей деятельности учащихся.Проблема «учитель - ученик» фактически во многом перестает существовать как проблема, поскольку весь процесс погружения в музыкальное искусство выглядит как совместная деятельность учителя и детей по приближению к истине, где «коллеги» отличаются только уровнем знаний и опытом.
Результаты анкетирования.
На заключительном этапе исследования было проведено также повторное анкетирование. Основной целью повторного анкетирования было: выяснить, как изменилось отношение детей к музыке, к урокам музыки к себе как к субъектам творческой деятельности.
Результаты в контрольном классе остались примерно на том же уровне, хотя некоторые изменения произошли. В контрольном классе повысился интерес к музыке и музыкальным занятиям на 6,25%; расширился круг любимых композиторов и музыкальных произведений на 12,5%. В то же время уровень самореализации остался прежним, хотя интерес к творческой деятельности возрос.
В экспериментальном классе заметно вырос процент учащихся, проявляющих постоянный интерес к музыкальному искусству (на 15,625%). Назвали себя любителями музыки 97,9% детей. Среди любимых композиторов дети назвали П.И. Чайковского, Курмангазы, Таттимбета, А. Жубанова, С. Прокофьева, К. Сен - Санса, Р. Шумана, Д. Шостаковича, П. Бетховена, В. Моцарта. У учащихся 3 «О» класса экспериментального класса расширился репертуар любимых музыкальных произведений.
Поскольку все ребята участвовали в творческой деятельности, то и ответ на вопрос: «Сочинял ли ты музыку?» дал 100 процентный утвердительный результат. Это подтверждают и ответы на вопрос: «Любишь ли ты рисовать свои музыкальные впечатления?» - 80,5% детей ответили утвердительно, а делавших пробы в жанре сочинения музыкальных сказок оказалось 60%.
В результате повторного анкетирования мы сделали следующий вывод: уровень творчества у детей на данном этапе можно определить как намного выше среднего, относительно констатирующего этапа. Можно отметить рост интереса, увлеченности, заинтересованности во время занятий.
Рисунок №6
Рисунок №7
Проблема развития творческих способностей детей является весьма актуальной и одной из важнейших задач в современной педагогической практике. Решить эту проблему можно только на основе комплексного подхода к развитию и воспитанию школьников. Всестороннее развитие личности и развитие нестандартного, творческого, мышления - процесс сложный. Он предусматривает максимальное овладение основами наук, диапазон знаний и творческий подход к их применению, высокую специализацию в какой - либо отрасли, развитие личностных качеств, таких, как трудолюбие, выносливость, инициативность, самостоятельность, целенаправленность, устремленность, мотивы, интересы и потребности. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, со школьными уроками музыки. Именно уроки музыки помогают развивать музыкально - творческие способности детей в восприятии, в сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке, которые в свою очередь способствуют развитию творческих способностей в других областях.
Организация различных видов творческой деятельности учащихся на уроках музыки помогает и во внеклассной работе, в подготовке к школьным мероприятиям, концертам, городским конкурсам. Практически все наши участники ежегодного городского конкурса «Балауса» становятся его лауреатами.
15