- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока музыки Кюй-тартыс «Джигит – хвастун. 3 класс
Конспект урока музыки Кюй-тартыс «Джигит – хвастун. 3 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мамычева Е.В. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
3 класс
Тема урока: Кюй-тартыс «Джигит - хвастун».
Тип урока : обобщающий
Цели урока:
-
воспитывать любовь и уважение к национальному искусству.
-
воспитание гармонично развитой личности.
-
развивать навык слушать и видеть, сопоставлять услышанное с произведениями живописи
Воспитательные цели: формирование художественного вкуса..
Развивающие цели: развитие навыков анализа, синтеза, эмоциональной сферы.
Задачи образовательные:
-
сформировать представления о музыкальном жанре;
-
закрепить понятие «кюй», «тартыс»;
-
познакомить детей с кюем «Сары-Арка» основоположника ;
-
закрепить теоретические знания по музыкальной грамотности (мажор, минор)
Задачи воспитательные:
-
воспитывать интерес к казахской инструментальной музыке;
-
воспитывать эстетическое отношение к музыке в жанре кюи в тартысах.
Виды детской музыкальной деятельности:
-
восприятие музыки;
-
музыкально-познавательная деятельность.
Оборудование:
-
Интерактивная доска
-
Видеомагнитофон
-
Телевизор
-
Стереомагнитофон
-
Слайды
Продолжительность занятия: 1 час
Особенности педтехнологии: создание оптимальных условий формирования музыкальной культуры учащихся с использованием интерактивных методик создания проблемных ситуаций, личностно - ориентированный подход, развитие творческих способностей учащихся, театрализация, применение разноуровневого домашнего задания;
Образовательные цели: обобщение, расширение и углубление понятия "кюй", «тартыс» ; формирование умения определять форму, жанр произведения; воспитание вокальной культуры исполнения, чистоты интонирования, выразительности фразировки, нюансировки, дикции;.
Музыкальный материал:
-
Кюй «Сары-Арка» Курмангазы
-
Песня « Если добрый ты»
из мультфильма «Приключения кота Леопольда»
муз. Б.Савельева.
-
Песня «Наш край» муз. Д.Кабалевского
Слайд 1
Слушание и анализ музыки
Дети входят в класс под звучание кюя «Сары - Арка» Курмангазы
Ребята вы вошли в класс под звуки кюя «Сары - Арка» Курмангазы.
Учитель: Расскажите какой вы услышали музыку этого кюя?
Дети. Ответы учащихся
Сары-Арка" - гениальный кюй. Восхищенный поразительными картинами бескрайних просторов, народный кюйши Курмангазы создает эту музыку. "Необъятно велика казахская степь. Кто только не побывал в ней, кто не проходил по ее неоглядным просторам. В "Сары-Арке" чувствуется боевое начало, переданное в образе лихой скачки и победной песни, жизнеутверждающей силы. Кюй отличается светлой, жизнеутверждающей музыкой.
Учитель. Он исполнялся на одном инструменте или нескольких?
Дети. Ответы учащихся
(Кюй Курмангазы «Сары - Арка» прозвучал в исполнении оркестра казахских народных инструментов).
Учитель. О чем поет, рассказывает мелодия кюя?
Дети. О красоте степи. Музыка звучит стремительно, радостно. Музыка рисует картину мирной жизни: бескрайнюю степь, яркое солнце, юрты, снежные горы, пасущийся скот, всадника, мчащегося по степи на коне.
Учитель: Давайте определим настроение кюя. Лад в котором прозвучал кюй.
Настроение кюя
Слайд 3
Мажор Минор
Бодрое, веселое, стремительное, светлое Грустное, печальное, унылое,
радостное, ликующее
Учитель: Давайте дадим точное определение, что такое кюй?
Дети.. Кюй - инструментальная пьеса, исполняемая народным музыкантом на кобызе, домбре или сыбызгы.
Учитель: Послушайте стихотворение созвучное с темой нашего урока
Слайд 4Слайд 5
Учитель: А как называют исполнителей кюев?
Дети: кюйши.
Учитель: Ребята, скажите в каких жанрах казахского народного музыкального творчества используется кюй?
Дети: Эпос, легенды, тартыс
Проверка домашнего задания
Слайд 6
Учитель: Вот мы и подошли к теме нашего урока- КЮЙ-ТАРТЫС «Джигит - хвастун». И сейчас я предлагаю тему домашнего задания (т.е. пересказ кюя-тартыса «Джигит - хвастун») обыграть.
-- Пусть не каждому предстоит в будущем стать музыкантом, и овладеть игрой на каком-либо музыкальном инструменте, но представить, что мы музыканты - мы можем. Ведь правда?
Инсценирование кюя- тартыса
Слайд 7 Слайд 8
слайд 9
Закрепление усвоенных знаний
Учитель: Ребята, давайте теперь дадим точное определение, что такое тартыс?
Дети -это инструментальное состязание.
Учитель: Скажите ребята, сколько участвовало исполнителей в тартысе «Джигит -хвастун»?
Дети: трое - джигит, девушка и ее мать.
Учитель: ребята, если вы внимательно слушали, то ответите мне сколько кюев прозвучало в тартысе «Джигит - хвастун»
Дети: 4 кюя.
Учитель: Скажите, а кто из участников оказался самым талантливым и почему?
Дети: Мать и девушка оказались не только талантливее хвастливого джигита, но еще и смогли поставить молодого человека на место и проучить его, чтобы в дальнейшем он не хвастал своим еще пока не профессиональным мастерством игры на домбре.
Учитель: Ребята, а всем ли под силу участвовать в тартысах, кто может участвовать в тартысах?
Дети - самые опытные кюйши
Повторение трех видов тартыса
Слайд 10
Учитель: А какой из трех видов тартыса использовался в кюе- тартысе Джигит хвастун»
Ответы детей.
Работа с доской : ученик выбирает и стрелочками
Слайд 11
Работа над развитием чувства метроритма
-
Хором читается стих с простукиванием деревянными ложками длительностей:
Слайд 12
Разминка АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
Работа над артикуляционным аппаратом, звукообразованием.
Учитель: Перед тем как мы исполним песню мы поработаем над нашим голосом. Разогреем и подготовим его.
Слайд 13
Работа над скороговорками
Слайд 14Слайд 15
Исполнение песни «Если добрый ты»
из мультфильма «Приключения кота Леопольда»
муз. Б.Савельева
пение под караоке
Учитель: У нас еще впереди немало заданий, я предлагаю вам встать и немного размяться.
Разминка ФИЗМИНУТКА Слайд 16
Дети повторяют движения учителя
Теплый ветер гладит лица.
Лес шумит густой листвой.
Дуб нам хочет поклониться.
Клен качает головой.
Пчелы весело кружатся
И садятся на цветы.
Видишь, бабочки резвятся,
Улыбнулся я и ты.
Проверка знаний музыкальной грамоты
Слайд 17
Исполнение песни, пьесы одним человеком называется?
Слайд 18 Слайд 19
Исполнение песни на два голоса?
Исполнение песни или пьесы более десяти человек?
Слайд 20
Написать на нотном стане слова с использование нот
Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23
Обобщение темы урока
Слайд 24
Рефлексия урока:
Учитель: Скажите, пожалуйста, получилось у нас с вами занятие или нет? Почему?
- Что нового вы узнали на уроке? И как это мы узнавали новое? (мы по - новому взглянули на тему «Тартыс»)
- Обо всем этом рассказала вам я, или чаще вы сами делали открытия?
- Почему у вас все получилось?
- Скажите, а зачем вам нужно иметь знания по этой теме?
- Можно ли утверждать, что сегодня урок расширил ваш кругозор и почему?
- Скажите, в начале урока мы прослушали кюй. Как он называется и кто автор кюя? О чем этот кюй?
( Курмангазы. Кюй «Сары-Арка» и т.д.)
Учитель: Кюй "Сары-Арка" - главное произведение Курмангазы . Это песня о родной земле, о ее необъятном просторе и красоте. Курмангазы воплотил в звуках своей любимой домбры голос казахского народа, голос степи.
Учитель: Много мест на земле красивых, но там, где мы родились и выросли, для нас самое красивое и родное. Я предлагаю спеть сейчас песню, созвучную этому настроению.
Исполнение песни «Наш край» муз.
Д. Кабалевского. (под караоке)
Домашнее задание
Учитель. Сегодня задание на дом будет трехуровневым.
Вам нужно будет выбрать и выполнить одно задание любого уровня.
Первый уровень предполагает самое легкое задание: выписать определение словам "кюй" и "тартыс"( в тетради , своими словами)
Второй уровень чуть посложнее: необходимо найти 8 примеров детских песен, написанных в мажоре и миноре ( из нотного приложения) . Названия песен и ладов записать в тетрадях.
Третий уровень - самый сложный.
Выполнить второе задание и дополнительно нарисовать иллюстрацию к тартысу «Джигит - хвастун».
Учитель. А завершить урок я хочу пожеланиями хранить и ценить достояние народа, посмотрите какой древний жанр народной музыки - тартыс, а как интересно нам с вами было с ним познакомиться. Правда?