Музыка. П. И. Чайковский. Балет «Спящая красавица»

Тип урока: усвоение новых знаний.Конспект для урока по музыке в 3 классе.Орг.момент. Учащиеся входят в класс под музыку из балета.Введение в тему урока. Обращение «сказки» к ученикам. Дорогие ребята! Я очень скучаю без вас, мои юные друзья! Вы, современные школьники, всё больше увлекаетесь компьютерными играми и мобильными телефонами, и совсем забыли обо мне. Вы перестаёте читать книги и забываете о любимых сказочных героях. Прошу вас, вспомните о нас!Работа по теме урока. Учитель рассказывает о балете. Работают ученики устно, в группах, парах.Рефлексия.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока музыки

Тема: П.И.Чайковский. Балет «Спящая красавица».

Цели:

  1. научиться следить за развитием музыкальной мысли;

  2. анализировать музыку, используя средства музыкальной выразительности на примере фрагментов балета «Спящая красавица».

Задачи:

  1. Воспитательные: пробудить интерес к такому жанру, как балет; вызвать эмоциональный отклик у детей к музыке П.И.Чайковского;

  2. Образовательные: научить анализировать музыкальные сочинения на примере фрагментов из балета;

  3. Развивающие: развить воображение, мышление, внимание.

Музыкальный репертуар:

Музыка П.И.Чайковского из балета «Спящая красавица», фрагменты балета.

Оборудование: Проектор, музыкальное сопровождение, красочная палитра.

Тип урока: усвоение новых знаний.







Ход урока:

  1. Организационный этап.

Вход в класс под музыку. Звучит вальс из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица» (фрагмент). Приветствие.

  1. Введение в тему урока.

Учитель. Ребята! Вы вошли в класс под звуки музыки. Она приглашает нас с вами на встречу с прекрасным миром сказки. Если бы сказка имела возможность сегодня обратиться к вам, мне кажется, она сказала бы следующие слова:

Дорогие ребята!

Я очень скучаю без вас, мои юные друзья! Вы, современные школьники, всё больше увлекаетесь компьютерными играми и мобильными телефонами, и совсем забыли обо мне. Вы перестаёте читать книги и забываете о любимых сказочных героях. Прошу вас, вспомните о нас!

С любовью к вам, ваша Старая сказка.

  1. Работа по теме урока.

Учитель. Давайте не будем больше огорчать сказку, тем более что тема нашего урока - балет П.И.Чайковского «Спящая красавица».
Знакома ли вам сказка о спящей красавице? Знаете ли вы, что такое балет?

Учащиеся: Да.

Учитель. Композитор П.И. Чайковский, сочинивший для нас эту кра-сивую музыку, выбрал для этой сказочной истории удивительный музыкальный жанр - балет. Удивительный потому, что в балете соединяются сразу несколько видов искусства - музыка, живопись и танец.

Одному композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать балетный спектакль. Для его музыки нужны исполнители - танцоры и музыканты. А для артистов нужны костюмы и декорации на сцене. Балет создаётся многими людьми, и это очень увлекательный и интересный труд. А вы хотели бы сейчас, на нашем уроке, ощутить себя в роли автора балета или одного из его создателей? Почувствовать себя в роли танцора, художника или музыканта?

Учащиеся: Да, хотим.

Сюжетно-ролевая игра «Творческая мастерская»

Учитель. Для этого я предлагаю вам немного пофантазировать, и то-гда наш класс может превратиться в «творческую мастерскую». А вы, ребята, станете на время нашего урока - «мастерами».

Итак, первыми в нашей «мастерской» будут творить «музыканты». Ведь основа любого балета - это музыка. Каждый композитор должен в совершенстве владеть средствами музыкальной выразительности. Я хочу попросить вас выйти ко мне «музыкантов». Они расскажут нам, что помогает композиторам сочинять музыку. А им, в свою очередь, поможет вот эта музыкальная палитра.

Примечание: палитра представляет собой красочное, плоскостное изображение палитры из картона с семью основными красками. На красках написаны основные музыкальные термины, относящиеся к средствам музыкальной выразительности. Это - мелодия, ритм, темп, лад, динамика, регистр, тембр. В центре палитры, находится вращающаяся стрелка в виде скрипичного ключа. Каждый музыкант вращает стрелку-ключ и рассказывает об одной из музыкальных красок.

Учитель. Наши «музыканты» напомнили нам, какими выразительными средствами обладает музыка. Композитор П.И. Чайковский был большим мастером своего дела. Я предлагаю нам вернуться к музыке его балета «Спящая красавица» и прослушать вступление к нему. Если вы будете внимательными слушателями, то сможете представить себе некоторых героев этой сказки. Вы, готовы? Начинаем.

Слушание музыкального фрагмента балета «Две волшебницы»

Учитель. Ну что, узнали кого-нибудь из героев сказки в этой музыке?

Как отличаются наши персонажи, какая разная музыка их изображает?

Учащиеся: Фея Сирени и фея Карабосс. Отличаются грмкой, страшной и спокойной, весёлой мелодией.

Учитель. Правильно! Первой появляется фея Карабосс - злая колду-нья. Её переполняет злоба и ненависть, оттого, что её не позвали на королевский бал. За ней появляется фея Сирени - крёстная нашей принцессы. У каждой из волшебниц на балу должен быть соответствующий её образу наряд. Вы не забыли о нашей игре в «мастеров»? Сейчас нам нужны будут «художники», для того, чтобы создать красочное полотно, из которого можно будет сшить платья для наших волшебниц. Кто хочет попробовать себя в роли «художников»? Смелее, не бойтесь! Вас ждёт очень интересная работа. Для выполнения задания вызывается несколько человек.

Дифференцированное задание на цветовосприятие музыки.

Примечание: при выполнении задания учащиеся должны разделиться на две группы по три. Первая создаёт «красочное полотно» для феи Карабосс, вторая группа - для феи Сирени. Дети работают на обратной стороне палитры, которая имеет белый цвет. Каждой группе нужно выбрать нарезанные кусочки цветной бумаги, приготовленные заранее учителем, и расположить их на палитре согласно цвету и звучащему в данный момент музыкальному фрагменту. Я предлагаю следующую цветовую гамму: чёрный, серый, коричневый, сиреневый светлый, сиреневый тёмный.

Учитель. Мы с вами, не будем мешать нашей творческой группе «художников», а попробуем нарисовать музыку сами. Возьмите листочки бумаги у вас на столе карандаши. Когда зазвучит музыка, попробуйте нарисовать мелодические линии, звучащие в ней. Нарисуйте то, как музыка движется, как меняется характер её исполнения.

Повторное слушание музыкального фрагмента «Две волшебницы».

Во время прослушивания музыки, задания выполняются одновре-менно, как группой «художников», так и всем классом.

Учитель. Итак, выполнять это задание вам помогала сама музыка. Давайте послушаем сначала наших «художников», выбиравших цветовую гамму для нарядов волшебниц. Что они выбрали и почему?

Ответы учеников работающих в группе.

Учитель. У феи Карабосс преобладают тёмные цвета, потому что, она является олицетворением тёмных сил. Если вспомнить сказку, то именно она, подстроила так, что принцесса уколов свой палец заснула на долгие сто лет. А вот фея Сирени, напротив, вся очень светлая, красивая и цветущая. Словно красивый цветок.

Учитель. А теперь покажите мне, какие линии вы нарисовали при прослушивании музыки о волшебницах.

Ответы учеников класса.

Учитель. Да, действительно. Посмотрите на свои рисунки. Видите, как по-разному, вы изобразили мелодические линии в музыке. У феи Карабосс - линии резкие, ломанные, а у феи Сирени - они плавные и мягкие.

Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот приём, называется - контрастом. Им пользуются не только музыканты, но и художники.

Звучит фрагмент вальса из второго действия балета. (Фонохрестоматия для 3-го класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

Учитель: Как же называется танец с такой плавной, словно льющейся мелодией?

Учащиеся: Это вальс.

Учитель: Я напоминаю вам, что балет, это спектакль, объединивший в себе сразу несколько видов искусства. Это - музыка, живопись и танец. Вы, не забыли о нашей «творческой мастерской»? В ролях «музыкантов» и «художников» вы уже побывали. Теперь настало время, попробовать себя в другой роли и почувствовать себя «танцорами».

Повторное слушание музыкального фрагмента вальса. Во время звучания музыки, дети выполняют покачивания телом, взмахи руками, повороты головой в характере музыки.

Учитель: Вам понравилось двигаться под музыку? Почувствовали её ритм, движение. Не устали? А теперь я предлагаю вам посмотреть фрагмент спектакля в исполнении настоящих артистов балета.

Учитель демонстрирует на экране видеофрагмент балета «Спящая красавица» .

  1. Закрепление темы урока.

Учитель. Пришла пора закрывать нашу «творческую мастерскую». В ней вы смогли побывать в роли «музыканта», почувствовать себя немного «художником» и «танцором». Кто знает, может быть, кто-то из вас в будущем, сможет по-настоящему сочинить свою музыку для балета, стать известным художником или профессиональным танцором.

Если вас пригласят на балет, с каким настроением вы пойдёте на этот спектакль?

Ученики отвечают.

Учитель. В начале нашего урока я обратилась к вам со словами от имени сказки. Встреча с ней подошла к концу. Давайте закончим урок исполнением песни о сказке, и тем самым скажем ей: «До свидания!».

Исполняется первый куплет песни в ансамбле с учителем, проводится работа над возникшими трудностями в исполнении.

  1. Рефлексия.





© 2010-2022