Духовная музыка. Образы духовной музыки

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. Содержание материала соответствует всем требования ФГОС преподавания предмета "Музыка". Цели: 1.     Познакомить с духовной музыкой, колокольном звоном как ярким явлением русской Православной культуры. 2.     Различать русские народные песни и церковное пение. Понятие духовная музыка представления на примере традиций русского народа - возникновение колокольного звона, его значение в жизни руского народа.  Задача – исследовать, где звучал колокол,...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Бородинская средняя общеобразовательная школа»

администрации муниципального образования Киреевский район


ПЛАН


Урока по музыке в 6 классе

по теме:

«Духовная музыка. Образы духовной музыки».



Выполнила:

учитель музыки Деринг Ю.Е.











2013 год

п. Бородинский



Тема урока: «Духовная музыка. Образы духовной музыки».

Цели:

  1. Познакомить с духовной музыкой, колокольном звоном как ярким явлением русской Православной культуры.

  2. Различать русские народные песни и церковное пение.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, колокольчик, картина колокола.


Звучит колокольный звон


Учитель: Здравствуйте ребята. Скажите, пожалуйста, что за звук открыл наш урок? (Это был колокольный звон)

Учитель: Правильно. А где можно услышать колокольный звон?

(на улице, в церкви, по телевизору)

Учитель: Наш сегодняшний урок будет посвящён духовной музыке, замечательному явлению - колокольному звону

- Скажите, пожалуйста, а можно ли колокола назвать музыкальным инструментом? (Да)

Учитель: А почему?

(Потому что когда звенят колокола, то можно услышать в звоне мелодию)

Учитель: Правильно, молодцы. Как вы думаете, колокольный звон - это новое явление или нет?

(Нет, это было придумано давно.)

Учитель: Если придумано давно, то должны остаться доказательства. Наша сегодня задача - исследовать, где звучал колокол, где можно услышать духовную музыку и какое место он занимает в душах русских людей. А в какое время мы чаще всего встречаем звон колоколов и в каких местах?

(В церкви, в церковные праздники на пасху)

Учитель: Верно, в эти дни можно услышать один из самых красивых праздничных звонов, где звучат все колокола и большие и малые. Раз мы об этом заговорили, то вы уже знаете, что колокола бывают и большие и малые. Многим большим колоколам давали имена. А какие вы знаете имена колоколов?

(Реут, Лебедь, Сысой)

Учитель: А теперь назовите имя самого большого колокола не только в России, но и во всём мире.

(Царь - колокол. Он находится в Москве, но только он не звучит, потому что поломан)

Учитель: Правильно ребята, а где отливали самые лучшие колокола?

Ученик: Самые лучшие колокола отливали в России. Они настолько разные, звонкие да певучие, что в Суздале даже устраивали колокольные концерты, в которых были задействованы все колокола и большие и малые.

Учитель: Давайте с вами посмотрим фрагмент.

Презентация. Прослушивание музыки.

Учитель: В каком веке появились первые колокола на Руси?

Ученик: Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, и на протяжении многих веков сопровождали своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возмещали время труда и отдыха, время веселья и скорби. Колокольный звон служил мерилом праведности и добра:

"Голос чище звона"; "Слава, что звон" - так говорили о том, что было достойно высшей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.

Учитель: Правильно ребята. Люди с большим уважением и любовью относились к колоколам. Давайте послушаем, как это сказано в стихах.

Дети читают стихи.

Учитель: Не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обидел вниманием колокола и русская классическая музыка. Давайте послушаем фрагмент П.И.Чайковского Увертюра "1812"

Прослушивание.

Учитель: Как вы думаете, о чём говорит этот звон о празднике или несчастье?

(Дети отвечают)

Учитель: У каждого колокола особенный, неповторимый голос. Их можно разделить по группам. А вы знаете, по какому признаку это можно сделать?

(По величине, по месту изготовления)

Учитель: Ребята, а где находились колокола, как назвали эти помещения?

(Колокольня, звонница)

Учитель: Почему называли колокольня - это понятно, а почему звонница?

(Потому, что от туда лился колокольный звон)

Учитель: А как называли человека, который звонил в колокола?

(Звонарь)

Учитель: Как вы думаете - это лёгкое или трудное дело?

(Трудное)

Учитель: Это не просто трудное, а очень трудное дело. Например, колокольня Ивана Великого имеет 4 яруса, 37 колоколов. Чтобы попробовать себя в роли звонаря, я предлагаю вам ритмичную игру "Праздничный звон"

Игра.

Учитель: Молодцы. Ребята, а вы знаете легенды связанные с колоколами?

(Их очень много). Дети рассказывают легенды.

Учитель: Знаете ли вы какое церковное пение было в Древней Руси?

Ученик: Церковное пение было одноголосным, унисонным, мужским. Ещё одно отличительной чертой русской православной музыки являлось пение без сопровождения - капелла. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, овладевая церковной музыкальной культурой пришедшей на Русь из Византии, неизвестные создатели гимнов сразу не могли запеть на чужом языке, поэтому обогащали церковное песнопение родными русскими напевами, интонациями. А уже в середине 17 века, стало распространяться многоголосное пение.

Учитель: Сколько голосов колеблется в многоголосном пении?

(от 3 до 8)

Учитель: В каком веке появился новый жанр - многоголосный духовный концерт? (в 18 веке)

Учитель: На какие два слова, можно разделить это название? ( Много голосов).

Учитель: Абсолютно верно. А можно ли сейчас в классе, изобразить многоголосное пение? (Можно)

Учитель: Почему? (Потому что нас много)

Учитель: Ну, что давайте попробуем?

Исполняют песню.

Учитель: Молодцы! Как вы считаете, сколько голосов может быть в многоголосном пении. (4, 8, 10).

Учитель: В духовной музыке важную часть занимает многоголосное пение, эту музыку можно услышать в церквях. Давайте сейчас представим, что мы в храме прослушаем мелодию «Аве, Мария» и посмотрим фрагмент.

Презентация.

Учитель: У хора в церкви есть специальное место оттуда не видно поющих, но голоса разносятся по всему храму, создавая ощущения действительно неземного звучания. Мы с вами проведём небольшую викторину.

Викторина

Учитель: В молитве человек обращается к Богу, со своим самыми сокровенными мыслями. С просьбой поддержать в трудные минуты жизни, помочь найти верное решение сложных жизненных проблем. И в нашей стране сейчас идут сложные жизненные проблемные ситуации. Мы с вами молитву исполнить не сможем, но поддержать Россию с песней Моя Россия, наверное, у нас получится.

Ученики исполняют песню «Моя Россия»

Учитель: Сегодня мы с вами побывали в прошлом. Скажите, что вам понравилось? Какие мелодии? (Дети отвечают). Я думаю, вам ещё не раз захочется побывать в разных временах и послушать, какая музыка звучала XII, XIII веках. Говорят: Икона - молитва в красках, храм молитва в камне, колокол - молитва в звуке. Звучит колокольный звон. И я вам желаю, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик. Всем спасибо за урок. До свидания.

© 2010-2022