Методическое сообщение на тему: Сценическое волнение

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическое сообщение на тему:

"Сценическое волнение.

Механизмы психологического управления собой."



Исполнитель:

преподаватель

МБОУ ДОД КГО "КДМШ"

Царегородцева Н.Г.



г.Кушва, 2013 г.

Почти все музыканты боятся в какой-то момент. Страх может быть разной степени - от легкого волнения и ощущения, которое описывают словами «бабочки в животе», до очень сильного страха с физическими симптомами, такими, как сильная дрожь и потливость. Но как преодолеть страх перед сценой? Как научиться играть в любое время в любом месте, не боясь ничего! Если у нас перехватывает дыхание, руки трясутся, а лоб весь в поту - то, можно сказать, что приближается катастрофа. Но когда это случается каждый раз, то страх перед сценой может быть все сильнее и сильнее, и в конце концов мы можем решить, что выступления - это не для нас. Это что-то вроде замкнутого круга.

Во-первых, поговорим о том, почему это происходит? Мы репетировали, готовились, мы знаем, что можем играть это красиво. Но в присутствии других людей все наши труды оказываются напрасными. Почему? Есть два стойких мифа о страхе перед сценой:

  • Если я выступлю хорошо, я перестану бояться

  • Мне нравится играть, но я никогда не стану исполнителем

Утверждение, что хорошее выступление «вылечивает» страх сцены ошибочно. Повышение уровня игры, безусловно, повысит нашу уверенность. Но скорее всего, большую часть времени мы по-прежнему будем играть наедине с собой, лишь изредка выступая перед другими. Так что опыт выступлений накапливается гораздо медленнее, чем опыт игры. Как правило, академ.концерты и другие «принудительные» выступления не помогают бороться со страхом, они лишь усугубляют его. Но мы же занимаемся! Разве это не поможет? Поможет! Узнать свой инструмент и музыку, которую мы исполняем . Но заниматься дома, когда мы сами - единственный слушатель, когда мы можем в любой момент остановиться и начать снова - это совсем не то же самое, что выступать на сцене.

Сцена - это совершенно другой набор обстоятельств. Другой инструмент, другое помещение, другой цвет стен, другие звуки и запахи, и самое главное - другие люди! В отличие от занятий, мы не можем прерваться и начать заново, мы должны играть от начала до конца. Плюс ко всему, большинство людей ожидают от себя совершенства, когда ты выступаешь.Не удивительно, что наши разум и тело реагируют страхом на такую ситуацию - это вполне естественно.

Механизм психологического управления собой на сцене очень сложен. Во- первых необходимо иметь точную цель. На сцене наслаждаются только делитанты, а профессионалы занимаются делом. Если мы на сцене начинаем переживать, у нас разлаживается все!

Необходимо владеть процессом, находиться на расстоянии от эмоции. Все рассчитать! И доносить до слушателя свою идею, а самому не участвовать!

Как вести себя на сцене? Сесть на стул и обвести вокруг себя круг,как в фильме "Вий", границу расчертить мысленно и зрительно. Это тренируется. Концентрация внимания тренируется на каждом уроке: пошагово ставятся задачи и выполняются. Психологи заметили, что второй стресс человек переживает меньше, чем первый. А так как сцена - это стресс, усилие над собой, преодоление себя, необходимо проводить огромную работу над своими ощущениями, убирать спазм, включать воображение. После выступления обязательно проанализировать своё состояние.

Что можно посоветовать юному музыканту? Учиться выступать перед людьми! Как? Просто начать это делать. Пригласить друзей и играть для них. Играть для любого, кто готов слушать, в любое время. Например, можно попробовать:

  • Сыграть небольшую песенку в магазине музыкальных инструментов (если это разрешено, конечно. Но чаще всего - разрешено)

  • Спеть вашу любимую песню друзьям, чаще играть для них

  • На дне рождении у каждого друга устраивать концерты

  • Хотя бы просто открывать окна, когда вы занимаетесь на фортепиано.

Дело в том, что надо просто выступать перед другими людьми: играть на фортепиано, петь, танцевать, читать стихи. Надо уметь преодолевать себя и себя реализовывать!

Реальность жизни такова, что многие хотели бы научиться играть на фортепиано, но это остается лишь мечтой. Поэтому когда они видят, как играют музыканты, они думают: «Ничего себе, хотел бы я уметь так играть!" И только настоящий музыкант знает цену сценическому волнению!


© 2010-2022