- Преподавателю
- Музыка
- Реферат на тему: работа над дикцией в детском хоре
Реферат на тему: работа над дикцией в детском хоре
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черкашина И.А. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Методика преподавания хоровых дисциплин
Тема: Работа над дикцией в детском хоре
Дикция- это ясность, разборчивость, правильность произношения текста. В пении она играет большую роль. Вопрос дикции получил значительное освещение и развитие в работах педагогов и исследователей певческого голосообразования (Краснощеков, Соколов, Струве, Виноградов, Апраксина и др.)
Выделяют две формы неправильной дикции:
1.Вялая- согласные произносятся нечетко, а гласные лишены свойственной им формы.
2.Утрированная, лишающая пение необходимой «вокальности».
Под хоровой дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистое и ясное звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом.
Кроме того, необходимо знать и практически применять правила культуры речи (верное ударение в словах, орфоэпии - правильное произношение гласных и согласных в словах и словосочетаниях, правильность логики речи- выделение главного слова несущего логическое ударение и помогающее понять смысл фразы).
Звукообразующими органами являются: губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками. Все это называется артикуляционным аппаратом.
Работа артикуляционного аппарата для достижения хоровой дикции называется - артикуляция.
У юных певцов артикуляционный аппарат работает слабо: скован, зажат. Этот недостаток необходимо сразу же устранять, путем мягкого опускания челюсти при полном спокойствии лицевых мышц.
Как известно, звуки человеческой речи делятся на гласные и согласные:
Гласные:
-основные (И, Э, А, О, У, Ы)
-составные (йотированные)
Е- ( й + э)
Ё- ( й + о)
Ю- ( й + у)
Я- ( й + а)
Согласные:
-звонкие ( Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, Р)
-глухие (П, Ф, С, Т, Х, К, Ч, Ш, Щ)
-сонорные (Л, М, Н, Р)
Основу вокальной дикции составляет: звучание определенного певческого тона, который остается неизменным при произношении различных гласных, а так же их колебаний.
Таким образом, в пении происходит округление гласных связанное с техникой певческого голосообразования.
Вокальная дикция- требует повышенной активности артикуляционного аппарата, вялость обычно является главной причиной плохого пения- гласные и согласные не имеют необходимой ясности, четкости и устойчивости. Артикуляционный аппарат доступен непосредственному наблюдению и контролю, как со стороны педагога, так и со стороны самого учащегося.
Условие грамотного звукообразования является правильно открытый рот, свободно опущенная челюсть, активные губы, четко артикулирующий звук.
Требования:
1.воспитание напевного протяжного звучания голоса. Гласные звуки являются основой пения, дающие протяжность, силу и окраску звука.
Нередко в начале обучения пения дети не поют, а декламируют текст песни. Учитель должен сразу объяснить, что петь- это тянуть звук, т.е. протяжно исполнять каждый звук, для того чтобы пение было красивым и правильным надо округлять и мягко исполнять все гласные звуки. Петь надо звонко, светло, мягко, легко не форсированным звуком.
Огромную роль для правильности дикции в пении играют согласные звуки и их взаимоотношение с гласными.
Согласные звуки нужно произносить кратко и четко.
Многие из согласных звуков для своего образования требуют значительного выдоха или активного движения языка. Согласные звуки имеют решающее значение для смыслового восприятия текста, поэтому в работе с хором они требуют особого внимания.
В практике существует образное сравнение: гласные- река, согласные- берега.
2.следует обратить внимание в работе над согласными звуками.
- чтобы между согласными не возникал лишний голосовой призвук «ы».
- не превращать звонкие в глухие из- за вялости в артикуляции.
Пример: облака.
- избегать « заикания»
Пример: белый.
- все свистящие говорят коротко.
- согласную « р » говорят утрировано.
У младших школьников встречается дефект речи- помогают специальные упражнения.
Очень важно соблюдать правильное соотношение ударных и безударных слогов в тексте, типичная ошибка - выделение безударных окончаний и слов.
Руководителю хора необходимо постоянно следить за осмысленным, правильным произношением. Соблюдение смысловых ударений в словах, музыкальной фразировке, которая должна соответствовать смыслу исполняемой песни.
Важным методом воспитания правильного певческого звука является показ самим учителем, а так же лучшими учащимися. Демонстрация правильного звучания и ошибочного.