Реферат на тему: работа над дикцией в детском хоре

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РЕФЕРАТ

По дисциплине: Методика преподавания хоровых дисциплин

Тема: Работа над дикцией в детском хоре







Дикция- это ясность, разборчивость, правильность произношения текста. В пении она играет большую роль. Вопрос дикции получил значительное освещение и развитие в работах педагогов и исследователей певческого голосообразования (Краснощеков, Соколов, Струве, Виноградов, Апраксина и др.)

Выделяют две формы неправильной дикции:

1.Вялая- согласные произносятся нечетко, а гласные лишены свойственной им формы.

2.Утрированная, лишающая пение необходимой «вокальности».

Под хоровой дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистое и ясное звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом.

Кроме того, необходимо знать и практически применять правила культуры речи (верное ударение в словах, орфоэпии - правильное произношение гласных и согласных в словах и словосочетаниях, правильность логики речи- выделение главного слова несущего логическое ударение и помогающее понять смысл фразы).

Звукообразующими органами являются: губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками. Все это называется артикуляционным аппаратом.

Работа артикуляционного аппарата для достижения хоровой дикции называется - артикуляция.

У юных певцов артикуляционный аппарат работает слабо: скован, зажат. Этот недостаток необходимо сразу же устранять, путем мягкого опускания челюсти при полном спокойствии лицевых мышц.

Как известно, звуки человеческой речи делятся на гласные и согласные:

Гласные:

-основные (И, Э, А, О, У, Ы)

-составные (йотированные)

Е- ( й + э)

Ё- ( й + о)

Ю- ( й + у)

Я- ( й + а)

Согласные:

-звонкие ( Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, Р)

-глухие (П, Ф, С, Т, Х, К, Ч, Ш, Щ)

-сонорные (Л, М, Н, Р)

Основу вокальной дикции составляет: звучание определенного певческого тона, который остается неизменным при произношении различных гласных, а так же их колебаний.

Таким образом, в пении происходит округление гласных связанное с техникой певческого голосообразования.

Вокальная дикция- требует повышенной активности артикуляционного аппарата, вялость обычно является главной причиной плохого пения- гласные и согласные не имеют необходимой ясности, четкости и устойчивости. Артикуляционный аппарат доступен непосредственному наблюдению и контролю, как со стороны педагога, так и со стороны самого учащегося.

Условие грамотного звукообразования является правильно открытый рот, свободно опущенная челюсть, активные губы, четко артикулирующий звук.

Требования:

1.воспитание напевного протяжного звучания голоса. Гласные звуки являются основой пения, дающие протяжность, силу и окраску звука.

Нередко в начале обучения пения дети не поют, а декламируют текст песни. Учитель должен сразу объяснить, что петь- это тянуть звук, т.е. протяжно исполнять каждый звук, для того чтобы пение было красивым и правильным надо округлять и мягко исполнять все гласные звуки. Петь надо звонко, светло, мягко, легко не форсированным звуком.

Огромную роль для правильности дикции в пении играют согласные звуки и их взаимоотношение с гласными.

Согласные звуки нужно произносить кратко и четко.

Многие из согласных звуков для своего образования требуют значительного выдоха или активного движения языка. Согласные звуки имеют решающее значение для смыслового восприятия текста, поэтому в работе с хором они требуют особого внимания.

В практике существует образное сравнение: гласные- река, согласные- берега.

2.следует обратить внимание в работе над согласными звуками.

- чтобы между согласными не возникал лишний голосовой призвук «ы».

- не превращать звонкие в глухие из- за вялости в артикуляции.

Пример: облака.

- избегать « заикания»

Пример: белый.

- все свистящие говорят коротко.

- согласную « р » говорят утрировано.

У младших школьников встречается дефект речи- помогают специальные упражнения.

Очень важно соблюдать правильное соотношение ударных и безударных слогов в тексте, типичная ошибка - выделение безударных окончаний и слов.

Руководителю хора необходимо постоянно следить за осмысленным, правильным произношением. Соблюдение смысловых ударений в словах, музыкальной фразировке, которая должна соответствовать смыслу исполняемой песни.

Важным методом воспитания правильного певческого звука является показ самим учителем, а так же лучшими учащимися. Демонстрация правильного звучания и ошибочного.



© 2010-2022